СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта "Эвристическое обучение на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Документ в текстовом редакторе к презентации "Обобщение педагогического опыта"

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта "Эвристическое обучение на уроках физики"»

Доклад к обобщению педагогического опыта

Номер слайда

Тезисы

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет». Аристотель

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.

«Обществу необходимы нестандартно мыслящие, творческие люди, умеющие преобразить любую ситуацию»

Соответственно возникает вопрос как разрешить противоречия педагогической практики:

  • Между потребностью общества в образованной, творчески развитой личности и падением интереса учащихся к образованию, к знаниям;

  • Между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний

В связи с этим применяю на уроках эвристическое обучение, целью которого являются:

Создать условия для развития творческих способностей учащихся, мышления путем решения нестандартных, эвристических задач;

Задачи:

  • Создать условия для развития интереса к изучению физики, творческих наклонностей учащихся и практических умений;

  • Развивать умения выдвигать гипотезу, наблюдать и описывать свойства различных объектов, делать выводы, участвовать в дискуссиях.

Каждый ребенок есть в известной степени гений. Шопенгауэр.

Понимание этого помогает мне двигаться, как педагогу, в направлении применения на уроках различных методов ведения урока.

Наряду с традиционными методами необходимо вооружить обучающихся и эвристическими методами решения задач, которые основаны на фантазии, преувеличении, «вживании» в изучаемый предмет или явление.

Эвристический метод в обучении Россия переходит на новые стандарты в образовании. Знания не должны предлагаться в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно. Обучение ориентируется не на среднестатистического ученика, а на каждого ребёнка. По Хуторскому А. В.  «эвристический метод обучения отличается от развивающего и проблемного качественно новой задачей: развитие не только ученика, но и траектории его образования ,включая развитие целей , технологий , содержания образования». Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового.

Физическая задача – интеллектуальная ситуация, требующая от обучающихся мыслительных и практических действий.

Классификация методов решения эвристических задач:

  • Метод «вживания»

  • Метод смыслового видения

  • Метод «Если бы…..»

  • Метод придумывания

  • Метод гиперболизации

  • Мозговой штурм

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Исторически эвристические методы известны со времён Сократа,  как способы обучения  путём беседы. Обучающемуся предлагаются вопросы с последующим обсуждением ответов.

  1. Каждый вопрос – небольшая мыслительная задача. Каждый ответ – микропродукт, обладающий субъективной новизной.

  2. Каждый последующий вопрос вытекает из ответа на предыдущий.

  3. Вся совокупность вопросов последовательно ведет учащихся к искомому.

  4. Если учащийся не дает ответа на вопрос, значит, вопрос поставлен неверно или несвоевременно.

  5. Ошибочные ответы ученика опровергаются контрвопросами, вскрывающими ошибку ученика.

На минибеседах мы говорим уникальности, своевременности открытий, успехах в развитии науки и техники, о применении знаний в обычной среде, причем беседу нужно проводить эмоционально. Трудно четко спланировать эти краткие беседы, отразить их содержание в поурочном планировании, т.к. зачастую они бывают импровизированными. Так, на уроке «Тепловые двигатели. КПД» беседуем «Если бы не был изобретен ДВС?». На уроке по теме «Давление» можно использовать жизненные ситуации: «Вы очень торопитесь, но видите, что расписание на завтра изменилось. Вы достаете дневник, прикладываете к стене и начинаете писать ручкой. После первого слова, ручка перестает писать. Почему и что делать?»

Совокупность эвристических приемов (эвристик), использование которых полезно при решении учебных физических задач (И.В. Старовикова).

  1. Абстрагирование, идеализация.

  2. Замена терминов определениями.

  3. Моделирование:

а) разработка новых моделей;

б) временное упрощение;

в) введение вспомогательных элементов.

  1. Использование гипотез.

  2. Мысленный эксперимент.

  3. Дедукция.

  4. Индукция.

  5. Использование аналогий.

  6. Анализ.

  7. Синтез.

  8. Рассмотрение задачи с разных сторон.

  9. Вживание в образ явлений. Принятие роли объекта задачи на себя.

  10. Переключение на решение других задач, параллельное решение
    нескольких задач, перерыв в решении задач, отдых.

  11. Регулирование уровня уверенности в себе.