Обобщение опыта работы классного руководителя
Абдусаламовой Саиды Абдулбасировны,
классного руководителя 8а класса.
Каждый человек, обучаясь в учебных заведениях различного типа, имеет дело с людьми, которые выбрали профессию педагога. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых – воспитание человека в самом широком смысле слова. И сами мы говорим о воспитании, то в первую очередь, мы говорим о педагоге, классном руководителе. Сочетание слов «классный руководитель» понятны и тому, кто уже закончил школу, и тому, кто еще учится в ней. Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе связаны с именем классного руководителя.
Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешать конфликты с родителями и педагогами, ему поверяются детские тайны. Значит, это деятельность школе необходима, и человек, выполняющий эту функцию, нужен.
В школе Патимат Магомедовна работает двадцать лет учителем математики, так столько же лет – она работает классным руководителем.
Каждый ученик – личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться – вот истинное предназначение учителя. И неважно, сколькими годами исчисляется педагогический стаж. Главное, чтобы рядом с ребенком был умный, знающий и любящий человек – Учитель.
Годы работы в школе многому ее научили: понимать детей такими, какие они есть, быть терпимее к ошибкам других, но требовательной к самой себе, а самое главное – она научилась бережнее относиться к детям. Она поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что у них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого классному руководителю надо самому быть личностью, потому что, как писал Ушинский, «Только личность может воспитать личность».
В работе классного руководителя Патимат Магомедовне помогают воспитательные планы, журналы, методические пособия, в которых ее коллеги с воодушевлением делятся своими победами в воспитании учеников.
«Воспитание школьников»
«Семья и школа»
«Классный руководитель»
«Досуг в школе»
«Классные часы».
Большую помощь в настоящее время оказывают интернет-ресурсы.
Конечно, все это ценно. Но, тем не менее, каждый классный руководитель должен иметь свой, индивидуальный взгляд на воспитание. Ведь «чужие» методы могут не принести ожидаемого результата хотя бы потому, что они не подходят ни тому, кто их использует, ни тому, по отношению к кому их используют.
Поэтому, когда Патимат Магомедовна три года назад ей дали пятый класс, первое, что она сделала, - попыталась определить, какими она хочет их видеть в конце школьного пути. Абдулвагабова П.М. поставила перед собой следующие задачи:
Нужно пробудить в детях стремление понять себя, выстроить свой характер;
Развивать коллектив, гуманные отношения, умение жить среди людей;
Уважать свое и чужое мнение, воспитывать личность, адаптированную к условиям современной жизни, умеющую ценить прекрасное;
Личность здоровую, умную, добрую, сильную.
Для достижения этих целей, как вы понимаете, одного желания мало. А захотят ли дети быть такими? Как заставить их поверить своему классному руководителю? Как доказать, что это нужно не только и не столько ей, сколько им? Патимат Магомедовна понимает, что оттого, сумеет ли она ответить на эти вопросы, зависит результат ее работы. Понимала и то, что в каждом ребенке нужно видеть не объект для воспитания, а субъект, личность.
Сейчас они в седьмом классе, почти в восьмом.
Самое главное для Патимат Магомедовны – ребята ценят свой коллектив, им хочется общаться друг другом, доказывать учителям, что они совсем не худшие в школе, им хочется участвовать в общих делах класса, школы; дружить с родителями и, конечно с классным руководителем.
Это можно сказать и о тех трех предыдущих выпусках. Ребята научились давать справедливую оценку поступков друг друга, невзирая на личные отношения. Думаю, что Патимат Магомедовна воспитала это в них своим примером. Она никогда не делила и не делит учеников на любимых и нелюбимых, на тех, кому проститься все, и тех, кому не забудется малейший промах. Каждый из ее ребят понимает, в любом человеке всегда есть что-то хорошее, но вот увидишь ли это, зависит от тебя, от твоих душевных качеств. В классе сложился хороший коллектив, отношения спокойные, доброжелательные, изолированных и отверженных нет. Ребята всегда переживают удачи и неудачи, осуждают ложь, насилие, грубость. Группировок отрицательного характера не наблюдается.
О личности надо знать как можно больше, для этого ее нужно изучить, исследовать.
Ее основные принципы:
Детей не надо воспитывать, их надо любить и с ними дружить.
Предоставлять возможную самостоятельность ребенку, оказывать помощь, а не подменять действия детей своими.
Терпение и понимание – вот гарантия успеха.
Оценивать поступок, а не личность.
Спокойствие, расположенность к общению, правильно подобранный тон - вот залог успеха.
Детей надо не просто любить, им надо признаться в любви, не стыдясь этого.
Вот так она поддерживает своих ребят:
Хорошо!
Красота!
Ты просто чудо!
Прекрасно!
Великолепно!
Работать с тобой просто радость!
Я просто счастлива!
Неподражаемо!
Ты на верном пути!
Как в сказке!
Я тобой горжусь!
Умница!
Именно этого мы давно ждали!
Тут без тебя не обойтись!
Мне очень понравилось!
Никто не может заменить тебя! и др.
Её педагогическим кредо в воспитании за двадцать лет стало уважение личности ребенка, сотрудничество с ним и его родителями. Работа классного руководителя немыслима без тесной связи с родителями. Что ни говори, в основном детей воспитывают в семье. И не секрет, что часто домашнее воспитание идет вразрез с воспитанием педагогов. Патимат Магомедовне повезло! Родители всех ее выпускников разделяют её взгляды и помогают их реализовывать. Изучая семьи своих учеников (это изучение начинается с первой встречи с родителями учащихся); она выявила взаимоотношения подростка с родителями (анкетирование); микроклимат в семье, психологические особенности ребенка, его ценностные ориентиры.
Регулярно проводит родительские собрания, темы которых планирует с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, проблем класса, задач школы.
Вот некоторые из них: «О родительской любви», «Мой дом – моя семья», «Родителями быть нелегко, но плохо, если нелегко от этого детям», «Подростковый суицид», «Наркомания – беда двадцать первого века» и т.д.
Проводит индивидуальные консультации с учетом назревшей необходимости.
Организует взаимное творчество детей и родителей (газеты о папе, «Мой папа- защитник Родины», «Моя мама – самая лучшая» и др.)
Поощряет родителей, активно участвующих в жизни школы и класса. Всегда на родительском собрании начинает говорить обо всех успехах детей, о каждом что-то хорошее.
Не прожить в школе без чувства юмора. За годы работы Патимат Магомедовна поняла, что конфликты и проблемы можно создать и на пустом месте. Но иногда уместная шутка, задорная улыбка могут потушить назревающий пожар. Об этом она старается не забывать. Убеждена она и в том, что воспитание должно быть ежедневным, ежечасным, ежеминутным.
Самое важное, самое основное в работе с детьми – любовь и взаимопонимание.
Традиции класса, которые могут творить чудеса, положительно влияют на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка:
Это традиция, когда в конце каждой четверти каждому ребенку в дневник я делается запись, примерно такого содержания: «Камилла, я очень рада, что результаты твоей учебной работы стали лучше. Так
держать!» «Махач, постарайся в следующей четверти по английскому улучшить свои результаты. У тебя все получится!» и др.
Это традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем, как учащиеся уходят домой на выходные, она спрашивает:
- Каким было ваше настроение на этой неделе?
- Что нужно сделать, чтобы оно стало лучше?
- Какой была учеба на этой неделе?
- Кому доставило радость ваше присутствие в школе на этой неделе?
Когда они пришли к ней в пятом классе, на классном часе о «смысле жизни» Патимат Магомедовна сказала им: «Если вы за день ничего нового не узнали, не сделали чего-то полезного, не сказали кому-то доброго слова и никому не помогли, вы прожили этот день зря!»
Для многих ребят эти слова стали своеобразным правилом поведения.
Это традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе «Книги рекордов Гиннеса», в которую вносятся имена ребят по самым различным номинациям:
- Кто получил самое большое количество пятерок за год
- Кто прочитал само большое количество книг
- Назвать человека, рядом с которым в этом учебном году было всем хорошо.
Это традиция, когда она и её ребята вырабатывают вместе нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. «Учиться честно говорить о своих ошибках». Утверждаем, расписываемся.
Это традиция, когда ученики говорят друг другу, учителям или родителям добрые пожелания. «Праздник добрых пожеланий».
Это традиция, когда классный час, посвященный «Миру профессий» приглашали и врача, аптекаря, военного, бухгалтера, агронома и др.
Основная традиция во всех классах – это Дело года, которое сплачивает ребят, увлекает, заставляет заниматься поисковой и исследовательской работой.
«В честь кого назван наш город?»
«Комсомольцы в годы ВОВ»
В этом году Дело года – «Защитники Отечества». Подготовили праздник к 23 Февраля, пригласили военных с части, оформили стенд о выпускниках школы, получивших военную профессию.
Список этих традиций она может продолжать долго. Главное их назначение – сделать общение детей и классного руководителя полезным и необходимым.
Школа – наш второй дом, куда она торопливо шагает каждое утро. Как хочется, чтобы в доме этом всегда было уютно, комфортно, тепло от добрых улыбок, дружеской поддержки, взаимопонимания всем – и взрослым и детям.
Школьная жизнь – это большой калейдоскоп. Светлые праздники сменяются серыми буднями, которые постепенно превращаются в радостные дни. Патимат Магомедовне не скучно в школе. Она в ней двадцать лет. И все эти годы были разные. Она – разная, дети – разные, жизнь – разная. Знает одно: нельзя останавливаться на достигнутом, должен быть кропотливый труд над собой – постоянное совершенствование, применение знаний практической психологии. Следует заглядывать в себя, самокритично вести разговор с самим собой: не выдохлась ли, способна ли перед юными вспыхнуть ярче прежнего и согреть всех нуждающихся в твоем тепле? Внутренний голос не молчит: «Да! Есть любовь, силы, желание сердце отдавать детям».
Каков ты учитель – судить ученикам.
Судьба… Скажет ли ей спасибо? Наверное, да. Спасибо за те минуты, когда удавалось пробудить лучшие чувства в детях, спасибо за те мгновенья, когда после долгих неудач ребенок восклицал: «Получилось!» и обретал веру в себя. Победа ребенка становится и её победой, его радость –радостью её. Именно в такие минуты она говорит сама себе: «Не ропщи на судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что признание мое нести любовь и радость».
Учительский труд – это вечный поиск, неуспокоенность, и это любовь. Любовь к своему делу, своим воспитанникам.