Тема: Урок-игра «Обобщение по разделу Литературные сказки».
УУД: Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника; составление плана; нахождение средств художественной выразительности; освоение различных ролей в тексте; анализ характера и поступков героев.
Ход урока
I Орг. Момент.
Сегодня мы проведём информационно-развлекательную игру . Она посвящена разделу, который мы изучили.
II.Актуализация знаний.
Какие цели урока мы поставим? (обобщить знания по изученному разделу, повторить творчество, изученных авторов, отрабатывать навыки выразительного чтения).
В ходе игры мы выявим победителя- лучшего знатока литературных сказок. Перед вами табло участников игры. После каждого конкурса подводится итог - флажок. Побеждает тот , у кого баллов окажется больше.
III.Включение в систему знаний и повторение.
1 конкурс «Разминка»
Вам нужно ответить на вопросы, которые вы вытяните.
1.Объясните своими словами, что такое литературная сказка и чем она отличается от народной?
2.Используют ли авторы в своих произведениях приём олицетворения? Приведите примеры.
3.Что такое повествование? Какие произведения можно назвать повествовательными?
2 Конкурс «Узнай автора»
-Я зачитаю отрывки из биографий писателей. А вам будет нужно назвать их полные имена. Родился он на Урале в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказания и песни родного Урала.(Пётр Павлович Бажов)
Родился этот писатель в Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербурге. Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными.(Сергей Тимофеевич Аксаков)
Его отец был офицером, с которым он жил до 10 лет в Харьковской губернии. Затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию. Во время войны с Турцией добровольцем ушёл в армию, где был ранен. (Всеволод Михайлович Гаршин)
3 Конкурс «Фонограмма»
-Сейчас вам будут включены фонограммы отрывков произведений. Вы должны назвать их авторов и названия.
4 конкурс «Кроссворд
1.Вещество из которого изготовлен подарок для старшей дочери.
2.Место, где рос аленький цветочек.
3.Что чудище подарило купцу?
4. Подарок для старшей дочери.
5. Кто был превращён в чудище?
По какой сказке составлен этот кроссворд?
IV. Физминутка.
А сейчас мы отдохнём и покажем аленький цветочек.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся-
Бабочка кружит и вьётся.
5 Конкурс «Объяснялки»
-Объясните значение слов и выражений из изученных произведений, которые нужно назвать.
Яства сахарные- еда кушанье,
Свод- дугообразное перекрытие
Пожитки-мелкое имущество
6 конкурс «Крылатые выражения
7 «Третий лишний»
Объяснить какое слово лишнее.
Колокольчик, соловей, пружинка.
Роза, Ёжик, шкатулка.
Венец, кошка, хризолит.
8. Декламация
Чтение по ролям с 184-185
9. «Вопрос-ответ»
Чему научился Миша у мальчиков –колокольчиков?
Почему Дарёнке и Коковане так хотелось увидеть Серебряное копытце?
Почему именно младшая дочь смогла помочь принцу избавиться от колдовства?
9. Конкурс рисунков.
Рассказать какой момент сказки вы нарисовали.
VI.Рефлексия.
Что общего у литературных сказок с народными?
Чудеса происходят с добрыми бескорыстными людьми. Добро побеждает зло.
Вот и закончилась игра.
На табло взгляните все
Подведём итог игре.
Выскажите своё мнение. Что понравилось? Где испытали затруднения?