Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы Бестаевой Н. Я. МБОУ СОШ №15 г. Владикавказ
(уроки привития любви к чтению)
Читает ли художественные произведения молодое поколение сегодня? Самый верный ответ на этот вопрос даёт, конечно же, учитель литературы.
Проблема очень серьёзная, потому что Россия потеряла своё право называться самой читаемой страной в мире. Наступает кризис чтения, связанный с тем, что большая часть досуга подростков посвящается сегодня компьютерным играм, просмотру ничего не значащих по содержанию кинофильмов, изучению рекламных журналов, решению кроссвордов и другим делам, не оставляющим никакого следа в душе ребёнка.
Роль книги в жизни человека, несомненно, велика. Уровень чтения населения влияет на большинство макрофакторов, имеющих значение для конкурентоспособности государства. От регулярного чтения художественных произведений зависит не только духовное развитие гражданина, но и его высокая грамотность, которая способствует росту доходов, снижает показатели бедности, повышает занятость, производительность труда, уровень технологичности и инновационной экономики, расширяет спектр привлекательных профессий для человека и повышает вероятность прорывов в области исследований и научных разработок.
Так читает ли художественные произведения молодое поколение сегодня?
На сегодняшний день ситуация с любовью к книге такова: любят читать в нашей стране преимущественно дети младшего школьного возраста. Чем старше ребёнок, тем меньше времени занимает у него чтение на досуге. Причём значительная часть прочитанных книг так или иначе связана со школьной программой. В репертуаре чтения на первом месте – обязательная школьная классика, сказки – у младших, фэнтези – у старших. С интересом у современных детей читаются лишь приключения, детективы и «ужастики». Круг чтения подростков существенно смещён в сторону развлекательной литературы, а также иллюстрированных журналов. В целом за последнее время количество российских семей, в которых дети с увлечением читают, существенно сократилось.
Что же делаем мы, учителя литературы, чтобы бороться с болезнью века?
Ну, прежде всего, как же решается один из самых важных и сложных в современном преподавании литературы вопрос о внеклассном чтении учащихся?
Например, так. Мною разработана программа уроков внеклассного чтения в 5-8 классах.
Цикл уроков внеклассного чтения для 5 класса содержит 11 уроков, посвящённых сказкам.
Почему именно сказкам?
При создании данного цикла мною учитывались возрастные особенности ребят 10-11 лет как читателей. Дети этого возраста представляют собой сложный тип читателя, они воспринимают книгу и как друга, и как учителя жизни. Им нравятся произведения, где мораль вытекает из действий и поступков героев. Но они не любят морализирования. Зарождается мотив собственного духовного роста в процессе чтения. Поэтому в основе оценки содержания книги у ребят лежит нравственный критерий.
В то же время для читателя 10-11 лет характерен более высокий интерес к необычной фабуле, к тайнам, напряжённым ситуациям, к неожиданностям. А это всё, прежде всего, можно найти в сказках.
Какие же сказки я выбрала для своего цикла? Абсолютно разные. Народные и литературные. Бытовые и волшебные.
На уроках внеклассного чтения в 5 классе мы говорим об обычных сказках, например «Репка» и «Лиса и Заяц», которые посвящены дружбе и взаимовыручке, где добро побеждает зло. А также о необычных, незнакомых ребятам сказках, например истории В. Голышкина «Нир Тваз», в которой мальчик ценой своего сердца спасает другого человека. Мы обсуждаем сказки известных авторов: «Три пряхи» братьев Гримм, «Золушку» Шарля Перро, «Снежную королеву» Андерсена, «Винни-Пуха» А. Милна, сказки О. Уайльда: «Мальчик-звезда» и «Счастливый принц». И завершает цикл моё любимое произведение – «Маленький принц» Экзюпери. На заключительном уроке «Прощание с Тридесятым царством» можно сделать выводы, что многие из ребят, благодаря сказкам, стали внимательнее и добрее, решительнее и отважнее, а их сердца научились быть чуткими.
Цикл уроков для внеклассного чтения в 6 классе посвящён приключенческой литературе, которую можно назвать детской классикой. Основная цель этого цикла – привитие любви к чтению. Начинается он с рассказа О. Генри «Вождь краснокожих». Цикл включает в себя такие
произведения, как повесть А. С. Некрасова «Приключения капитана Врунгеля», А. Гайдара «На графских развалинах», Д. Эрвильи «Приключения доисторического мальчика», Киплинга «Маугли», рассказ К. Дойла «Собака Баскервилей», а также роман Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Серьёзные жизненные уроки извлекают ребята из этих произведений, воспитывают в себе мужество, отвагу, выносливость, преданность, находчивость и смекалку, решительность, чувство товарищества, а также неприятие зла, лицемерия.
Всему этому учит и цикл уроков внеклассного чтения для 7 класса. Называется он «Книги о школе». Ведь именно с 7 класса ребёнок начинает проявлять интерес ко взрослой жизни, его волнуют взаимоотношения с одноклассниками и учителями, хочется выделиться среди ровесников, мечтается о великой дружбе и любви. Всё это можно найти в «школьной» прозе. Поэтому я беру для уроков внеклассного чтения рассказы Ю. Яковлева, повести А. Алексина «Безумная Евдокия», В. Медведева «Баранкин, будь человеком», Р. Фраермана «Повесть о первой любви, или Дикая собака динго» и другие произведения «подростковых» авторов.
И самый сложный цикл уроков внеклассного чтения – для 8 класса. Его я назвала «Эта удивительная фантастика». Начинается он с рассказа Игоря Пидоренко «Все вещи мира» о том, как человек, мечтающий только о приобретении вещей, видящий в каждом своём сне огромный гипермаркет, где всё даётся бесплатно, не смог вернуться в мир людей. Жадность, желание дармовой наживы погубило его. А потом на уроках ведутся беседы о фантастических произведениях А. Грина, Г. Уэллса, А. Беляева, братьев Стругацких, Г. Адамова, И. Ефремова. Благодаря этим произведениям, ребята учатся быть ответственными не только за свои поступки, но и за свои мысли, начинают понимать, как опасен «безумный» прогресс для человечества и какова их роль в том, чтобы на Земле было тихо, чисто и спокойно.
Вот такие уроки помогают, конечно же, привить интерес к книге и к самому процессу чтения. Но, к сожалению, проводить их с каждым годом становится всё труднее и труднее, так как для этих уроков найти нужные книги бывает просто невозможно. Поэтому каждый мой урок становится зачастую не беседой по прочитанному, а презентацией книги.
Что я делаю ещё для того, чтобы вызвать у ребят интерес к книге?
Пытаюсь придумывать тематические уроки словесности (уроки русского языка и литературы), в основу которых положены какие-нибудь литературные произведения. Так, например, возьмём уроки русского языка в
5 классе. При изучении темы «Определение» использую стихи В. Берестова, обращение изучается с помощью «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака. Сборник украинских сказок помогает рассмотреть тему «Простые и сложные предложения». Сказки С. Козлова: «Как львёнок и черепаха пели песню» и «Ёжик в тумане» - помогают ознакомиться с прямой речью. Можно привести много таких уроков русского языка, в основе которых лежат литературные произведения. Конечно же, такие уроки интересны, знакомят с авторами и вызывают интерес к книге.
Я люблю работать над интегрированными уроками. Это трудоёмкая и сложная работа. И если какой-то учебный предмет связывается с литературой, то это тоже, несомненно, вызывает интерес к чтению.
Какие интегрированные уроки были даны мной?
Запоминающимся был урок литературы и истории в 10 классе, посвящённый изучению русско-турецкой войны 1877-1878 годов и рассказу В. М. Гаршина «Четыре дня». На уроке ученики составляли литературный паспорт этого произведения, слушали и сами читали наизусть отрывки из рассказа, работали с исторической картой, обсуждали итоги войны с учителем истории, а также знакомились, благодаря учителю МХК, с судьбой русского художника В. В. Верещагина, показавшего в своём творчестве этот исторический период.
Другой урок истории и литературы проходил в 5 классе. Он назывался «Чему учит нас китайская мудрость?» и был посвящён Китаю, его политической системе, философии, жизни Конфуция, а также китайским народным сказкам.
С учителем музыки показан совместный урок в 6 классе. На нём использовался местный материал: произведения осетинских композиторов, поэтов и писателей. Разучивались песни Л. Цаллаговой, И. Габараева, Н. Кабоева, анализировались стихи К. Хетагурова, Г. Плиева, Нигера, Ш. Джикаева.
Литература и биология. Что общего? Но и здесь мы смогли найти точки соприкосновения. На одном уроке, в 5 классе, погода и возникновение осадков изучались вместе с текстами Шелли, В. Шефнера, Ф. Тютчева, И. Бунина. А в 8 классе отряд воробьинообразных птиц изучался вместе со сборником рассказов М. Пришвина «Глаза земли».
С учителем информатики мною был дан урок в 8 классе. Материал об обработке текстовой информации давался в связи с изучением рассказа Ю. Яковлева «Игра в красавицу».
А недавно любовная лирика А. Пушкина, А. Блока и М. Цветаевой рассматривалась вместе с музыкальными произведениями на уроке искусства в 9 классе. И урок этот назывался «Тема любви в произведениях музыки и литературы».
Такие уроки не только дают большую информацию, но и, несомненно, повышают интерес к изучению литературы.
Ну и последнее, что я хотела сказать.
Начиная с 9 класса, я запрещаю ученикам пользоваться учебником. Все мои уроки литературы строятся на использовании самих текстов изучаемых произведений. А это, согласитесь, вынуждает ученика прочитать именно само произведение, и не обзорно, а целиком, потому что мой излюбленный приём – комментирование текста по главам и эпизодам.
Есть ли результат у всей этой работы? Анкеты учеников показали, что всё-таки есть. 74% десятиклассников на вопрос: «Любите ли вы читать?» ответили утвердительно. Причём, 57% ребят читают произведения помимо школьной программы. Произведения, входящие в школьную программу, нравятся 78% опрошенных. И ещё 83% анкетируемых ответили, что именно учитель может воспитать любовь к литературе, к книге.
Д. Лихачёв писал: «Литература даёт вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей, служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, одним словом, делает вас мудрым».
Всё это я стараюсь донести до своих учеников, пытаюсь сформировать из них настоящих личностей, воспитать вдумчивого читателя художественной литературы.