СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

Средняя общеобразовательная школа имени А.В. Агафонова



Обобщение опыта

«Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Составила : Шакирова Лилия Николаевна,

Учитель русского языка и литературы

МОАУ СОШ имени Д.В. Агафонова


Дальневосточный Федеральный округ

Амурская область

Серышевский район

С. Сосновка





2024 год.




Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель.

Он — олицетворенный метод обучения,

само воплощение принципа воспитания.

Адольф Дистервег



В настоящее время заметно возросло значение изучения русского языка. Интенсивное развитие общества во всех областях – политике, культуре, науке и образовании, экономике, на уровне межличностных отношений- вот причина изучения русского языка и литературы на новом уровне. Любому специалисту, желающему преуспеть в своей области, бесспорно нужны знания родного языка. Поэтому в настоящее время перед учителем стоит проблема формирования положительной мотивации в процессе изучения русского языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень.

Обновление содержания школьного курса, разработка и внедрение новых программ по русскому языку, учебников и учебных комплексов настоятельно требуют интенсивного поиска новых путей и дидактических средств, новых технологий, способных обеспечить результативность обучения за счет введения поисковых компонентов, создающих условия для развития внешней и внутренней учебной мотивации и в конечном счете позволяющих достигать гарантированные результаты обучения.

Нуждается в изменении стиль обучения и общения. На уроках превалирует стиль напряженного ожидания (спросят - не спросят), дети пассивны, им не хватает элемента новизны, отсутствует ощущение « осознанной необходимости» в хорошем, разностороннем образовании.

Поэтому свою задачу я вижу ,прежде всего, в формировании у ребят устойчивой мотивации к изучению русского языка.

Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребёнка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что пред каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам, повышая познавательный интерес к предмету.

Одним из путей, позволяющих воспитывать у учащихся любовь к русскому языку как предмету, является применение активных форм обучения на уроках русского языка при изучении различных тем, а также разнообразные формы ведения уроков.

Особенно это важно в начале изучения курса в 5-9 классах. Если учащиеся поймут всю важность задачи, поставленной перед ними, и полюбят наш предмет, то успех в обучении почти обеспечен.





«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».



(К.Д. Ушинский)




Опыт возник в условиях массовой общеобразовательной школы и связан с формированием информационной культуры школьников, которым предстоит жить и работать в информационном обществе с развитой сетевой и коммуникационной инфраструктурой, обеспечивающей быстрый доступ к информации, ее получение, использование, удовлетворение многих личностных и социальных запросов и потребностей. В условиях широкого развития СМИ, доступности научно-популярных книг и журналов, всеобщей грамотности монопольная роль школы в распространении знаний утрачена. Чтобы школа могла выиграть в этом соревновании и сохранить свою привлекательность для учащихся, необходимо коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой мотивированной деятельности. Сущность любой педагогической технологии - совместная деятельность ученика и учителя. А если эта работа сопровождается яркими, эмоционально насыщенными делами, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.

Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе.

Цель :








Задачи :





Образовательные





  • способствовать овладению учащимися прочными и глубокими знаниями по предмету;

  • обучать умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях;

Развивающие





  • развивать познавательную активность;

  • содействовать творческому развитию каждого ученика;

Воспитательные





  • способствовать воспитанию социально – активной личности. 


Основные направления работы :

  • знакомить учащегося с новыми данными (современный уровень науки)

  • раскрывать историю вопроса (зарождение идеи, научные поиски, результаты открытий, трудности);

  • показывать различные противоречия при помощи проблемного обучения и учить дидактическому подходу в осмыслении научных фактов и идей

  • показывать необходимость научных выводов, приобретенных в результате личного опыта, для объяснения явлений жизни;

  • раскрывать перед учащимися практическую силу научных знаний, возможность применения в последующей трудовой деятельности.

Для реализации поставленных целей и задач на своих уроках использую следующие формы работы:

  • Создание игровых ситуаций

  • Работа в группах и парах

  • Взаимное обучение и взаимоконтроль

  • Создание презентаций по заданной теме

  • Личностно – ориентированный подход

  • Дифференцированное обучение

  • Использование информационных технологий

  • Исследовательская работа

Учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения родного языка строится с учетом основных требований инновационного обучения:

  • создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся по русскому языку;

  • обязательное (добровольное) включение учащихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;

  • опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней;

  • опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизведение и функционирование в новых учебных ситуациях;

  • опора на механизмы творческой деятельности (ассоциативный, эвристический, механизмы анализа через синтез и связи эмоционального и рационального), что обеспечивает перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.

Учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения родного языка строится с учетом основных требований инновационного обучения:

  • создание ситуации предвосхищения будущего результата познания как необходимого условия в процессе формирования системы знаний и умений учащихся по русскому языку;

  • обязательное (добровольное) включение учащихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;

  • опора на эмоциональную сферу школьника при восприятии им учебного материала, при предъявлении материала учителем, организующим работу с языковыми единицами всех уровней;

  • опора на эмоциональную память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизведение и функционирование в новых учебных ситуациях;

  • опора на механизмы творческой деятельности (ассоциативный, эвристический, механизмы анализа через синтез и связи эмоционального и рационального), что обеспечивает перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень.

Практическое применение :


1. При изучении рода имён существительных рассказываю пятиклассникам о том, что не во всех языках существительные имеют три рода. Есть языки, в которых только 2 рода; есть языки, в которых существительные вообще не распределяются по родам. В настоящее время нам непонятно, почему одно слово мужского рода, другое женского или среднего.

В древние времена категория рода была объяснима. Предлагаю ученикам "изобрести" какое-нибудь слово. "Перевернем" существительное лампа, получим не существующее в языке слово "апмал". Определяем его род -мужской. Почему? Потому что в современном русском языке род существительных чаще всего определяется по окончаниям. Все существительные на твердый согласный мужского рода.

На всех этапах урока можно использовать разнообразные занимательные формы обучения: игры, упражнения, состязания, конкурсы, диктанты-молчанки, сигнальные карточки, игры-путешествия, викторины, загадки, шутки.

2 . В 5 классе для лучшего усвоения темы «Одушевленные и неодушевленные существительные» использую красочные рисунки, изображение разных предметов, читаю загадку, учащиеся отгадывают предмет.

Загадки :


Что за рыжий огонек . Сидит Пахом на коне верхом,

Прячет хвостик за пенек? Книжку читает, а грамоты не знает.

Выходи - я не боюсь, (Очки)

Я морковкой поделюсь.

(Белка)

Ребята отвечают: "Это белка". Я показываю рисунок, где изображена белка. Учащиеся ставят вопрос к слову белка. Кто?


Оживить урок, повысить его познавательное значение, привить любовь к языку можно при помощи использования в учебной работе произведений устного народного творчества: пословиц, поговорок, сказок, загадок.

Загадки - распространенная и любимая детьми форма народного творчества. Отгадывание загадок не только развлечение, но и проверка сообразительности. Загадка развивает ум, смекалку, будит мысль. Отгадывание загадок вырабатывает у ребенка умение сравнивать предметы и явления природы. Использовать загадки можно при проверке и закреплении изученного материала, а также при объяснении и самостоятельной работе. При изучении темы "Сложные имена существительные" использую загадки для словарных диктантов.

1 . Чудо-дворник перед нами , 2. Есть у нас в квартире робот,

Загребущими руками, У него огромный хобот,

За одну минуту сгреб . Любит робот чистоту,

Преогромнейший сугроб. И гудит, как лайнер «ТУ».

(Снегоочиститель) (Пылесос)

3. Черная речка под землей

Сотни километров течет.

(Нефтепровод)

3 . Часто провожу различные грамматические игры. С удовольствием ребята играют в "Четвертый лишний": среди названных слов надо найти "лишнее" существительное или прилагательное и объяснить, чем оно отличается от остальных. Диктую слова:

Плащ, печь ,тишь ,мышь

Рожь , врач ,камыш , отец

После изучения темы "Качественные и относительные имена прилагательные" тоже использую игру "Четвертый лишний". Читаю слова:

Красный летний

Добрый стеклянный

Сахарный синий

Зеленый сельский

Ребята находят "лишние" слова и объясняют их правописание.

Упражнение "Найди 3 лишнее"

Первое задание называется "Третий лишний". В словах каждой строчки найдите лишнее слово по указанному признаку: Но прежде, чем вы начнёте выполнять задание, вставьте пропущенные буквы в слова.


Из слов первой строчки найдите лишнее по звонкости-глухости согласных звуков;

Слова первой строчки: о_бой, ш_рох, _добный (отбой, шорох, сдобный. Лишнее слово шорох, т.к. в нём есть и звонкие и твёрдые согласные звуки, в оставшихся двух словах все согласные звуки звонкие);

Из слов второй строчки найдите лишнее по твёрдости-мягкости согласных звуков;

Слова второй строчки: т_шина, песня, у речк_ (тишина, песня, у речки. Лишнее слово тишина, т.к. в нём есть и твёрдые и мягкие согласные, в оставшихся словах все согласные мягкие);

Из слов третьей строчки - по отношению количества звуков к буквам.

Слова третьей строчки: чес?ный, ш?пот, мес?ный (честный, шёпот, местный. Лишнее слово шёпот, т.к. в нём количество звуков равно количеству букв, в оставшихся словах количество букв больше количества звуков).

При проверке уточнить фонетические процессы, которые характерны для слов каждой строчки, так, для оставшихся двух слов первой строчки характерен процесс озвончения, когда глухой звук под действием звонкого соседа становится звонким, для оставшихся слов второй строчки характерен процесс смягчения, а для слов третьей строчки - процесс упрощения.

Учитель : Что общего у слов, которые вы выписали?

Дети : Это существительные.

Учитель : Чем одно из них отличается от других?

Дети : Это слово тишина, у него три слога, один твёрдый и два мягких согласных.

Учитель : Выполните фонетический разбор этого слова.

Игра «Найди лишнее» не покидает мои уроки на протяжении всего курса русского языка: 5-6 классы- это занимательные игры, повышающие интерес к предмету, а в 9-11 классах игра переходит в подготовку к ЕГЭ. Ведь большинство заданий построено по принципу: найди лишнее.

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

свёклА

инстрУмент

цыгАн

килОметр

4. При изучении темы "Сложные прилагательные" провожу игру "Одним словом". Ученики получили задание заменить определения из нескольких слов одним прилагательным:

"завод, на котором строят машины - машиностроительный завод".

В игре применяется элемент соревнования, отмечается, кто скорее выполнит задание.

5 . При повторении правописания прилагательных с суффиксами - ск, -к я проводила игру "Кто лучше знает города и села нашего края". Ученики записывали в тетрадях в один столбик названия городов, а в другой - образованные от них прилагательные.

Благовещенск –благовещенский

Хабаровск – хабаровский

Сосновка - сосновский

По этой же теме провожу игру "Кто лучше знает карту?" Учащиеся в один столбик записывают названия известных государств, а в другой - образованные от них прилагательные.

Польша - польский

Франция - французский

Англия - английский и т.д.

6 . Также провожу игры с целью развития наблюдательности у учащихся. При закреплении темы "Качественные и относительные прилагательные" применяю игру "Кто наблюдательнее?" Ребята записывают в свои тетради названия предметов, находящихся в классе. В один столбик записывают существительные с качественными прилагательными, а в другой - с относительными. Победители записали около 30 сочетаний существительное + прилагательное.

7 . При повторении суффиксов прилагательных и существительных провожу игру "Сложи слово". Ученики готовят дома чистые полоски бумаги. В классе на больших полосках записали корни слов: хозяйство, государство, общество, полотно, кожа, машина, на маленьких полосках записали суффиксы и окончания: Енн-ый, ан-ый, ян-ый, ин-ый. Ученики с удовольствием составляли слова из двух полосок.

8 . Ребята также охотно пишут диктант - молчанку. Я показываю картинки с изображением разных предметов, а учащиеся записывают слова: гриб, морковь, лестница, карандаш, еж, сторож, заяц и т.д.

Для повышения познавательного интереса, начиная с 5 класса, на уроках использую книгу С. И. Львовой « За страницами школьного учебника» - это сборник разнообразных по характеру упражнений, среди которых немало заданий повышенной сложности, нестандартных упражнений. Эта книга позволяет учащимся заглянуть за страницы школьного учебника, чтобы получить немало увлекательных и полезных сведений о родном языке. Ребята знакомятся с лингвистическими сказками, разнообразными словесными играми (шарадами, метаграммами и т.д.)

Например, при изучении темы «Словообразование», разгадываем шарады

  1. Загаданы два слова. Найдите их

А) приставка: оговорка б) приставка: безрадостный

Корень: горечь корень: вкусный

Суффикс, окончание: равнение суффикс, окончание:нелепица

  1. По образцу этого задания загадайте по морфемам слова: изготовительный ; предполагать и другие

3 . Для проверки знаний теоретического материала использую лингвистические шутки Ф.Кривина. Читаю шутку, а затем звучит вопрос: «На какой языковой особенности она построена?»

Прочитайте вслух лингвистическую шутку Ф. Кривина. На какой языковой особенности она построена? - Подснежник на то и подснежник, чтобы оставаться под снегом. Если б от кого требовалось подниматься над снегом, его бы называли надснежником.

- Значит, по-вашему, подснежник из-за своей приставки должен находиться под снегом? Но в таком случае подбор должен находиться под бором, подлог – под логом. А поднос? Он должен быть только под носом. А подвода? Исключительно под водой. А куда мы поместим подлизу? Под какую Лизу? Где эта Лиза? Покажите мне её!

Никакой Лизы поблизости не было.

Отвечая на вопрос, дети показывают свои знания по той или иной теме.

4 . Детям нравится, когда на обобщающих уроках им приходится сочинять самим сказки или небольшие рассказы на заданную тему.

Например:

1) Напишите рассказ «Как я готовился к…» , где вы вместо имен существительных будите ставить многоточие. Прочитайте свой рассказ друзьям. Понятно ли им содержание? Объясните почему.

2) Используя материалы параграфа и ваши наблюдения, напишите сочинение-сказку «Морфемы рассказывают»

3) . Используя на уроках лингвистические кроссворды, учитель не только развивает орфографическую зоркость, проверяет знания детей, но ещё и повышает интерес к своим урокам. Работая с кроссвордами, учитель позволяет детям узнать немало интересного о родном языке.

Докажите, что слова-отгадки являются омографами. Продолжите список подобных слов.

  1. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударенье,

И превращаюсь я в конфету.

  1. Я сборник карт; от ударенья

Зависят два моих значенья;

Захочешь- превращусь в названье

Блестящей, шелковистой ткани я.

  1. Мы – для пилильщика подставка,

Мы – для кучера сиденье.

Но попробуй – ка поставь –ка

Нам другое ударенье –

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами!


Включаю дидактические, познавательные, интеллектуальные, словесные игры.

  • Игра «Кто быстрее?»

  • Необычные диктанты.

  • При изучении темы "Фонетика" также провожу игры.

1. Кто быстрее и больше запишет слов, в которых букв больше, чем звуков:

Конь, мель, печь.

2. Кто придумает больше слов на букву а, в, о и т.д.

3. "Сквозная буква". Предлагаю ученикам считать одну из букв сквозной, т.е. Стоящей на определенном месте, придумать и записать такие слова:

Река, песня, лесной и т.д.

4 . Можно задать вопросы-шутки:

  • Чем кончается день и ночь? (Мягким знаком).

  • Что стоит посередине земли? (Буква М).

  • Что находится в начале книги? (Буква К).

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только усвоения определенной суммы знаний.. Поэтому стараюсь на уроках решать различные жизненные задачи. Такая работа детям очень нравится, так как дает возможность детям доказать свою точку зрения, поделится своим жизненным опытом. А также такая работа помогает мне уже на ранних этапах начинать готовить детей к ГИА, где в задании 15.2. надо обосновать свою точку зрения по нравственному вопросу.

5 . Решение задач.


Задача 1-я. Настя говорит: "Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворятъся?" Права ли Настя?


Задача 2-я. Игорь рассказывает маме: “Вчера видел нашу учительницу по математике и не поздоровался. Она далеко шла, но меня заметила. А я сделал вид, что не узнал ее, и прошел мимо. Теперь вот думаю: может, напрасно?” Как, по-твоему, должна ответить мама? Может ли быть этикетным разное поведение в этом случае?


Задача 3-я. Володя обижен: “На улице встретил нашего учителя по физкультуре. Издалека кричу ему: “Здравствуйте, Владимир Петрович!” А он подозвал меня к себе и сделал замечание.

Какое, по-твоему, замечание сделал Владимир Петрович?


Задача 4-я. Маша постоянно ходит в небольшую булочную возле дома. Сегодня она пришла, когда в булочной была только девушка-продавец. “Мне две буханки и батон”,– попросила Маша. “А где твое “здравствуйте”? – спросила продавец. Маша удивляется: “Надо ли здороваться с продавцами?” Что бы ты ответил Маше?


Но все эти занимательные упражнения приемлемы на первых ступенях среднего звена; а в более старших классах активная мыслительная деятельность возможна при условии самостоятельности обучающихся в работе. Под самостоятельной работой при изучении русского языка мной понимается такая познавательная мыслительная деятельность учащихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков, и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью. В системе самостоятельной работы должны иметь место упражнения, основанные и на зрительных, и на слуховых, и на моторно-двигательных восприятиях. Поэтому нужно использовать и упражнения учебника, и разнообразные виды обучающих диктантов, и грамматический разбор во всем его многообразии, и упражнения творческого характера и т. Д. В организации самостоятельной работы необходимо исходить также из того, что самостоятельная работа возможна на базе уже имеющихся практических знаний и навыков или личного опыта учащихся.

Самостоятельная работа должна иметь место на всех этапах обучения: при объяснении нового теоретического материала учебника, при закреплении, в процессе выполнения разнообразных упражнений, при обобщающем повторении, наконец, в процессе выполнения контрольных заданий.

Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения русского языка должна опираться на связь преподавания этого предмета с жизнью.

Самостоятельная работа с учебником, логический анализ текста, членение его на части, формулирование заголовков частей, составление простых и сложных планов, подготовка устных и письменных сообщений, конспектирование статей – все эти виды работ, направленные на развитие самостоятельности мысли обучающихся, вооружают их навыками, необходимыми в жизни. В системе самостоятельной работы при изучении русского языка необходимо использовать литературные тексты – как один из наиболее эффективных путей развития речи детей, а следовательно, и их самостоятельности. Самостоятельная работа должна быть организована как индивидуальная работа каждого учащегося . Здесь используется личностно-ориентированный подход.

Большим подспорьем учителю при развитии познавательного интереса в результате самостоятельной работы является книга Шанского Н. М. «Лингвистические детективы». Интересные, занимательные, почти детективные истории о значении, строении и происхождении слов, оборотов речи дают возможность разобраться во многих вопросах лексикологии, фразеологии, этимологии, правописания, орфоэпии, поэтики и лингвистического анализа текста.

Также самостоятельную работу включаю в уроки литературы, когда дети готовят сообщения по тематике регионального компонента. Выполняя данную работу, они лучше узнают писателя, поэта как личность. Результатом такой работы становятся первые поэтические опыты. Учащиеся пишут стихи.

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в общеобразовательной школе на всех уровнях образования.

Я считаю, что в этих условиях учитель просто обязан приложить усилия к скорейшему освоению и использованию всех полезных новшеств, которые предлагает технический прогресс. Это продиктовано самой жизнью. Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его активностью.

Это новый подход к процессу обучения. Основной целью использования информационных технологий в процессе обучения является повышение качества обучения школьников, повышение их интереса к предмету. Использование компьютера на уроках русского языка позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным, эффективным, пробудить интерес к освоению учебного материала.

В своей педагогической практике использую следующие виды ИКТ:

  • мультимедийные презентации;

  • интегрированный продукт «КМ-школа»;

  • цифровые образовательные ресурсы (тренажеры по русскому языку).

База знаний – система электронных учебных ресурсов – является ключевым компонентом продукта и включает в себя:

  • готовые мульти медиа уроки, а также средства для разработки своих уроков;

  • банк тестовых заданий;

  • медиатеки по предметам школьной программы: иллюстрации, анимации, 3D-объекты, видео- и аудио фрагменты, схемы, таблицы и т.д.;

  • универсальную библиотеку Кирилла и Мефодия (статьи, толковые словари и т.п.);

  • электронную библиотеку полнотекстовых произведений;

  • электронную коллекцию популярной и классической музыки.

Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках филологического цикла может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера («Репетитор по русскому языку»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.)

К. Д. Ушинский сказал: « Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека» Но не надо забывать, что «труд, который нравится, перестает быть трудом». ( В. Шекспир).


Проведенная работа показала:

  • Мотив и эмоциональный тон деятельности, будучи неразрывно связанными, при инновационном подходе к изучению русского языка создают условия для реализации не только ситуативного развития учебной мотивации, но формируют промежуточные цели, что выливается в развитие устойчивой положительной мотивации учения у каждого обучающегося; происходит замена ведущего мотива на мотив-цель за счет нарастания интереса к поисковой деятельности в нетрадиционных условиях изучения русского языка, растет стремление разрешить противоречие между уровнем знаний и желанием полноценнее участвовать в процессе учения. Мотивация переходит в качество, равное стремлению учиться, и учение перестает быть неприятной обязанностью.

  • Источником положительной учебной мотивации при инновационном подходе становится потребность в учебной деятельности, заинтересованность в активном участии на уроке, в развертывании своих учебно-лингвистических возможностей, что свидетельствует об изменении мотивационной установки (на смысловом, целевом и операциональном уровнях). В ней начинает превалировать мотив участия, достижения, стремление к выполнению учебных действий. Сила побуждений повышает уровень функциональных возможностей ученика, что выражается в интеллектуальных и коммуникативных потребностях и интересах.

  • Мотивационная установка регулирует динамическую сторону мотивации; от непосредственного интереса к внешней организации учебной деятельности на уроках русского языка, от интереса-впечатления, интереса-ориентировки ученик дорастает до интереса опосредованного, связанного с предметом "русский язык" и с языком как системой словесного выражения мыслей в устной и письменной форме, то есть меняется иерархическая структура мотивов.

  • Устойчивый характер учебной деятельности свидетельствует о позитивных процессах в иерархической структуре мотивов, что приводит к личностной саморегуляции.

  • При инновационном обучении все компоненты деятельности: восприятие, мышление, научение, воспроизведение - реализуют запас своих возможностей в знаниях, умениях, навыках по русскому языку, а мотивация направляет использование этих возможностей в творческое русло. При этом мотивациоиная сфера ученика обретает черты целостности, что отражается на его желании и умении учиться русскому языку, положительно проявляясь в формировании представлений и понятий, закреплении, сохранении и воспроизведении знаний, умений, навыков. Работа над усвоением понятий идет быстрее, добытые в инновационном обучении знания запоминаются глубже и прочнее, а успешное их применение свидетельствует о сформированности умений и навыков. При инновационном подходе исчезают препятствия, стоящие на пути обучения (страх, неуверенность, безразличие, даже плохая память), и создаются условия для процесса формирования положительной мотивации.

  • При инновационном подходе в мотивационном компоненте присутствуют три необходимые составляющие:

1) мотивы, побуждающие ученика к учебной деятельности, которая ему интересна,

2) цели, которые ставит перед собой ученик, чтобы полноценнее участвовать в интересном для него процессе познания русского языка и литературы.

3) возможность устанавливать связь между целью учебных действий и мотивами учения.

Кроме того, активно работают все стимулы мотивационной структуры ( внешние - побуждения и внутренние -познавательная потребность, интерес); активизируется потребность ученика в знаниях, происходит адаптация к учению в предлагаемых условиях, чему способствует организация процесса, о превращении любого урока по усвоению теории языка в урок интересный и познавательный для любого ученика.













Список, используемой литературы.

  • Инновационное обучение на уроках русского языка/ «Школа и педагогика» 1991.

  • Лингвистические детективы/ Н. М. Шанский.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2007.

  • Методические рекомендации к организации и проведению уроков обобщающего повторения в форме дидактической игры на материале морфологии.- Л.: ЛГПИ, 1985.

  • Методические рекомендации по использованию игр в обучении лексики в школе и вузе ( в соавторстве).- Семипалатинск, 1992.

  • Обучение русскому языку в школе: учеб. Пособие для студентов пед.вузов/ Е.А. Быстрова, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. Е.А. Быстровой.-2-е изд.-М.:Дрофа,2007.

  • Русский язык в кроссвордах/ С.И. Львова. М.: Дрофа, 2007

  • Русский язык. 5 кл.: пособие для учащихся/ С.И. Львова.- М.: Дрофа, 2007. ( За страницами школьного учебника)

  • Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учеб. Пособие для студентов пед.вузов/ Е.Г.Шатова.- М. : Дрофа,2007.

  • Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bolshe.ru














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!