-Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас гости. Давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу. Я думаю, что сегодня урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Художницу нашу знает весь свет: Раскрасит художница всякий предмет. - О какой части речи сегодня на уроке пойдет речь? - Скажите, для чего нам нужны прилагательные? Сегодня у нас урок закрепления. Сформулируйте задачи нашего урока…
-Послушайте отрывок из произведения Георгия Свиридова и подумайте, о каком времени года мы будем сегодня говорить на уроке? - Сегодня на уроке мы обобщим и проверим полученные знания об единственном числе прилагательных и поговорим о зимних забавах. -Как вы понимаете слово забава? Подберите к нему синонимы? -Что мы уже знаем об имени прилагательном и что нам сегодня пригодится на уроке. А сейчас чистописание. Посмотрите на слайд. Что там написано? (Слайд №3, № 4) Береги нос в большой мороз. В зимней шубке и морозы – шутка. Хороший снежок урожай сбережёт. -У каких пословиц одинаковый смысл? Назовите? Как вы понимаете смысл последней пословицы? Определите падеж у прилагательных. Назовите окончания прилагательных по родам. Сегодня мы будем прописывать окончания прилагательных мужского рода. Назовите окончания, которое будем писать, используя верхнее соединение, нижнее? Прежде чем приступить к работе, представьте, что вы на улице. У вас замерзли руки. Согрейте ваши ручки. Работаем. -Сейчас у нас словарный диктант. Прежде чем написать слово, мы должны отгадать, что это за слово и потом его записать. -Проверьте друг у друга диктант. Помогите своему соседу по парте. Сравните с образцом. (Слайд №5 ) Продолжаем работу. Вспоминаем, в каких родах у прилагательных при склонении одинаковое окончание. В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? 1) Давайте определим падеж у прилагательных. Слайд №6 2) Сейчас работаем по рядам. Нужно вставить окончания прилагательных. Посмотрите задание. (Слайд №7 ) Работаем по карточкам. Задание №1. Один ученик пойдет в это время к доске и сделает звуко - буквенный разбор слова метель. Мы на лыжах в лес идем, Мы взбираемся на холм. Палки нам идти помогут, Будет нам легка дорога. (дети машут руками, словно работают лыжными палками) Вдруг поднялся сильный ветер, Он деревья крутит, вертит И среди ветвей шумит. Снег летит, летит, летит. (Руки на поясе. Дети делают повороты вправо и влево.) 1) Разбор предложения по членам. -Как вы думаете, почему Зиму, с её холодами и метелями, называли на Руси «матушкой», а не красавицу Весну, или Лето красное, или Осень сытую? -Зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным «одеялом», защищая её от лютых морозов. Записываем предложение и делаем разбор. Зима прикрывает землю снежным «одеялом» и защищает от лютых морозов. Слово учителя. Приходит волшебница-зима, и мы не узнаём улиц за окном: унылый осенний пейзаж сменяет настоящая чудесная снежная сказка. Так и тянет на улицу – покататься на санках с горки, побросать упругие снежки, слепить пузатого снеговика. Это зимние развлечения издавна приносят радость и взрослым и детям. 2) Сейчас работаем по рядам. Нужно определить падеж выделенных прилагательных. Один ученик работает у доски. Подбирает синонимы к словам и вставляет пропущенную букву. Подбери синонимы к прилагательным (покажи стрелками) и вставь пропущенные буквы. смелый человек -… бе..ветренная добродушный смех - … бе..страшный тихая погода - … бе..пощадный(бе..жалостный), жестокий враг - … бе..злобный напрасный труд - … бе..смысленный непонятливый человек - … бе..шумные тихие шаги - … бе..толковый -Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно вставить букву. А ведь не многие знают, как серьёзно в прошлом люди относились к снеговикам. В европейских странах сто лет назад к снеговикам было совсем другое отношение: они, например, были всегда мужского пола (Слайд №) и изображались совсем не милашками с морковным носом, а недобрыми, свирепыми великанами. Таким вот образом люди выражали своё отношение к лютым морозам и снежным вьюгам – пугали их снежными рожами. Дурным знаком считалась встреча со снеговиком ночью: его нужно было обойти далеко стороной. А вот на Руси совсем другая история! Наши предки лепили из снега русскую красавицу – снежную бабу! Не зря существуют выражения «зима-матушка», «мороз-батюшка» Проверка самостоятельной работы: 1 ряд. (Слацд№) Снежинки падают на нас с высокого неба, следовательно, снеговик — посланник небес, через которого можно было общаться с Богом и передавать ему свои просьбы. Для этого раньше маленького снеговичка лепили из самого свежего первого снега и нашёптывали ему своё заветное желание. Считалось, что как только белый снеговичок растает, желание достигнет небес и исполнится. 2 ряд. (Слацд№) Раньше играли в «клюшки», используя деревянный шар и «клюки» из изогнутых корней деревьев. По правилам надо было загнать шар в ледяную лунку или же отправить его за линию на территории противника. Ну, чем не хоккей с мячом?! Большим поклонником «клюшкования» был Пётр I. В его царствование на «ледовые турниры» собирались сотни зрителей. При этом в руках у доморощенных хоккеистов были клюшки из гибкого можжевельника, а на ногах — деревянные, с железными вставками коньки. Играли же теперь мячом каучуковым. 3 ряд. (Слацд№) А вы знаете, что интересное изображение лыжников нашли среди наскальных рисунков? Это значит, что уже 12 тысяч лет назад лыжи помогали людям передвигаться по рыхлому и глубокому снегу! Лыжи остаются добрым помощником для человека и сегодня. Они по-прежнему выручают в снежном районе. А лыжные виды спорта дарят людям радость и крепкое здоровье. Физминутка для глаз. 4) Отгадайте, о каком развлечении сейчас мы будем говорить? И мальчишки, и девчонки Очень любят нас зимой, Режут лед узором тонким, Не хотят идти домой. Мы изящны и легки, Мы - фигурные ... (Ответ: Коньки) Слайд № Прочитайте текст и найдите в нем антонимы. Что такое антонимы? Есть ли еще здесь антонимы? Давайте вспомним, что такое глагол? Слайд № А сейчас и мы с вами постараемся «взять снежную крепость». Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени признака. 5) Воспитательный момент. Отгадайте загадку и вы узнаете ещё об одной забаве. Слайд №16 Меня катает Свинка – Решётчатая спинка. С горы бежит. В снегу визжит. (Санки) Нелегко иногда Забираться туда, Но легко и приятно Прокатиться обратно! (Снежная горка) 6) Дифференцированная работа. (Личностно-ориентированное обучение) Ребята, сейчас мы будем выполнять задание по желанию. 1 задание - самое легкое: надо определить падеж прилагательных. В ночь выпал первый снег. По снежной равнине бежала и фыркала рыжая лошадь. Маленькие сани легко скользили по пушистому снегу. Уже совершенно стемнело. Навстречу дул резкий ветер. Был сильный мороз. Трудно было дышать морозным воздухом. 2 задание - сложнее: надо вставить окончание и определить падеж прилагательных. На голуб... небе светило ярк… солнце. Его блестящие лучи играли на бел… искрист… снегу и слепили глаза. Снег сверкал и переливался, точно его посыпали сверкающ... порошком. Мы были очарованы красотой зимн… природы в этот морозн… январск.. день. 3 задание – самое сложнее: надо написать мини – сочинение на тему «Зима», используя слова: день, мороз, зима, небо, земля, снег, лес, деревья. Зима, словно волшебная сказка. Дарит нам зима столько забав! Это и катание с высокой горы, под веселый смех друзей, и постройка снежной крепости, катание на лыжах и коньках. Нравится ли вам зима? Выполнение упражнения № (устно) Понравилась вам данная работа? Что на ваш взгляд было особенно интересным? Какое задание вызвало затруднение? Составляем сборник «Зимние забавы». Сочините зимнюю историю, которая приключилась с вами или вашим другом. Проявите свою фантазию. Я благодарю всех присутствующих. Урок окончен. До свидания. |