СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы над проектом

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта многолетней работы над проектом по теме "Проблемы мотивации учебной деятельности учащихся (на примере обучения русскому языку)" имеет практическую значимость  для педагогов, желающих совершенствовать качество  преподаваемого предмета.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы над проектом»

Выбор данной темы долгосрочного проекта обусловлен тем, что в современной педагогике недостаточно разработанной остается проблема диагностики учебной мотивации. Наличие или отсутствие интереса к данному профилирующему предмету зависит от качества учебной деятельности. Выявление отношения школьников к учебному предмету русский язык – один из шагов на пути решения проблемы. На основе анализа общих методик определена методика, выявляющая учебную мотивацию по русскому языку. Раскрыты основные характеристики мотивации, её уровень, доминирующие мотивы в обучении русскому языку.

Выбор данной темы долгосрочного проекта обусловлен тем, что в современной педагогике недостаточно разработанной остается проблема диагностики учебной мотивации.

Наличие или отсутствие интереса к данному профилирующему предмету зависит от качества учебной деятельности. Выявление отношения школьников к учебному предмету русский язык – один из шагов на пути решения проблемы.

На основе анализа общих методик определена методика, выявляющая учебную мотивацию по русскому языку. Раскрыты основные характеристики мотивации, её уровень, доминирующие мотивы в обучении русскому языку.

Проект  «Проблемы мотивации учебной деятельности учащихся средних классов  (на примере обучения русскому языку)» Выполнила : Митупова И. Г., учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 60 социальной адаптации детей - инвалидов»

Проект «Проблемы мотивации учебной деятельности учащихся средних классов (на примере обучения русскому языку)»

Выполнила : Митупова И. Г.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 60 социальной адаптации детей - инвалидов»

 Содержание   Введение ……………………………………………………………………3-5 Глава I. Теоретические основы мотивации учебной деятельности учащихся средних классов ……………………………………………………………6-16 1.1.  Теоретический анализ проблемы мотива и мотивации в психологи и педагогике…………………………………………………………6-12 1.2.  Особенности мотивации учебной деятельности у учащихся средних классов……………………… ……………………… 12-16 Глава II. Исследование учебной мотивации школьников в процессе обучения русскому языку …………………………………………………………….17-29 2.1.  Анализ психолого-педагогических методов изучения мотивации...............................................................................................17-22 2.2.  Изучение некоторых аспектов учебной мотивации у учащихся 8-х классов в обучении русскому языку…………………………………17-29 Заключение… …………………………………………………………….......30-31 Литература… …………………………………………………………………32-33 Приложение… ………………………………………………………………. 34-40

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3-5

Глава I. Теоретические основы мотивации учебной деятельности учащихся средних классов ……………………………………………………………6-16

1.1. Теоретический анализ проблемы мотива и мотивации в психологи и педагогике…………………………………………………………6-12

1.2. Особенности мотивации учебной деятельности у учащихся средних классов……………………… ……………………… 12-16

Глава II. Исследование учебной мотивации школьников в процессе обучения русскому языку …………………………………………………………….17-29

2.1. Анализ психолого-педагогических методов изучения мотивации...............................................................................................17-22

2.2. Изучение некоторых аспектов учебной мотивации у учащихся 8-х классов в обучении русскому языку…………………………………17-29

Заключение… …………………………………………………………….......30-31

Литература… …………………………………………………………………32-33

Приложение… ………………………………………………………………. 34-40

Основные понятия  Мотив - направленность ученика на учебную деятельность, осознанный интерес, положительно устойчивое отношение к учебному предмету  Мотивация есть процесс формирования этого мотива, зависящий от психологических, социальных, возрастных факторов.

Основные понятия

Мотив - направленность ученика на учебную деятельность, осознанный интерес, положительно устойчивое отношение к учебному предмету

Мотивация есть процесс формирования этого мотива, зависящий от психологических, социальных, возрастных факторов.

 Цель исследования:   Выявление мотивации учащихся средних классов в процессе обучения русскому языку.

Цель исследования:

Выявление мотивации учащихся средних классов в процессе обучения русскому языку.

Задачи исследования:   На основе изучения и анализа научной литературы определить сущность понятий «мотива» и «мотивации»; Выделить основные психологические методы исследования учебной мотивации школьников; Раскрыть основные характеристики мотивации учения, соответствующие данному возрастному периоду; Выявить уровень мотивации изучения учебного предмета русский язык; Проанализировать доминирующие мотивы обучения русскому языку.  

Задачи исследования:

  • На основе изучения и анализа научной литературы определить сущность понятий «мотива» и «мотивации»;
  • Выделить основные психологические методы исследования учебной мотивации школьников;
  • Раскрыть основные характеристики мотивации учения, соответствующие данному возрастному периоду;
  • Выявить уровень мотивации изучения учебного предмета русский язык;
  • Проанализировать доминирующие мотивы обучения русскому языку.

 

Методы исследования:   Изучение и анализ литературы, беседы с педагогами, школьными психологами, учащимися, наблюдение, анкетирование с использованием мотивационных опросников:

Методы исследования:

Изучение и анализ литературы, беседы с педагогами, школьными психологами, учащимися, наблюдение, анкетирование с использованием мотивационных опросников:

Методы исследования:  Методики из книги проективный метод «Неоконченные предложения»  Е.П. Ильина «Мотивация и мотивы»:  Марковой А.К.; Методика Г.Н. Казанцевой  мотивационный опросник В.Г. Леонтьева;  психографический тест  «Изучение отношения к учению и к учебным предметам»;  В.Г. Леонтьева; Методика «Направленность на приобретение знаний»; Методика «Направленность на отметку»;

Методы исследования:

Методики из книги

  • проективный метод «Неоконченные предложения»

Е.П. Ильина «Мотивация и мотивы»:

Марковой А.К.;

  • Методика Г.Н. Казанцевой
  • мотивационный опросник В.Г. Леонтьева;
  • психографический тест

«Изучение отношения к учению и к учебным предметам»;

В.Г. Леонтьева;

  • Методика «Направленность на приобретение знаний»;
  • Методика «Направленность на отметку»;
 База исследования:  Выборка составила 95 учеников средних школ г. Улан – Удэ: № 47 (8 «а», 8 «е»); № 14 (8 «г», 8 «д»); № 60 (7 «а», 7»б»)

База исследования:

Выборка составила 95 учеников

средних школ г. Улан – Удэ:

  • 47 (8 «а», 8 «е»);
  • 14 (8 «г», 8 «д»);
  • 60 (7 «а», 7»б»)

Новизна работы:    На основе анализа общих методик определена методика, выявляющая учебную мотивацию по русскому языку.  Раскрыты основные характеристики мотивации, её уровень, доминирующие мотивы в обучении русскому языку.

Новизна работы:

На основе анализа общих методик определена методика, выявляющая учебную мотивацию по русскому языку.

Раскрыты основные характеристики мотивации, её уровень, доминирующие мотивы в обучении русскому языку.

Методика «Изучения отношения к учению и к учебным предметам» (почему я люблю русский язык)
  • Методика

«Изучения отношения

к учению и к учебным предметам»

(почему я люблю русский язык)

Ранжированные доводы по школам   № п/п Довод Ранги довода 3 47 школа Предмет нужно знать всем 2 1 14 школа 1 Нравится, как преподает учитель 4 Данный предмет интересен 4 - 2 6 Предмет нужен для будущей работы 13 1 4 14 Родители считают этот предмет важным - У меня хорошие отношения с учителем 16 2 5 5 Учитель интересно объясняет 18 21 - 3 Знания по предмету необходимы для поступления в институт Просто интересно 3 1 6 5 4

Ранжированные доводы по школам

п/п

Довод

Ранги довода

3

47 школа

Предмет нужно знать всем

2

1

14 школа

1

Нравится, как преподает учитель

4

Данный предмет интересен

4

-

2

6

Предмет нужен для будущей работы

13

1

4

14

Родители считают этот предмет важным

-

У меня хорошие отношения с учителем

16

2

5

5

Учитель интересно объясняет

18

21

-

3

Знания по предмету необходимы для поступления в институт

Просто интересно

3

1

6

5

4

Проективный метод «Неоконченные предложения» Я обучаюсь русскому языку… В русском языке меня интересуют… Больше всего на уроке русского языка я люблю заниматься… Если я допускал ошибку, то… Мне всегда интересно, когда на уроке русского языка… Я бываю, невнимателен на уроке, когда… Мне всегда неинтересно, когда…  

Проективный метод «Неоконченные предложения»

  • Я обучаюсь русскому языку…
  • В русском языке меня интересуют…
  • Больше всего на уроке русского языка я люблю заниматься…
  • Если я допускал ошибку, то…
  • Мне всегда интересно, когда на уроке русского языка…
  • Я бываю, невнимателен на уроке, когда…
  • Мне всегда неинтересно, когда…

 

Показатели обработки результатов тестирования:   - если продолжение неординарное, яркое; отсутствует прямая зависимость от наличной ситуации, то присутствует «достаточная» насыщенность эмоционального отношения к учебному предмету - если продолжение шаблонное, то это показатель слабой интенсивности эмоций; равнодушного отношения к изучаемому предмету.

Показатели обработки результатов тестирования:

- если продолжение неординарное, яркое; отсутствует прямая зависимость от наличной ситуации, то присутствует «достаточная» насыщенность эмоционального отношения к учебному предмету

- если продолжение шаблонное, то это показатель слабой интенсивности эмоций; равнодушного отношения к изучаемому предмету.

Я обучаюсь русскому языку… варианты продолжений: - у прекрасного учителя (7 уч.) - с желанием (5 уч.) - с удовольствием (5 уч.) Мне всегда интересно, когда на уроке… варианты продолжений: - у учителя хорошее настроение (6 уч.) В русском языке меня интересуют… варианты продолжений: - появление и развитие языка (1 уч.)

Я обучаюсь русскому языку…

  • варианты продолжений:

- у прекрасного учителя (7 уч.)

- с желанием (5 уч.)

- с удовольствием (5 уч.)

Мне всегда интересно, когда на уроке…

  • варианты продолжений:

- у учителя хорошее настроение (6 уч.)

В русском языке меня интересуют…

  • варианты продолжений:

- появление и развитие языка (1 уч.)

Результаты исследования: русский язык причисляется к любимому предмету у 45 учащихся (47%); возникший интерес к русскому языку связывается с личностью учителя; в мотивации учения переплетаются социальные, познавательные, а также узколичные, престижные мотивы; предпочтение не активным самостоятельным методам овладения учебным материалам, а неконтролируемым методам ( 75% уч-ся больше любят слушать учителя, нежели выполнять учебные задания (22%).

Результаты исследования:

  • русский язык причисляется к любимому предмету у 45 учащихся (47%);
  • возникший интерес к русскому языку связывается с личностью учителя;
  • в мотивации учения переплетаются социальные, познавательные, а также узколичные, престижные мотивы;
  • предпочтение не активным самостоятельным методам овладения учебным материалам, а неконтролируемым методам ( 75% уч-ся больше любят слушать учителя, нежели выполнять учебные задания (22%).
      Творческих успехов!

Творческих

успехов!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!