СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний о составе слова. Неизменяемые и изменяемые слова»

Урок 54
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СОСТАВЕ СЛОВА.
НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ И ИЗМЕНЯЕМЫЕ СЛОВА

Педагогические
цели

Создать условия для воспроизведения и систематизации знаний учащихся о значимых частях слова; способствовать формированию умения работать со словообразовательным словарем

Тип урока

Решение частных задач

Планируемые
результаты
(предметные)

Умеют разбирать слово по составу, образовывать новые слова с помощью суффикса и приставки; различают однокоренные слова и формы одного и того же слова; узнают сложные слова, составляют схемы слов и слова по заданным схемам

Личностные
результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: самостоятельно находят необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий; используют знаково-символические средства для решении учебных и практических задач; создают и преобразовывают модели и схемы для решения лингвистических задач.

Регулятивные: контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: применяют приобретенные коммуникативные умения в практике свободного общения;
задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень, суффикс, приставка, окончание, основа слова; однокоренные слова, формы слова; разбор по составу, словообразовательный разбор

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Схема «Состав слова».

3. Словообразовательный словарь.

4. Карта путешествия


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

Здравствуйте, дети!

Тихо сядут девочки.

Еще тише – мальчики.

Начинаем наш урок.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II. Постановка учебной задачи

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

– Ребята, к нам пришла теле-
грамма:

«Помогите! Наше государство захватил злой Змей Горыныч. Мы послали к вам нашего друга. Надеемся,что вы научите его различать части слова. Ваши друзья – Морфемы».

– Кто-нибудь может объяснить значение слова «морфемы»?
Это слово вам незнакомо. Его вы будете употреблять позднее. Морфемами называются наши старые знакомые – части слова.

Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя (в том
числе вопросы повышенной сложности – о морфемах), форму-лируют цели деятельности на уроке, актуализируют полученные знания

П – применяют полученные ранее знания на практике, пытаются найти ответы на вопросы повышенной сложности.

Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный, индивидуальный


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



– Что мы будем делать на уроке? Какую цель поставим перед собой? (Будем говорить о составе слова и разбирать слова по со-ставу.)

– Вспомните, пожалуйста, с какими частями слова вы познакомились. (Корень, приставка, суффикс, окончание.)

– Наши друзья попали в беду,
а товарищей надо выручать.
Поможем им?




III. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Как же нам добраться до Грам-матического царства, Орфографического государства? Выход есть! Посмотрите на рисунок. Какую букву вам напоминает наш плот?
(На рисунке изображен плот
из брёвен, который напоминает букву Ш.)

– Какие элементы можно выделить? Сейчас эти палочки мы
«свяжем» соединительными элементами в своих тетрадях. Таким образом каждый из вас смастерит себе отдельный плот.

Выполняют письмо по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



– Итак,

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо – не согнусь.

За работу я возьмусь.

– Напишите строчку букв ш
и строчку Ш, ш




IV. Проверка
домашнего
задания.

Рабочая тетрадь, упр. 126

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– В каком значении употреблено выделенное слово?

– Прочитайте слова с пропущенными буквами и объясните написание

Отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию, аргументируют свою
позицию

П – самостоятельно решают учебную задачу и пред-ставляют полученный
результат.

К – владеют навыками
публичного выступления

Беседа
по вопросам

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Повторение изученного
о корне слова
(работа с учеб-ником: упр. 182, 186; в рабочей тетради,
упр. 127)

Фронтальная. Словесный, творческий, практический. Чтение, беседа, письмо

– Закрываем глазки и мысленно переносимся в Океан Знаний. Освободительную миссию начнем с главного: с острова, где властвует Корень.

Первое задание – вопросы для внимательных учеников:

••Что такое корень? По каким
признакам мы можем его найти?

••Что такое однокоренные слова?

••Как отличить однокоренные
слова от форм одного и того же слова?

Настраиваются
на нужную эмоциональную волну, слушают вопросы учителя, формулируют ответы.

Выполняют упраж-
нения учебника
и рабочей тетради

Пр. – представляют полученные знания в форме
развернутого высказывания; могут отличать одно-коренные слова от форм одного и того же слова;
умеют подбирать одно-
коренные слова

Беседа
по вопросам, письменный ответ, устный монологический ответ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



••Может ли быть слово без корня? с двумя корнями?

– Второе задание – письменные испытания (выполнение упраж-нений)




2. Повторение изученного
об окончании
(рабочая тетрадь, упр. 122)

Фронтальная. Словесный, творческий, практический. Чтение, беседа, письмо

– Остров, где хозяйничает
Корень, освобожден. Теперь
пора дать свободу Окончанию. Вопросы ждут вас:

••Чем отличается окончание
от других (частей слова) морфем?

••Как выделить в слове окон-
чание?

••Что вы можете сказать о слове, у которого нет и не может быть окончания?

– Выполните задание в рабочей тетради

Слушают вопросы учителя, формулируют ответы. Проводят сравнительный анализ предложенных языковых объектов.

Выполняют упражнения учебника и рабочей тетради

Пр – представляют полученные знания в форме развернутого высказывания, умеют изменять слово с целью выделения окончания.

П – применяют знания
при решении нестандартных задач

Чтение,
беседа по вопросам, письмо

Физкультминутка

Коллективная. Практический

А мы

Быстро к озеру спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз,

Это брасс.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение движений


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



Одной, другой –

Это кроль.

Все как один

Плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Но не отправились домой




3. Отработка
умения находить неизменяемые слова (работа по учебнику, упр. 189)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Чтение, беседа, письмо

– Перед нами еще одно испытание. Справиться с ним смогут только самые внимательные
и знающие. Попробуйте определить в предложенных словосо-
четаниях неизменяемые слова
(упр. 189). Как вы будете это
делать?

Находят неизменяемые слова, пользуясь алгоритмом (изменяют словосочетание
по падежам и наблюдают за окончанием. Если нет окончания
(то есть при склонении не обнаруживается изменяемая часть слова), то слово неизменяемое)

П – анализируют языковые объекты, применяют полученные ранее знания в нестандартной ситуации

Беседа
по вопросам, письмо

4. Повторение изученного
о суффиксе.

(рабочая тет-радь, упр. 118)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практи-ческий. Чтение, беседа, письмо

– Теперь вам предстоит освободить следующий остров, который носит название «Суффикс».

– Что такое суффикс?

– Для чего он нужен в словах?

– Чтобы освободить его, необхо-димо выполнить упражнение
учебника

Слушают вопросы учителя, формулируют ответы. Проводят сравнительный анализ предложенных языковых объектов.

Выполняют упражнения учебника и рабочей тетради

Пр. – умеют выделять суффикс, образовывать новые слова с помощью суффикса.

П – представляют полученные знания в форме развернутого высказывания; применяют имеющиеся знания при решении нестандартных задач

Чтение,
беседа по вопросам, письмо


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

5. Повторение изученного
о приставке

(рабочая тетрадь, упр. 113)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практи-ческий. Чтение, беседа, письмо

– Почти все морфемы освобождены. Одна лишь Приставка ожидает вашей помощи.

– Устно создайте портрет приставки (где находится, для чего служит, как обозначается).

– Выполните упражнение 113
в рабочей тетради

Слушают вопросы учителя, формулируют ответы. Проводят сравнительный анализ предложенных языковых объектов.

Выполняют упражнения учебника и рабочей тетради

Пр – представляют полученные знания в форме развернутого высказывания; умеют выделять приставку, образовывать новые слова с помощью приставки.

П – применяют имеющиеся знания при решении
нестандартных задач

Беседа
по вопросам. Письмо, монологический ответ

6. Словообразовательный разбор. Разбор
по составу (выполнение упражнений в учебнике: 187, 188)

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Чтение, письмо

– Все морфемы, наконец, на сво-боде. Чтобы отправиться домой, необходимо расшифровать схемы
и решить загадки (выполнение упражнений в учебнике: 187, 188)

Слушают учителя.

Выполняют задания повышенной слож-ности

П – применяют полученные знания при решении нестандартных задач

Беседа
по вопросам, моно-логический ответ

VI. Рефлексия учебной деятельности
на уроке

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Итак, жители сказочной страны благодарят вас. Но ведь мы и не могли поступить по-другому.
Не зря говорят: сам погибай,
а товарища выручай. Пока мы возвращаемся домой, ответьте
на вопросы:

••Чем необычен и полезен был
сегодняшний урок?

••Какой опыт вы приобрели?

Отвечают на вопросы учителя

Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

Домашнее
задание.

Сочинение
«Какие открытия я сделал, побывав в стране «Состав слова»; подготовка
к проверочной работе по теме

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи. Сообщает детям
о том, что домашнее задание
будет контрольным

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития