СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого обучающегося найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения целей профессионального образования. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта»

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ (АМО).

Ткач Ирина Николаевна,

преподаватель экономических дисциплин

КОГПОАУ «Кировский технологический колледж пищевой промышленности»


Аннотация: Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого обучающегося найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения целей профессионального образования. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.


Ключевые слова: АМО, профессиональные компетенции, опережающая самостоятельная работа, проблемные ситуации, деловые игры, мотивация, эффективность. 





Без цели нет деятельности, без интере-

сов нет цели, а без деятельности нет

жизни.

В.Г.Белинский

Образование во все времена было направлено на развитие человека. Определенному этапу развития общества соответствует определенный тип образования. Информационная цивилизация востребует его новый тип, назначение которого создать условия для формирования у выпускников таких компетенций, которые бы обеспечили им успешность и востребованность в профессиональной деятельности и психологический комфорт в личной жизни. Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от обучающего к обучаемому приоритетной целью образования становится развитие способности последнего самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение обучаемыми конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся. Все это позволяет говорить о системе ключевых компетентностей.

В науке до сих пор нет однозначного понимания термина «компетентность», «компетенции», хотя компетентностный подход широко распространен в системе образовании, На мой взгляд, компетентность - это новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности. Компетенции - опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых он хорошо осведомлен.

Формирование профессиональной компетентности, развитие интеллектуальных и творческих способностей, обучающихся по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров происходит как на уроках теоретического обучения, так и во внеурочной деятельности посредством методов активного обучения, применение которых решают проблему активизации обучения. В основе формирования главными будут являться те методы и приемы, которые дадут возможность обучающимся узнать новое, научиться им пользоваться и сформировать интерес к дальнейшему совершенствованию, как знаний, так и умений в профессиональной деятельности. Поэтому активизация познавательной активности рассматривается как наиболее оптимальный путь к формированию компетенций как основ профессиональной компетентности.

Среди методов и приемов познавательной активности можно выделить такие как приемы сравнения, наглядность и иллюстративность, самостоятельная работа с различными источниками информации, эвристическая беседа, использование проблемных ситуаций и др.

Каждый педагог в силу характера и склонностей использует в качестве основных какие-то определенные методы. Для меня, как преподавателя общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров, работающего с обучающимися в процессе всего периода обучения - это эвристическая беседа, связывание изучаемого материала с жизненным опытом обучающихся, работа с различными источниками информации, учебные дискуссии, соревнование, опережающая самостоятельная работа, решение проблемных задач и анализ конкретных ситуаций, проведение деловых игр.

В процессе эвристической беседы, отвечая на вопросы преподавателя, обучающиеся делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли в речи и действиях, активно работают на уроке. Беседа позволяет более эффективно управлять процессом усвоения знаний, активизирует память и мышление обучающихся. С помощью системы целенаправленных вопросов преподаватель направляет и поддерживает познавательную активность, контролирует ее степень. Каждый вопрос заставляет обучающихся думать, припоминать, воспроизводить знания в имеющийся у них опыт. Стимулирующие вопросы и инструкции преподавателя, при умелом их формулировании, заставляют обучающихся в поисках ответа на них активно оперировать учебным материалом, анализировать, осмысливать его, устанавливать различные соотношения и связи, обеспечивая тем самым глубокую переработку усваиваемого материала и, как следствие, его прочное запоминание. К числу таких вопросов принадлежат следующие: «что является причиной?», «как это проверить?», «установите взаимосвязь».

В ходе учебной дискуссии, представляющей собой процесс обсуждения и установления истин уже известных науке, у обучающихся формируются:

  • умения четко формулировать свою точку зрения;

  • навыки полемики и аргументации;

  • уважительное отношение к позициям оппонентов;

  • воспитание установки на взаимное понимание;

  • приобретаются навыки к конструктивной и доброжелательной критике.

Преподаватель при этом выступает как организатор процесса сиюминутного коллективного творчества, выполняющий координирующую функцию и формулирующий выводы. Как метод обучения дискуссия используется на итоговых и игровых занятиях, а ее элементы – во всех формах учебно–воспитательного процесс

Содержанием и продуктом всякого коллективного игрового действия является соревнование, которое реализуется в таких распространенных формах обучения как конкурс, викторина, аукцион. В соревновании выделяется три этапа:

  1. Подготовительный – распределяются роли, выделяется ведущий и эксперт, наблюдающий за игрой, формируются команды, разрабатываются игровые задания и система оценивания.

  2. Процесс соревнования – здесь важно создать дух соревнования, игровое состояние, проявляющееся в сопереживании, увлеченности, азарте, настойчивости и неутомляемости обучаемых.Преподаватель – наблюдатель, корректирующий решения и поведение участников, не нарушающий при этом ощущения самостоятельности и самоорганизации.

  3. Анализ результатов. Проводит преподаватель с соблюдением главного правила: анализируется и оценивается выполнение игровых заданий, а не личность студента. При этом раскрываются ошибки и отмечаются наиболее удачные решения.

Соревнование как игровой метод, способствует сплочению группы; пробуждает скрытые резервы познания и общения; задействует непроизвольное запоминание, развивающее ассоциативное мышление; заменяет дисциплину принуждения самодисциплиной, развивает положительную соревновательную мотивацию.

Занятия, проводимые методом конкурсных заданий, развивают интерес к дисциплине и специальности; приобщают к самостоятельной творческой работе; прививают навыки участия в различных формах соревнования; развивают чувство товарищества и профессиональные качества будущего специалиста; трудолюбие, аккуратность, наблюдательность и ответственность обучающихся. При проведении занятия методом конкурсных заданий полезно и оправдано составление и решение кроссвордов, особенно в конце занятия, когда активность обучающихся снижается, а внимание рассеивается. Решение кроссвордов в этом случае играет роль психологической разрядки, и обучающиеся охотно включаются в новый вид деятельности, как в командах, так и самостоятельно. В результате, тренируется память, развивается сообразительность, умение анализировать и сопоставлять, логически мыслить, воспитывается усидчивость и настойчивость в достижении цели. При самостоятельном составлении кроссвордов первостепенное внимание уделяется правильной формулировке вопросов обучаемыми. По ним можно достаточно объективно оценить их знания и уровень умственного развития. Следует выделить две основные формы организации самостоятельной работы обучаемых:

  • работа с заранее заготовленными преподавателем кроссвордами;

  • самостоятельное составление этих игр на основе предложенной информации.

Первая направлена на воспроизведение в памяти учебной информации и является эффективным средством закрепления изученного материала.

Вторая - позволяет перевести обучаемых на продуктивный вид деятельности, требующий не только многократного синтеза и анализа учебного материала, но и конструирования игры- задачи.

Применение самостоятельной работы обучающихся с кроссвордами позволяет разнообразить традиционные методы контроля, усвоения и закрепления теоретических знаний; домашние задания; внести игровые элементы в процесс обучения, положительно влияющие на интеллектуальное развитие молодежи.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся, индивидуализации их учебного труда и формирования активности личности в учебном процессе на любом курсе обучения предлагается опережающая самостоятельная работа. Ее цель - вызвать интерес к проблеме, которую предстоит изучать; овладеть какой-либо информацией, которая позволит осознанно относиться к излагаемому преподавателем учебному материалу, включиться в обсуждение нового материала с конкретными дополнениями или вопросами; критически отнестись к новому учебному материалу, оценивая его с позиции своего, хоть и маленького, профессионального опыта.

Опережающая работа теоретического характера представляет собой самостоятельное изучение теоретического материала, предваряющее рассмотрение вопросов совместно с преподавателем. Для этого используются различные виды заданий, например,

  • изучение и анализ нормативных документов;

  • самостоятельный подбор дополнительной литературы;

  • отслеживание публикаций в отраслевых журналах;

  • подготовка сообщений по отдельным темам.

Опережающие задания практического характера предлагаются в виде:

  • опережающих наблюдений, которые предваряют теоретические положения нового учебного материала. Такая форма дает возможность эффективно выстраивать подачу нового материала, т.к. обучающиеся, слушая теоретические положения, дополняют их наблюдениями из практики;

  • опережающих выполнений отдельных реальных практических заданий по разрешению конкретных ситуаций.

Применяя на практике метод самостоятельной опережающей работы, приходится учитывать некоторые особенности, которые затрудняют его широкое использование:

  • невысокие общеучебные умения и отсутствие потребности и психологической готовности к самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучаемых первого курса не всегда позволяют увидеть желаемый результат в выполнении практического задания опережающего характера;

  • необеспеченность в достаточном количестве учебно-методической литературой затрудняет использование в практике опережающих самостоятельных заданий по отбору и изучению литературы;

  • любое практическое задание, носящее опережающий характер, должно быть выполнено не однажды, иначе идет закрепление возникших ошибок, поэтому на анализ и практическое выполнение заданий необходимо иметь резерв рабочего времени.

Практика показывает, что идея самостоятельной опережающей работы реализуется эффективнее при соблюдении ряда условий:

  • задания выполняются не по учебнику, а по дополнительной литературе;

  • задания связаны с интересными проблемными задачами;

  • задания носят индивидуальный характер;

  • обучающиеся не наказываются за невыполнение заданий, но поощряются за выполнение (например, участие в опережающей работе - обязательное условие для получения отличной итоговой оценки по предмету).

Применение преподавателем метода опережающей самостоятельной работы позволяет сделать интереснее уроки теоретического обучения, поднять их уровень, дает возможность создавать проблемные ситуации, стимулирующие поисковую деятельность обучающихся; формировать у них устойчивую положительную мотивацию учения, развивать познавательные интересы и потребности.

В практике преподавания учебных дисциплин и междисциплинарных курсов из группы неимитационных игровых методов обучения наиболее распространены решения проблемных ситуационных задач и анализ конкретных производственных ситуаций.

Проблемная ситуация - это совокупность условий, обстоятельств, характеризующих такой тип учебной или профессиональной деятельности, при котором проявляется потребность в освоении новых знаний или способов деятельности. Она является общим условием, вызывающим в мышлении продуктивные процессы. Мышление начинается с момента осознания и формулировки проблемы. Проблема, принятая к решению, и есть проблемная ситуация.

Проблема-слово греческого происхождения (греч.problem a- задача). В широком смысле - система практических и теоретических вопросов, требующих разрешения. Проблема с указанием каких-либо параметров ее решения представляет собой проблемную задачу.

Создавая проблемную ситуацию, преподаватель:

  • обеспечивает оптимальное соотношение между имеющейся учебной информацией и информацией, которая необходима для решения проблемы;

  • создает эмоциональный настрой учебных занятий за счет выразительности преподавания и поощрения попытки решения задач нестандартного типа.

Перенос усвоенных действий, знаний и умений на новые задачи – важное условие формирования творческих способностей обучающихся. Чем шире круг объектов, к которым обучающийся применяет усвоенные знания и умения, тем шире круг задач, которые он в состоянии решить. Сложные проблемные ситуации, предложенные обучаемым и имитирующие профессиональную деятельность специалистов, способствуют развитию у них творческого мышления, развивают способности производить новые знания, формируют умения применять знания на практике.

Проблемная задача не имеет стандартного решения, то есть решается не по схеме, алгоритму или образцу. Это, прежде всего поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний или способов действий.

В отличие от учебной ситуационной задачи конкретная производственная ситуация имеет ряд особенностей:

  • в ее основе лежит достаточно сложная проблемная ситуация, для решения которой, как правило, требуются знания не одной, а нескольких дисциплин;

  • сама проблема формулируется не явно и, как правило, в условиях недостаточности информации;

  • наличие сложной проблемной ситуации и неявность проблемы требуют дискуссионного обсуждения полученных результатов, итогом которого является выработка оптимального коллективного решения.

Вследствие большей сложности анализ конкретной ситуации происходит не в один, а в несколько этапов, каждый из которых, в свою очередь, требует ряда действий – шагов, а значит, необходимо значительно больше времени, чем для решения ситуационной задачи. Работа преподавателя по анализу конкретной ситуации включает ее разработку, подготовку и проведение занятия по анализу, подведение итогов занятия.

Наиболее эффективным методом обучения и проверки готовности обучающихся к решению комплексных практических задач, основанных на моделировании профессиональной деятельности специалиста, является деловая игра. Деловая игра – это метод обучения путем имитации реальной производственно-хозяйственной деятельности.

Содержание и продолжительность игры определяются целями ее проведения и ролью «охваченных» игрой учебных дисциплин в формировании специалиста.

Проведение деловых игр по учебным дисциплинам и МДК – сложный и результативный метод обучения. Деловые игры способствуют выработке у обучающихся профессиональных качеств, необходимых в практике работы по специальности; учат действовать и принимать компетентные решения в конкретных ситуациях; являются стимулом активизации самостоятельной работы по приобретению знаний, умений и навыков и формируют общие и профессиональные компетенции.

Назначение деловых игр заключается в апробации, закреплении и выявлении некоторых специальных и личностных норм отношений между людьми в процессе профессиональной деятельности. При этом участники игры учатся работать во взаимодействии, приходят к решениям, приемлемым и для остальных участников игры. С помощью игровых форм развивается теоретическое и практическое мышление специалиста, способность к принятию коллективных решений, умений и навыков социального взаимодействия, руководства и подчинения.

Деловая игра как метод активного обучения обеспечивает преимущественно третий и четвертый уровень усвоения. В тоже время не следует забывать, что, не усвоив деятельности на первом уровне (уровне знакомства), обучающиеся не смогут перейти ко второму (уровню воспроизведения); не усвоив деятельности второго уровня, не перейдут к третьему (уровню умения и навыков) и т.д.

Участие в игре требует серьезного запаса знаний, в связи с чем целесообразно проводить ее на старших курсах, когда у обучающихся уже имеется определенная теоретическая подготовка, формируются осознанные профессиональные умения и навыки. Полезна может быть деловая игра и на ранних стадиях обучения, когда нужно повысить интерес обучаемых к получаемой специальности. Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности самого педагога, как от использования АМО, дающего простор для творческого поиска и развития его потенциала, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. 

Как показывает опыт, применение активных методов обучения закладывает тот самый фундамент, на котором будет строиться дальнейший профессиональный рост выпускника и позволяет воспитать предприимчивых, деловых, профессионально компетентных, умеющих быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, способных принимать ответственные решения молодых людей, готовых возродить экономику с


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!