4. Актуализация знаний а) Организация работы -У нас в гостях сегодня 3 королевы – королева имён существительных, королева имён прилагательных, королева глаголов. Они пришли к нам на урок, чтобы помочь нам обобщить знания о жителях своих королевств. Они пришли не с пустыми руками, а захватили уставы своих королевств и задания, которые помогут вам развивать умения применять изученные правила. А что такое устав? (в словаре краткое определение слова устав – свод правил) (слайд 6) -Я прошу вас взглянуть на уставы и прочитать нам их. Приложение 1. Приложение 2. Приложение 3. -Можете ли вы это сделать? В чём проблема? (пропущены слова) -Оказывается, самые важные слова из уставов исчезли, необходимо их восстановить. - Как легче справиться с трудным заданием? (работая в группе) -Давайте повторим правила работы в группе (правила на столах каждой группы) Приложение 4 Правила работы в группе: Выбрать, кто будет читать задание, и записывать общее решение. Подумать самостоятельно. Выслушать точку зрения каждого. Выбрать правильный вариант. Выбрать выступающего и его помощника или помощников. Работа в группах – восстанавливают тексты уставов. б) Обобщение знаний об имени существительном Отчитывается группа помощников королевы имён существительных, читают устав. -В каких случаях, правописание падежных окончаний имён существительных вызывают трудности? (безударные) Задания от королевы всему классу: Задание №1. -Списать словосочетания, определив склонение и падеж существительных, вставить пропущенные окончания. (слайд 7) -рассказать бабушк.. - -из соседней деревн.. -. -лежать в постел.. - -сменили к весн.. – -побывал на спектакл.. - -Проверка. Сравнивают свои записи со слайдом и объясняют, почему слово имеет такое окончание (слайд 7) -рассказать бабушке -1скл., Д.п. -из соседней деревни -1 скл., Р.п. -лежать в постели -3 скл., П.,п. -сменили к весне -1 скл., Д.п. -побывал на спектакле -2 скл., П.п. Задание №2 - Работая в группах, разберите имена существительные по составу и поберите к схеме своё слово: (слайд 9) 1 группа – подводник, березонька, загадка, (корень, суффикс, окончание). 2 группа – подушка, осинник, подарок, (корень, суффикс, окончание). 3 группа – подруга, записка, подъезд, (корень, суффикс, окончание). Проверка: выходят по 1 человеку из группы к доске и записывают разбор. Совместно рассматриваем правильность выполнения задания, делаем исправления.
в) Обобщение знаний об имени прилагательном Устав читают помощники королевы имён прилагательных. Задания от королевы Задание №1 Она предлагает выполнить его в парах, работая по очереди. Королева напоминает, чтобы выполнить правильно задание, надо помнить из устава про род имён прилагательных. (Работа в парах проводится на заготовленных бланках) Приложение 5 Впишите пропущенные окончания, указав число, род и падеж имён прилагательных. Проверка (пары подписывают листочки и обмениваются с другой парой и осуществляют взаимопроверку, выставляют оценку, затем сверяют с образцом ответов, предложенных учителем, выставляют повторно оценку (работу проверяют чернилами двух цветов – листочки сдают)) (слайд 10) | число | род | падеж | На старом болоте | Ед. | Ср. | П. | Мудрыми советами | Мн. | ----- | Т. | В прекрасную царевну | Ед. | Ж. | В. | Отважная девочка | Ед. | Ж. | И. | Из королевского дворца | Ед. | М. | Р. | От доброй феи | Ед. | Ж. | Р. | К снежной королеве | Ед. | Ж. | Д. | Физминутка г) Обобщение знаний о глаголе Устав читают помощники королевы глаголов. Вопросы классу: -Как по неопределённой форме глагола определить спряжение? -Перечислите глаголы исключения. (2спр. - Видеть, смотреть, слышать, дышать, обидеть, ненавидеть, держать, вертеть, гнать, зависеть, терпеть. 1спр. – Брить, стелить.) Задания от королевы Задание №1 Игра «Найди глаголу своё место». Королева приготовила для вас таблицу и слова – глаголы. Таблицу нужно заполнить глаголами. Приложение 6 Ученикам выдаётся таблица и набор слов, которые они должны распределись по ячейкам. Проверка: каждая группа зачитывают свои ответы Задание №2 -А как узнать, какой суффикс пишется перед суффиксом л в глаголах прошедшего времени? Найдите в тексте глаголы и поставьте их в форму прошедшего времени. Определите род. Объясните написание суффикса. (устно) (слайд 11) Дети смотрят телевизор. Куда ты гонишь гусей? Зима стелет снежный ковёр. Парикмахер бреет бороду. Туристы пилят и колют дрова. Учитель скажет, когда приходить. Коля клеит обои. Ветер колышет знамёна. Больной тяжело дышит. Корабль держит путь в порт. Девочка пишет письмо. Ответ зависит от решения.
|