СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения в 4 классе Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цель урока: Повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Литературные сказки».

Задачи урока.

Предметные: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; увлечь чтением литературных сказок, формировать и развивать навыки выразительного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения в 4 классе Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Преображенка Катангского района Иркутской области









Приемы работы с текстом на

уроках литературного чтения в 4 классе

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».








Автор:

Меньшова Ия Иосифовна,

учитель начальных классов,

первая квалификационная категория



















с. Преображенка, 2021


Тема урока: Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».

Форма проведения: урок-игра

Тип урока: урок развивающего контроля.

Цель урока: Повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Литературные сказки».

Задачи урока.

Предметные: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе; увлечь чтением литературных сказок, формировать и развивать навыки выразительного чтения.


Планируемые метапредметные результаты.


Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей.


Познавательные: Осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели.


Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью.


Личностные: Развивать внимание, память, мышление, речь, формировать бережное отношение к близким людям

Оборудование: портреты писателей: В.Ф. Одоевский, В.М. Гаршин, П.П. Бажов, С.Т. Аксаков, компьютер, проектор, экран, презентация, карточки самооценки. Выставка книг по теме урока.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

УУД

I.

Организационный момент.




Мотивация учебной деятельности.

Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

Как быть человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.


Пожелаем друг другу удачи, улыбнемся и начнём работу.


Слушают учителя








Улыбнулись соседу

и взялись за

руки.

Личностные УУД:

-Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

II.

Актуализация знаний и постановка цели урока.

Прием «Облако слов»

- Чтобы понять тему урока подумаем, что вам напоминают эти слова?

(табакерка, роза, жаба, дикий козёл, красный цветок)


- Определите тему урока?




-Сформулируйте цель нашего урока?



Какую работу мы должны осуществить, чтобы достичь цели урока?



Дети читают слова и говорят, из каких они произведений.


-Повторение по разделу «Литературные сказки».


Обобщить знания по теме «Литературные сказки».

Вспомнить Ф.И.О писателей, их произведения и героев произведений.

Коммуникативные УУД:

Умение формировать собственное высказывание, мнение.


Регулятивные УУД:

Формировать умение высказывать свое предположение.

III.






3. Работа по теме урока



- К какому жанру относятся все произведения в этом разделе?

- Почему раздел называется «Литературные сказки»?


-Давайте вспомним сказки каких авторов мы изучали в этом разделе.


1. «Узнай портрет»

-Как вы думаете, должны ли мы знать авторов в лицо и как их зовут? Проверим, хорошо ли мы это знаем. Пожалуйста, назовите Ф.И.О. писателя и укажите его портрет.


2. «Ф.И.О. писателя»

Приём«Путаница» (прием технологии развития критического мышления,

- На карточке перепутаны Ф.И.О. писателей. Ваша задача состоит в том, чтобы быстро найти неточности в Ф.И.О писателей и исправить.



3. «Биография писателя»

Приём«Верные и неверные утверждения» ( прием технологии развития критического мышления, учащиеся устанавливают достоверность утверждений на основе полученной информации на прошлых уроках )

- Прочитайте утверждения. Если ты согласен с утверждением, то поставь знак «+», если нет, то «-».

(приложение)


- У каждого человека есть МАЛАЯ РОДИНА и БОЛЬШАЯ РОДИНА,

Как вы понимаете смысл этих словосочетаний?

Для наших писателей важна ли малая родина? Как это отразилось на их произведениях?

Отгадайте зашифрованное слово

(А,У,Л, Р )

С каким поэтом или писателем оно связано?


- Знаете ли вы малую родину других писателей. Что запомнили интересного?

Кто читал другие сказки этих авторов?

Что нужно делать, если не читали?






4. «Автор и сказка»

-Помогите найти автору его сказку. Задание на доске: надо соединить линией фамилию автора в левом столбике с названием сказки, расположенной в правом столбике.

Зачитайте, проверьте

(приложение)

5. (прием игровой технологии) «Загадки»

-Любите отгадывать загадки? Почему?

- Вам предстоит угадать слово, затем вспомнить в какой из прочитанных сказок встречается этот герой или предмет. (приложение)

- Сказки.


Потому что есть авторы.


В.Ф. Одоевского, В.М. Гаршина, П.П. Бажова, С.Т. Аксакова


-Да!


Ученики показывают портретом и называют Ф.И.О. писателя.


Класс по индивидуальным карточкам исправляют ошибки

в Ф.И.О писателей

( карточка №1)


Проверка


Учащиеся высказывают свои мнения.








Работают в парах

( карточка №2)


Взаимопроверка


Ребята высказывают предположения.


Учащиеся высказывают свои мнения.


(реконструкция слова)

УРАЛ

П.П. Бажов


(прием информационно-коммуникационной технологии, которая предусматривает работу с разными источниками информации) Взять книги в библиотеке и прочитать. Поискать в Интернете.


Один работает у доски, остальные проверяют, помогают при затруднении.




Да

Загадки помогают проверить себя, помогают думать, размышлять

Отгадывают загадки

Коммуникативные УУД:

-допускать существование различных точек зрения.

Познавательные УУД:

-умение обосновывать свое мнение;

Формулировать свое высказывание.

Личностные УУД:

-воспитание честности, порядочности.


Познавательные УУД:

-формирование умения извлекать информацию из словаря.

Регулятивные УУД:

-формирование умения высказывать свое предположение.

Коммуникативные УУД:

формирование умения строить речевое высказывание.

формировать умение слушать других.




Регулятивные УУД:

-формирование умения выполнять учебные задания в соответствии с целью.






Физ.мин. «Пружинка» (Приложение)





IV










V








VI


Минутка чтения









Рефлексия






Самооценка



6. Работа с текстами.

1. Приём «Ромашка вопросов»

( прием технологии развития критического мышления. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.) (приложение)

- Ребята, нужно выйти к доске, взять любой лепесток, на обратной стороне прочитать вопрос и ответить.


2. Приём «Синквейн»

( прием технологии развития критического мышления.) (приложение)

- Кто хочет прочитать свой составленный синквейн из понравившегося изученного произведения?


− Оцените себя за урок? У кого все кружки зелёные? У кого есть разных цветов?

Зелёный листик – у меня все получилось

Жёлтый листик – у меня были ошибки

Коричневый листик – у меня было много ошибок






Учащиеся читают про себя.


Дают ответы на поставленные вопросы.




Ребята читают синквейны, придуманные дома.

(приложение)



Ребята оценивают свою работу на уроке и выбирают кружки.

Оценивают себя на карте – путеводителе


Коммуникативные УУД:

формирование умения строить речевое высказывание.

Регулятивные УУД:

-формирование умения выполнять учебные задания в соответствии с целью.

Коммуникативные УУД:

-формировать умение слушать других.

VI

1

Задание на дом

Д.з. ( прием проектной технологии)

«Написание творческой работы»

Сочинить свою сказку

Дети дома сочиняют сказку

(приложение)




Приложение

Карточка №1 проверочный лист

Владимир Михайлович Гаршин Всеволод Михайлович Гаршин

Сергей Петрович Аксаков Сергей Тимофеевич Аксаков

Владимир Тимофеевич Одоевский Владимир Фёдорович Одоевский

Павел Петрович Одоевский Павел Петрович Бажов



Карточка №2



(Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)


Утверждения

Согласен «+»

не согласен «-«

1

Родился и провёл детство этот писатель в Москве в помещичьей семье.


2

Маленьким он слушал сказки крепостной крестьянки - ключницы. . Она была великая мастерица рассказывать сказки.


3

Он очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными.


  1. Родился и провёл детство этот писатель в Уфе в помещичьей семье. Маленьким он слушал сказки крепостной крестьянки- ключницы. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Писатель учился в Казанском университете, затем поступил на службу в Петербурге. Он очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известными. (Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859)

(Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)


Утверждения

Согласен «+»

не согласен «-«

1

Этот писатель родился в Екатерининской губернии в семье дворян


2

Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, которая повлияла на характер будущего писателя.


3

Он участвовал в Японской войне, которая отложила глубокий отпечаток на его восприимчивую психику.




  1. Этот писатель родился в Екатерининской губернии в семье дворян. Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, которая повлияла на характер будущего писателя. Он участвовал в Турецкой войне, которая отложила глубокий отпечаток на его восприимчивую психику. (Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888)



(Владимиро Фёдорович Одоевский (1803-1869)


Утверждения

Согласен «+»

не согласен «-«

1

Этот писатель учился в Петербургском университетском пансионе.


2

Пансион был привилегированным, и воспитанники не имели право выбирать предметы для обучения.


3

В их доме часто собирались лучшие писатели и учёные столицы.








  1. Этот писатель учился в Московском университетском пансионе, привилегированном, где воспитанники имели право выбирать предметы для обучения. В их доме часто собирались лучшие писатели и учёные столицы. (Владимиро Фёдорович Одоевский (1803-1869)



(Павел Петрович Бажов (1879-1950)


Утверждения

Согласен «+»

не согласен «-«

1

Этот писатель родился на Урале, в семье горнозаводского мастера.


2

С детства его не привлекали люди, предания, сказки и песни родного Урала.


3

Бажов-журналист часто ездил по старым уральским шахтам, горным заводам и записывал рассказы местных жителей.






  1. Этот писатель родился на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства его привлекали люди, предания, сказки и песни родного Урала. Бажов-журналист часто ездил по старым уральским шахтам, горным заводам и записывал рассказы местных жителей. (Павел Петрович Бажов (1879-1950)



Задание 4

В.Ф. Одоевский «Сказка о жабе и розе»

В.М. Гаршин «Аленький цветочек».

П.П. Бажов «Городок в табакерке»

С.Т. Аксаков «Серебряное копытце».



Задание 5 «Загадки»

1)Шёрстка мягонька, да коготок остёр. (Кошка Муренка) сказка «Серебряное копытце»

2) Коль сожмёшь её сильней, - больше будет силы в ней. (Пружина), сказка «Городок в табакерке»

3) Стебель весь её в колючках. Об него исколешь ручки. Хоть страшна её угроза, всё равно красива …. (Роза), сказка «Сказка о жабе и розе»

4) Не лягушка, но похожа. Бородавчатая кожа. Не в воде живет, а рядом. Не лягушка – это…(жаба), сказка «Сказка о жабе и розе»

5) Бодает рожками, цокает ножками, трясет бородой. (козёл), сказка «Серебряное копытце»

6)Круглое и без дна. (кольцо), сказка «Аленький цветочек»




Физминутка

Пружинкою сожмитесь и резко разожмитесь (приседания),

Раз-два, раз-два – сжимаемся туда-сюда. (приседания),

Валиком свободно спинку покрути.

(повороты корпуса вправо-влево)

Теперь, как молоточком, головку наклони

(наклоны головы вперёд, с стороны)

И звонким колокольчиком всем нам позвени.

(движение кистями рук)






  • «Крестики-нолики» - работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой

«нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали). Наиболее рациональным, на мой взгляд, является игровое поле в 9 или 16 клеток.

  • Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе

закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

  • Приём «Создание викторины». После изучения темы или нескольких тем дети

самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы, и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).


Задание 6

Приём «Ромашка вопросов».

Вопросы к тексту записываются на лепестках ромашки. Выделяется шесть типов вопросов:

1 лепесток - простой вопрос. 

- Назовите главных героев из каждой сказки.

2 лепесток - объясняющие вопросы. 

Почему чудо произошло с Дарёнкой и Кокованей?

3 лепесток - уточняющие вопросы. 

Правильно ли я поняла, что Миша из сказки «Городок в табакерке» сначала позавидовал жизни мальчиков-колокольчиков?

4 лепесток - оценочные вопросы. 

«Чем роза отличалась от жабы?»

5 лепесток - практические вопросы. 

Как бы вы поступили на месте младшей дочери из сказки «Аленький цветочек»?

6 лепесток - творческие вопросы. 

«Чтобы бы было, если бы младшая дочь не согласилась отправиться к чудищу?


Задание 6 «Синквейн»

1.Дарёнка 1.Кокованя

2.Любопытная, весёлая. 2. Добрый, ласковый.

3. Жалеет, помогает, слушается. 3.Охотится, добывает, промывает.

4. Муренка помогла сиротке увидеть козла. 4. Добрым людям добро приходит.

5. Сирота. 5.старик


1.Жаба 1. Роза

2. Жирная, неприятная 2. Ароматная, красивая

3. Прыгала, спала, карабкалась. 3. Распустилась, боялась, молилась.

4. Злу не удалось сотворить замысел. 4. Роза избежала ужасной смерти.

5. Зло 5. Цветок


1.Миша 1. Чудище

2. Любопытный, добрый. 2. Добрый, щедрый.

3. Знакомится, удивляется, жалеет. 3. Угощает, погибает, оживает.

4. У каждой детальки своя работа. 4. Добро всегда должно побеждать зло.

5. Мальчик 5. Принц.


Творческая работа. Сочинение своей сказки


«Волшебные часы»

Сказка

Жили-были две подружки: Лена и Оксана. Они очень любили учиться в школе и никогда не опаздывали на уроки. По дороге в школу ученицы встречались около витрины магазина «Часы». Перед входом в магазин стояли настоящие огромные часы. По ним девочки сверяли время и быстро бежали в школу.

Однажды наши героини как обычно шли в школу. Когда они подошли к этим часам, то заметили одну странность: все три стрелки шли не вперёд, а назад. Лена сказала:

- Такого не бывает! Давай их починим!

Они открыли крышку с обратной стороны часов и вдруг оказались внутри них. Сначала подружки очень испугались, потому что всё вокруг было ослепительно красивым, ярким, что даже глаза ослепляло. Когда девочки присмотрелись, то поняли, что они находятся с обратной стороны огромного циферблата. Повсюду их окружали золотые колесики разного размера с зазубринками. Одни колесики беспорядочно крутились, другие просто валялись. А вокруг бегали маленькие человечки и что-то пищали. Лена и Оксана прислушались и поняли, что в часах потерялась пружинка, которая скрепляет все колёсики и заставляет их крутиться в одном направлении.

Девочки бросились искать эту пружинку. Еле нашли ее под колёсиками. Она узнала Лену и Оксану, эти девочки ей нравились. Пружинка рассказала им о случившемся. Оказалось, что она обиделась на детей, которые подходили к часам. Дело в том, что многие дети неправильно определяли время. Одни не помнили единиц времени, другие не умели определять время по часам, а третьи вообще не различали часовые стрелки. Пружинка так расстроилась, что потеряла упругость и сорвалась со своего рабочего места. Колёсики раскатились и придавили её. А стрелки пошли в обратную сторону.

Лена и Оля собрали все колёсики и поставили пружинку на место. Но часы отказывались показывать точное время. Девочки поняли, что надо сказать волшебные слова. А волшебными словами были знания единиц времени. С этим наши героини быстро справились, ведь они были отличницами: «В 1 минуте - 60 секунд, в 1 часе – 60 минут, в 1 сутках – 24 часа, в 1 неделе- 7 суток и т.д.». Пружинка так сильно обрадовалась, что стала еще лучше работать и крутить колесики. Тогда и стрелки на циферблате побежали в нужную сторону. Порядок! Девочки увидели, что через пять минут начнется урок, и быстро побежали в школу. Вот как пригодились школьные знания!

Колесникова Дарина, 4 класс МКОУ СОШ с.Преображенка



«Домик в обогревателе»

Сказка


Наступила зима, в домах становилось прохладно. Папа принес из кладовой комнаты наш старый электрический обогреватель. Он был плоский. Обогреватель уже несколько лет согревал нас в морозные зимние дни.

Однажды вечером я пришла с улицы, у меня замёрзли руки. И я решила согреть их у обогревателя. Только взялась за вилку шнура, чтобы включить в розетку, как заметила какое - то движение в узенькой щелочке обогревателя. Я прислонила к нему голову и стала присматриваться. Вскоре смогла разглядеть там маленького стального человечка. Он тоже меня заметил, взмахнул какой-то палочкой. Я почувствовала, что стала уменьшаться. Уменьшалась, уменьшалась и стала мизерной, что провалилась в эту щель внутрь.

Незнакомый человечек подбежал ко мне, помог подняться на ноги. Сказал, что его зовут Бужик. Он и его семья живут в этом обогревателе, это их дом. Это они помогают работать обогревателю. Самый главный тут папа Бужика, он следит порядком. Папа строгий, но ответственный. Бужик и его сестра дежурят у кнопки «включения-выключения». Бужик отвечает за кнопку при включении, а его сестра за кнопку при выключении. Иногда они ссорятся, но быстро мирятся. Их мама контролирует уровень подачи тепла. Она очень добрая, всегда старается поднять уровень жара в обогревателе. Но папа зорко следит и уговаривает маму сильно не нагревать, а то может случиться беда. Все они выполняют важную и нужную работу. Я поиграла с Бужиком и его сестрой в прятки. Было очень весело. Но эти маленькие ребята постоянно подбегали к кнопке «включения-выключения», потому что в любой момент люди могли включить обогреватель. И папу не хотели подводить. Мне очень понравилась эта семья. У них было очень уютно и тепло. Они мне напомнили мою семью.

Внезапно я услышала, как моя мама позвала меня ужинать. Я попрощалась с новыми друзьями, затем выпрыгнула из обогревателя. Бужик взмахнул своей палочкой, и я стала расти. Росла, росла и опять стала прежней. Бужик помахал мне своей маленькой ручкой и спрятался. Я надеюсь еще увидеться с Бужиком и его семьей, потому что они очень дружны. И поэтому так долго и хорошо работает наш обогреватель.

Вот такая странная, но интересная история приключилась со мной.

Инешина Виктория, 4 класс МКОУ СОШ с.Преображенка




Список использованных источников


1. Жукова Любовь Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский МО г. Ноябрьск Мастер-класс: «Формирование читательской грамотности с применением приёмов технологии критического мышления на уроках литературного чтения»

2. Розова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГУО «Узденская районная гимназия» «Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

3.Галимова Назира Фанисовна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением английского языка»

г. Нижнекамск «Использование технологий развития критического мышления на уроках литературного чтения во 2 классе»

4. Атаманова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов Первомайского филиала

ГБОУ СОШ с.Подбельск М.р. Похвистневский «Формирование читательской компетентности младшего школьника на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности»

5. Карпова Оксана Геннадьевна, учитель начальных классов МКОУ «СОШ № 4» г. Называевска «Формирование информационной компетенции обучающихся начальной школы средствами ТРКМ»



11