Русский язык
Организация коллективных форм обучения
Психолого-педагогические особенности младших школьников
Этапы организации учебного сотрудничества
Работа в парах
Вариационная пара
Малая группа из 4 человек. Обмен материалами, варианты которых будут проработаны каждым членом микрогруппы.
Постоянная смена партнеров, обмен карточками, пары
гетерогенные, гомогенные, произвольные.
Режим взаимообучения, взаимоконтроля
Динамическая пара
Малая группа из 4 человек. Каждый работает с каждым, трижды меняя партнера
Постоянная смена партнеров, пары
гетерогенные, гомогенные, произвольные.
Режим взаимообучения, взаимоконтроля
Статическая пара
Совместно работают учащиеся, сидящие за одной партой
Партнеры постоянные
Формируется по желанию учащихся.
Режим взаимообучения, взаимоконтроля
Примеры карточек для парной работы
Рассмотрите сову.
Ответьте по очереди на вопросы:
- Какие у неё глаза?
- Какие лапы?
- Какой клюв?
- Какое у неё оперение?
Запишите получившийся текст.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность
написания .
.
Примеры карточек для парной работы
Объясни значение фразеологизма своему напарнику
ВО ВСЮ ИВАНОВСКУЮ
Это выражение связано с Московским Кремлем . Площадь в Кремле , на которой стоит колокольня Ивана Великого , называли Ивановской . На этой площади специальные люди – дьяки оглашали указы ,распоряжения , и прочие документы , касавшиеся жителей Москвы . Чтобы всем было хорошо слышно дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую
Проверь, как твой напарник понял материал. Поменяйтесь карточками.
Посоветуйтесь с напарником и выполните задание:
Какое слово можно составить из данных букв ЛЗОЙТОО ?
Составьте словосочетания, где это слово будет употреблено в прямом и переносном значении.
Договоритесь, кто будет отвечать от вашей пары.
Примеры карточек для парной работы
Карточка№1
Карточка№2
- Что называется именем прилагательным?
- С какой частью речи всегда связано имя прилагательное?
- Какие родовые окончания бывают у имени прилагательного?
- Как изменяется имя прилагательное?
- Как определить род, число имени прилагательного?
- В каком числе имя прилагательное не изменяется по родам?
Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.
Проверь себя по правилам, помещенным в учебнике.
К данным именам существительным запиши подходящие по смыслу имена прилагательные. Определи их род: ____дорога(…), ___тополь(…),
____фамилия(…), ___метро(…)
Запиши предложения, вставь пропущенные окончания, докажи:
На улице светит ярко… весен… солнце. Нам предстояла дальн… дорога.
Дифференцированное обучение- вовлечь в работу каждого ученика, помочь “слабому”, развивать способности “сильных”
репродуктивный
реконструктивный
творческий
ученик оперирует знаниями в условиях переноса, в нестандартных ситуациях
Воспроизведение знаний по образцу
знания применяются в стандартных вариативных ситуациях
Примеры карточек для дифференцированной работы
репродуктивный уровень
Подчеркни в стихотворении имена прилагательные. Напиши отгадку.
Он уже не пышный, Он уже не лыжный, Он не из ваты, Он ноздреватый, Он уже не белый, Он потемнелый, Серый и мокрый, Старый и добрый…
реконструктивный уровень
Напиши признаки, какими наделены медведь, волк и лиса в сказках. – Медведь – – Волк – – Лиса –
творческий у ровень
– Прочитай родственные слова.
Синий, синеть, синева. Бесстрашный, бесстрашие.
Робкий, робеть, робость. Смелость, смелый.
Зелёный, зелень, зеленеть.
– Выпиши имена прилагательные и составь с ними словосочетания с подходящими по смыслу существительными. Окончания можно изменять
Правила сотрудничества в коллективной деятельности
Групповая работа (фрагмент урока)
Запишите имена существительные: день, ночь, утро
- Составьте словосочетания с этими существительными
-Чем отличается прилагательное в каждом сочетании?
день какой? теплый, ночь какая? теплая, утро какое? теплое
- Определите род существительных.
-Составьте словосочетания с этими существительными
- Чем отличается прилагательное в каждом сочетании?
Выяснение причины изменения окончаний прилагательных:
-Сравните, какого рода имена существительные.
-Определите род имен прилагательных.
-Почему изменилось окончание в прилагательном ?
-Выделите окончания в прилагательных.
Что можно сказать о роде имен прилагательных?
-На какой вопрос отвечает и какие окончания имеет
имя прилагательное мужского рода? женского рода?
среднего рода?
Комбинированная групповая работа
(подбор слов - действий)
2 группа
1 группа
листья
кружатся, шуршат,
танцуют, мечтают,
веселятся,
бездельничают
деревья
качаются,
засыпают,
скрипят,
раздеваются, улыбаются, учатся
3 группа
тучи
плывут,
ползут,
плачут, грустят,
решают
4 группа
дождь
льёт,
барабанит,
капает,
помогает,
поливает
Комбинированная групповая работа
(подбор слов – признаков)
осень – (какая?) золотая, хозяйственная, унылая, круглая
тучи –(какие?) серые, низкие, тяжёлые,
лохматые, белые
дождь – (какой?)
холодный, моросящий, нудный, грустный, жёлтый
листья –(какие?) разноцветные, лёгкие, маленькие, любопытные
деревья –(какие?) стройные, высокие, молодые, могучие, квадратные
Основные правила совместной работы
.
Правила для учащихся
1. Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.
2. Своевременно выполнять задание, доводить начатое дело до конца.
3. Качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности.
4. Уметь защищать общее дело и свою работу в частности.
.
Роль учителя при групповой форме работы
1. Наблюдать со стороны за ходом работы групп; быть готовым прийти на помощь, но только по просьбе группы.
2. Не спешить прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда она идёт не по правилам или учащиеся неправильно поняли задание.
3. Не отдавать предпочтение ни одной группе – всем уделять равное внимание .
Работа над проектом
«Имя прилагательное в нашей речи»
1 группа
Литературоведы
2 группа
3 группа
Знайки
Исследователи
Цель группы:
Цель группы:
Цель группы:
- Наблюдение над ролью имён прилагательных в предложении
- Синонимы и антонимы
- Придумать творческие задания по данной теме (тесты, занимательный материал)
- Выяснить, с какой частью речи согласуются имена прилагательные
- Как изменяются имена прилагательные
Представление результатов
Литература
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учебное пособие. - Иркутск, 1989
2. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа. - 1997.- №5
3. Бухалко Н.И. Групповая работа на уроках русского языка во 2_м классе /.
4. Бухалко Н.И // Начальная школа плюс До и После. 2008. – № 4
5. Выготский Л. С. Проблемное обучение и умственное развитие в школьном возрасте // Избранные психологические исследования. - М., 1956
6. Дидактические игры и занимательные упражнения в начальных классах на
уроках русского языка и математики Саранск: МГУ имени Н.П.Огарёва1990
7. Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова //
Начальная школа плюс До и После. – 2007. № 3.
8. Кузнецова, И.В. Почему нужно работать в группах? / И.В. Кузнецова // Начальная школа плюс До и После. – 2002. – № 11
9. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для
учителя – М.: Просвещение – 1985
10.Лысков И.П. О частях речи. - М., 1956
11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972
12. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для
учителей/Под редакцией Ладыженской Т.А. – М.: Просвещение – 1980
13. Русский язык в начальных классах: Сб. методических задач/ Соловейчик
М.С., Кубасова О.В., Кузьменко Н.С и др. – М.: ИЦ "Академия" – 1999
14. Речевое развитие младших школьников: Сб. статей//Под редакцией
Рождественского Н.С. – М.: Просвещение – 1970
15. Савушкина, Т.П. Аспекты группового обучения младших школьников / Т.П. Савушкина // Завуч начальной школы. – 2008. –№ 4
16. Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи – М.: Издательство
"Флинта" – 2000
17. Танцоров, С. Групповая работа в развивающем обучении / С. Танцоров. – Рига, 1997
18. Цукерман, Г.А. Зачем детям учитьсявместе? / Г.А. Цукерман. – М. : Просвещение,1985