Наименование опыта.
«Развитие социальной компетентности обучающихся в условиях классного коллектива»
Условия возникновения и становления опыта.
МКОУ Корниловская СОШ, Болотнинского района, Новосибирской области, расположена достаточно далеко от районного центра. В школе обучается небольшое количество учеников. На протяжении трех лет я являюсь классным руководителем. В 2019-2020 в 6 классе, в 2020-2021 учебном году в 7 классе, в 2021-2022 учебном году являюсь классным руководителем в 8 классе.
В настоящее время жизнь требует такой подготовки сельского ученика,которая была бы достаточной для его перехода в иные, более многообразные среды, сделала бы его конкурентоспособным за пределами сельского социума. Это поставило школу перед необходимостью существенно совершенствовать как структуру, так и содержание её деятельности.
Условия для развития социальной компетентности обучающихся в сельской малокомплектной школе имеют свою специфику:
-с одной стороны, замкнутость социального пространства, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей учащихся создают трудности в организации образовательной и воспитательной работы в школе.
- с другой стороны, именно школа, становясь доминирующим звеном в социокультурном комплексе, является инициатором и генератором партнерских отношений, так как способна интегрировать воспитательные условия школы и социума, организовывать разностороннюю деятельность детей и взрослых, формировать у детей и взрослого населения позитивный образ жизни, становится основным очагом культуры в селе.
Актуальность опыта
Проблема развития социальной компетентности школьников – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема. Ее решение затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать выпускникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основам наук, но и обеспечить способность и готовность жить в современном сверхсложном обществе, достигать социально-значимые цели, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
В то же время мы видим, как не просто реализоваться в новых жизненных условиях современному молодому поколению. Дети и подростки становятся жертвами неблагоприятных условий социализации: кризис семьи, экономики, культуры порождает социальную инфантильность, иждивенчество, неуверенность в своем будущем.
Развитие собственной социальной компетентности — достаточно трудная задача для подростков, так как высокая потребность в общении вступает в противоречие с элементарным неумением общаться, слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику и критично оценивать высказывания и действия других людей.
Успешной социализации учащихся в немалой степени способствует и опыт самостоятельных социальных проб, освоение школьниками способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности. Усвоенные в детстве стратегии поведения в обществе закладывают фундамент социального поведения человека и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий, поэтому развитие социальной компетентности школьников должно стать одним из важнейших направлений работы.
Теоретическая база опыта
Социальная компетентность — это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая ее достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями.
В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению социальной компетентности. Одним из подходов является понимание ее как адаптационного механизма (Н. И. Белоцерковец). Другой подход основан на рассмотрении понятия социальной компетентности через определенную систему социальных знаний и умений (В.Н. Куницина, Н.А. Гончарова, И.А.Зимняя и др.). Ряд авторов подчеркивают поведенческое проявление социальной компетентности (У. Пфингстен и Р. Хинтч). Однако преобладает подход представления социальной компетентности через сформированные способности, новообразования человека. Исследователями установлено, что социальная компетентность:
1) отражает взаимодействие человека и социального окружения;
2) подразумевает обладание человеком способами межличностного взаимодействия; эти способы могут быть приобретены им посредством личного социального опыта, подражания традициям, установкам общества или посредством получения знаний;
3) является интегративной характеристикой, включающей в себя несколько компонентов;
4) подразумевает учет соотношения собственных целей и потребностей с целями другой личности, группы людей и социума в целом.
В большинстве исследований социальная компетентность рассматривается как констатация наличия/отсутствия у человека тех или иных знаний, умений, способов действий в социуме.
На основе выделенных особенностей сформулируем определение социальной компетентности как интегративной характеристики, отражающей способность личности вступать в эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей собственных, Другого и не противоречащим нормам, ценностям общества.
Ведущая педагогическая идея
Одно из основных положений Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения – компетентностный подход в обучении. На основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика формируются ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования, приводящие к образованности и компетентности ученика в определенной сфере. Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий. Социальная компетентность определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем.
При таком понимании компетентности ясно, что она может формироваться только при условии глубокой личностной заинтересованности учащихся в данном виде деятельности. Поэтому если учитель хочет в качестве образовательного результата иметь компетентность учеников, он должен не принуждать, а мотивировать их к выполнению той или иной деятельности. Одним из основных средств мотивации и является внеклассная работа.
Для формирования и развития социальной компетентности возникает необходимость создания развивающей среды, которая бы не ставила препятствий на пути к воплощению намерений личности, а наоборот, создавала условия для их реализации. Для создания такой развивающей среды большую роль может и должна сыграть внеклассная работа. При участии во внеклассных мероприятиях учащиеся не ограничены жесткими рамками правил. Наоборот, они чувствуют поощрение и поддержку при проявлении своих лучших качеств. Внеклассная работа побуждает школьников участвовать в принятии решений, повышает их инициативу, которая при этом является не принудительной, а внутренне мотивированной.
Итак, считаю, что именно внеклассной деятельности принадлежит ведущая роль в формировании и развитии социальной компетентности в силу того, что она:
служит повышению активности ученика как субъекта обучения;
даёт возможность творческого сотрудничества между педагогами и учащимися;
создаёт обстановку, в которой отсутствует внешнее оценивание;
ориентирует деятельность учащихся на успех;
предполагает вариативность форм организации образовательного процесса, средств и условий деятельности;
отражает общечеловеческие ценности.
Новизна опыта
В чём я вижу новизну собственного опыта по формированию социальной компетентности личности? Это:
- создание условий для формирования социальной компетентности учащихся 8 класса,через использование комплекса различных психотехник и методических приёмов.
Данный педагогический опыт многопланов и опирается на базовые виды универсальных учебных действий в формировании ведущих качеств личности, составляющих социальную компетентность.
Новой в опыте является система внеклассной работы с учащимися 8 класса, как пример комплексного подхода к формированию социальной компетентности.
Новыми в данном педагогическим опыте являются и те результаты работы по формированию социальной компетентности, которые были получены в ходе реализации внеклассной работы, обусловленные особенностями развития учащихся определенного класса, условиями работы в определенном образовательном учреждении, особенностями окружающего социума.
Технология опыта.
Цель: создание условий для овладения учащимися социальными компетенциями в процессе педагогически организованной социализации в условиях становления детско-взрослой общности.
Достижение поставленной цели осуществляется путем разрешения следующих задач:
предоставить учащимся необходимый объем знаний для овладения компетенциями;
создать условия для обеспечения практической деятельности учащихся по овладению компетенциями;
осуществлять общий контроль хода процесса социализации учащихся в ключевых моментах с целью выявления возможных отклонений (мониторинг);
осуществлять индивидуальную коррекцию хода процесса социализации учащихся (в случае выявления ее негативной направленности, выявления фактов девиантности поведения учащихся).
Выбор психолого-педагогических методов, обеспечивающих реализацию поставленных задач формирования социальной компетентности, обусловлен совокупностью следующих факторов:
-универсальность;
-технологичность.
Вся работа осуществляется с использованием следующих технологий:
игровые технологии;
арт -терапевтические технологии;
технология групповой проблемной работы;
социально-психологический тренинг;
технология проектирования социального становления личности.
Игровые технологии
Особое внимание в данном виде психологической работы уделяется интерактивным играм и упражнениям, которые могут развить в детях оптимизм, веру в собственные силы, чувство общности с другими. Игры могут использоваться в любом возрасте, участие в них требует от детей творчества, воображения, активности —то есть именно тех качеств, которые необходимы для формирования оптимистического отношения к жизни. Очень важно учить детей ощущать радость жизни, чувствовать себя счастливым. В игре ребенка отражаются его проблемы, интересы, опыт. С одной стороны, игра служит диагностическим целям, с другой — помогает подростку разобраться с проблемами, находить решения в условиях игровой ситуации. В игре всегда есть элемент несовершенства, спонтанности, она активизирует творческий потенциал учащихся, их способности находить решения, делать правильный выбор.
Психологические игры разнообразны по своим целям и содержанию. М.Р. Битянова отмечает, что игрой называю «психологический прием, с помощью которого за 1,5-2 минуты можно настроить учащихся на работу в группе…, большое и сложное ролевое действие и много другое». В соответствии с ее определением, «психологическая игра —это целостное законченное действие, совершенно самостоятельное, имеющее свою внутреннюю систему целей и правил, достаточно продолжительное по времени».
Игра обладает определенной атрибутикой. Игровой замысел проявляется в названии игры и может быть выражен в виде проблемы, которую предстоит решить. Правила помогают определить поведение участников в ходе игры и порядок игровых действий, позволяющих участникам проявить себя. Познавательное содержание заключается в приобретении определенных знаний и навыков в процессе решения проблемы, поставленной игрой. К оборудованию относятся средства, необходимые для ведения игры, а также для усиления эмоционального воздействия: фломастеры, бумага, видеомагнитофон и др. Завершением игры является ее результат в виде решений проблемы.
Обсуждение игры- важнейший этап, в ходе которой ребята дают друг другу обратную связь. Признание группы позволяет увидеть преимущества сотрудничества, взаимопомощи, а признание собственных успехов повышает самооценку.
Арт-терапевтические технологии
Опыт практической работы позволяет отметить, что наиболее «работающими» для классного руководителя можно назвать метод арт-терапии. Их использование практически универсально, тем более что они основываются на природном стремлении человека рисовать, творить. При этом школьники должны быть уверены в том, что их не будут оценивать, что они смогут выражать в рисунке свои мысли и чувства, свои желания и мечты так, как им хочется. В свободном рисовании обучающиеся прорабатывают свои глубинные переживания, учатся мыслить метафорично, отражают важные аспекты своей личности.
В практике работы с классным коллективом использую следующие техники:
-направленная визуализация,
-парное и групповое рисование,
-техника коллажа,
-инсталляции индивидуальные и групповые,
-работа со сказками и притчами.
Применение арт-терапевтических техник позволяет обеспечить эффективное эмоциональное реагирование, создать психологические условия для осознания подростком своих чувств. Переживаний и эмоциональных состояний, способствует преодолению коммуникативных барьеров,
Технология групповой проблемной работы
Эта работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Конечно, вербальное поведение – это общение, но не как целостное явление, направленное на взаимное узнавание и изменение обучающихся, а как фрагмент общения, направленного на внешний предмет. В зависимости от вида этого предмета можно говорить об основных воспитательных задачах групповой проблемной работы организационных и ценностно-ориентированных (аксиологических).
Действие педагога начинается с создания или фиксации проблемной ситуации.
Второй ход педагога – превращение проблемной ситуации в проблемную задачу, т.е. формулировка вопроса, решение которого станет целью группового проблемного общения.
Следующий технологический шаг в обоих вариантах групповой проблемной работы состоит в организации «движения» между индивидуальными, личными мнениями, идеями и общим процессом и результатом.
В организационном варианте – это движение к общему решению, в другом (аксиологическом) случае – это движение к прояснению, обострению и взаимодействию позиций участников обсуждения. Соответственно, различными будут и цели (результаты). В первом случае технологическая цель - получение школьниками опыта объединения позиций, мнений, во втором случае – получение опыта культурного обсуждения
Социально-психологический тренинг.
Социально-психологический тренинг оказывает конструктивное влияние на развитие личности в трех направлениях: когнитивном, поскольку получение новой информации происходит посредством постановки исследовательских задач, направленных на повышение информативности общения; эмоциональном, так как вся информация интерпретируется через личностную значимость; конативном, предполагающем расширение поведенческого репертуара за счет осознания неэффективности привычных способов поведения.
В тренинговых упражнениях происходит эмоционально-действенная ориентация в содержании деятельности в социальном контексте, возникает осознание своего места в системе отношений людей, что помогает адаптироваться в новых условиях и способствует развитию произвольного, сознательного, саморегулируемого поведения. В совместной деятельности участников тренинга создаются условия для формирования самосознания и самоорганизации общего развития личности подростка.
Технология проектирования социального становления личности
представляет способ организации деятельности учащихся через самостоятельную работу учащихся с дневниками развития.
Технология позволяет решать следующие задачи:
- психолого-педагогического руководства процессом личностного самоопределения и самореализации личности,
- стимулирование процесса личностного роста и интеграции воспитательных воздействий различных субъектов воспитания и социального развития детей и подростков.
Совместно с заместителем директора по воспитательной работе разработан и внедрен в практику «Личный дневник учащегося», в котором отражены этапы формирования позитивной «Я-концепции».
Диагностическое обеспечение
Для определения уровня сформированности социальной компетентности использовались следующие диагностические методики:
-«Диагностика нравственной самооценки» ( авт. Нечаев )
-«Диагностика личностного роста» (Авторы: Степанов П.В., Григорьев Д.В., Кулешова И.В);
В целом генеральным показателем успешности формирования социальной компетентности является динамика социально-психологической адаптивности личности.