СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение материала по теме "Лексика" и "Словообразование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Материал по темам "Лексика" и "Словообразование" содержит вопросы школьной программы, а также вопросы повышенной трудности.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение материала по теме "Лексика" и "Словообразование"»



ОЛИМПИАДА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ К РАЗДЕЛАМ

«ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ».

Лексика

1.Как называется раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка.

2.Назовите единицы лексики.

3.Назовите виды омонимов.

4.Какие слова с переносным значением являются тропами (средствами выразительности)

5.Назови известные тебе словари.

6.Какие лингвистические явления можно наблюдать при использовании многозначных слов?

7.Иногда писатели или поэты намеренно в пределах одной синтаксической конструкции используют омонимы, достигая при этом юмористического эффекта. Как называется это лингвистическое явление?

8.Иногда поэты и писатели используют рядом в контексте одного произведения антонимы. В поэтическом произведении они выполняют роль антитезы. На основе антонимии можно создать такое мощное выразительное средство, как …

Живой труп

Горячий снег

Пышное увядание

Взрослые дети

Звонкая тишина.

9.Дайте толкование слов «давеча», «нынче», «намедни» , использованные в контексте произведений Ф. М .Достоевского.

1)Она вошла опять в два часа с супом. Он лежал, как давеча. Чай стоял нетронутый.

2)Помилуйте, Алёна Ивановна…знал ваш…Раскольников…вот, заклад принёс. Что обещался намедни.

3)Нынче утром Дуня получила какое-то письмо!

В каком словаре можно уточнить значение этих слов?

10.В научной сфере речи различают общенаучную лексику и терминологию. В предложенном списке одни слова являются общенаучными, другие терминами. Определите, какие слова являются терминами, а какие общенаучными.

Аргумент

Исследование

Эксперимент

Анализ

Морфема

Антитез

Фразеологизм

11.Определите, в каком значении употреблено слово «грамота» в следующих предложениях.

1) Под его надзором на двенадцатом году я выучился грамоте.

2)Я не мог несколько раз не улыбнуться, читал грамоту доброго старика.

3)После окончания школы сестре вручили Похвальную грамоту.

4)Я во всю жизнь мою никогда не писал рецензий, для меня это китайская грамота.

5)Статья, о которой ты говорил, оказалась филькиной грамотой.

12.Какие формы словесной игры обозначаются терминами «анаграмма», «тавтограмма», «палидром».Какому из этих терминов соответствует русское название «рачьи стихи»?

Какой из научных терминов подходит для характеристики фразы-шутки «Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж»?

13.Вспомни признаки иностранных слов. Приведи примеры.

Абажур, агония, анкета, этаж , эхо, этюд.

Фасад, флот, фонарь, факел, фанера, фронт.

Макет, пакет, герб, схема.

Пюре, бюст, кювет, гяур, трюмо, трельяж.

Поэт, театр, теория, геометрия.

Пленум, корпус, конституция, лекция, оратор, лектор, диктатура ,агентура, ординатура, доцент.

Штольня, штаб, штурм, шпиц.

Джаз, джем; митинг, шопинг.

Дождь, однажды, дважды, трижды, неожиданно, ждать, ожидание.

Режиссёр, шофёр, ретушёр, купе, пари, бюро.

14.Что общего в словах виновный и виноватый? Что в них общего и чем они различаются?

Как называются эти слова?

15.Какие виды омонимии можно наблюдать в этих предложениях?

1)Занос на дорогах приводит к аварийной ситуации.

2)Перестань врать, хватит водить меня за нос.

3)На буфете в столовой лежал поднос, наполненный спелым виноградом.

4)Он со свирепым выражением лица поднёс под нос свой громадный кулак.







ПОДГОТОВКА ОЛИМПИАДЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ».

1)Что является предметом исследования в словообразовании.

2)Что такое морфема?

3)Чем отличаются форма слова и однокоренные слова?

4)Назови изменяемые части речи.

5)Назови неизменяемые части речи?

6)Что обозначает понятие «флексия», «флективный язык»? Верно ли утверждать, что русский язык является флективным? А немецкий?

7)Какие способы образования слов вы знаете?

8)Что такое субстантивация?

9)Определи способ образования слов.

Подзаголовок

Неудача

Аморальный

Кое- что

Назавтра

Суперобложка

Невоевавших

Дочитать.

Сделай вывод о данном способе образования (какие части речи образуются этим способом?)

10. Причастие образуется только одним способом. Каким?

11. Как образованы данные причастия?

Уличённый

Сложенный

Облетевшая

Согнутая

Обновлённая

Какие особенности образования причастий здесь демонстрируются?

12)Какой способ образования объединяет эти слова?

Запал, взмах, бездарь, синь, зелень, мазь, мощь, залив.

13)Найдите слова, образованные способом субстантивации.

1.Дом мой соседи продали, а купчую так и не оформили.

2.А приданое за невестой было очень скромное.

3.Собравшиеся тепло приветствовали выступление президента.

4.Прошлое не отпускало его ещё много лет.

14) В роли каких частей речи выступают в данных предложениях числительные?

Отец – первый человек цехе.

В одной деревне жил одинокий старик

В доме собрались только родственники.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!