СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний о составе слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные цели:      

  1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.
  2. Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
  3. Повторять и закреплять изученные орфограммы.
  4. Формирование способов действий по выделению в слове окончания,основы,корня,приставки суффикса.
  5. Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Планируемые результаты.

Предметные результаты достижения учащихся:

  1. различать и выделять основные части слова,
  2. формулировать словообразующую роль каждой части слова,
  3.  объяснять причины изменения формы слова,
  4.  конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять  терпение в учебной деятельности, работать  в парах и самостоятельно,  оценивать  свои умения;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку: проектор,ноутбук, карточки ,смайлики,схемы слова

 

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель:  совершенствовать знания учащихся о частях слова,           развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный           запас учащихся; развивать орфографическую зоркость,           познавательный интерес, внимание, мышление, речь;           воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.

Средства:  учебник для 4 класса , автор Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина                                      схемы слова:  корень, суффикс, окончание                                      тесты по теме «Повторение. Состав слова»

 

1). Организационный момент.

Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок.

  • Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
  • Какое настроение вызывает у вас такая погода?
  • А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
  • Надо просто улыбнуться.
  • Дети повернитесь  друг к другу и скажите:

Привет, сосед, Улыбнись мне в ответ. Я хочу, чтобы ты не грустил, Всем улыбку свою дарил.

-Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.

 

2). Сообщение темы и целей урока.

Уулыбка  улыбочка улыбчивый улыбаться

 

-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(Эти слова, родственные.)

-Вспомните, что за слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

-Как называется общая часть родственных слов?

-А какие части слова вы знаете ещё?

-Подберите слово к схеме:  корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка.)

-Ребята, а как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(повторять знания о частях речи, разбирать слова по составу,составлять новые слова)

-Да, всё на свете  из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу и собирать «кирпичики»- это ваши знания. С помощью «кирпичиков» мы будем строить дом. Чем больше знаний,тем выше дом. А что это за дом ? Вы  мне сами  расскажите чуть позже.

 

3). Работа по теме урока.

- Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с

упражнения  «Найди «лишнее» слово».

1.Поле, полька, полюшко.

(Полька - не однокоренное слово.)

-Что такое корень?

2.Нарисовал, подъехал, смотреть.

(Смотреть - в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.)

-Что такое приставка?

3.Носик,  берёза,колечко.

(Берёза - в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс)

-Что такое суффикс?

-А какой части слова мы ещё не сказали?

-Что такое окончание?

4.Допиши пословицу:

Не имей 100 ( рубли), а имей 100 ( друзья).

-Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?

- А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?

5. Образуйте однокоренные слова с корнями: лес, сад-

6.Путаница

Строители, водолазы

  • Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места. Уч-ся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.

Афтольмапауза

7.Разбор слова по составу

Разбор слов по составу пришкольный, дошкольник.

 

Помни при разборе слова:

Окончание и основу Первым делом находи. После корня будет суффикс, А приставка – впереди.

 

4).Физкультминутка

Гимнастика для глаз

    1.Круг.

     Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке,  

     потом против часовой стрелке.

   2.Расширение поля зрения.

     Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым  

     пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе.

     Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но

     каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

   3.Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять    

     напряжение, считая до десяти.

5)Повторение пройденного материала.

8.Подбери как можно больше слов к схеме: приставка корень,суффикс,окончание

( приемный,съёмка,приезжий,нагрузка,постройка,пробежка)

 

9.  «Разбери матрёшку»

 

Перевозчики, подносчики

 

10. «Посели слова в свои домики»

Корень,окончание- березы,цветы, озеро,стволы

Корень,суффикс-дубок,овражек,домик,подсказка

6). Подведение итогов.

  1. Какие части слова мы сегодня повторили?
  2. Какие части слова служат для образования новых слов?
  3. Какие слова называются однокоренными?

7). Рефлексия.

Рефлексия

 

1. Все ли вам было понятно на уроке?

2.Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

3.Были ли вы на уроке внимательны к друг другу?

Если вам было интересно, поднимите смайлик-улыбку

Если вам чего-то не хватило на уроке,

поднимите задумчивый смайлик

Если вам было неинтересно на уроке,поднимите грустный смайлик.

 

 

 

8). Выставление оценок.

Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

 

Учитель:

Урока время истекло.

И я всем очень благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

 

-Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

-Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым!

-Я благодарю вас за успешную работу на уроке.

-Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята!

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний о составе слова.»

Тема: Обобщение знаний о составе слова.
Основные цели:      

  1. Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: «Состав слова», оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.

  2. Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.

  3. Повторять и закреплять изученные орфограммы.

  4. Формирование способов действий по выделению в слове окончания,основы,корня,приставки суффикса.

  5. Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.

Планируемые результаты.

Предметные результаты достижения учащихся:

  1. различать и выделять основные части слова,

  2. формулировать словообразующую роль каждой части слова,

  3.  объяснять причины изменения формы слова,

  4.  конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.

Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения  знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять  терпение в учебной деятельности, работать  в парах и самостоятельно,  оценивать  свои умения;  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.

Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Материалы к уроку: проектор,ноутбук, карточки ,смайлики,схемы слова

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель:  совершенствовать знания учащихся о частях слова,
          развивать умение разбирать слова по составу, обогащать словарный
          запас учащихся; развивать орфографическую зоркость,
          познавательный интерес, внимание, мышление, речь;
          воспитывать навыки самостоятельной работы, любовь к русскому языку.

Средства:  учебник для 4 класса , автор Л.Ф.Климанова,Т.В.Бабушкина
                                     схемы слова:  корень, суффикс, окончание
                                     тесты по теме «Повторение. Состав слова»

1). Организационный момент.

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок.

  • Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

  • Какое настроение вызывает у вас такая погода?

  • А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

  • Надо просто улыбнуться.

  • Дети повернитесь  друг к другу и скажите:

Привет, сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбку свою дарил.

-Ребята, я тоже хочу поделиться улыбкой с вами.

2). Сообщение темы и целей урока.

Уулыбка  улыбочка улыбчивый улыбаться

 

-Что вы можете сказать о записанных словах в первой строке?

(Эти слова, родственные.)

-Вспомните, что за слова мы называем родственными?

(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

-Как называется общая часть родственных слов?

-А какие части слова вы знаете ещё?

-Подберите слово к схеме:  корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка.)

-Ребята, а как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

(повторять знания о частях речи, разбирать слова по составу,составлять новые слова)

-Да, всё на свете  из чего-нибудь состоит: лес из деревьев, облако из капелек, наша речь из предложений, предложения из слов, а слова из своего «строительного материала». Каждый «кирпичик» вносит в слово свой смысл. Вот и сегодня мы будем совершенствовать свои знания о частях слова, разбирать слова по составу и собирать «кирпичики»- это ваши знания. С помощью «кирпичиков» мы будем строить дом. Чем больше знаний,тем выше дом. А что это за дом ? Вы  мне сами  расскажите чуть позже.

3). Работа по теме урока.

- Сегодняшнюю работу по теме урока мне хотелось начать с

упражнения  «Найди «лишнее» слово».

1.Поле, полька, полюшко.

(Полька - не однокоренное слово.)

-Что такое корень?

2.Нарисовал, подъехал, смотреть.

(Смотреть - в этом слове нет приставки, а в остальных есть приставка.)

-Что такое приставка?

3.Носик,  берёза,колечко.

(Берёза - в этом слове нет суффикса, а в остальных словах есть суффикс)

-Что такое суффикс?

-А какой части слова мы ещё не сказали?

-Что такое окончание?

4.Допиши пословицу:

Не имей 100 ( рубли), а имей 100 ( друзья).

-Ребята, а с помощью окончания можно образовать однокоренные слова?

- А помощью каких частей слова мы образуем новые слова?

5. Образуйте однокоренные слова с корнями: лес, сад-

6.Путаница

Строители, водолазы

  • Произошла путаница: окончание, корень, суффикс, приставка перепутали свои места в слове. Помогите всем частям слова найти свои места. Уч-ся вытаскивают карточки со схематическим изображением частей слова и выкладывают их по порядку на столах.

Афтольмапауза

7.Разбор слова по составу

Разбор слов по составу пришкольный, дошкольник.

Помни при разборе слова:

Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.

4).Физкультминутка

Гимнастика для глаз

    1.Круг.

     Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке,  

     потом против часовой стрелке.

   2.Расширение поля зрения.

     Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым  

     пальцем следит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе.

     Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но

     каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.

   3.Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять    

     напряжение, считая до десяти.

5)Повторение пройденного материала.

8.Подбери как можно больше слов к схеме: приставка корень,суффикс,окончание

( приемный,съёмка,приезжий,нагрузка,постройка,пробежка)

9.  «Разбери матрёшку»

Перевозчики, подносчики

10. «Посели слова в свои домики»

Корень,окончание- березы,цветы, озеро,стволы

Корень,суффикс-дубок,овражек,домик,подсказка

6). Подведение итогов.

  1. Какие части слова мы сегодня повторили?

  2. Какие части слова служат для образования новых слов?

  3. Какие слова называются однокоренными?

7). Рефлексия.

Рефлексия

1. Все ли вам было понятно на уроке?

2.Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

3.Были ли вы на уроке внимательны к друг другу?

Если вам было интересно, поднимите смайлик-улыбку

Если вам чего-то не хватило на уроке,

поднимите задумчивый смайлик

Если вам было неинтересно на уроке,поднимите грустный смайлик.

 

8). Выставление оценок.

Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале. (Оценка)

Учитель:

Урока время истекло.

И я всем очень благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

-Я желаю Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

-Не ленитесь, старайтесь как можно больше узнать обо всём на свете и тогда каждый новый урок будет для вас занимательным, не скучным, а весёлым!

-Я благодарю вас за успешную работу на уроке.

-Предлагаю вам подарить улыбку друг другу. Молодцы, ребята!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!