СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы (презентация)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Обобщение опыта работы".

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы (презентация)»

       Проблема: безграмотное письмо учащихся и неумение “ видеть” орфограммы.   Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.        Задачи: - изучить степень развития орфографической грамотности учащихся класса; - изучить и применять на уроках русского языка приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся.

Проблема:

безграмотное письмо учащихся и неумение

видеть” орфограммы.

Цель:

повышение грамотности и развитие

орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка.

Задачи:

- изучить степень развития орфографической грамотности учащихся класса;

- изучить и применять на уроках русского языка приёмы формирования орфографической зоркости у учащихся.

В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности.   Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины.
  • В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - формирование орфографической грамотности.
  •   Актуальность этой темы заключается в том, что первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплины.

" Орфограмма - это такое написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу ".

" Орфограммой называют то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками (двумя-тремя), но из которых только один принят за правильный ".

Орфографическая зоркость - это умение учеником находить ошибкоопасное место в слове и, применяя правило, правильно написать это слово.  Знать правило и писать  свободно - это вещи  разные!

Орфографическая зоркость - это умение учеником находить ошибкоопасное место в слове и, применяя правило, правильно написать это слово.

Знать правило и писать

свободно - это вещи

разные!

природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;   орфографическое поле, необходимое для проверки;   опознавательные признаки данной орфограммы;   умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.  
  • природу данного орфографического явления, т.е. принцип, которому оно подчиняется;

 

  • орфографическое поле, необходимое для проверки;

 

  • опознавательные признаки данной орфограммы;

  • умения, необходимые для проверки орфограммы данного типа.

 

Приёмы, развивающие орфографическую зоркость:  Звуковой анализ слов.  Орфографическое проговаривание.  Комментированное письмо.  Письмо с пропуском орфограмм.  Письмо по памяти.  Работа с группой предложений по системе Федоренко. Выборочное списывание.  Диктанты:        - выборочный диктант;         - диктант с постукиванием;       - словарный диктант.  9. Орфографические минутки .  10. Распространение предложений.  11. Восстановление деформированного текста

Приёмы, развивающие орфографическую зоркость:

  • Звуковой анализ слов.
  • Орфографическое проговаривание.
  • Комментированное письмо.
  • Письмо с пропуском орфограмм.
  • Письмо по памяти.
  • Работа с группой предложений по системе Федоренко.
  • Выборочное списывание.
  • Диктанты:

       - выборочный диктант;

        - диктант с постукиванием;

      - словарный диктант.

9. Орфографические минутки .

10. Распространение предложений.

11. Восстановление деформированного текста

Расшифруй слова:  Доваз, цяаз, азёреб,околом,  родимоп, атсупак, котсов.   Раздели склеенные между собой слова:  Воробейкороваметронародребятагородмороз     Найди ошибки:  Марос, вараби, канки, сарока, снишки, девачка.

Расшифруй слова:

Доваз, цяаз, азёреб,околом,

родимоп, атсупак, котсов.

Раздели склеенные между собой слова:

Воробейкороваметронародребятагородмороз

Найди ошибки:

Марос, вараби, канки,

сарока, снишки, девачка.

Письмо по памяти:  У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том; И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом.  Исправь ошибки:    Позняя осин. Грочи улители.  Лес обнажылся. Паля апустели,  Только нисжата палоска одна. Грусную думу наводит ана.

Письмо по памяти:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том;

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Исправь ошибки: Позняя осин. Грочи улители. Лес обнажылся. Паля апустели, Только нисжата палоска одна.

Грусную думу наводит ана.

 ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ:   С…СНА, В Л…СУ, Д… РЕВЬЯ, СТВ…ЛЫ, ПЧ…ЛА, СЛ…НЫ, Х…ЛМЫ.  ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНУЮ БУКВУ:   Д( О,А )ЖДЛИВЫЙ, СВ( И,Е )СТЕТЬ, ГР( И,Е )БЕШОК, Б( О,А )ЛЬШАЯ.     СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:  ДЕРЕВ( Ь,Ъ )Я, ОТ( Ь,Ъ )ЕХАТЬ, ОСЕН( Ь,Ъ )Ю .

ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ:

С…СНА, В Л…СУ, Д… РЕВЬЯ, СТВ…ЛЫ, ПЧ…ЛА, СЛ…НЫ, Х…ЛМЫ.

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНУЮ БУКВУ:

Д( О,А )ЖДЛИВЫЙ, СВ( И,Е )СТЕТЬ, ГР( И,Е )БЕШОК, Б( О,А )ЛЬШАЯ.

СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

ДЕРЕВ( Ь,Ъ )Я, ОТ( Ь,Ъ )ЕХАТЬ, ОСЕН( Ь,Ъ .

 Вставить слово или букву:  ( ученик должен увидеть логику, связь между предыдущими парами и дополнить ту пару, возле которой стоит знак вопроса)  п жарко х Надя н  ш хорошо п Енисей е  ? много ? Москва ?   корова т собака л  лошадь ж кошка м  курица ? корова ?

Вставить слово или букву:

( ученик должен увидеть логику, связь между предыдущими парами и дополнить ту пару, возле которой стоит знак вопроса)

  • п жарко х Надя н
  • ш хорошо п Енисей е
  • ? много ? Москва ?

корова т собака л

лошадь ж кошка м

курица ? корова ?

 Спрячь Ь в середину слова:  день - деньки; пень - пеньки  Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы:  п … ля, м … ря, с … ды, гр…бы            Подбери буквы:   Красивы русские л … са!  Л … са пошла по пушистому снегу.

Спрячь Ь в середину слова:

день - деньки; пень - пеньки

Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы:

п … ля, м … ря, с … ды, гр…бы

Подбери буквы:

Красивы русские л … са!

Л … са пошла по пушистому снегу.

 Доскажи словечко и запиши его:   Вяжет мама длинный шарф,  Потому-то сын … жираф  Если мы растём на ели,  Мы на месте и при деле,  А на лбах у ребятишек  Никому не нужно… шишек .

Доскажи словечко и запиши его:

Вяжет мама длинный шарф,

Потому-то сын … жираф

Если мы растём на ели,

Мы на месте и при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно… шишек .

 Игра « Вратарь»: 1 вар. ловят слова с разд. Ь ,  2 вар. ловят слова с разд. Ъ . Соловьи, съехать, шьёт, серьёзный, съёмка, обезьянка, подъехать, платье, вьюга, подъём, пальма.   Игра «Назови ошибку»:  Выдели слова, обозначающие предметы.  Кукла, дом, море, вышла, ученик.  Парта, солнце, железный, дверь, моряк. Найди «опасное место»:  (Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.)  Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима, ком, дуб, сосна, стол, парта, лесной, столб.

Игра « Вратарь»:

1 вар. ловят слова с разд. Ь ,

2 вар. ловят слова с разд. Ъ .

Соловьи, съехать, шьёт, серьёзный, съёмка, обезьянка, подъехать, платье, вьюга, подъём, пальма.

Игра «Назови ошибку»:

Выдели слова, обозначающие предметы. Кукла, дом, море, вышла, ученик. Парта, солнце, железный, дверь, моряк.

Найди «опасное место»:

(Учитель произносит слова, а дети, как только услышат звук, которому при письме нельзя «доверять», хлопают в ладоши.) Зуб, папа, лес, мягкий, поле, зима, ком, дуб, сосна, стол, парта, лесной, столб.

«Выбери три слова». На 9 карточках записаны девять слов:  1-й набор : рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.   2-й набор : подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.  Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.  1. рыбка вьюга чулок 2. подъезд склад ворона  дубки варенье чучело съёмка град ворота  гриб ручьи чум подъём клад воробей

«Выбери три слова».

На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор : рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб.

2-й набор : подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

1. рыбка вьюга чулок 2. подъезд склад ворона

дубки варенье чучело съёмка град ворота

гриб ручьи чум подъём клад воробей

« Шифровальщики».  Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений .      жыил ански кьоинк  лыжи   санки  коньки   Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например:  Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв ( тарелка, ложка, кружка, звонок ). Оарз, страа, енкл, роамкша ( роза, астра, клен , ромашка). Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген ( планета, звезда, орбита, снег ).

« Шифровальщики».

Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений .

жыил

ански

кьоинк

лыжи

санки

коньки

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово. Например:

  • Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв

( тарелка, ложка, кружка, звонок ).

  • Оарз, страа, енкл, роамкша

( роза, астра, клен , ромашка).

  • Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген

( планета, звезда, орбита, снег ).

Заменить словосочетания одним словом:  - промежуток времени в 60 минут, - военнослужащий, стоящий на посту, - ребенок, любящий сладкое, - промежуток времени в 60 минут, - военнослужащий, стоящий на посту, - ребенок, любящий сладкое,  очень смешной фильм.  очень смешной фильм.   Составь рассказ по опорным словам: зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири. зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Заменить словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут,

- военнослужащий, стоящий на посту,

- ребенок, любящий сладкое,

  • - промежуток времени в 60 минут, - военнослужащий, стоящий на посту, - ребенок, любящий сладкое,
  • очень смешной фильм.
  • очень смешной фильм.

Составь рассказ по опорным словам:

зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

  • зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

Физкультминутки  тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости. На доске запись: СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.  Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете 1 хлопок, если назову слово с 2 безударными, то сделайте 2 хлопка.   Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС и САД . Если прозвучит слово с корнем ЛЕС , вы садитесь, если слово с корнем САД , встаете.  САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

Физкультминутки

тоже могут способствовать развитию орфографической зоркости.

На доске запись:

СОРНЯК, ГОЛОВА, СПАСАЕТ, БОРОДА, КОЛЮЧКИ, ГОРБЫ, ВОЛОСОК, ВОЛЧАТА, ТРОПА, ГОЛОСА, ПЛИТА, МОРЕ.

Внимательно смотрите на доску. Если я назову слово с одной безударной в корне, вы сделаете 1 хлопок, если назову слово с 2 безударными, то сделайте 2 хлопка.

Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС и САД . Если прозвучит слово с корнем ЛЕС , вы садитесь, если слово с корнем САД , встаете.

САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК.

Стихотворные упражнения:    РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК Было “сели”,  Стало “съели”,  Догадаться вы сумели,  Почему случилось так?  Кто виновник?  – Твердый знак.  Твердый знак нам нужен тоже  Без него писать не сможем:  Съезд, съедобный, объявление,  И подъезд, и объяснение.

Стихотворные упражнения:

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЕРДЫЙ ЗНАК

Было “сели”, Стало “съели”, Догадаться вы сумели, Почему случилось так? Кто виновник? – Твердый знак. Твердый знак нам нужен тоже Без него писать не сможем: Съезд, съедобный, объявление, И подъезд, и объяснение.

ЧК, ЧН Козочка, горочка,  33 пригорочка  Ой! ЧК, ЧК, ЧК!  Кочка, почка, звездочка  Речка, ночка, строчка,  Точка, кочка, дочка,  Строчный, булочный, ночной,  Точный, шуточный, речной.  Знаем мы наверняка,  Где ЧН, а где ЧК!

ЧК, ЧН

Козочка, горочка, 33 пригорочка Ой! ЧК, ЧК, ЧК! Кочка, почка, звездочка Речка, ночка, строчка, Точка, кочка, дочка, Строчный, булочный, ночной, Точный, шуточный, речной. Знаем мы наверняка, Где ЧН, а где ЧК!

д  т д  т д  т сер…це радос…ный грус…ный

д

т

д

т

д

т

сер…це

радос…ный

грус…ный

В…сна Дер…во Св…нья Л…сной Ск.. зал
  • В…сна
  • Дер…во
  • Св…нья
  • Л…сной
  • Ск.. зал
Парный согласный Безударный гласный

Парный согласный

Безударный гласный

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!