СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта. Инновационные технологии и их применение в работе с дошкольниками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

          С целью повышения качества образования, развития всесторонней личности ребёнка, сохранения и укрепления здоровья дошкольников основная задача, стоящая перед педагогом - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. На это  и ориентирована работа в Школе раннего развития «Непоседы». Анализ результативности  опыта показывает конкретный практический результат: раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта. Инновационные технологии и их применение в работе с дошкольниками.»

Инновационные технологии и их применение в работе с дошкольниками.

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

В связи с вступлением в силу «Закона об образовании в РФ» произошли важные изменения в области дошкольного образования. В первую очередь, эти изменения нашли свое отражение в определении содержания и способов организации педагогического процесса с дошкольниками не только в ДОУ, но и в Центрах дополнительного образования детей, где функционируют Школы раннего развития для детей 5-6 лет. Актуальным становится использование в педагогическом процессе современных образовательных технологий (СОТ). В Концепции модернизации дошкольного образования важнейшим направлением деятельности образовательных учреждений названо создание условий для достижения нового качества образования. Одно из них - использование инновационных технологий, которые в дошкольном образовании направлены на реализацию Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Насколько эффективно осваиваются инновации, способствующие качественным изменениям деятельности образовательных учреждений, настолько повышается качество предоставляемых образовательных услуг, удовлетворяющих возрастающие потребности родителей. С этой целью в Рузаевском муниципальном районе на базе МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» была открыта Школа раннего развития детей (ШРР) «Непоседы», где обучение ведется по специально разработанной авторской комплексной образовательной программе «Школа раннего развития», включающей разнообразные инновационные технологии, направленные на реализацию ФГОС дошкольного образования:

а) здоровьесберегающие технологии;

б) игровые технологии;

в) информационно-коммуникационные технологии;

г) личностно-ориентированные технологии;

д) технологии исследовательской деятельности;

е) технологии проблемного обучения.

В образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовность к самостоятельной деятельности. В связи с этим меняются функции педагога. Теперь он уже не только информатор, но и организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.

Обучение детей дошкольного возраста по данной программе направлено на создание правильной репутации дошкольной подготовки, позволяющей Школе раннего развития успешно конкурировать с другими учреждениями.

Именно использование новых педагогических технологий на занятиях с дошкольниками совершенствует учебно-воспитательный процесс, способствует развитию познавательных интересов, обучающихся и успешности их деятельности.

Условия формирования ведущей идеи опыта.

В настоящее время педагогические коллективы интенсивно внедряют в работу инновационные технологии, которые открывают новые возможности воспитания, и обучения дошкольников. Ведущая идея опыта состоит в работе с дошкольниками, которая отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

1) предметно - пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

Поэтому основная задача педагога, на мой взгляд, заключается в выборе методов и форм организации работы с детьми, инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Таковые условия формирования ведущей идеи данного опыта.

Традиционные методы обучения, ориентированные на средний уровень готовности обучающихся, в новых условиях не дают достаточно высокого результата, поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

Характеризуя условия возникновения, становления опыта следует отметить тот факт, что проблемы разработки инновационных подходов к организации учебно-воспитательного процесса для дошкольников являются одними из наиболее актуальных в современной отечественной педагогике. Они напрямую связаны с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, требующего активного формирования интеллектуальных ресурсов общества, и, следовательно, организации целенаправленного образования детей с ярко выраженными способностями в той или иной области знаний.

Основной акцент в образовательном процессе Школы раннего развития делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Девиз нашей школы «Непоседы»: «Развиваемся, играя!» Если ребёнку предоставляется возможность свободно распоряжаться временем и пространством, не торопясь с выполнением задания и не перескакивая с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия в практической деятельности. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в сущность проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию мышления. Основной целью моей деятельности является рациональный выбор методов и формы обучения.


Теоретическая база опыта.

Проблема технологии обучения в истории педагоги всегда была одной из самых актуальных. Чешский мыслитель-гуманист Я. Коменский писал: «Можно и нужно каждого учителя научить пользоваться педагогическим инструментарием, только тогда его работа будет высоко результативной, а место учителя самым лучшим местом под солнцем». Проблема использования в своей профессиональной деятельности новых педагогических технологий привлекает к себе внимание учителей, ученых, таких как: Л.С. Выготский, М.Р. Львов, Л.В. Занков, Т.В. Зеленкова, З.Н. Новлянская. Занимаясь изучением их трудов, приходишь к выводу, что они придают большое значение развитию личности ребенка. При всем многообразии концепций, подходов исследований данной проблемы, все авторы единодушны в том, что обучение детей с использованием инновационных технологий должно стать эффективным средством всестороннего развития личности. Это стало теоретической базой опыта.

Именно руководствуясь выше сказанным, было принято решение о создании авторской комплексной образовательной программе «Школа раннего развития». Работая по данной программе, хочется отметить тот факт, что содержание материала, представленного в ней, позволяет педагогу дополнительного образования, не нарушая системы, организовать совместную с детьми творческую деятельность так, что они становятся активными участниками учебного и воспитательного процесса.


Технология опыта.

В своей педагогической деятельности стремлюсь выработать систему конкретных педагогических действий, новые формы, методы работы с обучающимися, а также приемы воспитания и обучения. Для меня технология опыта - это система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с дошкольниками. Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные. Эти технологии я использую в своей работе чаще всего. Далее я вкратце остановлюсь на некоторых из наиболее популярных у нас в Школе раннего развития «Непоседы».

Ведущими и основными в моей работе педагога являются методы проблемного, творческого и игрового характера в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы, имеющие высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствующие уровню познавательной активности и интересов детей.

Большие возможности познавательного развития содержит предметно пространственная развивающая среда. С одной стороны, в силу высокой познавательной активности дошкольников она выступает для них как источник саморазвития и самообразования, с другой стороны - это возможность реализации приобретённых на занятиях способов деятельности, эмоционального проживания различных знакомых содержаний. Следует отметить, что предметная развивающая среда для детей должна соответствовать как обще возрастным, так и их специальным способностям. В нашей Школе раннего развития «Непоседы» она представлена рядом специфических особенностей: усложненность и большое разнообразие игр, наличие альбомов и книг для рассматривания и чтения, в том числе познавательного характера; обеспечение материалами для экспериментирования (глина, ножницы, клей, бумага, природный и бросовый материал).

Как показывает практика, традиционная педагогическая стратегия - от знаний к проблеме – не даёт возможности выработать умения и навыки самостоятельного научного поиска, поскольку для усвоения даются его готовые результаты. Поэтому свою задачу вижу в том, чтобы педагог не только сообщал знания в готовом виде, но и ставил перед детьми проблемные задачи, побуждая искать пути и средства их решения. При этом образовательный процесс строится вокруг ребёнка, вся работа организуется в малых группах (8-10 человек). Результатом проведения занятий с использованием проблемно-поисковой технологии становится не просто более качественное усвоение знаний, но также мощное развитие интеллекта, творческих способностей детей. Именно эти методы предполагают постоянную включенность в познавательную ситуацию и внутренний поиск, принципиально иную организацию мышления как активного процесса осмысления и переработки информации, приводящего к озарениям, находкам, собственным открытиям.

Наиболее эффективным методом взаимодействия педагога с ребёнком, на мой взгляд, являются индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. При организации индивидуальной работы стараюсь уклон делать на склонности ребенка (гуманитарные, математические, естественно-научные, музыкальные), а также на психические особенности. Мною разработана система продуктивных заданий с соответствующей степенью сложности. Кроме того, провожу консультации с родителями по наиболее сложным вопросам. Особое внимание уделяю выбору формы отчёта ребёнка по осваиваемой теме (тесты, вопросы и т.д.) за определённые промежутки времени.


Результативность опыта.

С целью повышения качества образования, развития всесторонней личности ребёнка, сохранения и укрепления здоровья дошкольников основная задача, стоящая перед педагогом - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. На это и ориентирована работа в Школе раннего развития «Непоседы». Анализ результативности опыта показывает конкретный практический результат: раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Системная работа по данному направлению позволит:

  • Создание психологического благополучия для здоровья детей.

  • Развитие самостоятельных творческих способностей детей и коммуникативные навыки.

  • Развитие познавательных способностей.

Кроме того, наблюдается возрастание познавательной активности дошкольников к игре, дети познали свойства предметов, научились применять в игре необходимые существенные признаки, а так же рассуждать, что для чего нужно, в той или иной игровой ситуации.

Обучающиеся научились:

  • согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослых,

  • научились сотрудничать в условиях совместной деятельности,

  • познакомились с правилами и способами взаимодействия в группе и коллективе.

  • появилась реальная возможность шире реализовать свои возможности в познании.


 Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Рационально выбирая методы и формы обучения детей, я рассматриваю их как поисковое «поле» ребенка, в котором он ставит собственные цели, выбирает средства и способы её достижения, делает собственные умозаключения, личные открытия. Такие методы и формы работы привлекает детей, дают им творческую энергию, пробуждают интерес, желание что-то изменить, сделать своими руками, являются своеобразной формой самообразования ребенка, источником его индивидуальных знаний, способствуют накоплению социального опыта. А работа педагога с детьми в таких формах, является для него своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном плане. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные эмоциональные переживания, в случае неудачи – горечь поражения. Но в обоих случаях такая работа дает возможность педагогу пересмотреть свои взгляды на то, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной, пережить «точку роста» и двигаться вперед на пути профессионального и личностного становления.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

  Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на педагогических советах, участвую в работе семинаров, провожу открытые занятия, посещаю уроки коллег.

Данный опыт можно рекомендовать использовать как начинающим педагогам, так и педагогом с большим стажем работы.



Список использованной литературы

  1. Ахутина Т.В. «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья». 2000 г.

  2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М.: Творческий центр "Сфера", 2009.

  3. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии». – М.: ВАКО, 2007 г.

  4. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» под ред. Е. С. Полат, М., 2000 г.

  5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 2007.

  6. Хабарова Т.В. «Педагогические технологии в дошкольном образовании» Санкт – Петербург. Детство – Пресс. 2011 г.

  7. Якиманская И.С. «Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе» М. – 2000 г.