Выступление на РМО учителей по теме
« Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ»
23.12.2022
Интерес к изучению ИЯ был всегда, но в современных условиях желающих связать свою жизнь с ИЯ все больше и больше. Возможностей для этого сейчас также достаточно. Это преподавание ИЯ в школе или вузе, переводоведение, работа в российских и зарубежных фирмах и т.д. Получить соответствующее образование сейчас также проще. Если раньше это был только педагогический вуз, то сейчас это и университеты, и колледжи, и краткосрочные курсы .
Как следствие, количество сдающих ЕГЭ и ОГЭ по ИЯ неуклонно растет. Лет 20 тому назад это были 1-2 учащихся. В прошлом году 3 учащихся сдавали ОГЭ и 6 ЕГЭ.
Другое веяние времени – это онлайн репетиторство, т е учащиеся имеют возможность выбирать. Я это только приветствую и не испытываю никакой ревности. Три урока в школе, плюс 2 занятия со мной, плюс 1 занятие с другим репетитором – это отличная языковая практика, разные подходы к преподаванию предмета, разные требования. Даже то, что голоса разные – все работает на успех.
Следующая особенность, это то, что ЕГЭ по ИЯ (как самому сложному предмету) выбирают самые сильные ученики, как правило отличники. Это дает учителю уверенность в том, что во время подготовки будет максимум внимания, сосредоточенности, заинтересованности в отличном результате.
Еще одна особенность в постоянно усложняющихся и обновляемых заданиях. По началу это была только письменная часть. Затем добавилась устная речь. К написанию личного письма добавили эссе. Через некоторое время усложнили написание эссе, добавив еще одну тему. Что сложного? Выбирай, что тебе нравится, в чем больше уверен, к чему лучше готов. Но, как нам объяснили на курсах по подготовке к ЕГЭ, если ты хочешь поступить в языковой вуз, выбирай первую, более сложную тему. 2-ая будет достаточной для технического вуза. Прошлый учебный год также не был исключением. Появилось задание проанализировать таблицу или диаграмму(по выбору), сделать необходимые сравнения, дополнить приведенный список показателей своим, сделать соответствующий вывод.
Из всего вышесказанного следует, что одного года на качественную подготовку к экзамену определенно не хватает, как минимум 2, а то и три года систематической работы.
Как проходят наши занятия? Это обычно 2 урока в неделю по 60 минут, начиная с середины сентября. Занятия не являются натаскиванием учащихся сегодня по грамматике, завтра по лексике. Сегодня это Present simple, через неделю past simple. Мы , естественно, занимаемся не по школьному учебнику. Школьный учебник – это база, не дающая необходимых знаний для сдачи экзамена. Учебники зарубежных изданий. Они обычно дорогие, но родители относятся к этому с пониманием. Учебники рассчитаны на несколько лексических тем с углубленным изучением грамматики, текстами для аудирования, чтения, рабочая тетрадь для закрепления знаний.
Вот учебники, по которым я занималась с детьми все эти годы. (Слайды):
Enterprise, Hotline, Spotlight, Laser B1, Laser B2
Занятия проходят по известной схеме: изучение материала темы, тест, работа над ошибками. И так до марта. С марта мы начинаем работать со сборниками ЕГЭ. Сначала только письменная часть. Мы прорешиваем варианты. При чем аудированием и чтением учащиеся занимаются самостоятельно дома, так как по времени это долго, и за 1 час мы сделаем очень мало. Но я уверена в том, что учащиеся выполняют эти задания самостоятельно. На совместных занятиях мы занимаемся лексико-грамматическими заданиями. Здесь мы не торопимся , часто останавливаемся на том или ином явлении. Приводим подобные примеры, вспоминаем правила. Я нацеливаю учащихся на отслеживание своих достижений, с тем чтобы правильных ответов с каждым разом становилось все больше , а число ошибочных сокращалось.
Личное письмо. С самого начала я настраиваю ребят на то, чтобы они писали электронное сообщение на не разлинованных листах А4. С какой целью? Для того, чтобы еще на подготовительном этапе учащиеся могли примерно отслеживать количество написанного и по отношению ко всей странице, и по примерно известному количеству слов на строчке. При вы полнении заданий 39 и 40 важно умение точно выражать свои мысли. Излишняя многословность - это источник ошибок. Предложение, написанное на 3-4 строчках, т е имеющее много причастных оборотов, сложноподчиненных предложений – это часто тупиковый вариант.
Задание 40 – это таблица и диаграмма, это не одна, это две разные темы. Учащиеся выбирают и работают по определенному плану. В интернете много предложений и образцов, опираясь на которые можно выполнить задание из 5 пунктов плана. Мы взяли за основу один из них. Каждый учащийся сам определил для себя шаблонные фразы и придерживался их в течение всего времени подготовки. Т е часть задания у них была уже готова. Это экономит время, позволяет сконцентрироваться на сути.
На что еще уходит час? Иногда я предлагаю учащимся тексты на аудирование. Контроль понимания – диалог по прослушанному или вопросы письменно, пересказ. В качестве дополнительного домашнего задания я прошу выучить слова, обозначающие знаки зодиака и особенности своего, названия цветов и деревьев, садовых и строительных инструментов. Мы повторяем страноведческий материал, чтение дробей, фразовые глаголы, идиомы, употребление которых отрабатываем в небольших ситуациях и т д. Много внимания я уделяю развитию умения быстро придумать предложение или ситуацию с каким-либо грамматическим или лексическим материалом. На всех однодневных курсах по подготовке к ЕГЭ в ЧИППКРО продавались диски с материалами по подготовке к экзаменам, я всегда покупала. Ребятам нравилось выполнять различные упражнения , включающие выбор ответа, описание картинки, определение лишнего слова , аудирование и т д.
Конец апреля- май – это подготовка к устному ответу. Мы обговариваем схему ответа, выбираем необходимые шаблонные фразы. И я с секундомером в руках слушаю каждого, обращаю внимание на ошибки. Обычно вариантов в сборнике мало, поэтому ищем в других источниках.
Чтение научно-популярного текста. Мы отчитываем все варианты. Обращаю внимание на звуки, интонацию перечисления, умение разбивать большое предложение на смысловые части, падающую интонацию в конце.Часто практикую неподготовленное чтение, когда мы читаем тексты из раздела по чтению из сборника.
Второе задание – это прямые вопросы по предложенной теме. Несложное задание. Мы проговариваем все возможные варианты.
Следующее – это участие в интервью и полный ответ(2-3 предл) на 5 вопросов по предложенной теме. Время одного ответа 40 сек.
И четвертое, самое сложно задание – это обсуждение найденных тобою материалов для проекта, который ты выполняешь с другом. Здесь нужно вчитываться в каждое слово в задании. Важно, что ты общаешься с другом. Значит, должны быть соответствующие разговорные фразы. Мы их также обговаривали, запоминали, т е вновь определяли шаблоны. Ведь во время устного ответа скажется естественное волнение, что-то неотработанное вылетит из головы.
Конечно, работа по подготовке к ЕГЭ ведется и на обычных уроках. Программа предлагает различные упражнения. Что я делаю на уроках помимо этого? Например, чтобы увеличить словарный запас? Повысить мотивацию?
Я знакомлю учащихся с высказываниями известных людей или о них. Они привлекают своей оригинальностью, нестандартностью. Именно поэтому они относительно легко запоминаются и могут быть воспроизведены в нужный момент. Например: (слайды)
- The secret of living well and longer is: eat half, walk double, laugh triple and love without measure.
- Cell phones bring you closer to a person far from you and take you away from the ones sitting next to you.
- Try to be polite to all people, even those who are rude to. Not because they are nice, but because you are.
Иногда я прошу ребят завершить предложение, завершить мысль. Ребята думают, предлагают.
Например:
- Don’t be the same! Be … ! (better)
Одну подобную фразу я потеряла, но именно с ней получился интересный случай. Там был вопрос «Что такое кофе?» 11-классники задумались. Я послушала несколько ответов, но запомнился последний Сережи Коноплева. Его ответ включал сведения и из химии, и из физики. Серьезный ответ. Когда я открыла ответ на доске, все рассмеялись. «Кофе – это то, без чего я не могу проснуться утром.»
Составление summary – тоже полезное дело. Это развитие умения видеть и выделять главное. Я учу составлять summary на примере сказки «Репка» на русском языке.
Включение в урок исполнения английских песен – тоже не редкость. Мы поем песни Стиви Уандера, Билли Джоэла, Фрэнка Синатры, Криса Нормана и др исполнителей. Песни с одной стороны - это хорошая пауза в учебном процессе , а с другой- запоминание слов, фраз.
Одним словом, все , что учащиеся на уроке говорят, слышат, читают, анализируют – все подчинено одной цели – овладение знаниями и умение применять их. А это обеспечивается систематической работой, охватывающей все сферы речевой деятельности, и заинтересованностью в успехах учащегося.
МБОУ «Еткульская СОШ» , учитель Старкова ВН