Развитие креативности у учащихся на уроках географии и биологии.
«Образование- это то, что остается,
когда все забыто».
Японская поговорка
Мы живем в эпоху глобальной перестройки общества. В педагогике - это переход к новым, оптимальным психолого-педагогическим системам - креативным технологиям обучения. Социальный заказ на исследование механизмов развития творческого потенциала личности обусловил особую актуальность проблемы креативности. Опыт восточных стран и прежде всего Японии и Южной Кореи является тому доказательством. До сих пор не сложилось единого мнения на саму проблему, так и на различные прикладные вопросы, к ней относящиеся. Перефразируя слова ученого Роберта Калабы, можем сказать, что креативность есть тайна, завернутая в головоломку, спрятанная внутри загадки. Эта тема как никогда актуальна сейчас в рамках модернизации российского образования, да и статус гимназии требует постановку и решение этой проблемы.
Не претендуя на полное раскрытие этой тайны в своей работе я попытаюсь определить свою позицию в отношении проблемы креативности применительно к преподаванию биологии и географии. Опыт не нов, а модернизируется и адаптируется к конкретным условиям уже известных методов, средств обучения и воспитания.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.
Тайна необычайных творческих способностей, загадка гениальности и всего того, что с этим связано, во все времена волновала человечество. Первые упоминания о природе научного творчества мы находим в трудах древних философов. Аристотель в своей силлогистике пытается выяснить возникновение новых знаний путем выстраивания алгоритма логических умозаключений. В донаучной психологии таким условием продуцирования нового считались мыслительные операции: дедукция и индукция (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г Лейбниц, Дж Милль). И только в эпоху господства ассоциативной концепции в психологии появились представления о природе творчества: о творческом синтезе (В.Вундт) и творческие ассоциациях (А. Бэк). Гельм-гольц (1890), Пуанкаре'(1909) утвердили теорию бессознательной работы. В общем виде выводы имеют следующее содержание: 1 этап: подготовка. Особое деятельностное состояние, предпосылка для интуитивного проблеска новой идеи.
2 этап: созревание. Работа над проблемой.
3 этап: вдохновение. Поступает идея изобретения, открытия, в начале в гипотетическом варианте.
4 этап: развитие идеи. Окончательное оформление и проверка.
Согласно этому направлению, всякая деятельность, в том числе творческая характеризуется как цепь попыток, проб, неудач и успеха. В бихевиоризме (Г. Эббингауз, Торндайк) интеллектуальные процессы раскрываются, опираясь на теорию проб и ошибок. С критикой указанных направлений вы-
1ступает гештальтпсихологическая школа. Именно в ней появляется понятие инсайт (озарение), основные механизмы творческого мышления в отличии от репродуктивного (К. Дункерк).
3. Фрейд считает творчество одним из способов избавления индивида от сексуальной энергии - сублимации ( очищение).
На следующем витке развития психологической мысли гуманистической психологии этот мотивационный вектор - самоактуализированное сознание личности номо, творца. Представители данного направления (А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс) считают, что креативность- способ выражения самоактуализации. Творчество есть сила, трансформирующая, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самовыражение, самопродвижение индивида в своем развитии.
В конце 70-х годов XX века анализ психологии научного творчества в США показывает, что НТР застала исследования творчества врасплох, а за тем зародившееся гуманистическое направление в психологии с его оптимистической верой в творческую природу человека. Возросла потребность общества в творческую природу человека. Возросла потребность общества в творческую личность, рост научных технологий - дали импульс исследованиям в области креативности ( Дж. Гилфорд, Дж. Рензулли, и др.)
В отечественной психологии феноменология творчества впервые исследуется учеными-лингвистами Д.Б. Лезиным, Д.Н. Овсяннико-Куликовским, А.А. Потебней. В их представлениях творчество - проявление ритма Вселенной. Творчество как особый вид экономии мысли.
В 20-е годы XX столетия к проблеме творчества обращается В.М. Бехтерев. Он рассматривал проблему в духе бихевиоризма, с позиции рефлексологии. Творческий процесс у него опосредован определенным раздражителем, который он характеризует как творческую проблему, творческую ситуацию и является ответной реакцией на данный раздражитель. Процесс творчества сводится к механической динамике условно-рефлекторных связей.
И только во второй половине 20-х годов XX в. Можно говорить о начале аналитического подхода к изучению творчества. Такой подход стали осуществлять И.Н.Дьяков, П.А.Рудик, Н.В.Петровский.
В 60-е годы прошлого столетия появляются первые работы ученых Я. А.Пономарева(1960), А.В.Брушлинского(1967), О.К.Тихомирова(1967) и другие, которые всесторонне на научно-экспериментальной основе исследуют творческие процессы. И творчество рассматривается исключительно как источник развития, движения, взаимодействия.
КРЕАТИВНОСТЬ (от англ..creativiti - творческость)
Креативность - сплав восприятий, осуществленных новым способом (Маккелар), возникновение новых отношений (Роджерс), трансформация опыта в новую организацию (Тейлор), и т. д.
Термин «креативность» в психологии обозначает комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению.
Креативность как ценностно-личностная созидательная категория, которая, будучи неотъемлимой стороной человеческой духовности и условием творческого саморазвития личности, выражается восприимчивостью, чувствительностью к проблемам, открытостью к новым идеям и склонностью их разрушать или изменять устоявшиеся стереотипы с целью создания нового.
Способность к приобретению знаний называется обучаемость, способность к применению знаний, опыта - интеллектом, способность к преобразованию опыта - креативность.
Л.Б.Ермолаева-Томина, обобщая опыт зарубежных исследователей творчества, определяет креативность как совокупность разнообразных способностей, представленных в той или иной степени у той или иной индивидуальности.
К общепринятым видам творчества (научное, техническое, литературное, музыкальное, художественное) добавились: игровое, учебное, коммуникативное, ситуативное, военное, управленческое и др.
К структурным компонентам креативности относят:
Интерес к парадоксам
Склонность к сомнениям
Чувство новизны
Остроту мысли
Творческое воображение
Интуицию
Эстетическое чувство красоты
Остроумие
Способность открывать аналогии
Смелость и независимость суждений
Самокритичность
Логическую строгость
Способность пользоваться различными формами доказательств и др.
Креатив проявляется многообразно:
Создание новых оригинальных продуктов физических или интеллектуальных.
Барьеры креативности:
1. Стремление к определенности. Чем больше неопределенности, тем больше возможности найти новое, неожиданное
2. Боязнь оценки других
3. Стереотипы (возрастные, половые, статусные, принципы, привычки, непоколебимые идеи.)
4. Заниженная самооценка, отсутствие доверия к самому себе.
Условия проявления креативности:
Неопределенность
Проблемность
Принятие
Безоценочность
В начале 70-х годов советские исследователи Г.С.Альтшуллер и И.М.Верткин поставили перед собой проблему, какими качествами должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью? Для решения этой проблемы они проанализировали свыше тысячи биографий творческой личностей (поэтов, художников, композиторов, инженеров, врачей, ученых и др. В результате было установлено, что независимо от рода деятельности творческая личность обладает следующими качествами:
Умение поставить творческую цель и подчинить свою деятельность ее достижению
Умение планировать и самоконтролировать свою деятельность
Высокая работоспособность
Умение находить и решать проблемы, составляющие основу цели
Умение защищать свои убеждения. Как видим, все эти качества являются приоритетными, самовоспитанными в течение жизни. Но и нельзя отрицать того, что каждый человек генетические задатки той или иной деятельности. Для реализации этих задатков и необходимы творческие качества.
Развитие творческого мышления в педагогическом процессе обеспечивается в том случае, если по каждой теме учащиеся выполняют систему творческих заданий - комплекты творческих заданий по каждой из перечисленных групп логических операций с помощью специальных методов. Обучение учащихся применению этих методов как в прямом, так и в комбинированном виде и составляет сущность развития творческого мышления.
Группа творческих заданий на комбинирование информации включает в себя следующие виды заданий: выделение главного в тексте; сравнение; систематизация информации; изменение информации; дополнение информации; объединение текстов и заданий; исправление ошибок. Примеры таких заданий показаны ниже.
ЗАДАНИЯ НА СИСТЕМАТИЗАЦИЮ ЗНАНИЙ: составить сказку, рассказ, стихотворение по теме; кроссворд; рассказ с ошибками; логические цепочки; путешествие-комикс и т. д.
Творческие работы учащихся:
Эмбриогенез
Многоклеточных животных
Очень много на земле,
Всяких разных — это ясно
Людям всем, тебе и мне.
Эмбриональное развитие
У них у всех одно
А эмбриону как известно,
Стать человеком суждено.
Развитие такое: дробление сначала,
Позднее гаструляция и органогенез.
И эти все периоды, природа сразу знала,
Необходимы эмбриону, конечно позарез.
Дробление естественно, ответственный период:
Веселые бластомеры являются на свет,
И их все больше, больше — так происходит в мире,
Растут и развиваются — секрета в этом нет.
Затем вдруг появляется красавица бластула,
Жизнь органам и тканям шутя она дает.
Подружка эта хитрая, вот что она задумала
До 1000 бластомеров на свет произведет.
И переименуется бластула на гаструлу.
Конечно, превращение чудесное для нас
А сущность-то представляете, процесса гаструляции
Всего лишь в перемещении клеточных масс
.
А вот и органогенез! Какая это сила!
Комплекс осевых органов он просто создает
И хорда, и настоящая нервная трубка
Даже с кишечной трубкой дружбу ведет
Ну а если удалить зачаток хорды,
То случится может большая беда:
Нервная трубка, ужасно капризная.
Может, сильно обидевшись, не развиться никогда.
Вот такое развитие очень интересно
Происходит с эмбрионом из века в век,
Но самое прекрасное во всей этой истории,
Что на свет появляется новый человек.
Чернова Анна 10 класс
БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛОБОК
Жили-были старик со старухой, у них не было ни детей, ни внучат. Вот вышли они за ворота в праздник. Посмотреть на чужих ребят.
- А что старуха, кабы у нас с тобой была дочка, да такая беленькая, да такая кругленькая.
Старуха посмотрела, головой покачала, да и говорит:
- Что ж будешь делать - нет, так и взять негде.
Загрустили дед с бабкой и пошли домой. Сел дед к окошку, а бабка тесто замесила. Испекла колобок и на окошко положила остудится. Полюбовавшись на колобок, он получился красивым, румяным, словно младенец и назвали его чудесным именем - Зигота. А зигота полежала, полежала да и спрыгнула с окна.
Долго ли, коротко ли каталась Зигота по земле, никто не знает. И вдруг на пути непреодолимое препятствие - гладкое озеро, наполненное волшебной водой. Подумала, подумала Зигота, да и прыгнула в воду. А в воде-то привольно, просторно и дышится легче. И произошли чудодейственные изменения, рыбкой стала она.. Чем больше плавала рыбка, тем больше сил у нее появлялось. И превратилась она тогда в саламандру. По любопытство разбирает ее:
- А что на том берегу?
Стала она выбираться. Чувствует, вновь, в ней происходят изменения, на спине необыкновенный панцирь появился, крепкий и можно отправляться в путешествие.
Скоро сказка сказывается, но не скоро дело делается, Затосковала наша «черепашка», вспомнила деда и бабку, пригорюнилась и не заметила, как превратилась в курочку. Стала она обратную дорогу искать, к деду с бабкой. А препятствий на дороге стало еще больше возникать: надо дорогу найти и пропитание, и о ночлеге подумать, и от врагов укрыться, а конца дороге все не видно. Вздумалось тогда залезть ей на дерево, и откуда не возьмись, ноги и руки появились. Увидела дом и деда с бабкой, обрадовалась и бегом бросилась.
- От чего я на них не похожая. Ушла маленькой зиготой, а возвращаюсь обезьянкой. Признают ли они меня, примут ли меня?
И опять волшебница природа превратила бывшую Зиготу в маленькую девочку. Обрадовались дед с бабкой и стали они жить поживать, да добра наживать.
Чернова Анна 10 класс
дальний восток
Есть в России дальняя земля
Дальним Востоком она названа.
Круглый год на севере снег лежит,
Ветер северный шумит.
Просто так здесь не пройдешь,
В снеге белом утонешь.
Тут растительность смешалась
Еле в ней я разобралась.
Здесь и елки и сосна,
Часть всего лишь названа.
Как не странно бархат есть,
И лианы растут здесь.
Животные: тигр и белка
Медведю утка-мандаринка соседка.
Лосось и горбуша. Кета и сельдь
Вот что на дальней окраине страны есть.
Здесь олово и графит добывают
И деньги золотые получают.
И холодно бывает часто
И солнце здесь уже не властно.
Мы на Восток осенью вас приглашаем
И хорошо отдохнуть вам желаем.
Фролова Оксана
ЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ:
1 .Конго, Нигер, Замбези, Нил, Муррей
2. Пигмеи, готтентоты, бушмены, эфиопы, аборигены
3. Чили, Перу, Эквадор, Мали, Колумбия.
4. Йорк, Саунт - Ист- Пойнт, Байрон, Стип- Пойнт,, Игольный
5. Ливингстон, Виктория, Игуасу, Анхель, Титикака
6. Канарское, Бенгельское, Ангольское, Сомалийское, Западных ветров.
7. Африка, Австралия, Южная Америка, Мадагаскар, Антарктида.
Сулейманов Ильмир 7 класс
РАССКАЗ С ОШИБКАМИ
Путешествие.
Одна экспедиция отправилась в путешествие. Сначала в Австралию, там они познакомились с разными народами: туарегами, шведами, перуанцами. После теплого приема они поплыли дальше через Атлантический океан к Африке. Африка очень холодный материк. А по ней течет река Амазонка, по южной ее части. Через 3 дня экспедиция двинулась в Антарктиду. Там много народов и животных.
Шушкареева Аня 7 класс
Другие оригинальные работы помещены в приложении.
Группа творческих заданий на определение причинно-следственных связей включает в себя следующие виды заданий: определение причин; определение следствий; доказательство; опровержение; определение закономерности; определение новой функции; определение связей между элементами системы; определение новых структурных элементов системы.
НАПРИМЕР: 1 .Комбинирование элементов системы для получения новой функции.
Предложите способы реконструкции городского парка с целью увеличения их оздоровительной функции.
2. Изменение одного или нескольких элементов системы для получения новой функции. Какие экологические проблемы имеются в окрестностях вашего дома и что необходимо изменить для улучшения экологической ситуации?
3.Введение элемента в систему для получения новой функции. Предложите способы повышения плодородия почвы без использования химических удобрений.
4.Выделение элемента из системы и преобразование его в самостоятельную систему. Проведите исследование факторов неживой природы в окрестностях вашего дома или школы и укажите проблемы, которые возникают в неживой природе.
5.Объединение одной или нескольких систем. Составьте критерии для оценки экологического состояния водоема.
Объем заданий: недопустимо увеличение количества творческих заданий на уроках, если учащиеся не умеют их выполнять. Процесс увеличения количества творческих заданий должен носить постепенный характер.
Группа творческих заданий на планирование и выполнение практических действий включает в себя следующие виды заданий: составление плана выполнения заданий; планирование и проведение наблюдений, измерений и экспериментов; прогнозирование развития системы; анализ плана выполнения деятельности.
Эти задания прослеживаются в проектной деятельности учащихся. В качестве примера предлагается самостоятельный исследовательский проект Грачёвой Марии «Пчела. Продукты пчеловодства» и исследвательский проект «Ктоты, русская яшма» Кубековой Юлии в приложении.
Важные условия для творчества: демократические отношения с учащимися, тактичность, отсутствие принуждения, учет индивидуальных особенностей.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ: использование технологии дает возможность учащимся получать стабильные и положительные оценки, т. е. стопроцентную успеваемость, стать призером различных ученических конференций.
Опыт решает как общепедагогические, так и узкие методические задачи. Опыт будет интересен всем молодым специалистам.
Обобщающий-зачетный урок по теме «ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА»
8 КЛАСС АЛЬМУХОМЕТОВА А .С.
Цели:Провести контрольно-диагностическую работу,проверить уровень усвоения темы; Продолжить развитие интеллектуально-творческих способностей учащихся. Оборудование:таблица «Клетка», «Ткани человека», «Внутреннее строение человека»,видеофильм «Общий обзор организма». Ход урока: 1 .Орг,.момент. 2.Постановка целей ,задач. 3 .Вступление.Просмотр видеоматериала.
4.Выполнение контрольно-диагностической работы по теме на листах контроля. 1 вариант 2 вариант 3вариант
1 .Дайте определение наукам,которые изучает человека: АНАТОМИЯ ФИЗИОЛОГИЯ ГИГИЕНА
2.Фронтальная беседа: Назовите уровни, изображенные на таблицах.
Молекула - органоиды - ткань-.....-.......-организм.
Дайте определения:
КЛЕТКА ТКАНЬ ОРГАН
3.Мельчайшая элементарная живая система. Изобразите клетки, подпишите органоиды
под цифрами:
1-
2- основные части клетки
3-
4-органоид, отвечающий за биосинтез белка.
5-«силовая станция клетки»
6-тельце,участвующее в делении клетки.
4.Работа с терминами(индивидуальная на доске).
ОРГ..НОИД,Г.АЛОПЛАЗМА,ЛИЗ.СОМЫ,Р.ИБ.СОМЫ,М.Т.ХОНДРИИ,Э.ПИТЕЛИАЛЬН
АЯ ТКАНЬ,НЕЙРОГЛ.Я,С.ИСТЕМА ОРГАНОВ.
5.Фронтальная беседа по таблице «Ткани»
Какие ткани изображены, дайте характеристику. Как строение ткани соответствует
выполняемой функции:
ЭПИТЕЛИАЛЬНАЯ МЫШЕЧНАЯ СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ
6.Зарисуйте строение нервной ткани, клетки, составляющие ее части.
7. Озвучить немой рисунок, используя таблицу с обозначенными цифрами внутренними
органами
Подписать органы, изображенные под цифрами. Подчеркнуть одной чертой
ОРГАНЫ ОРГАНЫ ОРГАНЫ
ПИЩЕВАРЕНИЯ ДЫХАНИЯ ВЫДЕЛЕНИЯ
8Что общего между:
АКСОН ЭПС КРОВЬ
ДЕНДРИТ РИБОСОМЫ
9. Выберите лишнее слово. Объясните принцип исключения слова.
БЕЛОК ПИЩЕВОД ЖИРЫ ГЛОТКА ВОДА ГОРТАНЬ
УГЛЕВОДЫ ЖЕЛУДОК
ДЕНДРИТ
АКСОН
НЕЙРОН
ДНК
10.Закончите предложение: ОРГАНИЗМ-ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ ЗА СЧЕТ СОГЛАСОВАННОЙ РАБОТЫ....
11.Составьте по одному вопросу к понятиям: «клетка», «организм», «орган». 12. Выпишите номер задания, вызвавший затруднения. Почему? Поставь самооценку. Беседа:В чем отличие контрольных работ от контрольно-диагностических работ?
ОТКРЫТЫЙ УРОК «ПРОЩАНИЕ С БОТАНИКОЙ» 7КЛАСС
ЦЕЛИ: подчеркнуть значимость знаний, полученных на уроках биологии, обобщить
огромный материал, факты, законы.
Развивать внимание, память.
Воспитывать коллективизм, интерес к предмету.
ТИП:
игровой праздник, применение знаний, умений.
ОБОРУДОВАНИЕ: клубни картофеля, луковица, корнеплод, свеклы, шишки, зерновки;
Микроскопы, оборудование для микропрепарирования, гербарии, диаграммы цветов.
ХОД: 1. ОРГ. МОМЕНТ.
Деление на команды, назначение помощников консультантов. Объявление условий
соревнований.
2. ПРОХОЖДЕНИЕ ПО СТАНЦИЯМ:
1. СТАНЦИЯ «РЫНОК»
а) Определение плодов. Товар в лотках разделить на плоды и не плоды, используя коллекцию из плодов и корнеплодов.
б) Используя набор круп, определить из каких растений они изготовлены.
в) Какой орган употребляют в пищу у картофеля, свеклы, цветной капусты, чеснока, редиса, лука, подсолнечника, салата, хрена?
2. СТАНЦИЯ «ДАЧНАЯ»
а) Укроп, салат, шпинат и другие огородные растения лучше сорвать к вечеру. Почему?
б) Назовите растение, семена которого находятся перед вами. Как называются плоды растения? Почему они имеют огромную хозяйственную ценность? (Бобовые, обогащают почву азотом, большое количество белка.)
3.СТАНЦИЯ «НАУЧНАЯ»
а) Сделать микропрепарат чешуи лука и настроить микроскоп.
б) Диаграмма цветка. Назовите семейство, класс, вид растения к которому принадлежит диаграмма
в) Напишите формулу цветка семейства пасленовых.
д)Дать определение:
ОПЫЛЕНИЕ ТКАНЬ
КАМБИЙ СОЦВЕТИЕ
КСИЛЕМА ФЛОЭМА
ЗЕРНОВКА ОПЛОДОТВОРЕНИЕ
ЭНДОСПЕРМ ПРИДАТОЧНЫЕ КОРНИ
ТРАНСПИРАЦИЯ ЦИТОПЛАЗМА
6.СТАНЦИЯ «ПОЧЕМУЧКА»
а) Листья некоторых водных растений (виктория амазонская, водная лилия) способны выдержать маленького ребенка. Что может обеспечивать листьям такую прочность?
б) В стеблях некоторых растений постоянно живут муравьи. Какая польза растениям от муравьев? А муравьям от растений?
в) Почему некоторые семена совсем не прорастают?
г) Что общего между парами понятий: папоротник - мох
улотрикс - спирогира
ель - лиственница
спора - семя
6.СТАНЦИЯ «ЛИТЕРАТУРНАЯ»
Почему говорят «лук от семи недуг», «хлеб всему голова», «кто с дерева кору снимает, тот его убивает»?
Подведение итогов. Комментирование оценок внутри команды.
КОНСПЕКТ УРОКА «НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО АСТРОНОМИИ» В5 КЛАССЕ
Обобщение по теме «Вселенная»
ЗАДАЧИ: систематезировать и обобщить представления учащихся о строении Вселенной,
солнечной системы, о звездном небе и созвездиях, о галактиках.
Развивать умения работать с дополнительной литературой при подготовке выступлений;
развивать интерес к предмету; развивать умения объективно оценивать свои возможности;
развивать коммуникативные умения, творчество.
Воспитывать коллективизм, научное мировоззрение.
ТИП УРОКА: обобщающий. Деловая игра
ОБОРУДОВАНИЕ:Фотографии и рисунки иллюстрирующие системы мира по Аристотелю, Птолемею, Копернику; современная схема Солнечной системы, карта и атласы звездного неба. ХОД УРОКА: 1.ОРГ. МОМЕНТ
За несколько уроков дается опережающее задание: СОБРАТЬ МАТЕРИАЛ, СОГЛАСНО СВОЕЙ РОЛИ ИЗ ЖУРНАЛОВ И ГАЗЕТ, ЭНЦИКЛОПЕДИЙ. Класс разделен на группы:
1.АСТРОНОМЫ
2.КОСМОНАВТЫ
3.ФИЛОСОФЫ И ИСТОРИКИ
4. КОНСТРУКТОРЫ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
5.ПРЕДСТАВИТЕЛИ ПРЕССЫ И ТЕЛЕВИДЕНИЯ
6.СТУДЕНТЫ
7.ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЦЕРКВИ
2.ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ. ПЛАН ВЫСТУПЛЕНИЙ:
1) Астрономы «Строение, величины, состав компонентов Солнечной системы».
2) Космонавты «Из истории космонавтики».
3) Конструкторы «Первые летательные аппараты спутники, корабли». Выставка макетов «корабли будущего», их защита.
4) Выступление историков «Модели Вселенной: от древности до наших дней».
5) Вопросы студентов, телеведущих, журналистов, представителей церкви выступающим ораторам.
3 . ПРОВЕДЕНИЕ РОЛЕВОЙ ИГРЫ.
Учитель выполняет роль координатора и ведущего. В последующих ролевых играх роль ведущих исполняют наиболее коммуникабельные учащиеся.Для создания непринужденной обстановки ребята придумывают себе регалии.Например:1) Доктор исторических наук, преподаватель МГУ Юсупов Марат Димович.
2)телеведущая канала РТР Овсянникова Екатерина.
3)Имам-хатыб Гайской мечети Зайнулин Денис и т.д.
4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Беседа:
Что понравилось больше всего?
Какие выступления были наиболее яркими, научными и достойны отличных оценок?
Кто и почему не справился со своей работой? Свои пожелания и замечания.
Выставление оценок самими учащимися.Завершающее слово учителя.
12