СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта "Игра -как метод познавательной деятельности обучающихся на уроках истории"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание опыта работы учителя историии.Активизация интереса обучающихся через игровые элементы.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы Кочетковой Е.И - копия»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Спасская средняя общеобразовательная школа»

Большеигнатовского муниципального района РМ





Описание опыта педагогической деятельности


«Игра-как один из методов в развитии познавательной деятельности обучающихся на уроках истории»

















Автор опыта: Кочеткова Елена Ивановна,

учитель первой категории

истории и обществознания



село Спасское

2018



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………………….. 3

1.Место игры в современном образовании………………………………………. 6

2.Классификация игр на уроках истории……………………………………………. 8

2.1 Деловые игры ……………………………………………………………………………….. 9

2.2 Ретроспективные игры……………………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………………………………..11

Список источников и литературы………………………………………………………… 12

Приложения…………………………………………………………………………………………… 13





























ВВЕДЕНИЕ

        Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Редко встретишь ребенка (да и взрослого), не участвующего в определенный момент в какой-либо игре.

        Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на обычном занятии. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое значение в жизни дошкольника, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Нередко игра служит поводом для сообщения новых знаний, для расширения кругозора.

        Игра имеет значение и для формирования дружного коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду. Все эти воспитательные эффекты опираются на то влияние, которое оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, учиться находить и принимать решения, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях, учиться сознательности, неординарности поведения, умению адаптироваться в имеющихся условиях, заданных игрой, учиться умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствия от общения с партнерами, учиться создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для дошкольника.

        Рассматривая проблему взаимосвязи игры и обучения, А.В. Запорожец отмечал, что нельзя противопоставлять игру обучению, а необходимо выяснить, как в игре осуществляется обучение и как оно влияет на развитие способностей детей. Он указывал, что обучение на разных возрастных этапах имеет свои особенности, это может быть манипулирование с предметами, игра и специальная учебная деятельность. По его мнению, в игре продолжается обучение в широком смысле.

Сегодня другие школьники, другие программы, другая история. Требуется высокий уровень мотивации осознанной потребности в усвоении знаний, умений, навыков, чтобы школьник, стал активным и заинтересованным на уроке. Одной из форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной работу учащихся не только на творческо-поисковом уровне, но и в будничных «шагах» по изучению и усвоению фактов, дат, имен, является игра; актуальность игры в настоящее время повышается из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Телевидение, компьютерные сети увеличили поток получаемой детьми информации, но все эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Актуальность опыта

     В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках истории. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания. Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.

     Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, решить эту проблему может использование игры на уроках истории, различные виды творческих работ.

Цель данного опыта описание и анализ игровых технологий в процессе обучения вообще и в преподавании истории, в частности. Рассмотрение возможности игровых технологий и классификации игр.

Уровень изученности проблемы:

Подробный анализ педагогических технологий вообще и игровых технологий в частности, дает в своей книге «Современные образовательные технологии» Г.К. Селевко. Также вопросы применения игр в учебной деятельности достаточно подробно рассматриваются в книге Л.П. Борзовой «Игры на уроке истории», Коротковой М.В. «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории»

Разработки игровых внеклассных мероприятий по истории, праву и другим предметам содержатся в книге «Интеллектуальные праздники, викторины, Дни знаний в школе», авторами которой является группа методистов по работе с одаренными детьми. Группа авторов из Волгограда под руководством В. В. Гуковой в пособии «История. Технологии современного урока» предлагают рекомендации по методическому наполнению всех составляющих урока от изучения нового материала до контроля и проверки знаний игровыми ситуациями, как одной из современных средств обучения. Н.Н. Ярцева в работе «История. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях» утверждает, что игра является важнейшим фактором и обучения, и свободного творчества ученика, требующего умственного напряжения, и эмоционального комфорта, и развития всего духовного облика школьника.

1. Место игры в современном образовании

        В последние годы государство предъявляет высокие требования к качеству образования. В связи с чем, разрабатываются новые образовательные стандарты, имеющие целью ускорить совершенствования образовательного пространства, учитывающие государственные, социальные и личностные потребности и интересы граждан нашей страны.

ФГОС второго поколения позволяет по новому взглянуть на формы организации образовательного процесса и технологии обучения на первой и второй ступени образования. Мы видим кардинальные перемены в структуре организации образовательного процесса, в основе которой лежит развития универсальных учебных действий (УУД), что подразумевает ориентацию на системно-деятельностный подход в обучении учащихся. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества.

  1. создание учебных ситуаций (ситуация-проблема — прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения);

  2. учебно-исследовательская деятельность (урок-рассказ об известных людях; урок - защита исследовательских проектов);

  3. коммуникативно-диалоговая технология (обучающиеся учатся высказывать своё мнения, грамотно выстраиваю свою речь);

  4. технологии практической деятельности обучающихся (упражнение, тренировка, лабораторная работа и др.)

Педагогическая игра обладает четко поставленной целью обучения и соответствующим ей пе­дагогическим результатом. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и си­туаций, выступающих как средство побуждения, стимули­рования к учебной деятельности, что соотносится с целями и задачами по повышению качества образования, поставленными ФГОС второго поколения.

Роль игровых технологий в образовательном процессе трудно переоценить, поскольку игра явление многофункциональное:

  1. игра — сильнейшее средство социализации ребенка, воздействия на становление личности, усвоение зна­ний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников (социализация);

  2. игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообра­зию эмоций в восприятии всего существующего в жизни (коммуникация);

  3. игра важна как сфе­ра реализации человека как личности. Процесс игры — это пространство самореализации (самореализация).

  4. игра может и дол­жна быть использована для преодоления различных труд­ностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении (игротерапия).

Таким образом, включение педагогической игры в процесс обучения, как составляющую педагогической технологии позволяет выстраивать образовательное пространство согласно требованиям, предъявляемым ФГОС второго поколения к организации процесса обучения.





















2.Классификация игр на уроках истории

Классификация по сущностной игровой основе выглядит следующим образом:

- игры с правилами;

- ролевые игры;

- комплексные игровые системы (например, КВН).

Также важна классификационная модель по структурным элементам урока в зависимости от дидактических целей игры:

  • игры для изучения нового материала;

  • игры для закрепления;

  • игры для проверки знаний;

  • обучающие игры;

  • релаксационные игры-паузы.

Несомненным достоинством является то, что посредством игр знания синтезируются, становятся более жизненными. В этом смысле имеет право на существование классификация по межпредметпым связям:

- историко-литературные;

  • историко-филологические;

  • историко-географические и т.д

Иногда, планируя учебный процесс, необходимо разделить обучающие игры по источнику познания;

  • игры на основе работы с наглядностью;

  • игры на основе практической работы;

- игры на основе устного изложения учебного материала.

В определенных случаях важно разделять игры по коллективу участников:

- на групповые;

- индивидуальные;

- диалоговые (парные);

В. Г. Семенов выделил:

  1. интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика (ребусы, кроссворды);

  2. интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика (сюжетно-ролевые игры);

  1. неинтерактивные игры (индивидуально-игровые задания).

Этот же исследователь классифицирует игры по степени импровизации:

  1. игры с ролями и сюжетом (импровизированные);

  2. игры с четким каноническим сюжетом (канонические);

  3. бессюжетные игры (кроссворды).

Приведенные классификации игр показывают, прежде всего, различие между играми с четкими внешними заданными правилами (или жестко прописанным сюжетом), отступать от которых нельзя, и играми без внешних правил, основанных на импровизации и внутренней логике моделируемого процесса. Эти игры существенно различаются не только по своим целям и содержанию, но и по степени воздействия на интеллектуальную и эмоциональную сферу учеников.

Г. К. Селевко подразделяет игры на деловые и ретро­спективные.









Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с изучаемой исторической обстановкой, ученик получает в ней роль нашего современника или потомка, исследующего исторические события (археолога, писателя, журналиста).Существуют два вида деловой игры:

игра-обсуждение, в процессе которой обсуждается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы ученых, круглые столы журналистов, телемосты и киностудии и др.). Такая игра строится на учебном диалоге с большой долей импровизации;

игра-исследование, которая также строится на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы, основана на индивидуальных действиях «героя» -ученика, который пишет письмо, очерк, школьный учебник, фрагмент книги, газетную статью или доклад о том или ином историческом событии.

Примером деловой игры может быть урок-суд «Наполеон Бонапарт: личность в истории» (деловая игра с элементами ролевой игры), в которой ученики, примеряя на себя роли современников Наполеона Бонапарта и выражая своё мнение об этом человеке, в ходе судебного процесса пытаются выяснить его роль в мировой истории.

Ретроспективная игра моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев тех или иных событий. Эти игры, условно, можно разделить на ролевые и не ролевые. Ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей – участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, театрализованная игра и проблемно – дискуссионная игра.

Технология опыта

Мой педагогический стаж 29 лет. У меня нет проблем ы построения урока, но всегда хочется ,чтобы он больше заинтересовывал детей и приносил результаты. Поэтому своей преподавательской деятельности применяю различные виды исторических игр: игры-викторины, деловые игры, комплексные игровые системы. В игровой форме провожу изучение нового материала по темам «Встреча миров» в 7 классе и «Деятельность Александра Первого» в 8 классе (обе игры являются ролевыми У каждой роли - свое задание, свои функции .Для закрепления и проверки знаний я традиционно провожу игры-викторины по темам например: «Эпоха Петра I» (7 класс), «Великая Отечественная война» (9 класс). Чаще всего эти викторины проходят у меня в форме игр «Что? Где? Когда?» и занимают целый урок.





































ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Практика показывает, что игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Учеба - это труд, а полноценную трудовую деятельность можно сформировать лишь тогда, когда трудятся двое: учитель и ученик.

Практика показывает, что игра на уроке - это занятие серьезное. Она является одним из современных средств обучения, обладающим образовательной, воспитательной, развивающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Игра обеспечивает овладение знаниями, умениями, навыками.

Игра воспитывает культуру общения. Складывается новый демократический тип отношений между учащимися и учителем. Формируется ответственное отношение к учебе.

В процессе игр учащиеся учатся анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и явления. Развиваются навыки самостоятельной работы с учебником, документами, справочной литературой.

Таким образом, можно сделать вывод: игра - это яркий эмоциональный праздник, одна из эффективных форм обучения, которая должна включаться в учебный процесс в тесной связи с другими видами учебной работы. Она дает хороший результат. И это подтверждается качеством знаний учеников: результатами контрольных срезов, итоговой аттестацией.



СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борзова, Л.Н. Игры на уроках истории. Методическое пособие для учителя/ Л.Н. Борзова – М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001. 101 С.

  2. Горяйнов, С.Г. Задачник по истории России/ С.Г. Горяйнов – Ростов-на-Дону: «Феникс»,1996. 295 С.

  3. Гукова, В.В. История 5-11 классы. Технологии современного урока/ В.В. Гукова – Волгоград, 2009. 205 С.

  4.  Психология и педагогика игры дошкольника. / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М., 1966.

  5. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 1998. 215 С.

  6. Пряжникова, О.В. От теории к практике на уроках истории/О.В. Пряжникова//Эксперимент и инновации в школе – М. 2009 - № 6 – С. 37-42.

  7. М. А. Субботина “Игры и занимательные задачи по истории”, Можайск 2003 г. – С.21

  8. Ярцева Н.Н. История 5-10 классы. Игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях/Н.Н. Ярцева – Волгоград: Учитель, 2009. 95 С.













Приложение

Примеры некоторых игр.

С учащимися, которым трудно дается материал и которых трудно увлечь предметом, проводится игра «Реставрация». Для игры выбирается текст (легкий для восприятия) по изучаемой теме. Записывается каждое предложение с новой строки. Оно несет самостоятельную смысловую нагрузку. Затем разрезается текст на полоски так, чтобы на каждой помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. Это заготовка для игры, которая используется как индивидуальное задание. Ученик должен восстановить текст. Для удобства проверки нумеруются предложения в произвольном порядке. Можно в уголке каждой полоски написать определенную букву так, чтобы при правильном выполнении складывалось бы слово («молодец», «правильно» и т. д.).

Чтобы восстановить необходимый порядок, учащимся следует внимательно изучить смысл каждого предложения. В результате происходит достаточно качественное усвоение информации.

Для формирования практических навыков по уяснению хронологической последовательности исторических событий, динамическому повторению дат, развитию внимания и памяти используется игра «Исторические пятнашки». На доске рисуется квадрат с 9 клеточками, в которые вписаны даты. Дается задание: восстановить даты в восходящем хронологическом порядке. Показывая указкой на дату в квадрате, необходимо назвать событие, о котором идет речь. Выигрывает тот, кто более точно укажет на все даты за меньшее количество времени. Иногда дата подчеркнута, значит, об этом событии нужно рассказать более подробно.

Игра «Семь бед – один ответ»

Игра проводится в 6 классе после изучения «Истории средних веков». В игре участвуют 7учеников, жюри, помощники. Перед игрой проводится инструктаж.
Игра состоит из трёх уровней. На I уровне – 7игроков, на II уровень выходят 2 ученика, на III уровень – только 1 ученик. Всё зависит от быстроты ответа.
Помощники помогают в подсчёте ответов. Жюри оценивает ответы после каждого пройденного уровня. В конце игры подводятся итоги и поощряются победители.

9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!