№ урока: 35
Дата: 19.10.2023
Класс: 3-В
Учитель: Усеинова А.С.
Предмет: Русский язык
Тема: Обобщение знаний об имени существительном
Планируемые результаты
Предметные: обобщить знания об имени существительном, как частью речи - наблюдать за значением имён существительных, уметь классифицировать имена существительные, учить находить признаки имён существительных, применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
Метапредметные
Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в парах, в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; учить планировать свою деятельность на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, тетради; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию; уметь определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Тип урока: урок повторения
Оборудование: Учебник. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 3 класс. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018. ,мультимедийный проектор с экраном, листы А4 , карточки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
-Здравствуйте ребята. Все встали ровно, проверили готовность к уроку, тихо сели.
-Открыли тетради, записали число, классная работа. (Слайд 1)
2. Минута чистописания
Ол
3. Словарная работа
Девочка, тетрадь, щавель, обед, ученик, Москва, заяц.
- Что объединяет все эти слова? (Слайд 2)
(Это словарные слова)- ударение, орфогр. Подчеркивают орфограммы. Отвечают.
- А что еще объединяет все эти слова? (имена сущ)
-Докажите что это имена существительные.
- На какие две группы можно разделить данные имена существительные?
(Одушевленные и неодушевленные сущ.)
-Назовите одушевленные имена существительные.
- Почему данные слова вы отнесли к одушевленным им.сущ?
-Назовите неодушевленные им.сущ.
- Докажите, что все эти слова относятся к неодушевленным им.сущ.
- Итак назовите первый признак имен существительных.
- Все слова словарные, все они - имена существительные.
- Это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто?» или «что?».
- Одушевленные – «кто?» и неодушевленные – «что?».
4. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и цели урока
-Сегодня на уроке мы отправимся в страну под названием Речь, в гости к одному из её жителей. А к кому ответите мне вы, послушав стихотворение. (Слайд 3)
Всему название даю: и зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным – полно,
А безымянных нету,
Давно живу я в мире этом
Даю названия предметам.
- О какой части речи это стихотворение?
-Совершенно верно, сегодня мы отправимся в гости к Имени Существительному. Нам предстоит обобщить полученные знания об имени существительном. (Слайд 4)
- Что именно предстоит повторить нам об имени существительном?
- В начале пути -Аукцион: кто скажет больше имен существительных из стихотворения. Сначала я его вам прочитаю. (Слайд 5).Слушайте внимательно:
Ох и удивительное.
Это существительное
Ночь, звезды, луна, закат и рассвет –
Ничего прекрасней нет.
Мама, Родина, земля –
Самые главные слова.
- А теперь вы прочитаете стихотворение ещё раз. –Назовите имена существительные используемые в данном стихотворении.
- Хорошо. А теперь докажите, что эти слова – имена существительные.
Вывод: что такое имя существительное. Поднимают руки.
Читает слова : ночь, звёзды, луна, закат, рассвет.
- Ребята, а как изменяется имя существительное? (По числам.) (Слайд 6)
- Правильно. Измените данные имена существительные по числам и запишите их в тетрадь:
Тарелки, город, карандаши.
- Какой следующий признак имен существительных мы повторили?
-Послушайте внимательно стихотворение. (Слайд 7)
Женский род запомню я
И скажу: «Она – моя».
Я запомню род мужской
И опять скажу: «Он – мой».
Средний род: «Оно - моё» –
Это правило - твое!
- О каком признаке имен существительных идет речь в стихотворении? (вспомнили род)
- Запишите слова, распределяя их на три столбика. (под диктовку)
Медведь, окно, солнышко, лиса, снежинка, лист.
- Почему вы таким образом распределили слова?
- Вы правильно справились с этим заданием.
- Сделаем вывод, как изменяются имена существительные?
На доске записано деформированное предложение
Спит, крыльце, кот, на, Васька.
Посмотрите, что видите - слова. Составим из слов предложение. Вспомним что такое предложение
Найдите в этом предложении имена сущ.
- Чем они отличаются друг от друга?
Как пишутся?
Какой еще признак имени существительного вы знаете? Написанием (заглавная, строчная)
(На крыльце спит кот Васька.)
5. ФИЗМИНУТКА
(Слайд 8)
6. Закрепление знаний и умений.
6.1. Работа со словами(в паре).
-А сейчас мы будем работать (карточка « Работа в паре».)
(слова на табличках врассыпную)
-Посмотрите на доску, распределение существительных по склонениям
-Запишите их в тетрадь.
(мысль, тетрадь, стол, зима, тетрадка, дядя, солнце).
-Поменяйтесь тетрадями.
-Аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть.
-1 скл. Зима, дядя
-2скл. Солнце, стол
-3скл. Мысль, тетрадь
Вывод: -По каким признакам мы группируем существительные?
(Ответы детей: по роду и окончанию).
-Как вы считаете, как склоняются имена существительные? Просклонять имена существительные — это значит изменить по падежам. Падежей в русском языке 6. (Ответы детей)
-Назовите постоянные признаки имен существительных? (род, одуш. неодуш.)
-Назовите непостоянные признаки имен существительных? (число, падеж)
-Как называется изменение имен существительных по падежам? (склонение)
-Давайте проверим ваши предположения. Работа у доски.
-Просклоняйте имена существительные: страна, сестра . Выделите падежные окончания.
6.2.Работа со словами. Карточки
6.3. Работа по учебнику.
-А сейчас откроем учебники на стр 62. В рубрике «Проверь себя» найдите задание № 2.
-Прочитайте слова. Найдите и докажите, что одно из слов является именем существительным.
Запишите себе в тетрадочки данное имя существительное, дайте ему характеристику.
-Дружба – имя существительное, отвечает на вопрос что?, неодуш, нариц, ж.р., ед.ч.- Молодцы.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Сегодня мы хорошо поработали.
- Молодцы. - Что мы сегодня повторили на уроке?
Игра «Продолжи фразу».
· Имя существительное обозначает …
· Имена существительные отвечают на вопросы … и …
· Падежи имен существительных…
8. Домашнее задание. Просклонять слова по падежам: Надя, заяц, озеро.