СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по теме «Односоставные предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

повторение и обобщение знаний о типах односоставных предложений.

Задачи:                                                                                                                       

предметные:

систематизировать сведения о значении и структурных особенностях односоставных предложений; закрепить умение правильно составлять схемы сложных предложений, в состав которых входят односоставные предложения, правильно ставить знаки препинания в данных конструкциях, использовать односоставные предложения при написании собственного текста;

метапредметные:

развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать; развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать, понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности;

личностные:

воспитывать любовь и уважение к родному языку, вырабатывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы урока: беседа, слово учителя.

Технология: критического мышления.

Оборудование: учебник.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме «Односоставные предложения»»

Урок № 64

от 26.12.

от 26.12.

от 26.12.

2018

Тема

Обобщение по теме «Односоставные предложения»

Цель урока:

повторение и обобщение знаний о типах односоставных предложений.

Задачи:

предметные:

систематизировать сведения о значении и структурных особенностях односоставных предложений; закрепить умение правильно составлять схемы сложных предложений, в состав которых входят односоставные предложения, правильно ставить знаки препинания в данных конструкциях, использовать односоставные предложения при написании собственного текста;

метапредметные:

развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать; развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать, понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности;

личностные:

воспитывать любовь и уважение к родному языку, вырабатывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы урока: беседа, слово учителя.

Технология: критического мышления.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить орфографический практикум.

Проверить наличие работы.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

 Программированный диктант.

Записать цифровое обозначение.

Программа: 

1.Двусоставное.

2. Односоставное:

а) назывное;

б) определенно-личное;

в) неопределенно-личное;

г) обобщенно-личное;

д) безличное.

1. Потом его без чувств в степи нашли и вновь в обитель принесли.

2. О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад!

3. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов.

4. Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. Мороз и солнце!..

6. Чему смеетесь! Над собой смеетесь!

7. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Ответ: 1. 2в; 2. 1; 3. 2д; 4. 2б; 5. 2а; 6. 2б; 7. 2г.


Фронтальный опрос по односоставным предложениям:

1)В чем разница между односоставными и двусоставными предложениями?
2)Назовите виды односоставных предложений.
3)Расскажите об односоставных назывных предложениях .
4)Перечислите виды односоставных предложений, в которых главный член может быть выражен глаголом.
5)Чем различаются по значению определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения?
6)Какими формами глаголов выражается главный член в определенно-личных и неопределенно-личных предложениях?
7)Какое односоставное предложение обычно употребляется в начале художественных описаний (для указания места и времени)?Приведите примеры.
8)Какие односоставные предложения могут употребляться при описании состояния природы, состояния человека и для характеристики окружающей его обстановки?
9)Представьте, что ученик не умеет отличать определенно-личные предложения от неопределенно-личных. Как бы вы разъяснили, чем они различаются?

Трое работают у доски с карточками.




















Анализируют, делают выводы, отвечают.





  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

  1. Актуализация опорных знаний

Задание:

а) синтаксический разбор предложения:

Подморозило, и к утру болотца покроются льдом.

б) Какая схема соответствует предложению?

Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.

а) [двусост.], и [двусост.]

б) [двусост], и [о.-личное]

в) [двусост], и [н.-личное]

Задание: подчеркните грамматические основы предложения, укажите вид предложения по наличию в них главных членов.

  1. Тишина. Кукушка. Травы.

  2. Всю ночь мне не спалось.

  3. Не жалею, не зову, не плачу.

  4. Люблю тебя, моя Россия.

  5. Преодолели ещё один горный перевал.

Задание: прочитайте предложения и сгруппируйте их. Назовите тот признак, по которому односоставные предложения делятся на группы.

  1. Легко на сердце от песни весёлой.

  2. Славная осень!

  3. Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все концы.

  4. Споёмте, друзья.

  5. Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня.

Задание:

Составьте сложные предложения, употребив в них как часть следующие предложения.

  1. Весело кататься по звонкому льду.

  2. Радостно наблюдать за успехами юных спортсменов.

  3. На улице сыро.

  4. В дверь несмело постучали.

  5. Тишина.

Записываем предложения, определяем вид:

Решение заданий у доски по цепочке.

«Односоставные предложения»

1 вариант


  1. Найдите определенно-личное предложение.


А) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев)

Б) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов.)

В)На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет)

Г) Волка шапками не закидаешь. (Пословица)

Д) По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков)


2. Найдите неопределенно-личное предложение.

А)Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков)

Б)Ради розы терпят и шипы. (Пословица)

В) Нигде жилья не видно на просторе. (А. Фет)

Г) Со скрипом опустили трап. (А. Толстой)

Д) Еду-еду в чистом поле .(А.Пушкин)


3. Найдите безличное предложение.

А) Ведут ко мне коня. (А. Пушкин)

Б) Не спится, няня. (А. Пушкин)

В)Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин)

Г) Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С. Васильев)

4) Кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов)


4.Найдите назывное предложение.

А)Тихо. Б) Морозно. В) Вечереет Г)Тишина

5.Найдите среди предложений односоставное.

А) Не плачь ты попусту.

Б) Часам к двум пополудни началась гроза.

В) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С. Есенин)

Г) Тротуары заливают асфальтом.


6.Определите тип предложения Ночь как год.

А) Односоставное Б) Двусоставное.


7. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластия напишут наши имена?

А) {двусост.}, и {двусост.}

Б) {двусост.}, и {опрделенно-личное.}

В) {двусост.}, и {непределенно-личное}


II вариант


1.Найдите определенно-личное предложение.

А) Весна берет свои права. (А. Фет)

Б) Под музыку осеннего дождя иду во тьме. (К. Фофанов)

В) Наступает длинный зимний вечер. (И. Гончаров)

Г) Тепло на солнышке.

Д) Осенний день прошуршал ломкой листвой.


2. Найдите неопределенно-личное предложение.

А) Мужайся, сердце, до конца. (Ф. Тютчев)

Б) Было бы глупо даже приступать к этому вопросу. (Ю. Олеша)

В) В детстве мне ни разу не удалось запустить змея. (Ю. Олеша)

Г) Не слышно городского шума.

Д) Бумагу для обертывания книг берут прочную.


3. Найдите безличное предложение.

А) Дней поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин)

Б) Из воды пустой масла не извлечешь. (Пословица)

В) Мне в душу повеяло жизнью и волей. (А. Майков)

Г) В дверь громко постучали.

Д) Приветствую тебя, пустынный уголок. (А. Пушкин)


4.Найдите среди данных предложений односоставное.

А) Веет с поля ночная прохлада.

Б) Осенний день шуршал ломкой листвой.

В) Свет луны во все концы.

Г) В лесу держался запах прелой травы.


5.Определите тип предложения Лед как сахар.

А) односоставное Б) двусоставное


6. Найдите назывное предложение.

А) Светает. Б) Дождит. В) Холодно. Г) Дождь.


7. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой.

А) {двусост.}, и {двусост.}

Б) {определенно-личн.}, и {двусост}

В) {безл.}, и {двусост.}


№ в.

1

2

3

4

5

6

7

1

А

Г

Б

Г

Г

Б

В

2

Б

Д

В

В

Б

Г

В


  1. Физминутка

Физкультминутка «Медвежата»

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили…

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали…

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали…

Разминка.

  1. Рефлексия

- Я вспомнил(а), что…

- Я понял(а), что…

- Было интересно…

- Особенно понравилось…

- Вызвало затруднение…

- Было сложно…

- Нужно выучить…


Анализируют, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

§27, упр. 2; подготовка к проверочной работе

Запись в дневник.

























Программированный диктант. Записать цифровое обозначение. Программа: 

1.Двусоставное.

2. Односоставное:

а) Н; б) О-Л; в) Н-Л; г) Об-Л; д) Б.

1. Потом его без чувств в степи нашли и вновь в обитель принесли.

2. О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад!

3. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов.

4. Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. Мороз и солнце!..

6. Чему смеетесь! Над собой смеетесь!

7. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Программированный диктант. Записать цифровое обозначение. Программа: 

1.Двусоставное.

2. Односоставное:

а) Н; б) О-Л; в) Н-Л; г) Об-Л; д) Б.

1. Потом его без чувств в степи нашли и вновь в обитель принесли.

2. О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад!

3. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов.

4. Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. Мороз и солнце!..

6. Чему смеетесь! Над собой смеетесь!

7. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Программированный диктант. Записать цифровое обозначение. Программа: 

1.Двусоставное.

2. Односоставное:

а) Н; б) О-Л; в) Н-Л; г) Об-Л; д) Б.

1. Потом его без чувств в степи нашли и вновь в обитель принесли.

2. О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад!

3. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов.

4. Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. Мороз и солнце!..

6. Чему смеетесь! Над собой смеетесь!

7. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Программированный диктант. Записать цифровое обозначение. Программа: 

1.Двусоставное.

2. Односоставное:

а) Н; б) О-Л; в) Н-Л; г) Об-Л; д) Б.

1. Потом его без чувств в степи нашли и вновь в обитель принесли.

2. О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад!

3. Мне было весело вдохнуть в мою измученную грудь ночную свежесть тех лесов.

4. Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. Мороз и солнце!..

6. Чему смеетесь! Над собой смеетесь!

7. Любишь кататься – люби и саночки возить.



Слова категории состояния

Категория состояния (имя состояния) - это самостоятельная часть речи, в которую входят неизменяемые слова, обозначающие состояние предмета (живых существ, природы, окружающей среды) и отвечает на вопрос как?, каково?: Вам будет немного скучно… Существует и другое название – предикативы.

Это относительно новая часть речи. В некоторых учебниках слова категории состояния не признаются самостоятельной частью речи и рассматриваются как особая группа наречий – наречия состояния. Некоторые ученые относят к ним и краткие прилагательные (рад, согласен, должен), и наречные выражения (быть начеку, быть замужем).

К словам категории состояния  относят только те слова,  которые являются главным членом безличных предложений (сказуемым)  или входят в его состав : Мне недосуг спорить с вами; Надо торопитьсяГрех смеяться над людьми.

Общее грамматическое значение слов категории состояния – состояние.

Морфемные признаки (сходно с наречиями): специфических признаков нет, но большинство слов категории состояния имеет суффикс -о-: скучно, весело.

Морфологический признак - неизменяемость (сходно с наречиями).

Синтаксическая функция: сказуемое в  односоставном безличном предложении (в предложении без подлежащего): Грустно (сказуемое).

  • В предложении с именами состояния  часто употребляется дополнение (существительное и местоимение) в дательном падеже без предлога: Ему грустно (кат.сост. грустно – сказуемое, Ему – дополнение, Д.п. );

  • существительное и местоимение в родительном и предложном падежах с предлогами: Легко на сердце от песни веселой; Чудесно в лесу.

  • К словам категории состояния может примыкать инфинитив, который входит в состав сказуемого: Скучно нам сидеть дома. (скучно сидеть – сказуемое).

  • Слова категории состояния употребляются со связкой быть, указывающей время: Было душно. Иногда в роли связки выступают глаголы становиться, делаться, казатьсяДушно стало;  Внезапно сделалось темно.

Разряды слов категории состояния по происхождению:

  1. Слова на -о, соотносимые с наречиями и краткими формами прилагательных (до 90% всех слов категории состояния) : свежо, приятно, прохладно, душно,  жарко, весело, удобно, приятно, красиво, тоскливо и  т.п.
    Слова категории состояния, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения (как наречия и прилагательные). Способы и средства образования степеней сравнения слов категории состояния, прилагательных и наречий обычно совпадают.

Сравнительная степень (простая) образуется при помощи суффиксов -ее (ей) и  (иногда с добавлением приставки по-): К вечеру потише стало; Веселее и приятнее было ходить на речку.

    • Превосходная степень (обычно составная) образуется при помощи слова всех, прибавляемого к сравнительной степени: Всего обиднее стало матери; Ему тошнее всех в неволе.

  1. слова, образованные от существительных:  пора, время, грех, стыд, охота и др. Напр.,  
    Мне лень вставать рано. Грех смеяться. Шутить не времяПора домой.

  2. Неизменяемые слова, которые не находят соответствий в других частях речи: надо, можно, нельзя, нет, жаль . Напр., Вам нельзя опаздывать. 

Разряды слов категории состояния по значению.

  1. Качественные  выражают:

    • состояние природы: жарко, знойно, прохладно, солнечно, ветрено, сумрачно, холодно, пыльно и др. Было сухо и пыльно;.

    • состояние окружающей среды: грязно, сыро, темно, росисто, сухо, светло и др.: Голо и неприветливо в лесу;

    • физическое состояние человека и животных: больно, дурно, зябко, щекотно, тошно, душно, тяжело, жарко, холодно и др.: Тепло ему стало.

    • душевное (эмоциональное) состояние человека: весело, грустно, обидно, жутко, досадно, горько, радостно, смешно, жалко, приятно, совестно, боязно, печально, стыдно, легко, тяжело, скучно: Опять тревожно, больно сердцу стало. 
      Слова категории состояния, обозначающие физическое и душевное состояние человека, обязательно связаны с дательным падежом лица. Если дательный падеж отсутствует, то состояние приобретает обобщенный смысл: Ивану стало досадноДосадно, когда тебя не замечают.

    • интеллектуальное состояние человека: интересно, ясно, понятно, известно, характерно и др.: Ясно было, что на поезд мы опаздываем;

  2. Модальные выражают:

    • оценку какого-либо состояния, положения: легко, хорошо, красиво, верно, правильно, трудно и др.: Хорошо в лесу; Было приятно смотреть на их работу.

    • временные отношения: поздно, долго, рано: Пока не поздно, надо что-то сделать.

    • пространственные отношения: далеко, близко, высоко, низко, узко и др.: Мне было далеко до дому.

    • возможность (невозможность), долженствование, необходимость, оценка различных ситуаций и состояний: можно, нельзя, надо, нужно, необходимо, невозможно, должно, надобно и др. Нельзя читать чужие письма.


10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!