Обобщение опыта работы преподавателя спецдисциплин
Тема работы: Повышение качества преподавания спецпредмета в системе развивающего обучения.
Основными условиями возникновения проблемы были:
- низкая познавательная активность учащихся, выраженная в отсутствии устойчивого интереса к знаниям, слабой самоорганизации деятельности и слабых умений и навыков самостоятельной работы;
- слабо сформированные в общеобразовательной школе общеучебные умения и навыки учащихся;
- низкий интеллект учащихся, выраженный в слабом развитии тактических способов мыслительной деятельности: умений выделять главное, обобщать, делать выводы, классифицировать, анализировать и т.д.
- отсутствие соответствующих для выполнения программы преподаваемого предмета дидактических средств, учебно-методического комплекта, в том числе хорошего учебника, объективных критериев результатов обучения - средств для диагностирования, контроля и оценки деятельности учащегося.
Все перечисленное обусловило слабую организованность, граничащую со стихийностью, процесса обучения, а тем самым и формальную постановку познавательных, развивающих и воспитательных целей, и как следствие невыполнение задач профессионального обучения учащихся.
Технология опыта формировалась с учетом следующих принципиальных моментов:
- приведение содержания обучения (программ) в соответствие с требованиями Государственного стандарта;
- четкое определение в программе уровней усвоения учебного материала;
- разработка регионального компонента обучения и учет условий преподавания данного предмета;
- разработка стройной системы целеполагания предмета в соответствии с ожидаемыми результатами обучения. Желательным является постановка целей как на уровне преподаваемого предмета, так и при изучении конкретных тем. При этом очень важно получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. Должно быть обращено внимание на реальные возможности своих учащихся, уровень их предшествующей подготовки и определена стратегия своей деятельности. Таким образом, целеполагание, диагностирование, прогнозирование, проектирование и планирование являются неотъемлемыми функциями подготовительного этапа педагогической технологии;
- формируется учебно-методический комплект для преподавания предмета путем:
- творческого осмысления содержания предлагаемого учебника;
- разработки разноуровневых задач, заданий и упражнений для организации самостоятельной работы учащихся;
- разработки заданий, диагностирующих деятельность учащихся;
- разработки творческих заданий;
- разработки средств для письменного инструктирования учащихся при проведении практических работ;
- разработки средств для выполнения задач развития и формирования общеучебных умений и навыков учащихся.
Реализация опыта предполагает высокий уровень профессионального потенциала педагога, который, на взгляд автора, определяется четырьмя составляющими: профессиональной подготовленностью, творчеством, профессионализмом и высокой педагогической культурой.
Автором учитываются реальные условия протекания учебного процесса. Преподавание, как правило, ведется крупными блоками. Выбор методов обучения осуществляется на основе системного подхода.
При организации обучения всегда имеется в виду, что существует объективная связь между организацией обучения и характером общего развития учащегося. Учитывается, что обучение ведет за собой развитие при ориентации на зону ближайшего развития учащегося. Используются различные типы уроков и формы организации учебной деятельности учащихся, в том числе практические занятия, уроки обобщения и систематизации знаний и умений учащихся, лекционно-семинарская форма с использованием опорно-логических конспектов, с применение компьютерной технологии, например, при решении оптимизационных задач по экономике и многое другое. Непременным элементом педагогической технологии автора является контроль, оценка и на этой основе – коррекция деятельности учащегося.
Разрабатываемые и используемые средства контроля позволяют объективно оценить результативность своего труда, открываются возможности для анализа и коррекции деятельности, повышается ответственность учащегося за достижение конечных результатов. Кроме того, объективная оценка является хорошим стимулом к деятельности учащегося.
Контроль и оценка проводятся на различных уровнях обучения: поурочный контроль, тематический контроль, экзамен. При этом используются различные формы контроля. Предпочтение отдается тестовым средствам, в том числе и на экзаменах. Содержание средств контроля разрабатываются автором самостоятельно.
Особое внимание уделяется контролю практической обученности учащихся. При разработке средств контроля практических занятий тщательно выбираются объекты контроля, с обязательным учетом особенностей содержания практического задания. Такими объектами контроля могут быть: качество выполненных работ, производительность труда, умение выполнять работу в определенной последовательности или режиме, умение применять теоретические знания на практике, умения осуществлять самоконтроль своих действий, техника безопасности труда и другое.
Результаты опыта оценивались по следующим показателям:
1. Повышение качества знаний и умений учащихся по изучаемому предмету.
2. Повышение интереса к изучаемому предмету и будущей профессиональной деятельности.
3. Улучшение самоорганизации учащихся, приобретение общеучебных умений и навыков, умений самостоятельной работы и самоконтроля.
4. Улучшение познавательной активности, умений самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности.
5. Повышение воспитанности ученика, его отношения к процессу обучения. Начало самооценки своей деятельности.
Анализ и корректировка учебной деятельности осуществляется автором по методу факторного анализа. При этом различается четыре фактора. Первым фактором является учебный материал. Он оценивается по содержанию, объему учебного материала, форме (структуре) изложения и т.д. Вторым фактором является организация педагогического процесса. Она оценивается по особенностям методов преподавания и учения, форме организации, учебной ситуации, работоспособности учащихся, по методам контроля и проверки результатов, типу и структуре учебного занятия, практическому применению знаний, применению средств обучения и т.д. Третьим фактором является обучаемость. Она оценивается по способности учащегося к учебно-познавательной деятельности, особенностям его внимания и мышления, мотивации, темпу усвоения учебного материала, ориентации его на будущее и т.д. Четвертым фактором является время. Оно оценивается по времени восприятия и первичного усвоения, закрепления и упрочнения изученного, периодичности контроля, затратам времени на самообучение и др.
Практическая значимость опыта заключается в том, что он может способствовать более успешному овладению профессиональными знаниями и умениями через развитие самостоятельности учащихся и оптимизацию средств и методов обучения.