СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Обобщение знаний об имени существительном"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка позволит общить знания об имени существительном, а также закрепить изученные ранее орфограммы.

Просмотр содержимого документа
«"Обобщение знаний об имени существительном"»

Богдановская Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 3

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема: « Обобщение знаний об имени существительном»

Цели урока:

обобщить знания об имени существительном;

закрепить навыки правописания изученных орфограмм;

развивать речевую деятельность.

Задачи:

- закрепить навыки распознавать слова, обозначающие предметы, ставить к ним вопросы;

- развивать умение слышать и видеть слова обозначающие предмет;

- закреплять умение распознавать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать устную и письменную речь;

- развивать умение писать имена собственные с большой буквы;

- развивать фонематический слух, память, внимание;

Планируемые результаты:

Регулятивные УУД :

осуществлять пошаговый контроль деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

научатся распознавать имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находить одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.

Коммуникативные УУД :

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные УУД:

формирование познавательной потребности, умение оценивать свои действия, выполнять задания в соответствии с целью.

Оборудование уроке: мультимедийное оборудование, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах; карточки для рефлексии, презентация.


Этапы урока

Деятельность учителя

УУД

1.Организационный момент


Ι Организация на урок.

Здравствуйте ребята!

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Раз – два, выше голова.

Три – четыре, плечи шире.

Пять – шесть, тихо сесть.

Проверьте посадку. Ваша спинка должна касаться спинки стула, расстояние между туловищем и партой проверяем кулачком.

Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

Регулятивные:

-Организация  своего рабочего  места.

Коммуникативные:

-Умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

Познавательные:

-Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме.

2.Актуализация

1. Минутка каллиграфического письма.

Дети записывают число, «классная работа».

- Сегодня мы с вами повторим правописание изученной буквы, а какой вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла ...
Ответ (Весна)

Вв вв вв

2. Словарная работа.

Л_сица, в_рона, б_реза, за_ц, м_дведь, с_рока.

- Посмотрите на доску. Перед вами словарные слова. Ваша задача вставить в слова пропущенные буквы и записать их в алфавитном порядке.

Дети записывают слова. А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьты, верно ли выполнил задание ваш товарищ. Если все выполнено без ошибок, поставьте на полях «!»;

-Хорошо, но есть ошибки «+»

- Много ошибок, нужна помощь «-»

- Скажите, что общего во всех словах?

- Какое слово будет лишним?

- Почему?

- Что вы знаете про это дерево? (лиственное дерево с белой корой. Безеза – символ России)

Составьте предложение с этим словом.

На берёзках появились почки.

- Сколько слов в этом предложении?

- Какая орфограмма в слове березка?

- В слове появились?

- В слове почки?

- Посчитайте в предложении количество букв, обозначающих гласных звуки?

- Количество букв, обозначающие согласные звуки?

- Какая буква не обозначает звука?

- Какие слова начинаются со звонкого согласного звука?

Найдите в предложении главные члены.

- О чем говорится в предложении?

- Какой вопрос зададим к слову почки?

Слова, отвечающие на вопрос кто? Что
? в предложении являются …(подлежащим)

- Подлежащее подчеркивается … одной чертой.

Подчеркните подлежащее.

- Задаем вопрос от слова почки (почки что сделали? Появились

- Это … сказуемое (подчеркиваем двумя чертами)

- Назовите главные члены предложения … появились почки

- Найдите в этом предложении имена существительные… (березках, почки)

Личностные:

контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; работать в группах.

Коммуникативные:

-Умение выражать свои мысли полно и точно.

Регулятивные:

-Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные:

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

- распознают имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находят одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.








3.Формулирование темы урока

Сегодня на уроке мы закрепляем большую тему. А вот как она называется, вы узнаете, послушав стихотворение:

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Ждинсы, майки и штиблеты

Называются предметы

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Села, города, планеты –

Это тоже все предметы!

Ах, какие все слова восхитительные,

Называются они …(существительные).

- Кто догадался, с какой частью речи мы будем сегодня работать?

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации.

Регулятивные:

-осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.


4. Обобщение материала

Блиц-турнир».

Приготовить сигнальные линейки

- Отвечай быстро и чётко:

Часть речи, обозначающая предмет…(имя существительное)

Отвечает на вопросы…(кто? что?) (на доске солнышко с надписью имя сущ. ,кто? что?)

Имена существительные бывают…(одушевлённые и неодушевлённые)(на доске лучики с этими названиями)

Имена существительные изменяются по…(числам)

Имена существительные, обозначающие 1 предмет стоят в …(ед.числе)(лучик)

Когда имена существительные употребляются во множественном числе?(когда называют 2 или несколько предметов)(лучик)

При изменении числа имени существительного изменяется его…(форма)

Какие имена существительные относятся к собственным?(имена, отчества , фамилии людей, клички животных, географические названия и т.д.)(лучик)

Все остальные имена существительные относятся к (нарицательным)(лучик) МОЛОДЦЫ!

Познавательные:

- распознают имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находят одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.

- Использовать полученные знания на практике.


5.Физминутка

Все дети выходят из-за парт. Я вам буду называть имена существительные. Если я называют одушевленные имена существительные, вы стоите ровно, ручки на поясе. Если называю неодушевленное имя существительное, приседаете.


6. Закрепление ранее изученного.


Работа в паре.

Шифрограмма.

На каждом столе карточка:


ТЭМВЬЮГАТРЬБГЗВЕРЁКОЬКДЫТНП

ВСТСУГРОБРЛЮЛШТЕРЫБКААЫУКФЯ

БПОЕЛИСИЧКИАЛОТЕНМТТРАВАЪИТ


- Положите перед собой карточку, внимательно изучите. В предложенном наборе букв найдите 6 слов и обведите их. О готовности пары сообщите поднятием рук.

Проверка:

-Какие слова нашли в первой строчке?(вьюга, зверёк)

- Какие орфограммы?(разделительный «ь» и безударная гласная «е» ,проверочное слово «зверь»)

- Во второй строчке? (сугроб, рыбка)(орфограммы: парный согласный на конце –сугробы, в середине слова- рыба)

- В третьей строчке? исички, трава)(безударные гласные-лисы, травы, ЧК без ь знака)

- На какие две группы можно разделить эти слова?(одушевлённые и неодушевлённые)


.запишет в столбик одушевлённые существительные.

. запишет в столбик неодушевлённые существительные.

Подчеркните орфограммы.


Взаимопроверка.

- Кто справился с заданием?

- Какие слова вы отнесли к одушевлённым существительным, какие к неодушевлённым?

- Какое слово вызвало у вас затруднение?

-Почему? (лисички- одуш. и неодуш.)

-Как можно доказать? (составить предложение)

Составьте предложение, где слово «лисички» неодушевленное существительное. (Лисички растут в лесу.)

- А теперь, составьте предложение, где «лисички» одушевленной имя существительное. ( Лисички очень хитрые зверята.)

Работа в группах.

-Прочитайте слова, на какой вопрос они отвечают? ( Что?)

-Давайте изменим первую букву в слове так, что слово отвечало на вопрос кто? ( Кто?)

Кол – вол, капля- ……, дверь -……, мак - ….., дом- …..


Слова для справок: цапля, зверь, рак, том, сом.

Ребята выполняют задание, берут друг друга за руки и поднимают их вверх.

Проверка.

Познавательные:

- распознают имена существительные, самостоятельно подбирать имена существительные по группам, находят одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, использовать специальную терминологию при определении части речи.

- Использовать полученные знания на практике.

Коммуникативные УУД :

- вступают в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвуют в совместной деятельности, оказывают взаимопомощь, проявляют доброжелательное отношение к партнёрам.

- умение работать в парах, группах.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону


Индивидуальная работа.

Игра «Найди ошибку»

- Коля написал предложения под диктовку. Ребята, какое правило не знает мальчик?

- Давайте исправим ошибки.


Домик для скворцов делал Алёша скворцов.

Улетел орёл за город орёл.

Наш шарик поймал воздушный шарик.

Не бойся морозов, Серёжа морозов.

Наша поля вернулась с поля.


-Как называются эти слова? (имена собственные)

- Какие ещё слова пишутся с заглавной буквы?

Проверка.

- Если верно нашли ошибку, ставим рядом с предложением цифру 1, если допустили ошибку, ставим цифру ноль.

- А теперь посчитайте количество единичек. Поднимите ручки, кто набрал пять единиц. Молодцы, ребята!

Познавательные:

- распознают имена существительные, находят собственные имена существительные.

9. Рефлексия

– Возвращаться нам пора.
По местам мои друзья.
Если вам было интересно работать на уроке, нарисуйте своему смайлику улыбку. Покажите мне смайлик. Веселый смайлик, если было интересно и увлекательно и грустный смайлик, если вы ничего не поняли.

Регулятивные:

-оценивать свою работу.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!