МБОУ гимназия № 2 г.о.Чехова
Мастер класс по теме:
«Современный подход к формированию метапредметных результатов
в рамках требований ФГОС.
Работаем с текстом:
до, во время и после чтения»
Разработано
учителем английского языка
Буздаловой Е.С.
Г.О.Чехов
2019 год
ВВЕДЕНИЕ
Вот уже много лет, как ФГОС стали реальностью в школах. Повсеместное внедрение новых образовательных стандартов в начальной школе заставило учителей иностранного языка срочно начать осваивать новые методы и формы работы при подготовке к уроку и при проведении урочных и внеурочных занятий.
Поскольку в нашей гимназии внедрение ФГОС в средней школе, в качестве эксперимента, начато с 2013-2014 учебного года у меня было достаточно времени, чтобы осознать – какие именно элементы современного урока вызывают лично у меня наибольшие трудности. Во-первых, я была убеждена, что все эти новые формы и методы эффективны только при работе с достаточно сильными, высоко замотивированными детьми. Во-вторых, я не была уверена в устойчивом положительном результате перехода от старых методов работы, дававших обширные знания, пусть и путем больших трудозатрат, к новым, основанным на индивидуальном творчестве учащихся. Видимо, это мое недоверие и являлось главным препятствием на пути к моему личному переходу к ФГОС и личностно ориентированному подходу к преподаванию английского языка.
ПРОБЛЕМА: Для меня, как для консервативного учителя принятие новых форм и методов работы создавало довольно существенные трудности. Выучить новые термины и научиться отличать компетенции от УУД, еще не означает поменяться настолько – чтобы вести уроки по-новому, отказаться от прочно усвоенных стереотипов в работе.
Для того чтобы решить данную проблему, посещать уроки и мастер-классы коллег, учителей начальной и средней ступени, филологов, математиков, учителей естественно-научного цикла, искусства, и, разумеется, моих «родных англичан». Не скажу, что все эти уроки были для очень информативны – некоторые методы, особенно применяемые в начальной школе, казались мне малоэффективными в среднем звене. Существенные вопросы у меня возникали по организации начального этапа урока – когда дети должны не только самостоятельно сформулировать тему, цели и задачи урока, но и определить пути оптимального решения задач. Однако, главный шаг на пути преодоления моего скептицизма и инертности был сделан мною этим летом. Благодаря счастливому стечению обстоятельств мне удалось посетить курсы для учителей английского языка в Дублинской школе «CES – Centre of English Studies». На протяжении 12 дней я регулярно посещала занятия по методике преподавания английского языка, мастер-классы и анализировала уроки учителей данной школы с подростками от 14 до 17 лет. Лично для меня, это был бесценный опыт: день за днем я постепенно понимала – откуда, берутся определенные элементы урока, как они взаимодействуют с различными формами занятия, что эффективность выполнения заданий на самом деле зависит от последовательности их предъявления. И, наконец, у меня начало формироваться представление о том, как я могу воплотить появившиеся идеи в своей ежедневной работе.
Поскольку за прошедшие два месяца у меня накопился определенный опыт использования полученных знаний в 6-х и 8-х классах, в т.ч. гимназических и негимназических, я готова поделиться тем результатом, который мною получен за этот короткий срок, и позволяет формировать элементы урока в соответствии с требованиями ФГОС.
С этой целью я представлю вашему вниманию стратегии, помогающие развить определенные виды речевой деятельности, и проиллюстрирую их на примере работы с учебником «Английский в фокусе. 6 класс». Выбор обоснован тем, что в данной параллели у меня не только сильные, хорошо мотивированные дети, но и очень слабые, которые были уверены в том, что уроки английского языка – трудные и скучные. Однако, именно в параллели 6-х классов нам удалось обнаружить, что уроки могут пролетать мгновенно, а напряженная работа может доставлять удовлетворение.
Каждая новая тема (модуль) в учебнике «Английский в фокусе» начинается с урока, содержащего введение новых лексико-грамматических единиц и текст для чтения по теме урока. Завершает урок задание для самостоятельной работы, как правило направленное на развитие письменной речи. На примере одного из уроков введения нового материала я проиллюстрирую возможности применения новых методов, в соответствии с требованиями ФГОС в среднем звене.
Данный мастер класс сопровождается презентацией по теме, служащей для иллюстрации представленного материала. (См. Приложение)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Введение и закрепление нового лексического материала.
Этапы работы.
1 этап: до начала чтения;
2 этап: во время чтения;
3 этап: после чтения.
1 этап ‘pre-reading tasks’ состоит из следующих элементов:
Цель: представить тему, повысить мотивацию, сформировать личностное отношение к новой теме, предварительно представить словарь.
Визуальное представление темы.
Мотивация, предсказание темы урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно угадывают тему урока, в т.ч. по картинкам. Отличие данного этапа в среднем звене – возможность использовать способности учеников к анализу и обобщению.
Разогрев, мозговой штурм.
Персонализация, формирование личного отношения к теме урока.
Введение новых слов. Сфокусировать внимание следует на 8-10 словах, которые в дальнейшем будут основой активного словаря по теме.
2 этап ‘During reading tasks’ состоит из следующих элементов:
Цель: изучить текст, сначала просмотровое чтение, затем с полным пониманием текста.
Примечание: если текст имеет большой объем, целесообразно разбить текст на части, работу проводить в группах. Для того, чтобы работа в группах не осталась достоянием узкого круга ее членов, нужно предусмотреть финальное задание, для выполнения которого члены группы должны обменяться полученной информацией.
Просмотровое чтение с целью соотнести абзацы текста и заголовки к ним или картинки с абзацами.
Выбор ключевых слов из текста и из вопросов к тексту.
Чтение, с полным пониманием текста, с целью найти ответы на вопросы.
3 этап ‘Post reading tasks’ состоит из следующих элементов:
Цель: установить связь между изученным новым материалом и реальной жизнью, реализовать практико-ориентированный и личностно ориентированный подход.
Ролевая игра, драматизация
Дискуссия, диспут.
Объявление, письмо, саммари, эссе.
Преобразование информации: заполнение бланков, таблиц, создание графиков, диаграмм, составление списков и т.д.
Практическая часть: выполнить инструкцию, приготовить блюдо по рецепту.
Практическая часть
Приведу пример использования некоторых из перечисленных элементов на уроке в 6 классе. Данный урок вводит новый лексический материал по теме «Моё место в доме. Комната и мебель», 2ой урок, 2-го модуля.
1 этап ‘pre-reading tasks’ состоит из следующих элементов:
Представление темы через визуализацию – найти картинку на стене (с изображением различных комнат), соответствующую надписи, полученной в начале урока. Можно разместить лишние картинки, усложнив задание.
Bedroom, living room, dining room, kitchen, bathroom, study; balcony (лишнее)
Формулировка темы урока – через обобщенное понятие.
Bedroom, living room, dining room, kitchen, bathroom, study = rooms.
Разогрев, warming-up – мозговой штурм, назвать как можно больше слов связанных с понятием «комната», для очень слабых детей в качестве подсказки можно использовать уже знакомые им слова из упр.2, стр.18. Для более сильных детей – опра на картинку без подписи.
Персонализация – работа в парах. Задать три вопроса, с целью выяснить, где находится любимое место в доме. В качестве опоры можно предусмотреть заготовленные вопросы:
Do you have your own room?
What is your favorite room?
What is it like?
Ответы представить классу по образцу:
Ann’s favorite room is a kitchen. It is small, but cosy.
По результатам ответов – попросить учащихся объединиться в группы и подойти к изображению любимой комнаты (которые были размещены на стенах перед уроком).
Формирование активного словаря по теме. Обобщение – отбор 8-10 слов по теме.
2 этап ‘During reading tasks’ состоит из следующих элементов:
Выполнение упр. 6-7, стр.19. Работа в малых группах из 3-4 человек. Каждая группа работает только с одним фрагментом текста упр.6. Цель работы – чтение с полным пониманием текста. По фрагменту текста необходимо ответить на вопросы в упр.7. Проблема заключается в том, что каждая группа знает ответы только на 1-2 вопроса, связанные с определенным фрагментом. Поэтому возникает потребность общения с другими группами, с целью запросить недостающую информацию у представителей других групп. Для эффективного выполнения работы необходимо следить за лимитом времени. Параллельно в ходе общения можно повторить тему «Специальные вопросы».
Например:
Who asked..? What did they put..? What was very expensive? What did Laura want to go under?
3 этап ‘Post reading tasks’ состоит из следующих элементов:
Домашнее задание (упр.10, стр.19) – нарисовать план комнаты по образцу в упр.1, стр.18 и сделать подробное описание по образцу в упр.5, стр.18.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Никоим образом не претендуя на полноту представленных выше форм и методов работы, я искренне надеюсь, что этот маленький обзор моего личного опыта применения полученных на курсах знаний окажется полезным для коллег, работающих в среднем звене. С моей точки зрения, данные формы и методы являются универсальными, т.к в начале работы можно их применять в качестве отдельных элементов урока, в любых комбинация, а затем и попробовать применить их в комплексе. В любом случае, этот буду рада, если Вы воспользуетесь предложенным материалом.
В начале своего сообщения я откровенно рассказала об определенных страхах и скептицизме, связанными с тем, что новые ФГОС предусматривают существенное делегирование функций по изучению материала от учителя к учащимся, что требует от них высокой мотивации, самостоятельности, самоорганизации и ответственности.
Но жизнь мудрее меня – постепенно дети убеждали меня в том, что при определенных усилиях с моей стороны процесс обучения становиться все более осознанным, а мотивация постепенно растет от года к году. Могу привести два примера: я многократно, но без особой веры в чудо, рекомендовала своим ученикам и их родителям различные способы ликвидации возникших пробелов для отстающих учеников, не готовых посещать регулярные дополнительные занятия в школе (факультативы и элективы). Очень приятно было узнать от родителей, что по крайней мере двое из моих детей начали регулярно самостоятельно пользоваться видео уроками и другими материалами, предоставляемыми ресурсами Интернет, с целью самостоятельного преодоления возникших трудностей в обучении. Вторым приятным открытием для меня стало случайное открытие – учащиеся 8-х классов четко понимают, какие задания и упражнения в учебнике направлены на формирование конкретных видов речевой деятельности: что нужно делать чтобы расширить словарный запас и улучшить произношение, и как максимально эффективно усвоить грамматические конструкции.
7