С точки зрения педагогической теории для воспитания всесторонне гармоничной развитой личности, неотъемлемой частью является изучение произведений народного творчества. В частности : пословицы, поговорки. Их можно продуктивно использовать на уроках русского языка, по развитию речи, на уроках литературы, при изучении басен, сказок.
Пословицы украшают речь, развивают наблюдательность, обогащают знания.
Скороговорки формируют у детей устную, разборчивую, отчетливую речь, дикцию.
Я считаю, что учитель должен широко использовать в своей работе произведения народного творчества — сказки, загадки, пословицы, поговорки, рассматривать устное народное творчество, как средство выражения мировоззрения народа, как богатейший духовный источник, в котором верно отражена народная жизнь, черты русского национального характера.
Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутье к звуковым красотам русского языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире. На уроках литературы пословицы помогают обогатить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.
В сложном деле воспитания среди наших помощников одно из важных мест принадлежит пословицам.
Использование пословиц в работе нужно рассматривать как материал, который поможет учителю улучшить процесс изучения русского языка.
Пословицы, которые целесообразно использовать при изучении следующих тем:
Правописание безударных гласных:
Какие труды, такие плоды . Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Дерево сильно корнями, а человек своими трудами. Зерно в колосу — торопись сжать полосу.
Правописание звонких и глухих согласных:
Кто любит труд, того люди чтут. Терпение и труд все перетрут. Сорвать прут небольшой труд. В мае дождь — будет рожь. Пей, ешь, а правду режь. Был бы покос, да пришел мороз. Рыбка мелка, да уха сладка. Бровь да глаз рядом живут. Не тот друг, кто медком мажет, а тот , кто в глаза правду скажет.
Правописание родовых окончаний имен прилагательных:
Книга для ума — что теплый дождь для всходов. Утренняя роса — добрая слеза: ею лес умывается, с ночкой прощается. Дождливое лето хуже осени. Зима снежная — лето дождливое. Маленькое дело лучше большого безделья.
Правописание безударных личных окончаний глаголов:
Упустишь минуту — потеряешь час. В решете воду не удержишь. Конь вырвется — догонишь, а слова сказанного не воротишь. Слезами горю не поможешь. Цену вещи узнаешь, когда ее потеряешь.
Правописание окончаний глаголов во втором лице единственного числа:
Нет друга — так ищи, а найдешь — береги. Какую дружбу заведешь, такую и жизнь поведешь. С трусливым и болтливым в беду попадешь.
Правописание НЕ с глаголами:
Не спеши языком, торопись делом. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Ссора до добра не доведет.
Правописание глаголов в неопределенной форме:
Грамоте учиться — всегда пригодиться. Не трудиться, так и хлебе не добиться. Учиться никогда не поздно. С умным разговориться-что меду напиться. Надо беречься, чтобы не обжечься. Волков бояться — в лес не ходить.
Правописание Ь после шипящих:
Дружба как стекло:разобьешь — не сложишь. С кем поведешься, от того и наберешься.
Наиболее ценными являются детские сочинения, написанные по пословицам. Например:
Упустишь минуту, потеряешь час.
Мальчик Коля Синицын занимался в кружке «Умелые руки». Все ребята слушали объяснение руководителя кружка. Только Коля не слушал. Угорь Николаевич задал задание прикрепить мотор к самолету. Коля никак не мог справиться с заданием: прикрепить мотор. Просидел зря несколько часов. (С.Горбунов).
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Собрались товарищи на рыбалку. Взяли удочки, червей нашли. Погода была великолепная. Утро тихое-тихое. Толя сидел на берегу и задремал. Спохватился, видит: у друга много рыбы в ведре, а у него даже маленькой рыбешки. (В.Савчук).
Итак, в такой форме можно использовать пословицы на уроках.
На уроках русского языка по развитию речи эффективно использовать скороговорки. Упражнения в произношении скороговорок способствуют формированию отчетливой , разборчивой, внятной устной речи.
Приведем фрагмент работы по разучиванию скороговорки:
«От топота копыт пыль по полю летит».
Учитель ставит перед учащимися задачу: «Попробуем выучить эту скороговорку и научимся быстро произносить ее. Сначала я прочитаю скороговорку медленно, чтобы всем было понятно».
- Подумайте: о чем говориться в скороговорке? (В скороговорке говориться о том, что от топота копыт летит пыль по полю.)
- Какой согласный звук (согласные звуки) много раз повторяются в скороговорке? (В скороговорке много раз повторяются согласные звуки «т» и «п».)
- Давайте посчитаем, сколько раз повторяется в скороговорке звук «т» (6раз), а звук «п» (5раз).
-Попытаемся шепотом про себя несколько раз — вначале медленно, потом все быстрее и быстрее. Кто может произнести скороговорку вслух, в быстром темпе? (Несколько детей по очереди произносят вслух скороговорку: у кого лучше получается?)
-А сейчас все вместе произнесем скороговорку, все время убыстряя темп...
Скороговорки можно разучивать постепенно, в течении года, во время игры «Кто быстрее?»
Пословицы на уроках литературы.
1. Использование пословиц при изучении басен.
2. Использование пословиц при изучении сказок в начальной школе.
В чтении школьников большое место занимает сказка.
К устному народному творчеству относятся не только загадки, песенки, потешки, пословицы, но и сказки. Сказка полна фантазии, выдумки, хотя ее содержание отражает черты реальной жизни трудовых людей, их повседневные заботы.
Воспитательное значение сказок огромно. Они всегда педагогичны в лучшем смысле этого слова: учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, высказывают народную мудрость, накопленную веками.
Эту мудрость можно передать с помощью пословиц, который создал тоже народ.
Например:
В сказке «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина в пункте «беседа — рассуждение» можно применять пословицы такие как : Без труда ничего не дается. Когда «старуха осталась у разбитого корыта». Почему? (Неблагодарная, завистливая; старуха ). Много хочешь, мало получишь.
В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» для характеристики персонажей применила пословицу:
«Добро всегда побеждает зло».
«... Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле».( Русская народная сказка в обработке А.Толстого )
Задание: Объяснить значение следующих пословиц (ч\з проектор):
Летом не соберешь, зимой не найдешь.
Ум не имеет цены, знание — предела.
У кого душа добрая, у того и лицо красивое.
Язык — душа народа.
У каждого месяца свои порядки.
Век живи, век учись.
Проверяй друга в опасности.
Трус и тени своей боится.
Рожденный ползать, летать не может.
Что посеешь, то и пожнешь.
При чтении басен учитель сталкивается с задачами особой трудности. В основе басни лежит аллегория — иносказание. В образах животных и вещей баснописец запечатлел типические черты труса, тунеядца, хищника, льстеца — носителей пороков, порожденных классовым обществом и бытующих иногда рядом с нами.
Обычно персонажи басни сами характеризуют себя — поступками и речевой манерой, иногда эта характеристика дополняется вторым персонажем басни. Сам автор вмешивается в нее лишь одним — двумя словами .
Фрагмент урока — содержательный и языковой анализ басни И.А.Крылова «Ворона и Лисица».
Почему Лисица вдруг принялась так расхваливать ворону?
Замените слова и выражения, написанные на доске, словами автора: запах сыра — сырный дух; понравился — пленил.
На самом ли деле Ворона такая красивая, как ее описывает Лиса?
А теперь найдите в тексте и прочитайте, как Лиса расхваливала голос Вороны, ее «пение».
Что обозначает выражение каркнула во все воронье горло?
Какими словами можно его заменить?
Найдите в тексте и прочитайте, какие же слова Лисы особенно подействовали на Ворону.
Давайте сделаем вывод: как же Лиса вела себя, чтобы Ворона ей поверила?
Какое выражение употребил автор, чтобы показать, что Ворона от радости потеряла способность здраво рассуждать? (дыхание сперло, была такова).
Обратите внимание на то, что Крылов назвал Ворону вещуньей. Кого так называют?
Как автор назвал Лисицу?
А кого мы называем плутом, плутовкой?
Как вы думаете, одобряет ли автор поведение Лисы?
Какие же пороки осуждаются в этой басне?
Как автор выразил свое отношение к этому?
В каких словах заключена основная мысль?
Известного русского баснописца И.А.Крылова знаю все уголки мира. Его басни читают и любят дети. В своих баснях он изображал зверей, но под их видом подразумевал людей. Его басни живут и сейчас, они не стареют.
В басне «Стрекоза и Муравей» Крылова «Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза» для характеристики персонажа — стрекоза, применимы следующие пословицы (ч\з проектор):
Что посеешь, то пожнешь.
Труд кормит, а лень портит.
Кто не трудится, тот не знает отдыха.
Так эффективно можно использовать пословицы при чтении басен.
Разделив класс на микрогруппы, на внеклассных чтениях можно провести «Викторины» на тему «Пословицы».
Вступительное слово учителя.
Все мы хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки и пословицы.
Пословица — это краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Она имеет форму совета, поучения, наставления, предупреждения.
Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи.
От этого речь становится яркой, образной.(ч\з проектор показываем пословицы)
Пословица - всем углам помощница.
Красна речь пословицей.
Глупая речь не пословица.
Без пословицы не проживешь.
Первая микрогруппа (пословицы о книге)
Книга — зеркало жизни.
Книга для ума — что теплый дождик для всходов.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Кто много читает, тот много знает.
Прочел новую книгу — встретился с другом.
Хорошая книга — лучший друг.
Книга твой друг — без нее, как без рук.
Вторая микрогруппа (пословицы о труде)
Без труда мечта мертва.
Упустишь минуту — потеряешь час.
Без труда ничего не дается.
Землю солнце красит, а человека труд.
Человек живет век, а доброе дело — два.
Птица крепнет в полете, а человек в труде.
Сделай дело — гуляй смело.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Третья микрогруппа пословицы о дружбе, друзьях)
Человек без друга — что земля без воды.
Человек без друзей — что дерево без корней.
Друга ищи, а найдешь - береги.
Не тот друг, кто медком мажет, а тот кто правду в глаза скажет.
Друзья познаются в беде.
Проверяй друга в опасности.
Следующая Викторина пословиц.
Учитель читает начало пословиц, которые отображены на проекторе, а учащиеся — конец (дополняют):
Кто много читает... (тот много знает).
Книгу читаешь... (как на крыльях летаешь).
Поздно встанешь...(мало сделаешь).
Мир освещается солнцем, а человек... (знанием).
Что одному не под силу, то легко... (коллективу).
Далее модно провести такую игру: по составлению пословиц из двух предлагаемых слов. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно составит пословицы.
Коса, камень — Наша коса не камень.
Лес, дрова — Чем дальше в лес, тем больше дров.
Шило, мешок — Шило в мешке не утаишь.
Язык, дело — Не спеши языком, торопись делом.
Дело, мастер — Дело мастера боится.
Труд, лень — Труд человека кормит, а лень-портит.
Игра «Семь и один»
Назвать пословицы, в которых упоминаются числа семь и один. Кто больше назовет, тот выигрывает.
Семеро одного не ждут.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семь бед, один ответ.
Семеро с ложкой, один с сошкой.
Литература
Методика русского языка. В.А Кустарева, Л.К. Назарова.... Издательство «Просвещение», М., 1969, стр. 136
Методика русского языка. Б.А.Кустарева и др. 3-е издание. Дополненное и переработанное. М.,1982.
Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку. М., 1979.
М.С.Соловейчик. Методика преподавания русского языка. М., «Просвещение», 1988.
Лобановская З.Д. Пословицы на уроке и во внеклассной работе // Нач. Школа 1978- №12. Издательство «Просвещение».
Текучев А.В. Методика русского языка. М., «Просвещение», 1980, 3-е издание.