СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка. Программа Школа России

Просмотр содержимого документа
«Обобщение знаний об именах существительных и именах прилагательных»

Обобщение знаний об именах существительных
и именах прилагательных

Тип урока

Коррекция знаний, обобщение и систематизация знаний

Педагогические задачи

Создать условия для повторения изученного об именах существительных и именах прилагательных; совершенствовать умение правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; способствовать развитию умений образовывать от имен существительных однокоренные имена прилагательные мужского, среднего и женского рода, находить в предложении и выписывать словосочетания, состоящие из имени существительного и имени прилагательного; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Научатся выполнять работу над ошибками; выписывать из предложения словосочетания, состоящие из имени существительного и имени прилагательного; образовывать от имен существительных однокоренные имена прилагательные мужского, среднего и женского рода; согласовывать имена прилагательные с данными именами существительными; правильно писать безударные падежные окончания имен прилагательных; выполнять морфологический разбор имени прилагательного; объяснять значения слов; выделять основу предложения

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий
(в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Личностные
результаты

Осознавать и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «народ», «национальность», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; проявлять уважение к своему народу, другим народам, принимать ценности других народов; осознавать личностный смысл учения; осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута


Организационная структура урока


Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности учащегося

I. Организация начала урока

– Проверим готовность к уроку.

– Я предлагаю начать нам урок с интересного
высказывания-шутки В. Маяковского.

Сообщают о готовности к уроку. Определяют уровень самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока).

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать
и сохранять организационные задачи


– Что изображено в книге?

– Как расположены буквы?


– Соедините гласные и согласные каждой строки и прочитайте высказывание.

– Как вы понимаете это высказывание?

– Пусть оно будет девизом нашего урока

– В книге изображены буквы.

– Буквы расположены на двух страницах:
на одной согласные, на другой – гласные.

Соединяют гласные и согласные каждой строки
и читают высказывание В. Маяковского: «Книга книгой, а мозгами двигай»

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (рабочая

– Прочитайте предложения, объясните написание пропущенных букв.


Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе. Называют род
и падеж прилагательных в единственном числе. Подчеркивают имена прилагательные, которые употреблены в переносном значении.

Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию

тетрадь, задание 62).

– Назовите имена прилагательные. Какие из них употреблены в переносном значении?

– Назовите имена прилагательные в единственном числе, определите их род и падеж.

Ах, весна! Такая теплынь и свежесть! Пахнет теплом и снегом, весенним (м. р., Т. п.) душистым (м. р., Т. п.) снегом. Остреньким (м. р., Т. п.) холодочком веет с ледяных гор. Слышу – рекою пахнет, живою (ж. р., Т. п.) рекою!

личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Прочитайте и запишите устойчивые выражения.

– Какая буква повторяется в них?

– Какие звуки обозначает буква «я»?

– Запишите соединения с буквой «я».

– Прочитайте орфоэпически верно слова на букву «я».

Выполняют чистописание.

Язык острее иглы (бритвы).

Яблоко раздора.

Якорь бросить.

Я́сли – я́слей, ячме́нный.


Работа над словами с непроверяемым
написанием

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций.

ВОЛНОВАТЬСЯ – 1. Приходить в волнение. 2. Перен. Приходить в волнение, в тревожно-беспокойное состояние. 3. Перен. Выражать недовольство, массовый протест против чего-нибудь.

Однокоренные слова: взволноваться, заволноваться, переволноваться, поволноваться, разволноваться.

Синонимы: трепетать, тревожиться.

Антоним: успокаиваться.


Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.


III. Сообщение темы
урока.

Определение целей урока

Проводит графический диктант.

– Если вы согласны с моим утверждением –
пишите петельку вниз . Если не согласны,
то пишите петельку вверх .

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу.



Читают высказывания для графического диктанта.

1. Имя прилагательное обозначает признак пред-мета.

2. Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам.

3. Имя прилагательное в предложении является определением и подчеркивается.

4. Во множественном числе имя прилагательное изменяется по родам.

5. По падежу имени существительного можно определить падеж имени прилагательного.

6. Род имени прилагательного зависит от рода
глагола.

Выполняют задания графического диктанта,
осуществляют самопроверку по эталону.

Ключ:



– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные
слова


– Сегодня на уроке будем упражняться в право-
писании безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных


IV. Общая характеристика выполнения работы

– Выпишите из текста диктанта слова с безударной гласной в корне.

– Выпишите слова с парной согласной в корне.

– Объясните правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

– Объясните написание безударных окончаний имен прилагательных

Выполняют работу над ошибками. Делят слова
на группы по виду орфограмм. Подбирают проверочные слова

Осуществлять анализ
объектов

V. Повторение, обобщение, систематизация знаний и умений по изученной теме.

Работа по учебнику (упражнение 100).

Организует работу по учебнику.

– Прочитайте. Докажите, что это предложение сложное. Назовите его грамматические основы.

– По каким признакам можно узнать имена существительные и имена прилагательные?

– Спишите предложение. Проверьте себя. Выпишите из предложения словосочетания, состоящие из имени прилагательного и имени существительного.

Списывают предложение.

В лазури розовое облако блестит,

А в тучах серых тучка желтая дрожит.

Выписывают словосочетания.

Розовое облако, в тучах серых, тучка желтая.

Выполняют морфологический разбор слова.

(В) лазури – сущ., в чем?, нач. ф. – лазурь, неодушевленное, нарицательное, ж. р., 3-е скл., ед. ч., П. п., дополнение.

Желтая (тучка) – прил., какая?, нач. ф. – желтый, ед. ч., ж. р., И. п., определение.

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной форме.

Работа по учебнику (упражнение 101).

– Прочитайте. Образуйте от каждого слова одно-коренные прилагательные мужского, женского
и среднего рода. Запишите эти имена прилага-тельные вместе с подходящими по смыслу именами существительными.

Записывают словосочетания.

Приветливый взгляд, приветливое слово, приветливая улыбка.

Вечерний свет, вечернее платье, вечерняя заря.




Праздничный день, праздничное настроение, праздничная песня.

Летний день, летнее платье, летняя погода.

Интересный рассказ, интересное интервью, интересная беседа.


Работа по учебнику (упражнение 102)

– Прочитайте. Спишите, согласуя имена прилагательные с именами существительными и вставляя пропущенные буквы. Докажите, что задание выполнено верно

Записывают, вставляя пропущенные буквы.

По городскому телефону, около железнодорожного вокзала, зимним пейзажем, на берегу Балтийского моря, с тяжелым багажом, с раннего утра до позднего вечера, за книжным магазином, об интересном путешествии, по широкому шоссе,
в купейном вагоне


VI. Организация индивидуальной работы учащихся.

Работа по учебнику (упражнение 103).

– Прочитайте. О каком чуде древности повествует текст?

– Египетские пирамиды – величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из семи чудес света – пирамида Хеопса и почетный кандидат новых семи чудес света – пирамиды Гизы. Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» греческое, означает «многогранник».
По мнению одних исследователей прообразом
пирамиды стала большая гора пшеницы. По мне

Выполняют самостоятельную работу с языковым разбором.

Работают в парах. Списывают, вставляя пропущенные окончания.

Много интересн открытий сделали ученые на древн египетск земле. Самым больш чудом Египта были пирамиды – удивительн искусственн горы – гробницы древн египетск царей. Эти величественн горы

Понимать
на слух ответы одноклас-

сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Работа в тетради (задание 63).

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте. Найдите и подчеркните в каждой группе лишнее словосочетание. Укажите над именами прилагательными падеж.

– Разберите любое имя прилагательное как часть речи.

Выполняют задание в рабочей тетради.

Подчеркивают в каждой группе лишнее словосочетание. Указывают над именами прилагательными падеж.

В уютном (П. п.) кафе, об интересном (П. п.) кино, в картофельное (В. п.) пюре, на московском
(П. п.) метро.

Над песчаным (Т. п.) берегом, под большим (Т. п.) муравейником, с праздничным (Т. п.) днем, перед осиновой (Т. п.) рощей.

В соседнюю (В. п.) рощу, на пушистую (В. п.) ель,
с чистою (Т. п.) водою, под холодную (В. п.) воду.

Выполняют морфологический разбор имени прилагательного.

(Перед) осиновой (рощей) – прил., нач. ф. – осиновый, ед. ч., ж. р., Т. п., определение.


Работа в тетради (задание 64)

– Прочитайте. Что общего в данных словосочетаниях?

– Укажите род имен прилагательных в данных
словосочетаниях. Как вы его определили?

– Запишите каждое из данных словосочетаний
в указанном падеже.

– Составьте устно предложение с любым записанным словосочетанием

Записывают каждое из данных словосочетаний
в указанном падеже.

Вкусного какао (Р. п., ср. р.), о зимнем пальто
(П. п., ср. р.), маленьким пони (Т. п., м. р.), по ровному шоссе (Д. п., ср. р.), красивого какаду (В. п., м. р.).

Составляют предложение.

В зоопарке дети увидели красивого какаду.


VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока уча-
щимися.

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению

Осуществлять самоконтроль учебной дея-


– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Расскажите правила написания безударных падежных окончаний имен прилагательных и имен существительных.

– Что такое имя прилагательное?

– Как может изменяться имя прилагательное?

– Как определить падеж имени прилагательного?

– Возвратимся к высказыванию В. Маяковского. Что помогло вам в изучении темы?

(См. РМ, Приложение 2.)

правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.




– Знания и умения, учебник

тельности

Домашнее
задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 65 в рабочей тетради,
упражнение 105 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!