СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение по теме "Части речи" 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК "Школа России" Канакина В. П.

Содержит пояснительную записку, разработку урока, презентацию

Просмотр содержимого документа
«РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 4 КЛАСС ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ ЧАСТИ РЕЧИ»

Русский язык 4 класс Урок – обобщение по теме: «Части речи»


Ход урока

УУД

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!

Сегодня на уроке нам часто придётся работать в группах, поэтому каждый из вас сейчас выберет жетон и займёт своё место согласно цифре жетона (1 группа, 2 группа, 3 группа)


Личностные УУД:

положительное отношение к уроку;

формирование норм поведения


Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с учителем


2. Определение темы и цели урока.

- Открыли тетради, записали число, классная работа.

Всему название дано – И зверю и предмету. Вещей вокруг полным – полно, А безымянных нету.

-Сколько таинственного и чудесного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим очень богат. -О каких словах идёт речь с точки зрения русского языка?

- Прочитайте слова и определите по какому признаку их разделили на 3 группы.

Бегут, ходить, летят.

Местный, прекрасный, окрестный.

Берег, обложка, дубки. (слайд 2)

-По какому признаку разбиты все эти слова на тройки? (разные части речи)

-Как вы определили, к какой части речи относятся слова?

(по вопросу, что обозначает)

-Продолжите тему сегодняшнего урока:

Обобщение знаний об ….(имени существительном, имени прилагательном и глаголе). (слайд 3)

- Какой цели мы должны достичь в конце урока?

Познавательные УУД:

формулировка проблемы


Личностные УУД:

формирование мотивов учебной деятельности


Регулятивные УУД:

умение анализировать информацию


Коммуникативные УУД:

формирование умения слушать, вступать в диалог, делать умозаключения

3. Словарная работа

а) Орфографическая разминка

Данные слова распределили на группу не только по частям речи, но и орфограммам.

-На какую орфограмму слова в 1 строчке, 2 строчке, 3 строчке?

Назовите орфограммы и объясните их. (слайд 4)

б) Словарная работа

- Прочитайте слова на слайде, какая орфограмма объединяет их? (слайд 5)

(Р..бота, б..лет, сах..р, б..седа, вет..р, ж..лтый, инт..ресный, х..зяин, ч..рный, м..роз)

- Запишите слова в столбик и образуйте однокоренные слова разных частей речи: 1 группа – имена существительные, 2 группа – имена прилагательные, 3 группа – глаголы.

Проверка: каждая группа зачитывает свои группы однокоренных слов.

- Что вам помогало в выполнении данного задания?

Познавательные УУД:

умение работать с информацией, соотносить информацию с правилами русского языка


Личностные УУД:

формирование мотивов учебной деятельности


Регулятивные УУД:

умение анализировать информацию, умение работать в группе


Коммуникативные УУД:

формирование умения слушать, вступать в диалог, делать умозаключения

4. Актуализация знаний

а) Организация работы

-У нас в гостях сегодня 3 королевы – королева имён существительных, королева имён прилагательных, королева глаголов. Они пришли к нам на урок, чтобы помочь нам обобщить знания о жителях своих королевств. Они пришли не с пустыми руками, а захватили уставы своих королевств и задания, которые помогут вам развивать умения применять изученные правила. А что такое устав? (в словаре краткое определение слова устав – свод правил) (слайд 6)

-Я прошу вас взглянуть на уставы и прочитать нам их.

Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3.

-Можете ли вы это сделать? В чём проблема? (пропущены слова)

-Оказывается, самые важные слова из уставов исчезли, необходимо их восстановить.

- Как легче справиться с трудным заданием? (работая в группе)

-Давайте повторим правила работы в группе (правила на столах каждой группы) Приложение 4

Правила работы в группе:

  1. Выбрать, кто будет читать задание, и записывать общее решение.

  2. Подумать самостоятельно.

  3. Выслушать точку зрения каждого.

  4. Выбрать правильный вариант.

  5. Выбрать выступающего и его помощника или помощников.

Работа в группах – восстанавливают тексты уставов.

б) Обобщение знаний об имени существительном

Отчитывается группа помощников королевы имён существительных, читают устав.

-В каких случаях, правописание падежных окончаний имён существительных вызывают трудности? (безударные)

Задания от королевы всему классу:

Задание №1.

-Списать словосочетания, определив склонение и падеж существительных, вставить пропущенные окончания. (слайд 7)

-рассказать бабушк.. -

-из соседней деревн.. -.

-лежать в постел.. -

-сменили к весн..

-побывал на спектакл.. -

-Проверка. Сравнивают свои записи со слайдом и объясняют, почему слово имеет такое окончание (слайд 7)

-рассказать бабушке -1скл., Д.п.

-из соседней деревни -1 скл., Р.п.

-лежать в постели -3 скл., П.,п.

-сменили к весне -1 скл., Д.п.

-побывал на спектакле -2 скл., П.п.

Задание №2

- Работая в группах, разберите имена существительные по составу и поберите к схеме своё слово: (слайд 9)

1 группа – подводник, березонька, загадка, (корень, суффикс, окончание).

2 группа – подушка, осинник, подарок, (корень, суффикс, окончание).

3 группа – подруга, записка, подъезд, (корень, суффикс, окончание).

Проверка: выходят по 1 человеку из группы к доске и записывают разбор. Совместно рассматриваем правильность выполнения задания, делаем исправления.



в) Обобщение знаний об имени прилагательном

Устав читают помощники королевы имён прилагательных.

Задания от королевы

Задание №1

Она предлагает выполнить его в парах, работая по очереди. Королева напоминает, чтобы выполнить правильно задание, надо помнить из устава про род имён прилагательных.

(Работа в парах проводится на заготовленных бланках) Приложение 5 Впишите пропущенные окончания, указав число, род и падеж имён прилагательных.

Проверка (пары подписывают листочки и обмениваются с другой парой и осуществляют взаимопроверку, выставляют оценку, затем сверяют с образцом ответов, предложенных учителем, выставляют повторно оценку (работу проверяют чернилами двух цветов – листочки сдают)) (слайд 10)


число

род

падеж

На старом болоте

Ед.

Ср.

П.

Мудрыми советами

Мн.

-----

Т.

В прекрасную царевну

Ед.

Ж.

В.

Отважная девочка

Ед.

Ж.

И.

Из королевского дворца

Ед.

М.

Р.

От доброй феи

Ед.

Ж.

Р.

К снежной королеве

Ед.

Ж.

Д.


Физминутка


г) Обобщение знаний о глаголе

Устав читают помощники королевы глаголов.

Вопросы классу: -Как по неопределённой форме глагола определить спряжение?

-Перечислите глаголы исключения. (2спр. - Видеть, смотреть, слышать, дышать, обидеть, ненавидеть, держать, вертеть, гнать, зависеть, терпеть. 1спр. – Брить, стелить.)

Задания от королевы Задание №1 Игра «Найди глаголу своё место». Королева приготовила для вас таблицу и слова – глаголы. Таблицу нужно заполнить глаголами. Приложение 6

Ученикам выдаётся таблица и набор слов, которые они должны распределись по ячейкам.

Проверка: каждая группа зачитывают свои ответы

Задание №2 -А как узнать, какой суффикс пишется перед суффиксом л в глаголах прошедшего времени? Найдите в тексте глаголы и поставьте их в форму прошедшего времени. Определите род. Объясните написание суффикса. (устно) (слайд 11)

Дети смотрят телевизор. Куда ты гонишь гусей? Зима стелет снежный ковёр. Парикмахер бреет бороду. Туристы пилят и колют дрова. Учитель скажет, когда приходить. Коля клеит обои. Ветер колышет знамёна. Больной тяжело дышит. Корабль держит путь в порт. Девочка пишет письмо. Ответ зависит от решения.



Познавательные УУД:

умение работать с информацией;

умение соотносить определение и термин;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы


Регулятивные УУД:

изучают условия учебной задачи;

анализируют собственную работу и работу соседа;

умение контролировать свою деятельность.




Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания



Личностные УУД:

проявление инициативы в оказании помощи одноклассникам;

проявление самостоятельности

5. Рефлексия.

Вы справились со всеми заданиями, которые предложили нам королевы. Помогли вам в этом знания, внимание и сотрудничество.

Рефлексия (сдайд 12)

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

- Была ли достигнута цель урока?

Выставление оценок

Регулятивные УУД:

Оценка деятельности одноклассников

Личностные УУД:

самооценка

6. Домашнее задание

С 117, № 250 (объяснить)


7. Итог урока (слайд 13)

Закончен урок и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам!

За то что упорно и дружно трудились

Что на уроке вы не ленились!




Просмотр содержимого документа
«пояснительная записка русский язык 4 класс ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЧАСТЯХ РЕЧИ»

Пояснительная записка

Урок – обобщение по теме: «Части речи»

План урока составлена по учебнику В. П. Канакина. ФГОС" 4 класс, УМК "Школа России", Москва "Просвещение" 2013год.

Цель данного урока: создание условий для систематизации и уточнения полученных знаний о частях речи.

Задачи:

Образовательные: определить тему и цель урока; обобщить знания об изученных частях речи;

Развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельной и групповой деятельности, умению выполнять действия согласно предложенному алгоритму (правилу), умению делать выводы и обобщения, развитию культуры речи и грамотного письма;

Воспитательные: воспитывать положительные качества личности, желание учиться с интересом; воспитание умения работать в группе и самостоятельно.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


Методы и формы обучения:

Методы: словесный, наглядный, практический

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах, игровая.


Образовательные ресурсы: учебник русского языка В. П. Канакина 4 класс издательство «Просвещение» 2013г., 2 часть.

Наглядно-демонстрационный материал: Мультимедийная презентация

Оборудование: Компьютер, проектор, экран,

Данный урок предназначен для учащихся 4 класса.

Этапы урока:

I. Организационный момент. II. Определение темы и цели урока. III. Словарная работа. IV. Актуализация знаний. V. Рефлексия. VI. Домашнее задание. VII. Итог урока.

Каждый этап урока способствует достижению цели и планируемых результатов.





Планируемые результаты: 

Предметные:

- систематизировать знания об изученных частях речи; - формировать умение определять грамматические признаки глагола, имени существительного, имени прилагательного; - овладение нормами русского литературного языка;

Метапредметные (УУД):

Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать учить выделять существенные признаки.

Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров).

Коммуникативные: - учитывать разные мнения, умение сотрудничать; - уметь формулировать собственное мнение и позицию; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Личностные:

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах и парах, при проверке, в роли консультантов и организаторов; - развитие самостоятельности; - развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.

Актуальность использования групповой формы работы

Данный урок разрабатывался согласно принципам обучения: наглядности, доступности, коррекционной направленности.

Одной из форм организации деятельности учащихся на уроке, которая помогает реализовать данный подход, является групповая работа.

Групповое обучение помогает организовать работу, при которой обучающиеся тесно взаимодействуют между собой, что влияет на развитие их речи, мышления, интеллекта и ведет к взаимному обогащению, формированию универсальных учебных действий.

Групповая форма работы, во - первых, повышает учебную и познавательную мотивацию учеников. Во-вторых, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В-третьих, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания происходит взаимное обучение, поскольку каждый ученик вносит свою лепту в общую работу. Именно групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию толерантности, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Возможные риски: - нежелание учеников работать в одной группе; - не достаточно прочно усвоен материал; - задания не соответствуют уровню подготовки детей; - не хватило времени на выполнение задания.

Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку русского языка 4 класс обобщение по теме ЧАСТИ РЕЧИ»

Русский язык  4 класс Итоговый урок по теме:  «Части речи»  Составитель: учитель начальных классов  первой квалификационной категории Глушакова Л. В

Русский язык 4 класс

Итоговый урок по теме:

«Части речи»

Составитель:

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Глушакова Л. В

Бегут, ходить, летят. Местный, прекрасный, окрестный. Берег, обложка, дубки.
  • Бегут, ходить, летят.
  • Местный, прекрасный, окрестный.
  • Берег, обложка, дубки.
ТЕМА: «Части речи»

ТЕМА:

«Части речи»

Бегут, ходить, летят. Местный, прекрасный, окрестный. Берег, обложка, дубки.
  • Бегут, ходить, летят.
  • Местный, прекрасный, окрестный.
  • Берег, обложка, дубки.
Образуй от данных слов однокоренные слова разных частей речи

Образуй от данных слов однокоренные слова разных частей речи

  • Р..бота, б..лет, сах..р, б..седа, вет..р, ж..лтый, инт..ресный, х..зяин, ч..рный, м..роз.
Устав – свод правил

Устав – свод правил

Списать словосочетания, определив склонение и падеж имён существительных, вставить пропущенные окончания

Списать словосочетания, определив склонение и падеж имён существительных, вставить пропущенные окончания

  • - рассказать бабушк….
  • - из соседней деревн….
  • - лежать в постел…
  • - сменили к весн….
  • - побывал на спектакл….
Списать словосочетания, определив склонение и падеж имён существительных,  вставить пропущенные окончания.

Списать словосочетания, определив склонение и падеж имён существительных, вставить пропущенные окончания.

  • - рассказать бабушк е – 1 скл., Д.п.
  • - из соседней деревн и -1 скл., Р.п.
  • - лежать в постел и -3 скл., П.п.
  • - сменили к весн е – 1скл., Д.п.
  • - побывал на спектакл е -2 скл., П.п.
Разбери слова по составу

Разбери слова по составу

  • 1 группа – подводник, березонька, загадка, (корень, суффикс, окончание)
  • 2 группа – подушка, осинник, подарок, (корень, суффикс, окончание)
  • 3 группа – подруга, записка, подъезд, (корень, суффикс, окончание)
Заполни таблицу

Заполни таблицу

Поставь глаголы в форму прошедшего времени, объясни написание суффиксов

Поставь глаголы в форму прошедшего времени, объясни написание суффиксов

  • Дети смотр я т телевизор. Куда ты гон и шь гусей? Зима стел е т снежный ковёр. Парикмахер бре е т бороду. Туристы пил я т и кол ю т дрова. Учитель скаж е т, когда приходить. Коля кле и т обои. Ветер колыш и т знамёна. Больной тяжело дыш и т. Корабль держ и т путь в порт. Девочка пиш е т письмо. Ответ завис и т от решения.
Рефлексия

Рефлексия

  • - Я понял, что…
  • -Было интересно…
  • -Было трудно…
  • -Мне захотелось…
  • -У меня получилось…
Итог урока

Итог урока

  • Закончен урок и выполнен план.
  • Спасибо, ребята, огромное вам!
  • За то что упорно и дружно трудились
  • Что на уроке вы не ленились!
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/968/76968242_0_43c2e_d1487a03_L.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/968/76968242_0_43c2e_d1487a03_L.jpg


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!