СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:     Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Цели:    

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме;
  2. закрепить навыки нахождения односоставных предложений в контексте; формировать навыки употребления односоставных предложений                                в устной и письменной речи;
  3. развивать у учащихся интерес к изучаемому предмету.

Тип  урока:  урок – телеигра

Оборудование: 

  • программа телепередач,
  • иллюстрации картин: И. Шишкин «Рожь», О. Яновская «Ждут»,
  • презентация,
  • карточки с заданиями.

Просмотр содержимого документа
«карточки»





«Новости»





«Диалоги о предложениях»





«Ищу тебя»







«Умники

и умницы»





«Сам себе писатель»





«Итоги»





















Осенний вечер.


Вечереет. Голубоватая дымка окутала всё вокруг. Осенняя тишина.

Мне не хочется идти домой. Стою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые вижу оголившиеся берёзы, опустевшие палисадники. Вплотную подхожу к елям и гляжу на их иголочки. В наших краях ценят и берегут зелёные насаждения.



Осенний вечер.


Вечереет. Голубоватая дымка окутала всё вокруг. Осенняя тишина.

Мне не хочется идти домой. Стою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые вижу оголившиеся берёзы, опустевшие палисадники. Вплотную подхожу к елям и гляжу на их иголочки. В наших краях ценят и берегут зелёные насаждения.



Осенний вечер.


Вечереет. Голубоватая дымка окутала всё вокруг. Осенняя тишина.

Мне не хочется идти домой. Стою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые вижу оголившиеся берёзы, опустевшие палисадники. Вплотную подхожу к елям и гляжу на их иголочки. В наших краях ценят и берегут зелёные насаждения.


Осенний вечер.


Вечереет. Голубоватая дымка окутала всё вокруг. Осенняя тишина.

Мне не хочется идти домой. Стою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые вижу оголившиеся берёзы, опустевшие палисадники. Вплотную подхожу к елям и гляжу на их иголочки. В наших краях ценят и берегут зелёные насаждения.


Осенний вечер.


Вечереет. Голубоватая дымка окутала всё вокруг. Осенняя тишина.

Мне не хочется идти домой. Стою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые вижу оголившиеся берёзы, опустевшие палисадники. Вплотную подхожу к елям и гляжу на их иголочки. В наших краях ценят и берегут зелёные насаждения.

Осенний вечер.


Вечереет. Голубоватая дымка окутала всё вокруг. Осенняя тишина.

Мне не хочется идти домой. Стою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые вижу оголившиеся берёзы, опустевшие палисадники. Вплотную подхожу к елям и гляжу на их иголочки. В наших краях ценят и берегут зелёные насаждения.


Осенний вечер.


Вечереет. Голубоватая дымка окутала всё вокруг. Осенняя тишина.

Мне не хочется идти домой. Стою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые вижу оголившиеся берёзы, опустевшие палисадники. Вплотную подхожу к елям и гляжу на их иголочки. В наших краях ценят и берегут зелёные насаждения.



Осенний вечер.


Вечереет. Голубоватая дымка окутала всё вокруг. Осенняя тишина.

Мне не хочется идти домой. Стою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые вижу оголившиеся берёзы, опустевшие палисадники. Вплотную подхожу к елям и гляжу на их иголочки. В наших краях ценят и берегут зелёные насаждения.



Осенний вечер.


Вечереет. Голубоватая дымка окутала всё вокруг. Осенняя тишина.

Мне не хочется идти домой. Стою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые вижу оголившиеся берёзы, опустевшие палисадники. Вплотную подхожу к елям и гляжу на их иголочки. В наших краях ценят и берегут зелёные насаждения.


Осенний вечер.


Вечереет. Голубоватая дымка окутала всё вокруг. Осенняя тишина.

Мне не хочется идти домой. Стою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые вижу оголившиеся берёзы, опустевшие палисадники. Вплотную подхожу к елям и гляжу на их иголочки. В наших краях ценят и берегут зелёные насаждения.

Тест


  1. Односоставное предложение – это

предложение, в котором:

а) один главный член;

б) одна грамматическая основа;

в) одно слово.

2. В определённо – личном предложении

глагол-сказуемое стоит:

а) в 1 л. ед. числа;

б) в 1-2 л. ед.ч. и мн.ч.;

в) в 3 л. мн.числа.

3. Безличные предложения обозначают :

а) отношение к сказуемому;

б) душевное состояние человека

и состояние окружающей среды;

в) ничего не обозначают.

4. В названном предложении главный член:

а) подлежащее;

б) сказуемое;

в) дополнение.

5. В неопределённо – личном предложении

глагол – сказуемое стоит:

а) в 1 л. ед. числа;

б) в 1-2 лице ед. и мн. числа.

в) в 3 лице мн. числа.

6. Найти односоставные предложения:

а) Я играю на гармошке.

б) Люблю тебя, Петра творенье!

в) В воздухе пахнет осенью.



Тест


  1. Односоставное предложение – это

предложение, в котором:

а) один главный член;

б) одна грамматическая основа;

в) одно слово.

2. В определённо – личном предложении

глагол-сказуемое стоит:

а) в 1 л. ед. числа;

б) в 1-2 л. ед.ч. и мн.ч.;

в) в 3 л. мн.числа.

3. Безличные предложения обозначают :

а) отношение к сказуемому;

б) душевное состояние человека

и состояние окружающей среды;

в) ничего не обозначают.

4. В названном предложении главный член:

а) подлежащее;

б) сказуемое;

в) дополнение.

5. В неопределённо – личном предложении

глагол – сказуемое стоит:

а) в 1 л. ед. числа;

б) в 1-2 лице ед. и мн. числа.

в) в 3 лице мн. числа.

6. Найти односоставные предложения:

а) Я играю на гармошке.

б) Люблю тебя, Петра творенье!

в) В воздухе пахнет осенью.


Тест


  1. Односоставное предложение – это

предложение, в котором:

а) один главный член;

б) одна грамматическая основа;

в) одно слово.

2. В определённо – личном предложении

глагол-сказуемое стоит:

а) в 1 л. ед. числа;

б) в 1-2 л. ед.ч. и мн.ч.;

в) в 3 л. мн.числа.

3. Безличные предложения обозначают :

а) отношение к сказуемому;

б) душевное состояние человека

и состояние окружающей среды;

в) ничего не обозначают.

4. В названном предложении главный член:

а) подлежащее;

б) сказуемое;

в) дополнение.

5. В неопределённо – личном предложении

глагол – сказуемое стоит:

а) в 1 л. ед. числа;

б) в 1-2 лице ед. и мн. числа.

в) в 3 лице мн. числа.

6. Найти односоставные предложения:

а) Я играю на гармошке.

б) Люблю тебя, Петра творенье!

в) В воздухе пахнет осенью.




Тест


  1. Односоставное предложение – это

предложение, в котором:

а) один главный член;

б) одна грамматическая основа;

в) одно слово.

2. В определённо – личном предложении

глагол-сказуемое стоит:

а) в 1 л. ед. числа;

б) в 1-2 л. ед.ч. и мн.ч.;

в) в 3 л. мн.числа.

3. Безличные предложения обозначают :

а) отношение к сказуемому;

б) душевное состояние человека

и состояние окружающей среды;

в) ничего не обозначают.

4. В названном предложении главный член:

а) подлежащее;

б) сказуемое;

в) дополнение.

5. В неопределённо – личном предложении

глагол – сказуемое стоит:

а) в 1 л. ед. числа;

б) в 1-2 лице ед. и мн. числа.

в) в 3 лице мн. числа.

6. Найти односоставные предложения:

а) Я играю на гармошке.

б) Люблю тебя, Петра творенье!

в) В воздухе пахнет осенью.




12-30 – 12-33




12-33 – 12-40




12-40 – 12-50




12-50 – 12-55




12-55 – 13-05




13-05 – 13-10



Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Тема урока: Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Предмет: русский язык

Класс: 8

Учитель: Цимбалист М.Н.

Цели:

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме;

  2. закрепить навыки нахождения односоставных предложений в контексте; формировать навыки употребления односоставных предложений в устной и письменной речи;

  3. развивать у учащихся интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: урок – телеигра

Оборудование:

  • программа телепередач,

  • иллюстрации картин: И. Шишкин «Рожь», О. Яновская «Ждут»,

  • презентация,

  • карточки с заданиями.

Ход урока:

Слово учителя.

Ребята, сегодня, закрепляя тему «Односоставные предложения», мы проведем урок в форме телевизионных игр. На уроке мы должны продемонстрировать свои умения находить односоставные предложения в контексте, решить тестовые задания и составить рассказы по репродукциям картин великих русских художников.

Я, как ведущий, познакомлю вас с программой телепередач на ближайшие 45 минут.

8-30 – 8-33 - «Новости»

8-33 – 8-43 - «Диалоги о предложениях»

8-43 - 8-53 – «Ищу тебя»

8-53 – 9-03 – «Умники и умницы»

9-03 - 9-13 – «Сам себе писатель»

9-13 -9-15 - «Итоги»


Теперь, когда вы ознакомлены с программой телепередач, мы начинаем программу «Диалоги о предложениях».

И так «Диалоги о предложениях» (фронтальный опрос)

  1. Что такое односоставные предложения?

  2. Почему они так называются?

  3. Назовите виды односоставных предложений с главным членом –

сказуемым.

  1. Как называется предложение, в котором главный член – подлежащее?

  2. Где чаще всего употребляются односоставные предложения?

(опора на таблицу «Односоставные предложения)

- А в жизни мы встречаемся с односоставными предложениями? Где?

Обратите внимание на экран! (просмотр видео реклам)

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь – опять сначала,

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь. (А. Блок)

- Что вы увидели на экране? (Рекламу)

В современной жизни мы часто встречаемся с рекламой. Люди могут ее ненавидеть и любить. А вот чтобы она стала популярной и любимой всеми - это многого стоит.

- В чём же преимущество увиденной рекламы? Чем она больше всего запоминается? (Простотой изложения, лаконичностью, легкостью, ненавязчивостью)

- Какие предложения использованы в этом рекламном ролике? (Односоставные)

В этой рекламе прозвучали стихи известного русского поэта, жившего на рубеже XIX - XX веков. Тот, кто внимательно смотрел, мог заметить фамилию автора. Назовите фамилию поэта. (А. Блок)

Написал это стихотворение Александр Блок 10 октября 1912 года. После рекламного ролика сотового оператора, крутившегося на телеэкранах несколько лет назад, эти восемь строчек мог процитировать любой россиянин.

Таким образом, односоставные предложения играют немаловажную роль в нашей жизни. Они позволяют лаконично изобразить картины природы, обстановку, внутреннее состояние человека, отдельные предметы. Эти детали представляются писателю, а вслед за ним и читателю, и зрителю особо важными! Воссоздается картина в целом, а все ненужное опускается.

Любой образованный человек должен уметь грамотно применять односоставные предложения в своей речи

Следующая передача «Ищу тебя» (Работа с текстом – найти и определить виды односоставных предложений).




Осенний вечер.

Вечереет. Голубоватая дымка окутала всё вокруг. Осенняя тишина.

Мне не хочется идти домой. Я стою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые вижу оголившиеся берёзы, опустевшие палисадники. Вплотную подхожу к елям и гляжу на их иголочки. В наших краях ценят и берегут зелёные насаждения.


Следующая программа для знатоков русского языка – «Умники и умницы».

Тест

  1. Односоставное предложение – это предложение, в котором:

а) один главный член;

б) одна грамматическая основа;

в) одно слово.

2. В определённо – личном предложении глагол-сказуемое стоит:

а) в 1 л. ед. числа;

б) в 1-2 л. ед.ч. и мн.ч.;

в) в 3 л. мн.числа.

3. Безличные предложения обозначают :

а) отношение к сказуемому;

б) душевное состояние человека и состояние окружающей

среды;

в) ничего не обозначают.

4. В названном предложении главный член:

а) подлежащее;

б) сказуемое;

в) дополнение.

5. В неопределённо – личном предложении глагол – сказуемое стоит:

а) в 1 л. ед. числа;

б) в 1-2 лице ед. и мн. числа.

в) в 3 лице мн. числа.

6. Найти односоставные предложения:

а) Я играю на гармошке.

б) Люблю тебя, Петра творенье!

в) В воздухе пахнет осенью.

Ребята, вы как участники передачи «Сам себе писатель», получаете задание – написать мини-рассказ по одной из предложенных картин, используя односоставные предложения.

Рожь.

Шишкин – великий мастер пейзажной живописи. Передо мной картина «Рожь». Конец лета и начало осени. Вечереет. На переднем плане созревающая, золотистая рожь. Дальше видны стройные сосны. Дорога извивается далеко. Вижу горизонт. Хочется идти по этой длинной и бесконечной дороге и прийти к намеченной цели.

Ждут.

Берег моря. Сегодня похолодало. На перевёрнутой лодке сидят девочки и ждут с моря рыбаков. Все сидят в напряжении. Им хочется,

Чтобы папа скорее вернулся с богатым уловом. Девочки боятся непогоды. Вчера передали плохой прогноз.


- А завершает нашу сегодняшнюю программу передача «Итоги»

(оценки, д/з. Рефлексия)

На этом мы прощаемся с вами. Спасибо за внимание. До скорой встречи.



4



Просмотр содержимого презентации
«Урок-телеигра»

Тема:  « Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения» Цель:  1. Обобщить и систематизировать знания об односоставных предложениях; 2. Закрепить навыки нахождения односоставных предложений в тексте; 3. Формировать навыки употребления односоставных предложений в устной и письменной речи.

Тема: « Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Цель:

1. Обобщить и систематизировать знания об односоставных предложениях;

2. Закрепить навыки нахождения односоставных предложений в тексте;

3. Формировать навыки употребления односоставных предложений в устной и письменной речи.

12 -30 - 12 -3 3 - «Новости» 12 -3 3 - 12 -4 0 – «Диалоги о предложениях» 12 -4 0 – 12 -5 0 – «Ищу тебя» 12 -5 0 – 13 - 5 5 – «Умники и умницы» 12 - 5 5 – 13 - 05 – «Сам себе писатель» 13 - 05 - 13 - 00 – «Итоги»
  • 12 -30 - 12 -3 3 - «Новости»
  • 12 -3 3 - 12 -4 0 – «Диалоги о предложениях»
  • 12 -4 0 – 12 -5 0 – «Ищу тебя»
  • 12 -5 0 – 13 - 5 5 – «Умники и умницы»
  • 12 - 5 5 – 13 - 05 – «Сам себе писатель»
  • 13 - 05 - 13 - 00 – «Итоги»
Вечереет. Голубоватая дымка окутала всё вокруг. Осенняя тишина.  Мне не хочется идти домой. С тою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые вижу оголившиеся берёзы, опустевшие палисадники. Вплотную подхожу к елям и гляжу на их иголочки.  В наших краях ценят и берегут зелёные насаждения

Вечереет. Голубоватая дымка окутала всё вокруг. Осенняя тишина.

Мне не хочется идти домой. С тою и внимательно рассматриваю всё вокруг. Будто впервые вижу оголившиеся берёзы, опустевшие палисадники. Вплотную подхожу к елям и гляжу на их иголочки.

В наших краях ценят и берегут зелёные насаждения

1. Односоставное предложение – это предложение, в котором:  а) один главный член;  б) одна грамматическая основа;  в) одно слово.  2. В определённо- личном предложении глагол –сказуемое стоит:  а) в 1 л. ед.числа;  б) в 1-2 л. ед. и мн. ч.  в) в 3 л. мн.ч.  3.Безличные предложения обозначают:  а) отношение к сказуемому;  б) душевное состояние человека и состояние окружающей среды;  в) Ничего не обозначают.

1. Односоставное предложение – это предложение, в котором:

а) один главный член;

б) одна грамматическая основа;

в) одно слово.

2. В определённо- личном предложении глагол –сказуемое стоит:

а) в 1 л. ед.числа;

б) в 1-2 л. ед. и мн. ч.

в) в 3 л. мн.ч.

3.Безличные предложения обозначают:

а) отношение к сказуемому;

б) душевное состояние человека и состояние окружающей среды;

в) Ничего не обозначают.

4. В назывном предложении главный член:  а) подлежащее;  б) сказуемое;  в) дополнение.  5. В неопределённо – личном предложении глагол – сказуемое стоит:  а) в 1 л.ед.числа;  б) 1-2 лице ед. и мн. числа;  в) в 3 лице мн.числа.  6. Найти односоставные предложения:  а) Я играю на трубе.  б) Люблю тебя, Петра творенье!  в) В воздухе пахнет осенью.

4. В назывном предложении главный член:

а) подлежащее;

б) сказуемое;

в) дополнение.

5. В неопределённо – личном предложении глагол – сказуемое стоит:

а) в 1 л.ед.числа;

б) 1-2 лице ед. и мн. числа;

в) в 3 лице мн.числа.

6. Найти односоставные предложения:

а) Я играю на трубе.

б) Люблю тебя, Петра творенье!

в) В воздухе пахнет осенью.

Мы достигли поставленных в начале урока целей?  Как вы оцениваете свою работу на уроке?  Вам понравился урок?
  • Мы достигли поставленных в начале урока целей?
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?
  • Вам понравился урок?
Домашнее задание:

Домашнее задание:

  • Выполните задание на карточке;
  • Подготовьтесь к контрольной работе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!