МОУ «Милославская школа»
Обобщение педагогического опыта по теме
«Духовно – нравственное воспитание младших школьников»
Работу выполнила:
Авдеева М. М.,
учитель начальных классов
п. Милославское, 2018 г.
Введение
"Надо твердо помнить, что все пережитое нашим народом
окажется напрасным, а сами мы станем предателями
и изменниками великого русского дела, если не сделаем
должных выводов из горького опыта, доставшегося
нам безмерной, невосполнимой ценой. Стоит лишь начать,
и Господь Всемогущий подаст нам силы на духовную брань,
чистую жизнь и благие дела!"
Митрополит Санкт-Петербургский и
Ладожский Иоанн
Согласно новым федеральным стандартам, задачей современного образования является не только подача определенных знаний учащимся, но, в первую очередь, воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано: "Обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской федерации. Таким образом, духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образование призвано обеспечить принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей, следования им в жизни».
В духовно - нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы и анализ произведений, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, проведение различных внеурочных мероприятий, в том числе экскурсий.
Необходимым условием формирования духовно - нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления одругом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы.
Актуальность
Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, патриотизме.
Термин «духовно – нравственное» подчеркивает взаимосвязь нравственного и духовного воспитания; так как человек, следуя нравственным нормам в разных ситуациях должен иметь определенные ориентиры – высшие ценности, являющиеся своеобразным компасом на жизненном пути. Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в стремлении реализовать те задачи нравственного воспитания, которые содействуют духовному развитию ребенка.
В последние годы в системе школьного образования произошли определенные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-новому, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.
Научность
Тема опыта соответствует практической деятельности, основополагающим положениям современной науки в области образования.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский. К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
А. С. Макаренко говорил, что «особую роль в развитии ценных свойств характера играют нравственные привычки», что «научить ребенка поступать правильно, когда никто не слышит, не видит и ничего не узнает, - это очень трудно…»
В своей работе я опиралась на исследования М. Р. Львова, Д. С. Лихачева, Л.Н. Роляк, Т. А. Ладыженской, В. В. Зеньковского,а также мне очень помогли исследовательские методики Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович, Н. Е. Богуславской, А. С. Прутченкова, Р.Р.Калининой, Н.П. Капустина и др.
Теоретической базой опыта являются следующие нормативные документы, методические разработки и технологии:
1. Закон РФ от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
2. Кисилева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
3. Конвенция о правах ребенка
4. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д.Маханева (2001г.)
5. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71
6. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999- №4.- С.78-80
7.Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб.пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
8. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
9. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. – 231c.
10.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/В.А.Сухомлинский -М: Просвещение,1980.- 258с.
Новизна опыта
Новизна опыта ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования, одной из основных целей которого является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
«…когда идет речь о духовно-нравственном воспитании, нужно чтобы у человека была душа здоровая. В таком состоянии можно обучать и всему остальному», - эти слова одного из последних старцев Оптиной пустыни Никона Беляева очень хорошо доказывают необходимость «оздоровления» детской души в раннем возрасте. Большое значение в этом направлении имеют уроки Основ православной культуры и занятия курса «Родные истоки», где учащиеся не только знакомятся с истоками народной культуры и православными традициями, но и получают основы духовного развития и нравственного воспитания.
Мною представлен опыт работы за последние 3 года.
Условия формирования опыта
Обращение к опыту духовно – нравственного воспитания в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно необходимо, так как общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования.
Духовно – нравственное воспитание ребенка должно быть начато как можно раньше, в дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания.
Работа по православному воспитанию не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет педагогический процесс и вносит в жизнь младшего школьника особую одухотворенность.
Прежде,чем начать работу в данном направлении, я пыталась изучить отношение родителей к данной проблеме. Анализируя ответы родителей, пришла к выводу, что, несмотря на различные мнения, как правило, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности.
Проведенные анкетирования, беседы, консультации, встречи с родителями показали, что основная часть родителей наших воспитанников считает себя православными людьми, однако не все полноценно представляют себе православное учение. К тому же у родителей мало знаний (или совсем отсутствуют) о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике.
Учитывая значимость и актуальность этой темы, определила основную цель своей работы:
- содействовать целостному духовно - нравственному и социальному развитию личности ребенка, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья посредством его приобщения к высшим ценностям духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные праздники;
- формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей;
- совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада;
- приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине;
- развивать правовую базу для духовно - нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно - нравственной культуры деятельности начальной школы;
- воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам;
- воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения;
- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Технология педагогического опыта
С целью решения поставленных задач спланировала дальнейшую деятельность и выделила основные направления работы:
- духовно – образовательное;
- воспитательно – оздоровительное;
- культурно – познавательное;
- нравственно – трудовое.
При работе с детьми использовались следующие методы обучения:
Наглядно-действенный метод :
показ и рассказывание сказок (педагогом, детьми);
рассматривание икон, книжных иллюстраций, репродукций;
проведение игр;
наблюдений;
экскурсий;
воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях.
Словесно-образный метод:
чтение и обыгрывание литературных произведений;
чтение сказок и стихотворений детьми, учителем с последующей драматизацией:
беседас элементами диалога, обобщающие рассказы;
ответы на вопросы педагога, детей;
рассказы детей о своих впечатлениях;
разбор житейских ситуаций;
Практический метод:
организация продуктивной деятельности: ИЗО, ручной труд.
проведение игр.
В процессе воспитательной работы используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики формирования коллектива, методики исследования удовлетворенности педагогов и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в учреждении.
Мониторинг воспитательных результатов включает отслеживание уровня воспитанности детей, и, прежде всего – динамики воспитанности. Кроме индивидуальной воспитанности важным показателем воспитательных результатов является уровень развития детского коллектива: позиция коллектива в общей деятельности учреждения, отклик на общественно-полезную деятельность, сплоченность коллектива.
Воспитанность как результат рассматривается только на индивидуальном уровне – относительно каждого ребенка: ребенок сравнивается не с другими детьми, а с самим собой.
Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития.
Исследование когнитивного компонента нравственного развития.
1. Диагностика изучения представлений о нравственных качествах Метод «Беседа» (Методика Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович) предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)
Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.
2. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Исследование эмоционального компонента нравственного развития
1.Диагностика эмоционального компонента нравственного развития (Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения»)
2.Диагностика межличностных отношений (Методика А. С. Прутченкова «Настоящий друг»)
3.Анкета-опросник «Настоящий друг»
4.Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов) по Р.Р. Калининой
5.Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).
6.Методика «Как поступать» (предназначена для выявления отношения к нравственным нормам).
Исследование поведенческого компонента нравственного развития
1. Диагностика уровня воспитанности обучающихся начальных классов (Методика Н.П. Капустина)
2. Диагностика осознанности гражданской позиции обучающихся.
Тест Е.С. Кузьминой, Л. Н. Пыровой для обучающихся 3-4классов.
Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности(см. Приложение 1). Результаты исследований, полученных с помощью данных методик, фиксируются в сводной диагностической таблице классного руководителя (см. Приложение 2,3).В своей работе использую метод проектов. Данный вид деятельности занимает значительное место и создает оптимальные условия для решения задач духовно-нравственного воспитания. В процессе работы над проектом дети приобретают практические навыки за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни, учатся добывать нужную информацию самостоятельно. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, толерантность и т.д.
Наши проекты:
1. Семейный проект «Новый год в моей семье». Над проектом работала семья Ефремовых. В работе отражены воспоминания о встрече Нового года трех поколений семьи. Использованы фото – материалы из семейного архива.
При презентации проекта ребята с интересом слушали Ефремову Ксению и рассматривали старые фотографии. Ими была получена информация о встрече праздника в разные годы, об обычаях и обрядах.
2. Работая над проектом о зимующих птицах, ребята провели выставку рисунков, делали кормушки.
3. Семейный проект «Профессии моей семьи». Над проектом работали три семьи: Салякины, Ефремовы, Головановы. На презентации проектов ребята рассказали о профессиях трех поколений своей семьи.
4. Социальный проект «Милосердие» был выполнен в рамках курса внеурочной деятельности «Родные истоки». Работу выполнили Можарова А. и Салякина Е. Они стали финалистами конкурса проектов.
Продукт проекта – брошюра «Белый цветок», рассказывающая об истории благотворительной акции.
В классе был проведен конкурс сочинений на тему «Милосердие», а также организована выставка рисунков «Милосердие – труд души».
5. Творческий проект «Сочиняем вместе волшебную сказку» является коллективным. Ребята сочиняли сказки и рисовали к ним иллюстрации, составили памятку «Особенности волшебной сказки». Продукт – сборник волшебных сказок и мультфильм по сказке Попова М. «Про фею». С этим проектом ребята вышли в финал конкурса проектов. Свой мультфильм ребята показали учащимся детского сада №2 и ребятам 2 а класса.
6. Еще один социальный проект – работа Головановой В. «Троицкий источник». Учащаяся провела большую проектно – исследовательскую работу. Продукт ее работы – брошюра об истории Троицкого источника вс. Пробуждение и стихотворение «Родник». Голованова В. стала победителем конкурса школьных проектов.
7. Проект «Красная книга Рязанской области». Коллектив класса собирал информацию по теме, а затем ребята презентовали свою работу учащимся параллельного класса.
8. В своей работе «Улица, на которой я живу» Курков И. рассказал об истории улицы Воркутинская.
Во время защиты проектов учащиеся класса не являются пассивными слушателями выступающего, они активно вступают в беседу, задают интересующие их вопросы, дополняют выступления товарищей.
Краеведческий аспект
Современные дети мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Но даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Дети не могут назвать достопримечательностей родного края.
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Широкое поле деятельности представляет изучение предметов окружающий мир, литературное чтение, проведение тематических классных часов, посещение музеев. Здесь, на мой взгляд, систематизируются и расширяются представления учащихся о своем крае. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, любить свой край считаю, что целесообразно применять разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.п.
В этом направлении ведется активная работа. Ребята готовят сообщения о родном крае, его экономическом развитии, экологических проблемах и т. д. к урокам окружающего мира. На уроках изобразительного искусства дети рисуют природу родного края, поселок, улицу, те места родной земли, о которыхмы вспоминаем вдали от родины.
Огромное значение имеет посещение музеев, исторических мест родной земли.
Ребята дважды посещали краеведческий музей г. Скопина. Экскурсия произвела на детей большое впечатление. Они получили возможность «окунуться» в крестьянский быт нашего края, получили знания о жизни шахтеров, узнали о военных действиях на нашей земле в годы великой Отечественной войны, о героях – наших земляках.
Целью второй экскурсии было посещение Рождественской выставки, в которой приняли участие наши ребята. Попов М. стал призером, ему был вручен диплом и подарена икона Николая – Чудотворца.
Дважды учащиеся посещали музей нашего знаменитого земляка Семенова - Тянь–Шанского.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
В рамках курса внеурочной деятельности «Родные истоки» учащиеся посещали Свято – Димитриев монастырь. Ребята узнали о возникновении обители, разрушении и восстановлении монастыря. Для многих это был первый опыт посещения православных храмов.
Затем учащиеся класса посещали храм в с. Чернава, где они узнали о мироточении икон. О. Василий провел интересную экскурсию по краеведческому музею при храме.
Огромное впечатление произвело на ребят посещение храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Ново – Александрово. Старинные иконы, роспись на стенах и куполе, рассказы о. Валерия – все это очень интересовало детей.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.
С этой целью была организована поездка в Центр ремесел г. Скопин. Дети получили возможность попробовать себя в роли гончара. Этому предшествовала экскурсия в музей центра, во время которой ребята узнали много интересного о работе гончара, о международных выставках гончарного искусства, которые проводятся в городе гончаров.
В рамках ознакомления с историческими местами родной земли была организована поездка в музей – заповедник усадьбу С. Н. Худекова.
Участие в различных конкурсах позволяет ребятам соприкоснуться с народными традициями. В региональном конкурсе «Душа моя масленица» класс регулярно принимает участие. В одном из конкурсов Можарова А. заняла призовое место и была награждена дипломом.
Ребята готовят информацию для классных часов и самостоятельно их проводят. Так проводились классные часы на следующие темы: «Святая Русь», «Книга памяти», «Война коснулась моей семьи», «День неизвестного солдата». Данная работа очень помогает в воспитании самостоятельности, ответственности, коммуникативных навыков. Ребята получают много знаний при подборе информации, которыми делятся с одноклассниками.
В деле духовно-нравственного воспитания ребенка большое значение имеет взаимодействие педагога с семьей. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в обществе.
Я, как классный руководитель, планирую работу с родителями и детьми под девизом: «Мы вместе и душа на месте!» Главная задача данной работы – направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей, воспитание гражданско-патриотических чувств, гармонию взаимоотношений семья- школа.
В своей практике я уделяю большое внимание приобщению детей и родителей к участию в совместных мероприятиях, на которых происходит формирование идеала крепкой, благополучной семьи, ведь ни один праздник не обходится без участия и помощи родителей.
Как уже отмечалось выше, родители участвуют в семейных проектах, помогают детям в подборе информации и оформлении.
Стало традицией приглашать родителей на классные часы, на которых они рассказывают о своей профессии, а также периодически являются членами жюри на различных конкурсах и викторинах.
Результаты работы представляются на родительском собрании. Таким образом, наши родители всегда в курсе всех классных дел, являются активными помощниками в проведении классных и школьных мероприятий. А успехи детей – результат нашей совместной работы.
Хочется отметить, что, несмотря на слабую информированность детей в вопросах православия и духовной культуры, они с большим интересом и удовольствием слушают, воспринимают, участвуют в беседах, задают много вопросов по данной теме, делятся своими впечатлениями и переживаниями. Мне, как учителю, очень приятно и отрадно видеть заинтересованные лица детей.
Если сравнить моих сегодняшних учеников с теми, которые пришли в 1 класс, то можно заметить разницу. Многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать. Дети учатся любить свою страну, изучая истоки ее культуры, и гордиться ей.
Работая в данном направлении, я сделала вывод, что полноценное духовно - нравственное воспитание ребенка необходимо строить на ценности, в которой мы испытываем дефицит – милосердии, а также православном аспекте.
Посещение краеведческого музея г. Скопин


Вручение диплома Попову Максиму на Рождественской выставке краеведческого музея г. Скопин

Посещение центра ремесел


Можарова Александра – дипломант регионального конкурса
«Душа моя –Масленица»

Участие в проекте «Поможем птицам»


Посещение парка – дендрария в Ерлино

Выставка рисунков «Милосердие – труд души»

В Свято – Димитриевом монастыре


В храме с. Чернава

Экскурсия в храм с. Ново - Александрово
