СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по теме: "Формирование познавательная деятельность на занятиях школы раннего развития «Непоседы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познавательная деятельность при формировании национальной культуры обучающихся в школе «Непоседы» включает в себя: расширение кругозора и систематизацию знаний в области национальной культуры в различных формах учебной и внеучебной деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта по теме: "Формирование познавательная деятельность на занятиях школы раннего развития «Непоседы»»

Формирование познавательная деятельность на занятиях школы раннего развития «Непоседы» как одним из компонентов формирования национальной культуры обучающихся

Ермилова Ирина Петровна, методист МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» РМР


Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Задача педагога - организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на занятии обучающимися были результатом их собственных поисков. Особенно это важно, когда ребенок начинает погружаться в историю своего народа, в его традиции, культуру. Здесь на помощь педагогу дополнительного образования приходит метод формирования познавательной деятельности. Он является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную деятельность, на основе познавательного интереса. Поэтому формирование познавательной деятельности обучающихся школы раннего развития «Непоседы» является составной частью совершенствования методов обучения на занятиях. Именно в детском возрасте надо стремиться привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом. Познавательная деятельность при формировании национальной культуры обучающихся в школе «Непоседы» включает в себя: расширение кругозора и систематизацию знаний в области национальной культуры в различных формах учебной и внеучебной деятельности. Для успешной реализации этнокультурного содержания используются разные СОТ, а также разнообразие методов и приёмов, которые способствуют развитию творческих возможностей обучающихся, ставя их в позицию активных участников, тем самым помогают развивать познавательную деятельность обучающихся и способствуют формированию национальной культуры.

Ведущими формами организации познавательной деятельности являются занятия по окружающему миру и декоративному творчеству, которые включают в себя виртуальные экскурсии в музеи народного искусства и ремесел, заочные путешествия через видеоролики и презентации, организация мини-выставок детских творческих работ по завершении изучения народных промыслов: «Сказочная гжель», «Золотая хохлома», «Дымковская игрушка», «Мордовские мотивы», «Русская матрешка», участие в народных праздниках: «День урожая», «Новогодние приключения», «Рождественские посиделки», «Здравствуй, широкая Масленица». В организации познавательной деятельности предусматривается коллективная, групповая и индивидуальная работа обучающихся. Учебная деятельности на занятиях в школе раннего развития «Непоседы» имеет игровую основу. Задача педагога - создать развивающую предметно - пространственную среду, помогающую ребенку погрузиться в творческую атмосферу, при этом основной упор делается на формирование национальной культуры через развитие познавательной активности. С чего же начинать? Конечно с того, что известно ребенку «с пеленок», из первых услышанных от матери сказок, песенок, потешек. В этом возрасте у детей существует неосознанная тяга к чудесному, сказочному. Поэтому на занятиях по развитию речи мы с ребятами слушаем, читаем произведения фольклора: русские и мордовские сказки, былины, мифы; отгадываем и сами составляем загадки, сочиняем сказки, используя материал из произведений народного творчества. Педагоги рассказывают о сказителях, старинных обрядах, демонстрируют предметы быта и инструменты, вовлекают ребят в творческие задания: водить хоровод разными фигурами, сочинить колыбельную или частушку. Кроме того, включение в занятия физкульт-минуток, составленных на основе народных игр, мордовских и русских подвижных игр («В круги», «В ключи», «Салки», «Ручеек» и др.) делает процесс обучения более интересным, создает у обучающихся хорошее настроение, знакомит с традициями различных народов, населяющих нашу многонациональную страну.

Важная роль на занятиях принадлежит информационно-компьютерным технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют. В занятиях по курсу «Я и мир вокруг» заложены большие возможности воспитания у дошкольников любви к родной земле и бережного отношения к ней. Мультимедийные презентации, фильмы, виртуальные экскурсии по музеям позволяют совершать заочные путешествия по республике. И каждый раз мы убеждаемся в том, насколько красив и разнообразен наш Мордовский край.

Практика показывает: раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Изучение культуры и традиций своего народа дает возможность освоения культурного пространства региона, позволяет знакомиться не только с образом жизни, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутреннее сходство. Для приобщения детей к национальной культуре и традициям своего народа можно через развитие познавательной деятельности на занятиях школы раннего развития «Непоседы», организовав предметно-развивающую среду так, чтобы заинтересовать ребят доступным по содержанию материалом и необычными формами и методами его подачи.

Таким образом, через развитие общих видов познавательной деятельности (общие приемы), так и через специфические виды познавательной деятельности на занятиях школы раннего развития «Непоседы» совершенствуется учебно-воспитательный процесс, что способствует приобщению обучающихся к культуре родного края, формированию их этнокультурной компетенции.

Литература.

1. Антонова Г.П. Познавательная деятельность детей 6-7 лет \ Г.П. Антонова, И.П. Антонова. М.: Мысль. 2001.

2. Бабунова Е.С. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста. Магнитогорск: МаГУ. 2004.

4.       Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении» М.: Учпедгиз, 2005.

6.       Лебедев О. Е. Формирование потребности в знаниях у учащихся СП.б.: Знание, 2003.с 205.

11.   Щукина Г.И Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов М.: Просвещение, 2005. с. 160.