СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по тему "Причастие"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение по тему "Причастие"»

Гурьева Юлия Вячеславна – учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназии №63 Калининского района

Открытый урок в 7 классе

Дата проведения: 18.11.2022

Тема:«Обобщение по теме «Причастие»

Цель:Диагностика усвоения темы «Причастие».

Задачи:

  • Образовательная: закрепление навыков правильного написания причастий, расстановки знаков препинания при причастном обороте, общей орфографической и пунктуационной грамотности, закрепление умения отличать причастия от других частей речи, пополнение словарного запаса школьников.

  • Воспитательная: воспитание интереса к изучению родного языка, выработка личных качеств: организованности, самостоятельности, самоконтроля.

  • Развивающая: развитие у детей творческого воображения, пространственного мышления, внимания, памяти.

Ход урока.

  1. Установление контакта с учащимися.

-Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

 Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.


Звучит мелодия «Осень».

- Послушайте мелодию. Что вы могли представить, когда звучала музыка? Это музыка современного композитора. Осень – унылая пора. Мне хотелось вам показать не только серость и скучность этого времени года, поэтому я взяла именно эту мелодию. Каких композиторов вы можете мне назвать, кто написал мелодию про это чудесное время года?

-Что для вас значит слово «Осень»? для меня это золотое убранство деревьев, последние лучи солнца. А для вас? Напишите, пожалуйста, 3-4 предложения на эту тему, чтобы там присутствовали причастия.

- Прочитайте полученные тексты. (2-3 человека)

- Дети, какие причастия встретились в прослушанных вами текстах? Назовите их.

-Хорошо. Спасибо.


II. Отгадайте загадку (слайд 1)

Вот свойство моё обязательное:

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

- О чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о причастии.

- А эта тема новая для вас? А что мы будем делать сегодня?

- Запишите тему урока: «Обобщение по теме «Причастие». (слайд 2)

- Подумайте, что мы должны сегодня сделать на уроке? ( учащиеся формулируют цель)

III. Устный опрос-повторение в форме эстафеты.

-Вы знаете, что такое эстафета? Где можно услышать это слово чаще всего? У нас эстафета иная. Вы отвечаете на вопрос и называете того человека, который будет отвечать дальше.

Причастие – это…

Причастия бывают…

В предложении причастия бывают….

Причастный оборот – это

В предложении причастный оборот является…

Причастный оборот на письме выделяется запятыми, если…

Действительные причастия обозначают признак, который…

Страдательные причастия обозначают признак, который….

Суффиксами действительных причастий настоящего времени являются…

Суффиксами действительных причастий прошедшего времени являются…


IV. Угадай причастие (слайд 3)

  1. Корень у этого слова такой же, как у слова выстилать.

  2. Приставка – как у слова улетевший.

  3. Суффиксов два: как у глагола награждать и как у слова бывший.

  4. Это причастие стоит в форме ед. числа, родит. падежа, женского рода.

V. Распределительный диктант

1) повторение алгоритма написания н и нн в причастиях (слайд 4)

2) написание распределительного диктанта по вариантам

Жареный картофель, поджаренная рыба, черченный мной график, квашеная капуста, моченые яблоки, вяленая рыба, выточенная игрушка, сушенная на чердаке черемуха, топленое молоко, решенная задача.

3) взаимопроверка (слайд 6) Поменяйтесь тетрадями и проверьте задание у своих одноклассников.

Повторить написание НЕ с причастием (слайд 7)

VI. Работа с текстом «Осень»

- Прочитайте текст самостоятельно, затем- вслух. Выполните задание к нему.

1)Стояла золотая осень. (2)Брянские рощи полыхали так, словно солнце вселилось в каждую дубовую крону, в каждую ветку берёзы. (3)Мы проехали речушку с милым названием Рожок. (4)Вдруг промелькнула табличка у просёлка, отходящего от шоссе, − «На Красный Рог». (5)Я хотел не прозевать поворот, взглянуть на него, запомнить. (6)Но, когда появилась табличка, был застигнут врасплох. (7)Мы промчались, указатель остался позади, просёлок, идущий на Красный Рог, затерялся среди деревьев.
– (8)Костя, – сказал я, – мы сейчас, между прочим, проехали поворот к имению графа Алексея Константиновича.
– (9)Какого ещё графа? – не сразу понял мой напарник.
– (10)Алексея Константиновича Толстого.
– (11)Неужели того самого? – он порывисто оглянулся назад.
– (12)Того самого.
– (13)«Колокольчики мои, цветики степные», «Где гнутся над омутом лозы»?
– (14)Точно. (15)И «Князь Серебряный», и «Василий Шибанов», и «Царь Фёдор Иоаннович»…
– (16)И «Средь шумного бала», и бессмертный Козьма Прутков? (17)Ничего себе! – до Кости дошло. – (18)Как это место называется?
– (19)Красный Рог, – не упустил я случая блеснуть эрудицией. – (20)Когда-то это была Черниговская губерния, Мглинский уезд.
(21)Костя одобрил мою осведомлённость лёгким кивком.
– (22)И долго Алексей Константинович тут жил?
– (23)Долго. (24)Провёл в этой усадьбе детство. (25)Жил в старости. (26)Здесь и скончался. (27)Многое написано в Красном Роге. (28)Природа в стихах здешняя. (29)И не только природа. (30)«Стоит опустелый над сонным прудом, где ивы поникли главой, на славу Растреллием строенный дом, и герб на щите вековой». (31)И пруд, и за́мок, построенный по проекту самого Растрелли, – всё тут. (32)Рукой подать…
(33)Поразительная земля! (34)Куда ни ступи, сразу слышится звучание строк, знакомых с детства, возникших здесь, навеянных этими местами. (35)Мне кажется, что на этой равнине, где леса сменяются степью, а потом степь с плавной постепенностью снова переходит в лес, на этом неохватном пространстве растут не только деревья и травы, не только цветы и колосья, но и стихи.
(По Я. Хелемскому)

- Какие причастия вам здесь встретились? Перечислите их.

9. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ. ______________________________________

10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 24–27 текста. Запишите ответ.

Ответ. ______________________________________


VII. Цифровой диктант. (слайд 8)

  1. Выписать номера предложений, в которых верно расставлены знаки препинания.

  1. Синеет даль с ее угрюмым лесом, окутанным синей мглой (Ф.И.Тютчев).

  2. Всё небо усыпано, весело мигающими, звездами (А.П.Чехов).

  3. Мертвая тишина стояла над землёй мягко черневшей в звёздном свете (И.А.Бунин).

  4. Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб (А.П.Чехов).

  5. И сизый дым с ветвей его бежал по зелени, грозою освеженной (Ф.И.Тютчев).

  6. Над спокойно вздыхающим морем низко висело до половины погруженное в горизонт солнце (Л.С.Соболев).

  7. На поседевшей от росы траве остаются следы (З.И.Воскресенская).

  8. Солнце всходит и блещет, на виднеющемся из-за камыша, Тереке (М.Ю.Лермонтов).

  1. Самопроверка: 1, 4,5,6,7. (слайд 9)

VIII. Работа в группах (слайд 10)

Учащиеся вытягивают конверт в заданием, выполняют в группе, озвучивают.

  1. Составьте словосочетания так, чтобы соответствовало написанию:

Жареный, жаренный.

Печеный, печенный

Груженый, груженный

  1. Игра «Четвертый лишний»

А) жаре..ый, реше..ый, купле..ый, броше..ый

Б) негодующий ненавидевший, недоумевающий, нерешенный

В) сделана, увидена, красна, принесена

3) Устраните ошибки, связанные с употреблением причастий

Честь и хвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

IX. Итоги урока (слайд 11)

Какое задание понравилось больше всего? Какое задание было трудным? Какая форма работы понравилась?

Всем спасибо за урок. (слайд 12)