СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сказка – очень интересный жанр, который до сих пор изучают разные исследователи, а дети читают по школьной программе.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по разделу «Литературные сказки»»

Класс - 4

Предмет: литературное чтение

Тема: Обобщение по разделу «Литературные сказки»

Проверочная работа № 4.

Тип урока: комбинированный

Цель: создать условия для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Литературные сказки»

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественные произведения.

  • Использовать в речи литературоведческие понятия.

  • Способствовать обогащению словаря учащихся, развивать речевые умения.

  • Воспитывать у учащихся радость от процесса творчества.

Метапредметные:



Регулятивные: учить понимать роль в учебном сотрудничестве, осуществлять самоконтроль, формировать умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; мыслительный эксперимент;

Коммуникативные: строить монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной и письменной речи, высказывать свою точку зрения;

Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, формировать адекватную самооценку, формировать чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной художественной культурой, формировать установку на здоровый образ жизни, развивать сопереживание, эмоционально – нравственную отзывчивость.

Оборудование: ноутбук, проектор, карточки.


Образовательные технологии:

  1. Технологии развития критического мышления. (Создаются условия для творческой самореализации учащихся. Используются следующие приёмы: кластер, рефлексивные вопросы, «Найди ошибку», «Вопрос автору произведения»)

  2. Личностно – ориентированные технологии. (Создаётся положительный эмоциональный настрой на работу всех учащихся, даётся возможность высказать свою точку зрения).

  3. Здоровьесберегающие технологии.( Используются на уроке чередующиеся виды деятельности. Используются методы, способствующие активизации, методы, направленные на самопознание и развитие ( интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки). Используется гимнастика для глаз. Все эти приемы снимают общее и локальное утомление)

  4. Технология обучения чтению – метод динамического чтения.( Дети читают стихотворение в разных режимах)



Ход урока

I. Организационный момент (эмоциональный настрой).

РЕФЛЕКСИЯ  Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения, удачной и плодотворной работы. У вас всё получится.

II. Самоопределение к деятельности и актуализация знаний.

- Прочитайте стихотворение шепотом. (Слайд 1)



1) Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник

Книги учат детей

Всем премудростям жизни –

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

И как зло побеждать.

- Прочитайте стихотворение с восклицательной интонацией.

2) Расшифруйте, что написано: (карточка)

ЛIИNТSЕWРАLТSVУРNIGНЫSЕWСLКАVGЗКLИSI

-Как вы думаете, почему я зашифровала эти слова? (изучили эту тему)

- Какое домашнее задание вы выполняли? (повторяли все изученные сказки)

- Сформулируйте тему урока.

- Мы закончили знакомиться с разделом «Литературные сказки». Сегодня на уроке обобщим знания по разделу и проведём проверочную работу.



III. Ведение в тему урока:

- Что мы знаем о сказках? Что такое сказка?

- Какие бывают сказки? ( Народные. Литературные)

- Почему их так назвали?

- Назовите особенности сказки. (Герои сказки положительные и отрицательные, добро побеждает, троекратные повторы.)

- Мы изучили литературные сказки. Какую цель, идею хочет донести автор до людей? (Идею добра, просветления души , любви, уважения, честности, доброты, красоты, веры в себя, в людей, верности)

- Откуда берут истоки литературные сказки ? ( Из народных сказок, преданий, сказаний любого народа. Они творчески переработаны автором)

IV. Работа по теме урока.

1) Давайте вкратце вспомним биографию писателей из изученного раздела.

- В каком веке они жили? ( в 19)

- Каким было происхождение каждого из них? ( Аксаков, Гаршин , Одоевский – из дворянских семей, Бажов из рабочей.)

- Кто из писателей прошёл службу в армии? ( Гаршин, Одоевский, Бажов)

( все, кроме Аксакова)



2) Обобщение по сказкам

Пришло время повторить изученные сказки. В названия сказок закрались ошибки. Давайте их найдём. (Слайд 2)





1) Механизированный городок.

2) Сказка о жабе и тюльпане.

3) Красный цветочек.

4) Малахитовое копытце.

- Кто главные герои сказки «Серебряное копытце?

- Кто автор?

- Как Бажов называет свои произведения?

- Сказ отличается от сказки?

- В какое время года Дарёнка увидала козлёнка?

- Как назывались камни- самоцветы, о которых рассказывается в сказе Бажова?

Хризолит

Физминутка



3) - Кто автор сказки «Городок в табакерке»?

– Какие вопросы вы бы задали Владимиру Фёдоровичу?

А. Барто сказала очень мудрые слова:

«Я сорвал цветок - и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”. 


-К каким сказкам подходит это высказывание? Кто автор?

« Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова

«Сказка о жабе и розе» Всеволода Михайловича Гаршина

 

4) Работа в парах:

- Составить кластер по выбору к героям: роза, аленький цветочек.

( 2 пары у доски)





- Чему учит сказка каждого человека?

Составление синквейна со словом сказка.

Сказка.
Мудрая, загадочная.
Учит, говорит, сбывается.

Добро всегда побеждает зло.

Волшебство


5) Рефлексия: Предлагаю улыбнуться поздравить друг друга аплодисментами.

VI. Релаксация. Зарядка для глаз.


VII. Выполнение проверочной работы.

Проверочная работа № 4

тема: «Литературные сказки»

Вариант 1.

1.Кто написал сказку «Серебряное копытце»?

1) П.П.Бажов 3) С.Т.Аксаков

2) В.М.Гаршин 4) В.Ф.Одоевский


2. Как звали главного героя сказки «Городок в табакерке»?

1) Саша; 2) Миша; 3) Петя; 4) Паша


3.Чем закончился Мишин сон?

1) Миша стал царём городка; 2) Миша спас колокольчиков;

3) механизм табакерки сломался; 4) Миша попрощался с жителями городка и ушёл из него;


4. Что могла делать роза?

1) блистать чудной и загадочной красотой; 2) любоваться красотой окружающего мира;

3) разливать вокруг себя тонкий и свежий запах;


5.Что было самым лучшим происшествием в жизни розы?

1) пение соловья; 2) спасение жабы;

3) прикосновение мальчика; 4) упавшая на цветок слезинка с щеки сестры;


6. Что означает выражение «покосные ложки»?

1) деревянные ложки; 2) широкие, пологие овраги, покрытые травой;

3) широкие реки 4) широкие поля;


7.Почему Кокованя сначала не хотел брать девочку?

1) думал, что девочка будет лениться; 2) он не мог обучить девочку своему делу;

3) боялся не найти с девочкой общего языка;


8 Узнай произведение по ключевым словам.

Торговые дела, купец, дочь, лесной зверь

1) «Сказка о жабе о розе» 3) «Аленький цветочек»

2) «Городок в табакерке» 4) «Серебряное копытце»


9.Каким должен был быть аленький цветочек для младшей дочери?

1) сияющим всеми цветами радуги; 3) горящими огнями золотыми, серебряными;

2)умеющим разговаривать, 4) самым красивым на свете;


10. Как хозяин дворца обращался с девушкой?

1) исполнял все её желания; 2) строго, но справедливо; 3) учил её работать по дому;


11. Что произошло с девушкой, когда она увидела хозяина дома?

1) обрадовалась; 2) убежала; 3) упала в обморок; 4) сохранила спокойствие;


12.Какие сказки ты прочитал в этом разделе?

1) литературные;

2) народные;

3) литературные и народные.



Вариант 2.

1.Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

1) С.Т.Аксаков 3) В.Ф.Одоевский

2) В П.П.Бажов 4) .М.Гаршин


2. Узнай произведение по ключевым словам.

Цветники, кусты, мальчик, сестра, цветок, враг

1) «Сказка о жабе о розе» 3) «Аленький цветочек»

2) «Городок в табакерке» 4) «Серебряное копытце»


3.С кем познакомился мальчик в цветнике?

1) с белкой; 2) с ежом; 3) с зайцем; 4) с птичкой;


4.Какую историю, произошедшую третьего дня, вспомнил Миша (герой произведения

«Город в табакерке»?)

1) как папенька открывал крышку табакерки;

2) как он хотел нарисовать маменьку и папеньку, но никак не удавалось это сделать;

3) как мальчик-колокольчик над ним насмехался;

4) как папенька поставил на стол табакерку;


5.Почему Миша позавидовал колокольчикам?

1) они жили в красивом городе; 2) они целый день ничего не делали;

3) у них было интересное занятие;


6.Как звали сиротку из сказки «Серебряное копытце»?

1) Настенька; 2) Машенька; 3) Дарёнка; 4) Алёнушка;


7.Что Кокованя рассказал девочке о своих занятиях?

1) летом рыбу ловит, зимой охотится; 2) летом золото добывает, зимой по лесам за козлом бегает;

3) на заводе работает, охотится, огород разводит; 4) из дерева разные вещи делает;


8.Как Кокованя ночевал зимой в лесу?

1) он разводил костёр, а потом на прогретом месте строил шалаш;

2) у него был поставлен зимний балаган, с очагом, с окошечком;

3) в лесу охотники построили избу для зимних ночёвок;


9.Почему просьба младшей дочери для купца была самой трудной?

1) купец знал, что цветочек находится в очень труднодоступном месте;

2)купец знал, что цветочек очень строго охраняют;

3) купец не знал, как определить, что найденный цветочек – самый красивый на свете;

4) купец не знал, как довезти цветочек до дома;


10.Почему хозяин дворца показался девушке?

1) решил приучить её к себе; 2) она его уговорила; 3) решил её испугать;


11.Почему девушка захотела побывать дома?

1) она затосковала по дому; 2) её приснилось, что батюшка заболел;

3) она захотела отнести батюшке и сёстрам гостинцы;


12.Произведения какого автора ты не встретил в разделе «Литературные сказки»?

1) С.Т.Аксакова; 3) В.Ф. Одоевского

2) В.М.Гаршина 4) Л.Н.Толстого;



VIII. Итог урока





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!