МБОУ «Калининская основная общеобразовательная школа»
Классный руководитель
Калинина Вера Васильевна
2017
У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают её дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Как бы ни была трудна эта деятельность, она, несомненно, нужна детям, поскольку основное структурное звено в школе - это класс. Именно в нём зарождается интерес к учёбе, формируются социальные отношения между детьми. Класс представляет собой систему, которая помогает реализовать заботу о социальном благополучии детей, решать проблему их досуга, сплачивать коллектив, формировать соответствующую эмоциональную атмосферу. Организатором деятельности учеников в классе, координатором воздействий был и остаётся классный руководитель.
Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растёт сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой.
Ребёнок - росток человеческий. В нём изначально заложено неуёмное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить своё
уникальное «я», выявить своё неповторимое предназначение. А цель педагога -помочь ему в этом.
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и правовое воспитание учащихся. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.
Ни один человек не рождается с определённым уровнем духовности, духовность формируется постепенно, с детства. И в наших силах помочь детям понять и принять величайшие духовные ценности, развить основы нравственности. Именно поэтому нравственное воспитание - одно из важнейших направлений моей работы в школе.
В процессе моей работы выработался определённый стиль отношений с детьми, а именно:
Не запрещать, а направлять.
Не управлять, а соуправлять.
Не принуждать, а убеждать.
Не командовать, а организовывать.
Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
Будучи классным руководителем, считаю, что целью воспитательного процесса является воспитание свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности, которая достигается через формирование у учащихся нравственного отношения к окружающим людям и осознание ценности человеческой жизни, через формирование культуры интеллектуального развития и совершенствования учащихся, а также культуры сохранения собственного здоровья.
Проводимые мной классные часы (информационный классный час «Время, события, люди», «Планета за одну неделю», тематический классный час «Суд над классом», «Расскажи мне обо мне» и др.); ситуативные практикумы («Умей общаться со всеми и всегда»), диспуты («О дружбе и друзьях», «Мои «можно» и мои «нельзя») способствуют развитию самооценки учащихся, выработке умения видеть сильные и слабые стороны своей личности, характера.
Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики:
мониторинг,
диагностика,
анкетирование.
Проводя анкетирование учащихся («Диагностика характера», «Трудности взаимопонимания» и др.), а также диагностику нравственной воспитанности, выявляю способности детей, их положительные и отрицательные черты характера для дальнейшей корректировки. Анализируя проведённую работу, замечаю, что динамика показателей может быть неодинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда могут быть хуже, чем на предыдущем этапе. Общий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.
Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса.
В своей работе использую инновационные методики, творчески подхожу к воспитательной и социально-педагогической работе. Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом.
Стараюсь добиться наилучшего результата и предельной эффективности любого воспитательного дела. Результатом моей работы являются:
интересные общешкольные мероприятия («День Учителя», «День Победы», «А ну-ка девочки» и др.);
тематические классные часы и беседы («Дороги, которые мы выбираем»; «Как использовать свои права», «Экология слова», «Край родной», «Жизнь без вредных привычек» и др.);
родительские собрания («Процесс адаптации учащихся 5 класса к обучению в средней школе», «Поощрения и наказания детей в семье» и др.);
увеличение количества призовых мест, полученных коллективом учащихся.
Поддерживаю тесный контакт с родителями своих учеников, организую педагогические консультации, провожу анкетирование в целях диагностики и регулирования своей учебно-воспитательной деятельности. Я считаю, что именно классный руководитель способен показать ученику и его родителям, что они есть в жизни друг друга. Стараюсь создать условия для реального самостоятельного разрешения растущим человеком его личных проблем, понимания себя и других, личностного и профессионального самоопределения.
Для улучшения взаимопонимания и взаимодоверия «родитель-ученик» стараюсь привлечь родителей к жизни класса и школы (внеклассные мероприятия - «Мама, папа и я – спортивная семья», «Весёлые старты», экскурсионные поездки).
Нет лёгких учеников, все они требуют много сил и энергии. Педагог должен быть искренне убеждён, что каждый ребёнок талантлив, а значит интересен. Если ребенок «сер» и «невыразителен», значит, его талант пока не обнаружен и не развит. А в этом виноват не ребёнок, здесь вина педагога.
Повышение роли патриотического воспитания, приобщение к основным духовным ценностям своего Отечества, формирование умения сохранять своё здоровье и вести здоровый образ жизни находит отражение в патриотических мероприятиях: «Великая Отечественная Война. Какая она?», «Герои Отечества», «Моя малая Родина» и др.
В системе работы классного руководителя большую роль играет ученическое самоуправление. Эта форма работы с классным коллективом помогает осуществлять воспитание у ребят чувства личной ответственности за коллективные дела класса, позволяет выявить уровень притязаний каждого, позволяет каждому ребёнку проявить свои способности, способствует развитию личности, помогает определить своё место в коллективе.
При реализации любой воспитательной концепции очень важно видеть и знать её результаты.
Работа классного руководителя непроста: все педагоги знают, что классный руководитель ответственный “За всё” и в идеале должен уметь выполнять множество дел одновременно. Поэтому постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая курсы, слушая вебинары, уделяя большое внимание самообразованию. Имею небольшую библиотеку методических пособий по воспитательной работе, а также пользуюсь итнернет-сайтами (http://festival.1september.ru/articles/subjects/22, http://www.uchportal.ru/load/119-5-2 и др.) с методическими разработками различных мероприятий.
Хочется закончить словами Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других, их надо любить. Наше влияние на других прямо пропорционально нашему к ним отношению.
Самым главным критерием успеха своей работы считаю доверие и уважение своих подопечных, их желание вместе с коллективом активно творить, развиваться, совершенствоваться.