СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по подготовке обучающихся 11-х классов к ЕГЭ по математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по подготовке обучающихся 11-х классов к ЕГЭ по математике»

Обобщение опыта работы

по подготовке обучающихся 11-х классов к ЕГЭ по математике


Павельева Лидия Александровна,

учитель математики высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №1г. Ессентуки Ставропольского края.

Стаж работы 48 лет.


Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ЕГЭ, до сих пор стоят довольно остро, несмотря на то, что эта форма итоговой аттестации обучающихся стала реальностью. Математика – обязательный для всех выпускников средней школы экзамен, и альтернативы ЕГЭ как формы его проведения сегодня нет. При неоднозначном отношении к ЕГЭ, мы, учителя математики, понимаем, что невозможно достичь высоких результатов на ЕГЭ без системной, долгой, продуманной работы по подготовке учащихся к независимой экспертизе качества знаний выпускных и вступительных экзаменов.

Конечно, задания ЕГЭ составлены в пределах школьной программы, но все они рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении. Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешной сдаче ЕГЭ?» Научить школьника математике и подготовить к успешному написанию ЕГЭ по математике – это две абсолютно разные вещи. Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?»

Первое, с чего начинаю – это подготовительная работа:

1. тщательно изучаю демоверсию ЕГЭ (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

2. оцениваю готовность учащихся к ЕГЭ, выявляю проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;

3. планирую работу по развитию навыков выполнения первой части экзаменационного задания;

4. веду психологическую подготовку обучающихся к ЕГЭ, не пугаю школьников предстоящим ЕГЭ, убеждаю их в том, что если очень постараться, то можно получить вполне приличный балл.

Второй этап – повторение пройденного материала

На этом этапе разрабатываю план подготовки к ЕГЭ, который включает в себя список ключевых тем для повторения. Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее.

Использую сборник «3000 задач ЕГЭ» начиная с 10 класса, провожу зачеты по заданиям с развернутым ответом. Ребята дома решают подобные задания, затем сдают теорию по этой теме, далее на зачете решают любые 10 заданий при учителе.

На самостоятельное домашнее выполнение заданий отводится 2 недели. Тот, кто не сдает зачет, приходит ещё раз. Результаты зачета доводятся до сведения классного руководителя и родителей. В течении двух недель ребята в любое время задают вопросы учителю по непонятным задачам. Стараюсь выслушать все подходы к решению каждой задачи и только потом раскрываю секреты, где и как можно было решить задачу быстро и хитро, чтобы сэкономить время.

Третий этап – организация и проведение мониторингов

В системе СТАТГРАД мониторинг по математике включает в себя диагностические работы в формате ЕГЭ и регулярные тренировочные работы. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Ребята выполняют работы над ошибками каждой проверочной работы: результаты оперативно доводятся до сведения родителей, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на дальнейшем процессе обучения.

Четвертый этап - устные упражнения.

В целях эффективного использования времени на экзамене, учу школьников приемам быстрого и рационального счета. Например, добиваться применения формулы корней квадратного уравнения с четным вторым коэффициентом, разложением на множители подкоренного выражения при извлечении квадратного корня, вычислении значения дробного выражения вида. Использую в работе математические тренажеры, предназначенные для закрепления навыков счета и усвоения основных алгебраических формул.

Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач в течение всех лет обучения в среднем и старшем звене на каждом уроке стараюсь отводить 5-7 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Практика показала, что систематическая работа по устному счету способствует значительному повышению продуктивности вычислений и преобразований. Сокращается время на выполнение таких операций, как решение квадратных уравнений, линейных неравенств и неравенств 2-ой степени, разложение на множители, построение графиков функций, преобразования иррациональных выражений и другие. Эти операции переходят из разряда самостоятельной задачи в разряд вспомогательной и становятся инструментом (“таблицей умножения”) для решения более сложных задач.

Пятый этап – использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ

Помимо работы с учителем учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому рекомендую учащимся сайты в сети Интернет, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки в режиме он-лайн.

Это следующие интернет- ресурсы:

1. сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Можно скачать ДЕМО-версии ЕГЭ-2023 по всем предметам, в том числе и по математике. Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам;

2. официальный информационный портал ЕГЭ. Общие сведения о ЕГЭ (расписание, бланки, советы, демоверсии, консультации и т.д.), материалы для выпускников 11-х классов и поступающих в ВУЗы и ССУЗы;

3. официальный сайт Рособрнадзора;

4. "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все" http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html;

5. открытый банк заданий по математике ЕГЭ-2023;

6. сайт Ларина А.А. «Математика. Репетитор». Есть генератор вариантов ЕГЭ;

7. Сайт Д. Гущина "Решу ЕГЭ". Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации. Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями;

8. ЕГЭ и ГИА. Информационный образовательный портал. Документы, материалы, пособия, пробники к ЕГЭ и ГИА. http://egeigia.ru.


Особенно часто использую в работе сайт Александра Ларина. Обучающиеся решают различные варианты, проверяю, данные вношу в таблицу, и в течение года я вижу динамику каждого обучающегося. Задания, с которыми ребята не смогли разобраться самостоятельно, прорешиваем на консультациях или уроках.

Очень важны уроки итогового повторения в конце 11 класса. Они дифференцированно орентированны. Без ИКТ на этих уроках на обойтись: слайды с устными заданиями, с тестовыми заданиями (uztest.ru), с заданиями с развернутым ответом, с показами готового решения и оформления для проверки, видеоуроки ( http://egetrener.ru/ )

Шестой этап – дифференцированная работа с классом

Для качественной подготовки школьников к экзамену выделяю в классе три группы учащихся:

• первая группа – учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности (7-8 заданий базовой математики);

• вторая группа – учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить не очень высокие баллы (на уровне 45-60 баллов по 100-балльной шкале или 12-16 баллов по базовому уровню), но достаточные для поступления в ВУЗ (при выборе профильной математики);

• третья группа – учащиеся, которые хотят получить высокие баллы (больше 60 баллов по 100 балльной шкале), необходимые для поступления в технические ВУЗы.

Для каждой группы определена своя линия подготовки к ЕГЭ.

Учащимся первой группы необходимо только преодолеть рубеж, выполнить 7–8 заданий. Выявляются сильные и слабые стороны математической подготовки каждого ученика, и работаем с теми заданиями, которые уже получаются, добавляя посильные задания из уже усвоенного материала. Выполняем осмысленную отработку базовых математических навыков, не забывая попутно о критическом мышлении.

Для второй группы необходимо уверенно выполнять 12-16 заданий базового уровня или 12-15 заданий профильного уровня. Цель работы – сформировать навыки самопроверки и добиться устойчивого результата по работе с задачами первой части, повторить темы, дающие возможность решения определенных заданий второй части.

С третьей группой вырабатываю умение уверенно выполнять 16-20 заданий базовой части или 15-20 задания профильной, определяю его возможности относительно 17-21 заданий. С такими учащимися регулярно решаем задания, развивающие творческие способности учащихся к решению задач повышенного уровня сложности.

В каждодневной работе использую указанную уровневую дифференциацию. При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. Для реализации принципа дифференциации мною собран банк упражнений по определенным заданиям первой и второй частей контрольно-измерительных материалов с образцами решений, рекомендациями по их выполнению.

Седьмой этап – временной. Все тренировочные тесты стараюсь проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить.

Восьмой этап – контролирующий. Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, формирую у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

Применяются различные приемы подачи материала и организации работы ученика: индивидуальные рабочие листочки (аналоги рабочих тетрадей), в которых предлагается заполнить пропуски, закончить решение, решить по образцу, найти и исправить ошибку, выявить список теорем из готового решения, по рисунку выявить максимум теорем связывающих его элементы и т.д.

В работе с учениками я использую следующие свои собственные подходы, приемы и методики:

• заучивание формул;

• методика оптимизации индивидуальных занятий по математике;

• визуальный репетитор по математике. Приемы подачи заданий, оформлений и объяснений с максимальным использованием графики;

• метод аналогий;

• методика сокращения текстов условий в текстовых задачах.

Имеются необходимые знания и опыт работы с трудными темами, методики упрощения математических алгоритмов, обучения поиску решения конкурсных задач, анализу влияния условий геометрической задачи на рисунок (геометрия в движении).

В работе использую различного вида карточки, таблицы, наглядные пособия (по стереометрии), в 100% случаев с учеником ведется отдельная теоретическая тетрадь для записи формул, теорем, блок-схемой, алгоритмов решения типовых заданий и др.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику вырасти настолько, насколько он способен.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!