СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по литературному чтению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по литературному чтению на тему "Формирование коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения"

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по литературному чтению.»

Муниципальное образовательное учреждение

Радищевская средняя общеобразовательная школа №1

Радищевского района Ульяновской области









Защита опыта работы




Формирование коммуникативных умений

младших школьников

на уроках литературного чтения








Татьяна Дмитриевна Ганчина,

учитель начальных классов



р.п. Радищево – 2009



(слайд 1)

Всё начинается со школьного звонка:

В далёкий путь отчаливают парты.

Там - впереди, покруче будут старты

И посерьёзней будут,

А пока…


Любая школа начинается с начальной. Она призвана заложить основы учебной успешности человека в его дальнейшей жизнедеятельности, обеспечить ему адаптацию в современном обществе. В основе успеха любого человека, как взрослого, так и взрослеющего лежат коммуникативные умения.


(слайд 2)

Это умения, связанные с речевой коммуникативной деятельностью, имеющие отношения к общению и взаимодействию ученика с педагогом, соучениками.

Специально организованная речевая коммуникативная деятельность является неотъемлемой частью уроков литературного чтения в начальной школе.


(слайд 3)

Таким образом, важно начать формирование коммуникативных умений в младшем школьном возрасте, в первую очередь, используя ресурсы уроков литературного чтения


(слайд 4)

Исследования авторов технологии ИСУД позволяют выявить тесную взаимосвязь между уровнем развития коммуникативных умений и общим уровнем учебно-познавательных возможностей обучающихся.

На графике видно, что коммуникативные умения являются одним из параметров учебно-познавательных возможностей, или обучаемости. Такая схема работает в динамике. То есть если повышается уровень коммуникативных умений, то увеличивается уровень обучаемости ученика, что отражается и в самооценке, и в росте мотивации к учению, и в росте качества знаний.


(слайд 5)

Используя результаты исследований авторов технологии ИСУД и опыт работы учителя начальных классов Оренбургской области Скворцовой Н.Н., я выстроила систему своей педагогической деятельности, которая предусматривает целенаправленное и целесообразное использование на уроках литературного чтения упражнений по формированию коммуникативных умений через:

  • обучение содержанию предмета

  • развитие прикладных и исследовательских умений

  • развитие социально-коммуникативных умений

  • личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.


Прикладной аспект учебной коммуникации

Исследовательский аспект учебной коммуникации

Социально-коммуникативный аспект учебной коммуникации

Личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации

1. Прикладные знания по предмету(факты, правила, понятия и т.д.). Например, введение литературоведческих понятий

2. Понимание учебного материала (Причинно-следственные связи, терминология, феномены, поступки героев, идея замысла)

3. Выделение главного и второстепенного, установление межпредметных связей; поиск и нахождение обоснования выводов и доказательств.

5. Оценка изучаемого материала

1. Умение не только отвечать на вопрос по предмету, но и ставить его.

2. Умение структурировать учебный материал в логической последовательности (план)

3. Умение планировать учебную деятельность в целом и в рамках изучаемой темы.

4. Умение работать со справочной и дополнительной литературой (словари, энциклопедии, справочники)

5. Качество оформления изучаемого материала. (сочинения)

6. Умение представлять и презентировать изучаемый материал (самопрезентация)

1. Развитие умений слушать.

2. Развитие умения участвовать в беседе.

3. Развитие умения ставить вопросы, качественно их формулировать.

4. Развитие умения дискутировать и презентовать вопрос, тему, проблему.

5. Развитие умений аргументации и обоснования как личностного качества коммуникативного общения.

1.Формирование навыков общения.

2. Преодоление учебной неуверенности и неверия в собственные силы.

3.Формирование учебной мотивации

4. Развитее критического мышления.

5.Формирование вовлеченности в общее дело.

6.Формирование доверия к другим и к себе.

7. Способность к глубокой творческой деятельности.

8. Целеполагание и определение пути к собственным достижениям.


Материалы приведенной таблицы свидетельствуют о том, что возможности урока литературного чтения, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика огромны. Для того, чтобы учащиеся могли научиться общаться в рамках школьного урока, их нужно учить, это делать именно на школьном уроке.

ПОЭТОМУ

(слайд 6)

Ведущая идея моего опыта

«Что требуется ученику для успешного выполнения данного задания, то этим заданием и развивается»


В 2007 году наша школа вступила в программу развития инновационных процессов по теме «Развитие коммуникативной культуры в системе экологического образования школьников».

Однако тему развития коммуникативной культуры можно рассматривать, выходя за рамки только экологического образования. В моей практике формирование коммуникативных умений на уроках литературного чтения я рассматриваю как изучение и развитие экологии души ребёнка, его внутренней культуры и культуры общения.


(слайд 7)

Факторами успешности реализации данной идеи считаю:

  1. Диагностику коммуникативных умений методом наблюдения

  2. Проектирование индивидуальных программ развития учащихся

  3. Изучение дидактического потенциала методов, приёмов, форм и видов деятельности на уроках литературного чтения

  4. Создание матрицы дидактических приёмов, методов, форм и видов учебной деятельности на уроках литературного чтения.

  5. Моделирование уроков литературного и внеклассного чтения с опорой на программу и матрицу.



Слайд 8

Специальная организация речевой коммуникации на уроке литературного чтения позволяет повысить субъектность детей в учебном процессе, что способствует повышению внутренней мотивации учения, в результате чего повышается качество обученности.

Поэтому целью педагогической деятельности считаю целенаправленное формирование речевой коммуникативной деятельности средствами уроков литературного чтения


Слайд №9

К последствиям реализации цели отношу:

  • повышение уровня общеучебных коммуникативных умений (методом наблюдения)

  • устойчивый интерес к урокам литературного чтения (методом опроса)

  • повышение качества знаний по литературному чтению (данные журнала)

  • повышения уровня воспитанности (тестирование)

  • высокий уровень сформированности классного коллектива (тестирование)

  • активное участие школьников в школьных мероприятиях по предмету (данные журнала)


СЛАЙД №10

Эта цель реализуется через соблюдение принципов педагогической деятельности.

  • Принцип индивидуализации. Предусматривает изучение параметров индивидуального стиля деятельности учеников, учет их при составлении индивидуальной программы развития, которая служит основой составления плана урока.

  • Принцип системности заключается в следующем: вводится комплекс специально организованных упражнений в уроки литературного чтения, систематизированных в картотеке по параметрам успеха учащихся и этапам урока.

  • Принцип поэтапности. Реализации этого принципа способствует продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая в моей практике имеет следующие этапы


(слайд 11)

  1. этап

    • готовность учащихся участвовать в урочном общении

    • отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

    • задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

    • комментировать вопросы и ответы

    • делать сообщения

    • рассказывать логично и последовательно

2. этап

  • простота и четкость речевого высказывания

  • отработка умения сделать свое высказывание понятным каждому человеку

  • умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

  • умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

  • умение использовать риторические вопросы

  • умение вступать в контакт с собеседником

  • умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3. этап.

  • умение вести беседу в паре, в группе

  • умение поддерживать беседу

  • умение вести конструктивный диалог

  • умение построить дискуссию и вести ее

  • умение участвовать в конференциях, играх и турнирах.




(слайд 12).

Выбор методов осуществляется на основе целевых установок урока, содержания изучаемого материала и задач развития учащихся в процессе обучения. В своей педагогической деятельности я использую следующие методы


(слайд 13)

(Традиционные методы: Голант, Огородников, Перовский)

По источникам передачи и характеру восприятия:

- словесные (рассказ, беседа)

- наглядные (показ, демонстрация)

- практические (сочинения)


(слайд 14)

По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся

(система методов Лернера-Скаткина).

- Объяснительно-иллюстративный.

- репродуктивный

- проблемный

- частично-поисковый.


(слайд 15)

На уроках использую:

Приёмы, которые учат рассуждать, придумывать, аргументировать, выражать отношение к высказываемому.

Например: приём «Эмпатийное распознавание» -

формирует умение чувствовать переживания другого человека и соответственно реагировать на них.

Включает в себя анализ эмоциональных состояний: как отличить испуганного человека от удивлённого, или весёлого от грустного.

- Определить настроение: «Разбилась чашка», «Убежала щенок»

«Путешествие» - представить, что оказались на месте развёртывания событий, отражённых в произведении. Расскажите, что услышали, почувствовали, находясь «рядом» с каким-либо объектом, героем.

«Рассказ от первого лица»

- рассказать от лица собаки о медали, полученной на выставке. О чём могла бы рассказать собака?

- повествование от имени неживого объекта: камня, дерева, дома…

Приёмы, которые учат выделять главное и второстепенное, сравнивать и выделять общее и различное:

-«Сравнение» - на что похожи облако, лист, камешек?

-«Хорошо-плохо» - выделение положительных, отрицательных функций какого-либо предмета, явления, поступка.

Приёмы, которые учат строить логически обоснованное в языковом отношении высказывание:

-«Почемучка»- учит не только отвечать на вопросы, но и самостоятельно их задавать, правильно формулировать:

- Почему бывает дождь?

- Почему лето и зима никак не встретятся?

«Комплимент» - сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали).



СЛАЙД №16

Основными формами учебной коммуникации, на уроках литературного чтения являются:

- монологические формы речевой коммуникации (выступать с готовой заранее речью, выступать с неподготовленной речью, рассказывать, пересказывать, спрашивать и задавать вопросы, сообщать, докладывать)

- диалогические формы речевой коммуникации (учебная беседа учителя и ученика, учебная беседа в парах, учебная беседа в группах, дискуссия, дебаты, переговоры, ответы на вопросы)



СЛАЙД №17

Для эффективного применения вышеназванных приёмов

* я дополнила картотеку приемов работы учащихся на уроках литературного чтения (на основе картотеки технологии ИСУД)

*разработала программы развития индивидуального стиля учебной деятельности учеников средствами учебного предмета, взяв за основу проект подобной программы из технологии ИСУД.


СЛАЙД №18


Результатом моей работы по формированию коммуникативных умений на уроках литературного чтения являются:

  • Устойчивый интерес детей к урокам литературного чтения

  • Позитивная динамика качества знаний обучающихся по литературному чтению

  • Позитивная динамика уровня коммуникативных умений.

  • Активное участие школьников в жизни школьного социума.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!