СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы по теме: "Межпредметные связи в процессе обучения биологии как средство активизации познавательной деятельности"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: "Межпредметные связи в процессе обучения биологии как средство активизации познавательной деятельности"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Чистоозерного района Новосибирской области

«Орловская средняя общеобразовательная школа»








Обобщение опыта

педагогической деятельности по теме:

«Межпредметные связи в процессе обучения биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся»



Прохоренко Нели Юрьевны

учителя биологии – химии









Содержание



1.Информационный лист……. …………………………………….стр.3



2.Введение ………………………………………………………………….стр.4



3.Методическая работа………………………………………………стр.6



4.Внеурочная деятельность………………………………………..стр.17



5.Внеклассная работа………………………………………………… стр.18



6.Заключение……………………………………………………………...стр.20



Приложения


















ВВЕДЕНИЕ



Видишь – вот нить. Незатейливая вещь, не так ли?

А вот обычный узел. Ты ведь видел уже такие?

А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами. И получится сеть.

С ней мы можем ловить рыбу или сделать ограду, изготовить гамак или придумать что-нибудь еще.

Видишь, какая польза от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе?...

Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему.

Анатолий Гин.



Одна из важнейших задач современного образования – показать ребятам единство окружающего мира. Для формирования целостной картины мира целесообразно использовать на уроках межпредметные связи, с помощью которых школьники учатся видеть сходные законы и закономерности в развитии тех или иных процессов и явлений. Межпредметные связи помогают реализовать личностно- ориентированный подход в обучении и воспитании. Учитель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся). Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников средней школы. Актуальность межпредметных связей заключается в том, что с помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для профессионального самоопределения учащихся средних общеобразовательных школ. Именно

поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.











Методическая работа

Мой педагогический опыт представлен темой: «Межпредметные связи в процессе обучения биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Проблема активизации обучения является центральной в современной педагогике и методике. Сущность активизации обучения заключена в активизации обучающей деятельности учителя, в поиске и использовании им эффективных методических приемов организации учебно-познавательной деятельности самих учеников путем ее самоорганизации и самоконтроля. Хорошо известно, что в современных условиях нельзя трактовать обучение только как формирование у учащихся определенной системы знаний, умений, навыков. Современные условия ставят задачу организовать обучение таким образом, чтобы оно максимально обеспечивало умственное развитие школьников.

Поэтому речь идет не просто об обучении, а о развивающем обучении, обучении, связанным с интенсивным умственным развитием, с формированием способностей к самообучению, самообразованию. Поэтому учитель биологии должен быть не только источником информации, но и обязан стараться развивать способности учащихся по использованию этой информации; он должен развивать у своих учеников умение думать, размышлять, сопоставлять, анализировать. Психологические исследования доказали, что знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека. Они становятся грузом, не пригодным к применению. Поэтому, проектируя урок, хочется, чтобы знания пригодились и при участии в конкурсах, олимпиадах, и при поступлении в вуз, и просто в повседневной жизни, т.к. в современном обществе востребованы разносторонне развитые специалисты, умеющие решать нестандартные проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Исходя из этого, целью своей профессиональной деятельности считаю осуществление активизации познавательного интереса на уроках биологии для развития творческих, коммуникативных, познавательных способностей учащихся. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность - залог успешного обучения. Для осуществления достижения этой цели я ставлю следующие задачи:

1. Создать социально-психологические условия для всестороннего развития ученика.

2.Развить творческие способности, осознанность мотивов учения, связь обучения с жизнью.

3.Выявить возможности активизации обучения в курсе «Биология».

4.Изучить методы, приёмы и формы обучения, которые способствуют повышению эффективности учебного процесса.

Из всего многообразия путей активизации обучения на уроках, я остановилась на одном – межпредметные связи (далее - МПС) в процессе обучения биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся, т.к. я с 1999года преподаю биологию в 6 – 11 классах, химию в 8 – 11 классах. С 2014года преподаю окружающий мир в 1-4классах. Взаимосвязь между этими предметами сама подталкивает использовать знания, полученные при изучении данных предметов во взаимосвязи, т.к. есть темы, в которых рассматриваются схожие вопросы. Использование МПС способствует лучшему усвоению учебного материала, помогает создать единую систему знаний, полученных на уроках в процессе обучения. Эти знания, умения и навыки помогают лучше усвоить учебный материал, применять полученные ранее знания на практике, помогают проверить уровень усвоения учебного материала. Использование межпредметных связей позволяет понять степень подготовки учащихся, а также увидеть и слабые стороны в системе учебных знаний, умений и навыков.

Данная тема актуальна, так как способствует повышению успеваемости в процессе обучения. Межпредметные связи играют важную роль. Они усиливают активность учащихся, у них возникает новый ход мысли путем включения элементов содержания из одних учебных дисциплин в содержание других. Эти связи способствуют образованию всесторонних цельных представлений, формированию научного мировоззрения учащихся, углубленному пониманию законов природы. Единство материального мира, сложность и противоречивость его явлений постепенно осознаются учащимися в ходе изучения всех школьных предметов.

Технология использования межпредметных связей заключается в том, что в урок эпизодически включается материал других предметов, но при этом сохраняется самостоятельность каждого предмета со своими целями, задачами, программой. В целом сохраняется структура урока.

Межпредметные связи должны устанавливаться по общим, для данных предметов, фактам, понятиям и идеям, по формированию умений и навыков учебного труда. При этом необходимо учитывать в каждом учебном предмете направление связей того или иного его содержания с другим предметом по совпадающему фактическому или теоретическому материалу. По широте охвата учебных предметов различают внутрицикловые (биология, химия, физика, география) и межцикловые (с литературой, историей, физкультурой, математикой) МПС.

Обращение учителя к содержанию и методам смежных дисциплин дает возможность внести дополнительный вклад в учебно-воспитательный процесс в целом и, в то же время, создать условия для более углубленного изучения преподаваемого предмета.

Сегодня, в период компьютеризации учебного процесса, межпредметные связи помогают за короткое время усвоить достаточно большой объем информации, сэкономить время ученика, облегчить ему процесс обучения в школе и подготовки к сдаче выпускных экзаменов.

Для реализации поставленных мною задач, есть все условия. Обучение ведется по программам для общеобразовательных учреждений, утвержденным Министерством образования РФ. Биологию преподаю по учебно-методическому комплекту, разработанному под руководством профессора В.В. Пасечника.Методические комплекты написаны доступным, понятным языком, а главное - это полный комплект, созданный и для ученика и для учителя, что позволяет экономить время для подготовки к уроку, искать новые методические приёмы и подходы, разнообразить свои уроки, сделать их интересными и содержательными.

Обучение химии ведется по учебникам Габриеляна О.С, обучение по окружающему миру – Плешаков А.А. и Крючковой Е.А.Для обеспечения учебного процесса разработаны рабочие программы: в 1-4классах реализуется ФГОСНОО,в 5классе – ФГОСООО, в 6-8 классах – ФК ГОС.В системе работы по предметам накоплен собственный методический пакет контрольно-измерительных материалов.( Приложение 1.) В школе имеется кабинет на 12ученических мест, имеется необходимое методическое обеспечение. Кабинет биологии аттестован, соответствует санитарно-гигиеническим нормам. (Приложение 2.) Наличие компьютерного класса позволяет мне применять новые информационные технологии в качестве средства обучения, развития мотивации учения и формирования познавательного интереса к биологии, химии. Разработанные мною уроки- презентации вызывают большой интерес у учащихся (см.диск).Благодаря использованию информационных технологий, удаётся значительно повысить качество знаний учащихся, сделать процесс обучения более интересным, рационально использовать учебное время. Использование инновационных методов и приёмов приводит к хорошим результатам: отсутствию неуспевающих по предмету, повышению мотивации и качества знаний по предмету. Поэтому, в обучении химии и биологии на моих уроках формирование информационной познавательной деятельности учащихся занимает одно из ведущих мест.

Небольшая накопляемость классов позволяет мне знать индивидуальные особенности каждого ребенка. Дает мне возможность правильно определить темп урока, объем учебного материала, продумать структуру урока и каждого его этапа. При обучении биологии я учитываю, что сельские дети значительно ближе к природе, у них несколько шире жизненный практический опыт, на который можно опереться в учебно-воспитательном процессе. Установление связи теории и практики – важное условие для активации познавательной деятельности, способствует пониманию и осознанному усвоению материала. Это проведение наблюдений в природе во время экскурсий, на приусадебном участке, за комнатными растениями, домашними животными, работа в кружках.

Осуществление МПС на уроках биологии – важный вид учебной деятельности. Учебный материал, на котором раскрываю МПС, определяю при составлении календарно-тематического планирования. При таком подходе можно заранее попросить учащихся подготовить к уроку дополнительный материал межпредметного характера или повторить нужную тему. Также в тематическом планировании указываю метод, место и время, т.е. в каких разделах и темах раскрывать связь с наименьшими затратами учебного времени.

При планировании и осуществлении МПС в процессе обучения биологии важно учитывать их многообразие. Особенно важно систематически реализовать понятийные МПС, поскольку именно системы понятий определяют структуру содержания биологических уроков. МПС я рассматриваю не только между биологией и химией, но и связь биологии с другими предметами. Например, при изучении темы «Строение органа зрения» в 8 классе, в течение всего урока опираюсь на понятия из курса физики: линза, фокус, преломление и т.д. МПС реализуются на протяжении всего урока с целью полного и глубокого изучения темы (узловая МПС), если раскрываются отдельные вопросы с привлечением знаний из других предметов, например, в теме «Опорно-двигательная система» в 8 классе при изучении типов соединения костей и их строения, использую знания о прочности труб, о рычагах, механической работе из курса физики.Очень интересны синтезированные уроки или интегрированные. Например, интегрированный урок «Инфекционные болезни органов дыхания. Гигиена дыхания» в 8 классе.(Приложение3). В течение всего урока переплетаются знания биологии, химии, физкультуры, ОБЖ, медицины. Я считаю, что за методикой интегрированных уроков большое будущее. Благодаря им в сознании учеников формируется более объективная картина мира. Очень полезны взаимопосещения учителей для согласования и коррекции педагогических действий.

При восстановлении предшествующих межпредметных связей, а так же сопутствующих связей целесообразно применение словесных методов обучения. Они активизируют умственную деятельность учеников, способствуют быстрому установлению внутренней связи вновь приобретаемых знаний со знаниями, уже имевшимися у школьников, обеспечивают переход от известного к неизвестному. При установлении сопутствующих и перспективных межпредметных связей целесообразно использование таких методов обучения, как наблюдение, работа со схемами, рисунками, таблицами, с различными средствами наглядности, приборами, инструментами. Например, изучая строение клетки, учащиеся 10 класса выполняют лабораторную работу «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука», при этом они работают с микроскопом, со схемой, зарисовывают клетку.(Приложение 4). На основании имеющихся знаний они проводят анализ процессов, происходящих в клетке и явлений. Это побуждает учащихся к активному познанию изучаемого объекта, расширению ранее полученных знаний по физике и химии, развивается зрительная память, абстрактное мышление. Устанавливая МПС, необходимо хорошо знать преимущества каждого метода обучения и в зависимости от учебной темы проводить отбор наиболее результативных методов. Своевременное установление МПС включает учащихся в процесс обдумывания нового материала. Оно должно удачно вписываться в тему урока и выполнять важную мобилизующую функцию. Напоминание полученных ранее знаний показывает путь от известного к неизвестному; у школьников образуется «отправная точка», от которой начинается путь к познанию нового биологического материала.

Четкий показ значения изучаемой темы для знания, данного и смежных предметов, всегда заинтересовывает учащихся, способствует большому сосредоточению их внимания и развитию памяти. При выборе метода обучения необходимо учитывать специфику содержания учебного материала и уровень подготовленности класса.

В своей педагогической деятельности я применяю различные формы организации учебного процесса (индивидуальную, групповую, коллективную), я стремлюсь развивать коммуникативные способности учащихся, умение высказываться, доказывать свою точку зрения. При этом я опираюсь на использовании технологии коллективного способа обучения В. Дьяченко1, как на учебных занятиях, так и в творческой деятельности учащихся. Этот способ обучения я использую в сочетании с общешкольной и индивидуальной формами работы. Также опираюсь при проведении уроков на технологию критического мышления, которая позволяет активизировать познавательный интерес у учащихся, создать условия для развития критического мышления. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя. Они позволяют развивать способности учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, рассуждать и делать выводы.(Приложение 5).

Большую роль, как средству активизации учения и одному из видов самостоятельной работы, я уделяю систематической проверке знаний учащихся, которая позволяет мне определить, как усвоен пройденный материал, проанализировать результаты своей работы. В своей работе я использую следующие виды контроля: промежуточный тестовый, корректирующий, схематический, диагностический, итоговый, заключительный. Не обойтись современному учителю и без творческого домашнего задания. Это и составление кроссвордов, ребусов, выполнение рисунков, поделок на заданную тему.(Приложение 6). В 2011-2012 учебном году я начала использовать метод учебного проекта, в ходе которого реализуется мыслительная, коммуникативная и познавательная деятельность учащихся, а также практическая работа и презентация. Презентация проекта проходит на зачётах.

Пока я имею небольшой опыт по использованию данной технологии, но могу отметить положительные стороны проектного метода:

  • Повышение мотивации учащихся к изучению биологии;

  • Развитие и совершенствование навыков работы с источниками информации;

  • Развитие творческих способностей;

  • Развитие коммуникативных навыков;

  • Интеграция предметов различных образовательных областей.

Анализ показывает, что педагогическая деятельность, направленная на развитие активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, приводит к повышению качеству знаний по предмету(Приложение 7). Об этом говорят и результаты ЕГЭ(Приложение 8). Этому способствует не только урочная, но и внеурочная деятельность. Ежегодно учащиеся 9 класса выбирают экзамен по биологии( Приложение 9). Учащиеся принимают участие в олимпиадах, конкурсах. В 2011-2012году наша школа участвовала в оценкекачества предметных достижений по биологии в 9, 11 классах, где ребята показали неплохие результаты (Приложение 10).

Главной учебной деятельностью школьника является урок, на котором я используюздоровьесберегающие технологии. Применение здоровьесберегающих технологий позволяет сделать учебный процесс не только увлекательным и интересным, но и безопасным. На уроках провожу различные физкультминутки, слежу за соблюдением техники безопасности при выполнении экспериментов на уроках химии и лабораторных работ по биологии(Приложение 11). Психологический климат на моих уроках, по мнению детей и родителей, комфортный. Воспитываю в детях толерантность. Конфликтных ситуаций на уроках нет. В работе с родителями основное внимание уделяю согласованным требованиям. Родители должны знать, что учитель требует от ребенка. Информацию об учебных достижениях ученика сообщаю через дневник (замечания, поощрения, оценки), в личных беседах по телефону, через классные и общешкольные родительские собрания. Взаимоотношения с коллегами строю на взаимном уважении, доброжелательности, конфликты не провоцирую и не вступаю в конфликтные ситуации. Использую материалы опытных педагогов и сама помогаю коллегам по мере возможности. Делюсь опытом на заседаниях школьного МО и на муниципальном уровне (Приложение 12). Для повышения профессионального мастерства использую самообразование, которое осуществляю по плану:

1) изучение сборника нормативных документов по химии, биологии Федерального компонента государственного стандарта образования;

2) изучение федерального базисного учебного плана и программ по химии, биологии;

3) изучение методической копилки элективных курсов;

4) изучение опыта работы методического объединения;

5) изучение публикаций журнала «Химия в школе», «Биология в школе» и газеты «Первое сентября» на сайте http://1september.ru;

6) самосовершенствование по владению ИКТ;

7) систематическое знакомство с материалами сайтов Интернета и методической копилки учителей;

8) посещение открытых уроков учителей школы и района.

Регулярно прохожу курсы повышения квалификации: в2008, 2012, 2014, 2015гг обучалась вНИПКиПРО.(Приложение 13).

Сочетание комплекса педагогических технологий, обеспечивающих формирование общеучебных компетенций, позволяет мне добиться успехов в обучении и воспитании учащихся.

Обучающимисядостигаются следующие результаты:

  • Учащиеся используют знания, умения и навыки, полученные на уроках биологии и химии, в практической деятельности;

  • Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в ВУЗах и СУЗах, ведущие специальности которых связаны с химией и биологией (Приложение 14);

  • У учащихся формируется представление о биологии как о предмете, где каждому есть возможность выразиться;

  • Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые наблюдения, анализируются полученные результаты;

  • Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывать своё собственное мнение.

Для взаимодействия с учащимися на уроках и вне их, обеспечения сотрудничества обучающихся на уроке учитель обязан создавать атмосферу доверия, взаимного уважения между учителем и учеником, вовлекать школьников в активную самостоятельную деятельность.

Ежегодно мои выпускники выбирают ЕГЭ по биологии, где получают хорошие результаты, что помогает им в дальнейшем связать свою жизнь с профессиями, основанными на знании естественных наук. За высокие результаты в обучении детей в 2010 году была награждена почётной грамотой администрации школы (Приложение 15).

Я считаю, что пусть не все моиученики связали свою жизнь с профессиями, связанными с естественными науками, главное, что знания, которые они получили на моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самоорганизовываться, находить любую информацию, он будет успешен в дальнейшем.

Внеклассная работа имеет огромное значение в решении разнообразных учебно- воспитательных задач, которые стоят перед современной школой. Внеклассные мероприятия многогранны. Они могут углублять школьный материал, воспитывать идеалы, формировать мировоззрение, экологические вкусы, этику поведения, эмоции, взгляды, суждения, воспитывать культуру труда, патриотические чувства, бережное отношение к природе, углублять знания о химических веществах. Работая учителем больше 20 лет, я 16 лет работаю классным руководителем в нашей школе. Цель моей деятельности как классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в коллективе и обществе.Для успешной работы я выявляю воспитательный результат, оцениваю его с учетом оценки результата, корректирую профессиональную деятельность. Моя деятельность как классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися своего класса. Я формирую мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучаю его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создаю благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирую демократическую культуру в системе классного самоуправления.

В рамках работы с учащимися мною проводятся следующие мероприятия:

- тематические классные часы;( Приложение17 )

- классные и общешкольные мероприятия это «Осенний бал», «День учителя», «День матери», «День здоровья», «8 марта», «А ну –ка парни!» «Новогодний карнавал», «День птиц»идр; (Приложение 18 )

- тематические родительские собрания;

- проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;

- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

- контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося;

- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися

Основное в деятельности классного руководителя – воспитание учащихся и сплочение их в дружеский коллектив. В центре его внимания стоят вопросыучебной работы, повышения уровня знаний, и к их решению он подходит прежде всего как воспитатель

Заключение



Межпредметные связи в обучении биологии рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Я считаю, что именно они позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Я уверена в том, что межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании биологии, и, наоборот, идущие от биологии в другие учебные предметы. То, как я сформирую общую систему знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи - одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Я полагаю, что комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса биологии, содействуя тем самым раскрытию единства «природы-общества-человека».Результат моей работы показывает, что в этих условиях укрепляются связи биологии как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла; улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление. Повысилось качество знаний по предмету.Мои ученики выбирают экзамен по биологии, что позволяет им продолжить обучение в ВУЗах и СУЗах. Таким образом, я уверена, чтомежпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.





















































1Дьяченко В.К. Новая педагогическая технология и ее звенья. Демократическая система обучения по способностям: Изд –во Краснояр. ун-та; 1994.