Выбор данной темы долгосрочного проекта обусловлен тем, что в современной педагогике недостаточно разработанной остается проблема диагностики учебной мотивации.
Наличие или отсутствие интереса к данному профилирующему предмету зависит от качества учебной деятельности. Выявление отношения школьников к учебному предмету русский язык – один из шагов на пути решения проблемы.
На основе анализа общих методик определена методика, выявляющая учебную мотивацию по русскому языку. Раскрыты основные характеристики мотивации, её уровень, доминирующие мотивы в обучении русскому языку.
Проект «Проблемы мотивации учебной деятельности учащихся средних классов (на примере обучения русскому языку)»
Выполнила : Митупова И. Г.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 60 социальной адаптации детей - инвалидов»
Содержание
Введение ……………………………………………………………………3-5
Глава I. Теоретические основы мотивации учебной деятельности учащихся средних классов ……………………………………………………………6-16
1.1. Теоретический анализ проблемы мотива и мотивации в психологи и педагогике…………………………………………………………6-12
1.2. Особенности мотивации учебной деятельности у учащихся средних классов……………………… ……………………… 12-16
Глава II. Исследование учебной мотивации школьников в процессе обучения русскому языку …………………………………………………………….17-29
2.1. Анализ психолого-педагогических методов изучения мотивации...............................................................................................17-22
2.2. Изучение некоторых аспектов учебной мотивации у учащихся 8-х классов в обучении русскому языку…………………………………17-29
Заключение… …………………………………………………………….......30-31
Литература… …………………………………………………………………32-33
Приложение… ………………………………………………………………. 34-40
Основные понятия
Мотив - направленность ученика на учебную деятельность, осознанный интерес, положительно устойчивое отношение к учебному предмету
Мотивация есть процесс формирования этого мотива, зависящий от психологических, социальных, возрастных факторов.
Цель исследования:
Выявление мотивации учащихся средних классов в процессе обучения русскому языку.
Задачи исследования:
- На основе изучения и анализа научной литературы определить сущность понятий «мотива» и «мотивации»;
- Выделить основные психологические методы исследования учебной мотивации школьников;
- Раскрыть основные характеристики мотивации учения, соответствующие данному возрастному периоду;
- Выявить уровень мотивации изучения учебного предмета русский язык;
- Проанализировать доминирующие мотивы обучения русскому языку.
Методы исследования:
Изучение и анализ литературы, беседы с педагогами, школьными психологами, учащимися, наблюдение, анкетирование с использованием мотивационных опросников:
Методы исследования:
Методики из книги
- проективный метод «Неоконченные предложения»
Е.П. Ильина «Мотивация и мотивы»:
Марковой А.К.;
- мотивационный опросник В.Г. Леонтьева;
- психографический тест
«Изучение отношения к учению и к учебным предметам»;
В.Г. Леонтьева;
- Методика «Направленность на приобретение знаний»;
- Методика «Направленность на отметку»;
База исследования:
Выборка составила 95 учеников
средних школ г. Улан – Удэ:
- № 47 (8 «а», 8 «е»);
- № 14 (8 «г», 8 «д»);
- № 60 (7 «а», 7»б»)
Новизна работы:
На основе анализа общих методик определена методика, выявляющая учебную мотивацию по русскому языку.
Раскрыты основные характеристики мотивации, её уровень, доминирующие мотивы в обучении русскому языку.
«Изучения отношения
к учению и к учебным предметам»
(почему я люблю русский язык)
Ранжированные доводы по школам
№ п/п
Довод
Ранги довода
3
47 школа
Предмет нужно знать всем
2
1
14 школа
1
Нравится, как преподает учитель
4
Данный предмет интересен
4
-
2
6
Предмет нужен для будущей работы
13
1
4
14
Родители считают этот предмет важным
-
У меня хорошие отношения с учителем
16
2
5
5
Учитель интересно объясняет
18
21
-
3
Знания по предмету необходимы для поступления в институт
Просто интересно
3
1
6
5
4
Проективный метод «Неоконченные предложения»
- Я обучаюсь русскому языку…
- В русском языке меня интересуют…
- Больше всего на уроке русского языка я люблю заниматься…
- Если я допускал ошибку, то…
- Мне всегда интересно, когда на уроке русского языка…
- Я бываю, невнимателен на уроке, когда…
- Мне всегда неинтересно, когда…
Показатели обработки результатов тестирования:
- если продолжение неординарное, яркое; отсутствует прямая зависимость от наличной ситуации, то присутствует «достаточная» насыщенность эмоционального отношения к учебному предмету
- если продолжение шаблонное, то это показатель слабой интенсивности эмоций; равнодушного отношения к изучаемому предмету.
Я обучаюсь русскому языку…
- у прекрасного учителя (7 уч.)
- с желанием (5 уч.)
- с удовольствием (5 уч.)
Мне всегда интересно, когда на уроке…
- у учителя хорошее настроение (6 уч.)
В русском языке меня интересуют…
- появление и развитие языка (1 уч.)
Результаты исследования:
- русский язык причисляется к любимому предмету у 45 учащихся (47%);
- возникший интерес к русскому языку связывается с личностью учителя;
- в мотивации учения переплетаются социальные, познавательные, а также узколичные, престижные мотивы;
- предпочтение не активным самостоятельным методам овладения учебным материалам, а неконтролируемым методам ( 75% уч-ся больше любят слушать учителя, нежели выполнять учебные задания (22%).
Творческих
успехов!