Примерная структура описания педагогического опыта
(авторской методики)
1 Информационный блок
1.1. Тема опыта
Средства, приемы, методы и т. п. в образовательной деятельности.
1.2. Актуальность опыта
Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся при реализации
избранного направления в массовой образовательной практике.
1.3. Цели опыта
Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков
обучающихся определенными педагогическими средствами; формирование
основных групп компетенций.
1.4. Задачи опыта
Отражение последовательности действий по достижению цели.
1.5. Длительность работы над опытом
Продолжительность работы.
2 Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, ак-
цент на выделенный конкретный аспект деятельности.
2.2. Описание сути опыта
2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов
опыта: что защищается и как применяется. Необходимо представить научную
основу опыта.
2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные
исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору,
структурированию содержания; организация познавательной деятельности обу-
чающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития,
поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).
2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его
составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.
2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основ-
ных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм дея-
тельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.
2.2.5. Конкретизация представленного материала через примеры каждого
компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.
2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемствен-
ность.
2.3. Результативность и эффективность опыта
2.3.1. Определение критериев и показателей оценки успешности данного
опыта, представление результатов.
2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных приме-
ров со ссылкой на материалы приложения.
33
2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффек-
тивность и результативность данного опыта.
3 Заключение
3.1. Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.
3.2. Перспектива совершенствования данного опыта и своей профессио-
нальной практики.
3.3. Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятель-
ности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.
3.4. Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогиче-
ских аудиториях.
3.5. Список использованных источников.
Приложения (при необходимости)
Приложение 1 Технологические карты, планы-конспекты (фрагменты)
занятий, мероприятий и др.
Приложение 2 Список публикаций автора по теме опыта.
Приложение 3 Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и
т. д.
Литература
1
Анисимов, О. С. Методологический словарь / О. С. Анисимов. – 4-е
изд., и перераб. и доп. – М., 2008 – 414 с. — (Серия «Энциклопедия управленче-
ских знаний»).
2
Валеев, Г. Х. Обобщение передового педагогического опыта с по-
зиций системно-целостного подхода / Г. Х. Валеев // Педагогика. – 2005 – №5.
3
Вершловский, С. Г. Педагог эпохи перемен, или Как решаются се-
годня проблемы профессиональной деятельности учителя / С. Г. Вершловский.
– М. : Сентябрь, 2002 – 160 с.
4
Вершловский, С. Г. Теоретические и организационные проблемы
постдипломного педагогического образования / С. Г. Вершловский // Педагоги-
ка. – 2010 – № 5 – С. 110–115.
34