СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие монологической речи учащихся"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема определяет планируемые результаты, формы занятий для их достижений, работу учителя в методических объединениях, новшества в работе с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие монологической речи учащихся"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа селения Цалык"








Обобщение опыта работы

учителя осетинского языка и литературы

МКОУ «СОШ с. Цалык» Боциевой А.В.



Методическая тема: «Развитие речи учащихся на уроках осетинского языка»





















Выбор данной темы мною обусловлен тем, что заметила, как дети к концу 11 класса не умеют, как хотелось бы, правильно, умело выражать свои мысли. Даже если у ребёнка большой лексический запас, на практике ему почему-то трудно бывает грамотно выразиться, правильно построить одно или ряд предложений.

В письменных работах творческого характера также наблюдается нарушение последовательности изложения материала, поверхностность его содержания. Часто слышала от ребенка: « Я знаю, понимаю, но не могу сказать, написать». Поэтому я считаю эту проблему для себя актуальной. Зачем мне учить ребёнка, если он в дальнейшем не способен говорить, как следует? Ведь я хочу, чтобы он, кроме того, как писать грамотно, владел более значительными навыками и умениями, например: писать, сочинять стихи, рассказы, очерки, то есть развить в нём творческие способности. А это для родного осетинского языка сегодня актуально – всё меньше и меньше желающих говорить и писать на родном языке.

Используя некоторые формы работы по данной теме, хотелось бы получить следующие результаты:

  1. научить детей владеть связной речью;

  1. уметь содержательно передать смысл прочитанного;

  2. повысить грамотность, выразительность письма и речи;

  3. развивать в детях творческие способности;

  4. привить любовь к чтению, фольклорному богатству осетин.

При выборе темы, я учитывала и её взаимосвязь с методической темой школы – «Развитие монологической речи учащихся». Продолжая работать и сегодня над данной темой, я использую следующие формы занятий:

  1. применение на уроках и переменах словесных игр; (приложение)

  2. проведение традиционных уроков «Письма любимому автору», «Писем поздравлений и благодарностей», «Диалоги с Коста», «Писем матери», «уроки выразительного чтения», «Описаний предмета, сюжета и др.»; (прилож.)

  3. подготовление детьми информационных мини - сообщений; (прилож.)

  4. создание творческих проектных работ (сочинение, работа по картине, интервью, исследование национальных зоо, цветовых и цифровых символов );

  5. проведение экскурсий (тематических);

  6. изучение и подготовление к урокам материалов национальной периодической печати (газеты, журналы)

  7. составление диалогической речи по ситуации;

  8. работа с текстом (структурный, грамматический, орфографический др. анализы текста, правильное его составление из предложений);

  9. работа по исправлению речевых ошибок по отрывку из текста или в предложениях из творческих работ самих учащихся и др.


Все эти виды работ дополняют ту основную, что каждый учитель словесности делает на уроках ежедневно. Конечно, требуется больше времени, сил, новых знаний учителю, чтобы добиться нужных результатов. Мне кажется, что здесь важнее заинтересовать ребенка - если это его привлекло, учитель должен ещё больше постараться, не разочаровать ученика. И тогда обе стороны обретут коммуникативность работы, двустороннее общение. Каждый вид работы своеобразен.


По использованию на уроках и переменах словесных игр, отмечу то, что дети(5-6 классы) с большим желанием начинают ходить на уроки. Они сами стараются к следующему уроку придумать какую-то грамматическую игру. Это тоже интересная форма работы. По ней я читала доклад на тему «Виды внеклассной работы по развитию речи в 5 – 6 классах» на республиканской конференции по теме: «Проблемы современного языкознания» в 2006 году, состоявшейся в Северо-Осетинском ГУ.

Традиционными в моей работе стали Недели Коста Хетагурова(наш народный поэт, публицист, драматург) , «Осетинского языка», который отмечаем ежегодно и предметные. В эти дни дети во всех классах особенно любознательны, заняты подготовкой к мероприятиям и очень ответственны. Решению данной задачи (Развитие речи учащихся на уроках осетинского языка) сопутствуют и те внеклассные мероприятия, занятия в кружке «Азбука актера», различные конкурсы, при подготовке к которым учу детей правильно, четко и выразительно произносить слова, читать монологи, готовить творческие работы.

Работа в методических объединениях.


Участвуя в работе районного МО, мною даны открытые тематические уроки по осетинскому языку в 7 классе по теме «Ǽмбалы хорзæх алкæй дæр уæд»(Друг познается в беде) в 2006-2007 учебном году, и «Архаизмты нысаниуæг»(Изучение архаизмов) в 2008 году.

В 2009-2010 учебном году по использованию новых информационных технологий (работа с интерактивной доской) был дан открытый урок по литературе в школе (с. Цалык) и мастер-класс (гимназия №45 г. Владикавказа) по теме «Батрадз - лучший из лучших среди Нартов»

На районных семинарах делаю доклады, сообщения по обмену опытом. В школьном МО, также не без интереса участвую и в составлении плана работы на год, и подготовке открытых уроков, семинаров, докладов.

Готовлю сообщения на заседании ШМО после прохождения курсов РИПКРО и посещений республиканских, районных семинаров.

Часто участвовала в различных конкурсах, проводимых районным и школьным МО – была членом жюри, проверяла конкурсные и олимпиадные работы. Учителя осетинского языка и литературы района используют в своей работе материалы моих уроков, элективных курсов, сценариев, дидактических пособий. Принимала участие в республиканских семинарах, встречах по обсуждению и составлению учебников осетинского языка, ТКО(традиционной культуры осетин).

В 2010-12 годах работала заместителем директора по учебной работе. Внедряла в работу информационно-технического пространства школы образовательную сеть «Дневник.ру» , вела отчетность и архивирование по «Хронографу». В это же время был введен новый ФГОС в 1 классе. Совместно с учителем данного класса нами были составлены программы по 7 предметам.


Детские творческие проекты.

Хочется сказать о новом методе работы «проектное обучение», которым увлеклась в 2012-13 учебном году. В работу были вовлечены учащиеся, имеющие творческие способности по художественному слову.

Ребятам этот вид деятельности очень понравился – после анализа творческих работ (по сочинениям разного вида: по произведению, картине, фильму, эссе), ученики, получившие оценки 4 и 5 набирают свои работы на компьютере, оформляя их дополнительно наглядным материалом. Например, сочинения по темам «Мой настоящий друг» или «Мои добрые соседи», «Лучший ученик школы», «Человек года нашего села» и др., дополняются фотографиями, рисунками самого учащегося. Это дело не скоро делается, но здесь присутствует элемент интегрированного урока. Учитель информатики, конечно, тоже приветствует такую форму работы. Дети с особым интересом подбирают нужный материал, всё время в поиске. С учащимися 9 класса создали исследовательскую работу « Символы тотемов, цвета и чисел в этнографии осетин», участвовали с ней в дистанционном конкурсе проектно-исследовательских работ ЦДМ «ИнтеллектУм» и заняли 3 место. Исследовательская работа «История возникновения рощи Хетага» заняла 2 место в ДМ «Медалинград». Сейчас ведется работа по теме «Бусина желаний (Цыкурайы фардыг) осетин. Миф или реальность»,

Ребята также готовят мини-сообщения, рефераты, доклады, презентации к изучаемой теме урока, и на итоговые уроки, т.е. используется научно-исследовательский метод работы. Это пока трудоемкое занятие, новое для них, и для меня, но детям интересно. А это самое главное - дети начинают более выразительно, интереснее, выражать свои мысли.




Уровень гражданской активности.


Являясь гражданином РФ, считаю, что учитель должен быть одним из активнейших членов общества, быть в курсе событий и политических, и культурных, и даже экономических.

В 2004 году я участвовала в выборах Президента РФ и политических партий – была членом участковой избирательной комиссии с. Цалык. В 2008 году была членом комиссии с правом совещательного голоса. В 2007 году была избрана секретарём Управляющего совета МОУ СОШ с. Цалык и до сих пор веду эту работу. Являюсь членом экспертной комиссии по определению стимулирующих выплат с 2008г.

В выборах в местное самоуправление села в 2012г. была наблюдателем от кандидата. Создала свой сайт и несколько портал-страничек на таких сайтах, как «ns-portal», «Прошколу», «Мультиурок», «Дневник.ру» и др., которые регулярно пополняю своими методическими разработками. Активно общаюсь с пользователями данных ресурсов, вхожу в полемику по тем или иным вопросам.

Очень часто с учениками старшего звена выходим на уборку территорий села по своей инициативе. Люблю театр, поэтому вот уже 20 лет вовлекаю детей в театральную жизнь. Вот уже четвертый год ходим в гости со спектаклями в наш детский сад «Теремок». Очень люблю читать, особенно классику, как русскую, так и нашу, осетинскую. Пишу стихи и рассказы.


Бузныг – мад-ныййарёгён!


Уёд ныццарыдтой нё хёхтё,

Уёд нё дёттё систой хъёр,

Знаг куы ‘рбабырста уёндонёй,

Знёт ёрдонгтёй батар зёхх.


Нал фёлёууыд иудёр хъусёй,

Никёйуал ёндёвта хур.
‘Взонг хъёбултё сахъ, цыренёй

Ивылдысты тохмё ‘мкъул.


Уым фыдгул рёхуыста карзёй, -

Уый нё зыдта тугёй ‘фсис:

Мардта, карста саби, хистёр;

Марой алкёцёй хъуыстис.


Сыстад мад. Уый хоры бёсты

‘Хсаргард фелвёста бёрзонд:

Фестад бирётён ныфсыхос –

Знаг ссардта ссёст хуыггом.


Бузныг цардхёссёг салдатён,

Бузныг, фёсчъылдым хёцёг!

Арфё – алкёйы хёдзарён,

Арфё – мад-ныййарёгён!

2011г, май


Весенняя капель.


Звенит сибирская капель

И ручейки бегут в овраги.

А на Урале вторя им,

Сосульки зазвенели разом.

И так повсюду, где зима

Хозяйничала смело, властно,

Где понастроила мосты

И намела сугробов царства.


Но не у нас, где было жарко:

Ведь здесь Кавказ – очаг тепла.

Прождали зиму мы напрасно –

Она к нам так и не пришла.

Не зазвенит капель хрустально,

Не побегут ручьи в овраг,

И не поднимает настроение

Сосулек звонких ладный глас.


И все же чувствуется что-то:

Капелей трель звучит в душе.

Несут ветра, наверно, к югу

Сибири и Урала треск.

И вот мы в воздухе весеннем

Вновь ощущаем перезвон

Сосулек, рек, сугробов талых,-

Пришел он к нам с уральских гор.


А мы пошлем вам дар с Кавказа

На Север первоцветов свет.

Пусть снега не было – природа

Свое берет ‘спокон веков.

Пусть полетит в Сибирь, Камчатку

Кавказский аромат цветов

Весенних, нежных и прекрасных, -

Пусть будет так ‘спокон веков!

апрель, 2013г.