Обобщение педагогического опыта.
Проектная деятельность в начальной школе
как метод обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС
М.В. Андреюк,
Междуреченский городской округ, Кемеровская обл.
В последнее время администрация и педагогический коллектив нашей школы активно внедряет в образовательный процесс проектную деятельность как основу формирования ключевых компетенций обучающихся.
Участие детей в проектной деятельности формирует познавательный интерес и универсальные учебные действия: умение работать в группах (коммуникативные), умение работать с информацией (познавательные), которые потом формируются в метапредметные умения, необходимые ученику для освоения технологии умения учиться. О чём напоминают стандарты второго поколения. Поэтому, я рассматриваю работу над проектами как способ формирования общих учебных умений.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время у обучающихся наблюдается слабая мотивация к учёбе, а необычные формы проведения уроков и занятий позволяют сделать учение более интересным и увлекательным для младших школьников, сохранить познавательный интерес ребёнка. Если маленький человек ходит в школу потому, что ему там интересно, то и учёба даётся ему легче.
Мой опыт показывает, что проектный метод в начальной школе не только возможен, здесь он просто необходим. Но инструмент реализации проекта, формы представления результата проектной деятельности должны соответствовать психофизиологическим особенностям детей младшего возраста, их уровню, развития, коммуникативным умениям. Учёт этих важных моментов позволяет подобрать соответствующие по формату и уровню сложности учебные проекты для обучающихся начальных классов.
Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Так как для этого возраста ведущей деятельностью является игра, то первое тренировочное задание для обучающихся второго класса организовала в форме игры.
Первый этап – тренировочное занятие.
Для знакомства ребят с методикой проведения проектной деятельности понадобилось три фронтальных занятия в течение одной недели. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта.
Для проведения тренировочных занятий я приготовлю карточки с символическим изображениями этапов:
выбрать тему,
подумать,
спросить у другого человека,
получить информацию из книг,
понаблюдать,
посмотреть по телевизору,
провести эксперимент,
обсудить в группе,
подвести итоги, оформить результаты,
представить результаты выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.),
презентация проекта.
Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же листах, я предлагаю детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.).
Для тренировочного проекта я выбираю самый простой вид проекта – информационный. Делю класс на группы. Каждая группа располагается за общим столом, где в центре располагаются карточки с этапами и темами проекта. Затем, я объявляю, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которые выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того. Как в каждой группе обучающиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами убираются.
Дальше, я объясняю юным «учёным», что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить.
Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я рассказываю, что существует много способов получения необходимых знаний. Задаю вопросы:
- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Отвечая на мои вопросы. Ребята предлагают разные варианты действий. Однако я стараюсь подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ложится карточка «подумать», я задаю следующий вопрос:
- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов»,
«представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.)», «презентация проекта».
Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.
Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр – проектов с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.
Мною заранее подбирается дополнительная литература по темам, которые выбрали дети. Доступную информацию дети черпают из различных справочников и детских энциклопедий, которые являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.
Особенно ценны в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу) наблюдения и эксперименты.
Данное занятие. Помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая темп работы над проектом «на одном дыхании».
В каждой группе в течение нескольких дней идёт сбор информации, а я в индивидуальном порядке работаю с каждой по мере необходимости.
Но чтобы дети помнили про план работы, я креплю карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.
Работая с детьми на данном этапе, я выясняю, что нового и интересного узнали ребята, помогаю делать выводы на своих исследованиях. Для ученика начальной школы это очень сложно. В процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Ребята учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные.
Как только информация собрана и обобщена, каждая группа приступает к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их и каждой группе выпустить газету. После того как газеты были готовы, каждый участник рассказал о вкладе, который он внёс в процессе работы. До начала данного этапа, я предупреждаю детей. Что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно х задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить. Что у них хорошо получилось.
После тренировочных занятий, где важнейшим результатом стало знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности, ребятам предстоит пройти долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы.
Второй этап – самостоятельные исследования.
Для самостоятельных исследований и разработки проектов ученикам понадобились карточки – этапы работы, которые мы использовали на тренировочных занятиях. Из новых средств потребовалась «папка учёного». Она необходима каждому, участвующему в проектной деятельности. В эту папку ребёнок собирает весь накопленный материал по выбранной теме.
Моя задача состояла в том, чтобы помогать и консультировать юных «учёных».
Начали мы как обычно – с выбора темы. Наша школа находится в сельской местности, в посёлке Широкий Лог. В летнем школьном лагере мы с ребятами занимались очисткой родников нашего посёлка. Поэтому второклассники (с моей лёгкой подачи) решили поработать над информационным проектом «Источник – святая сила», который совместил в себе как воспитательные, так и учебные задачи. Ребята с удовольствием собирали сведения о родниках, проводили простейшие эксперименты с водой, взятой из родников нашего посёлка, исследовали животный и растительный мир. Собранная информация была представлена одноклассникам и родителям, в итоге ребята совместно с родителями организовали очистку родников.
Увлекательным получился проект «Восемь рецептов ухи». Обучающиеся представляли интересные рецепты ухи, выпустили сборник под названием «Восемь рецептов ухи». Самый интересный рецепт «Царская уха» был приготовлен на природе, на общешкольном традиционном туристическом слёте вместе с родителями.
Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития обучающихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность обучающихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, возникают доверительные отношения между родителем и ребёнком, а кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость, открывается путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.
Литература
Бычков, А. В. Метод проектов в современной школе [Текст] / А.В. Бычков // Начальная школа. – 2005. - №9. – С. 23 - 28.
2. Суворова, Н.Г. Методическое пособие [Текст] / Н.Г. Суворова // -
2002. - №2. – С. 15 - 19.
3. Канарская, О.В. Инновационное обучение: методика, технология,
школьная практика [Текст] / О.В. Канарская. - 1997. – С. 35 – 37.
4. Хуторской, А. В. [Текст] / А.В. Хуторской // Доклад на VII-й
Всероссийской дистанционной августовской научно-практической
конференции "Инновации в образовании". – 2005. – С. 43 – 49.