СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение знаний об имени прилагательном

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ:                  Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.

 

Задачи урока:     

  • Закрепить знания, умения и навыки учащихся об имени прилагательном.
  • Развивать умения правильно писать родовые и падежные окончания имен

                                                прилагательных;

  • Развивать орфографическую зоркость, расширять и обогащать словарный запас учащихся.
  • Воспитывать интерес к предмету.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Безударные окончания имен прилагательных»

Конспект урока по русскому языку.


ТЕМА: «Обобщение знаний об имени прилагательном»


КЛАСС: 4 «В»


ТИП УРОКА: урок – обобщение.


ЦЕЛИ: Обобщение знаний учащихся об имени прилагательном.


Задачи урока:

  • Закрепить знания, умения и навыки учащихся об имени прилагательном.

  • Развивать умения правильно писать родовые и падежные окончания имен

прилагательных;

  • Развивать орфографическую зоркость, расширять и обогащать словарный запас учащихся.

  • Воспитывать интерес к предмету.



ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, карточки.


Методы обучения:

  • наглядный,

  • словесный,

  • практический.













этапа урока


Название этапа урока

Время выполнения

(минуты)

1

Эмоциональный настрой

1

2

Организационный момент.

1

3

Постановка целей и задач.

2

4

Актуализация знаний учащихся

1

5

Чистописание.

4

6

Словарный диктант.

4

7

Работа по теме урока.

1) Давайте определим падеж у прилагательных. Слайд №6

2) Самостоятельная работа. Слайд №7

12

8

Физкультминутка.

2

9

Продолжение работы по теме.

1) Разбор предложения по членам.

2) Работа по рядам.

3) Физминутка для глаз.

4) Дифференцированная работа.

13

10

Подведение итога урока.

3

11

Рефлексия

1

12

Домашнее задание.

1


Итого по времени

45








№п\п

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1




2




3


















4





5












6





7











8













9



































































































































10









11



12























Эмоциональный настрой



Организационный момент



Постановка целей и задач.

















Актуализация знаний учащихся




Чистописание












Словарный диктант.




Работа по теме.











Физминутка













Продолжение работы по теме.























































































































Творческая работа









Подведение итога урока.








Рефлексия



Домашнее задание
























1-2 м





















4 м





4 м












4

м





4 мин




















4 м









5 мин























4 мин



















7 мин












1
































5 мин
























1 мин

-Ребята, сегодня наш урок будет необычным. У нас гости. Давайте поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу. Я думаю, что сегодня урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.


Откройте тетради, запишите число, классная работа.



Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет.


- О какой части речи сегодня на уроке пойдет речь?

- Скажите, для чего нам нужны прилагательные?

Сегодня у нас урок закрепления. Сформулируйте  задачи нашего урока…




-Послушайте отрывок из произведения Георгия Свиридова и подумайте, о каком времени года мы будем сегодня говорить на уроке?

- Сегодня на уроке мы обобщим и проверим полученные знания об единственном числе прилагательных и поговорим о зимних забавах.

-Как вы понимаете слово забава? Подберите к нему синонимы?



-Что мы уже знаем об имени прилагательном и что нам сегодня пригодится на уроке.




А сейчас чистописание. Посмотрите на слайд. Что там написано? (Слайд №3, № 4)

Береги нос в большой мороз.

В зимней шубке и морозы – шутка.

Хороший снежок урожай сбережёт.

-У каких пословиц одинаковый смысл? Назовите? Как вы понимаете смысл последней пословицы?

Определите падеж у прилагательных. Назовите окончания прилагательных по родам. Сегодня мы будем прописывать окончания прилагательных мужского рода. Назовите окончания, которое будем писать, используя верхнее соединение, нижнее? Прежде чем приступить к работе, представьте, что вы на улице. У вас замерзли руки. Согрейте ваши ручки. Работаем.


-Сейчас у нас словарный диктант. Прежде чем написать слово, мы должны отгадать, что это за слово и потом его записать.

-Проверьте друг у друга диктант. Помогите своему соседу по парте. Сравните с образцом. (Слайд №5 )


Продолжаем работу. Вспоминаем, в каких родах у прилагательных при склонении одинаковое окончание. В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания?

1) Давайте определим падеж у прилагательных. Слайд №6


2) Сейчас работаем по рядам. Нужно вставить окончания прилагательных. Посмотрите задание. (Слайд №7 ) Работаем по карточкам. Задание №1.

Один ученик пойдет в это время к доске и сделает звуко - буквенный разбор слова метель.



Мы на лыжах в лес идем,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.


(дети машут руками, словно работают лыжными палками)


Вдруг поднялся сильный ветер,

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.


(Руки на поясе. Дети делают повороты вправо и влево.)

1) Разбор предложения по членам.

-Как вы думаете, почему Зиму, с её холодами и метелями, называли на Руси «матушкой», а не красавицу Весну, или Лето красное, или Осень сытую?

-Зима, словно родная матушка, прикрывает всю землю снежным «одеялом», защищая её от лютых морозов.

Записываем предложение и делаем разбор.

Зима прикрывает землю снежным «одеялом» и защищает от лютых морозов.

Слово учителя.

Приходит волшебница-зима, и мы не узнаём улиц за окном: унылый осенний пейзаж сменяет настоящая чудесная снежная сказка. Так и тянет на улицу – покататься на санках с горки, побросать упругие снежки, слепить пузатого снеговика. Это зимние развлечения издавна приносят радость и взрослым и детям.

2) Сейчас работаем по рядам. Нужно определить падеж выделенных прилагательных. Один ученик работает у доски. Подбирает синонимы к словам и вставляет пропущенную букву.

Подбери синонимы к прилагательным (покажи стрелками) и вставь пропущенные буквы.

смелый человек -… бе..ветренная

добродушный смех - … бе..страшный

тихая погода - … бе..пощадный(бе..жалостный),

жестокий враг - … бе..злобный

напрасный труд - … бе..смысленный

непонятливый человек - … бе..шумные

тихие шаги - … бе..толковый


-Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно вставить букву.


А ведь не многие знают, как серьёзно в прошлом люди относились к снеговикам. В европейских странах сто лет назад к снеговикам было совсем другое отношение: они, например, были всегда мужского пола (Слайд №) и изображались совсем не милашками с морковным носом, а недобрыми, свирепыми великанами. Таким вот образом люди выражали своё отношение к лютым морозам и снежным вьюгам – пугали их снежными рожами. Дурным знаком считалась встреча со снеговиком ночью: его нужно было обойти далеко стороной.

А вот на Руси совсем другая история! Наши предки лепили из снега русскую красавицу – снежную бабу! Не зря существуют выражения «зима-матушка», «мороз-батюшка»

Проверка самостоятельной работы:


1 ряд. (Слацд№)

Снежинки падают на нас с высокого неба, следовательно, снеговик — посланник небес, через которого можно было общаться с Богом и передавать ему свои  просьбы. Для этого раньше маленького снеговичка лепили из самого свежего первого снега и нашёптывали ему своё заветное желание. Считалось, что как только белый снеговичок  растает, желание достигнет небес и исполнится.


2 ряд. (Слацд№)

Раньше играли в «клюшки», используя деревянный шар и «клюки»

из изогнутых корней деревьев. По правилам надо было загнать

шар в ледяную лунку или же отправить его за линию

на территории противника. Ну, чем не хоккей с мячом?!

Большим поклонником «клюшкования» был Пётр I. В его царствование на «ледовые турниры» собирались сотни зрителей. При этом в руках у доморощенных хоккеистов были клюшки из гибкого можжевельника, а на ногах — деревянные, с железными вставками коньки.

Играли же теперь мячом каучуковым.


3 ряд. (Слацд№)

А вы знаете, что интересное изображение лыжников нашли среди наскальных рисунков? Это значит, что уже 12 тысяч лет назад лыжи помогали людям передвигаться по рыхлому и глубокому снегу! Лыжи остаются добрым помощником для человека и сегодня. Они по-прежнему выручают в снежном районе.

А лыжные виды спорта дарят людям радость и крепкое здоровье.


Физминутка для глаз.




4) Отгадайте, о каком развлечении сейчас мы будем говорить?


И мальчишки, и девчонки
Очень любят нас зимой,
Режут лед узором тонким,
Не хотят идти домой.
Мы изящны и легки,
Мы - фигурные ... (Ответ: Коньки)



Слайд № Прочитайте текст и найдите в нем антонимы. Что такое антонимы? Есть ли еще здесь антонимы? Давайте вспомним, что такое глагол?


Слайд № А сейчас и мы с вами постараемся «взять снежную крепость».

Расположите синонимы по возрастающей или убывающей степени признака.


5) Воспитательный момент.

Отгадайте загадку и вы узнаете ещё об одной забаве. Слайд №16


Меня катает Свинка –
Решётчатая спинка.
С горы бежит.
В снегу визжит. (Санки)


Нелегко иногда

Забираться туда,

Но легко и приятно

Прокатиться обратно! (Снежная горка)


6) Дифференцированная работа. (Личностно-ориентированное обучение) Ребята, сейчас мы будем выполнять задание по желанию.

1 задание - самое легкое: надо определить падеж прилагательных.

В ночь выпал первый снег. По снежной равнине бежала и фыркала рыжая лошадь. Маленькие сани легко скользили по пушистому снегу. Уже совершенно стемнело. Навстречу дул резкий ветер. Был сильный мороз. Трудно было дышать морозным воздухом.


2 задание - сложнее: надо вставить окончание и определить падеж прилагательных.

На голуб... небе светило ярк… солнце. Его блестящие лучи играли

на бел… искрист… снегу и слепили глаза. Снег сверкал и переливался,

точно его посыпали сверкающ... порошком. Мы были очарованы

красотой зимн… природы в этот морозн… январск.. день.


3 задание – самое сложнее: надо написать мини – сочинение на тему «Зима», используя слова: день, мороз, зима, небо, земля, снег, лес, деревья.



Зима, словно волшебная сказка. Дарит нам зима столько забав! Это и катание с высокой горы, под веселый смех друзей, и постройка снежной крепости, катание на лыжах и коньках. Нравится ли вам зима?


Выполнение упражнения № (устно)





Понравилась вам данная работа?

Что на ваш взгляд было особенно интересным?

Какое задание вызвало затруднение?

Составляем сборник «Зимние забавы». Сочините зимнюю историю, которая приключилась с вами или вашим другом. Проявите свою фантазию.


Я благодарю всех присутствующих. Урок окончен. До свидания.



Приветствие учителя и гостей.



Открывают тетради и записывают





Будем повторять все, что знаем об имени прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе, родовых окончаниях имен прилагательных, обобщим все наши знания.)





Игры, развлечения






Ответы учеников.

Это пословицы о зиме.












Дети отгадывают слово и его записывают.



В мужском и среднем.

В род, дат, твор и предл.

Определяют падеж прилагатеьных.


Один ученик делает звуко - буквенный разбор слова метель

















Записывают предложение и делают разбор.













Один ученик работает у доски. Подбирает синонимы к словам и вставляет пропущенную букву, класс работает по рядам по карточкам №2.



















































































Выполняют самостоятельно.











Самостоятельная работа учащихся






Двенадцатое февраля.

Классная работа.













Звучит музыка

Георгия

Свиридова





(Работают устно.)












Взаимопроверка. Проверка по образцу.


Работает весь класс устно.


Работают по рядам.

Работа по карточкам.

Один ученик

работает у доски.














Один ученик

работает у доски.















Один ученик работает у доски, остальные в тетрадках.

Задание заранее написано на обратной стороне доски.



























































Данное задание дети выполняют устно.



















Самостоятельная работа

Проверяется после урока.














Задание 3 проверяется на уроке.

































Просмотр содержимого презентации
«прилаг»

а а а а а Зимние забавы а а а Тема урока: Безударные падежные окончания имен прилагательных Работу выполнила:  учитель нач.классов Глазунова В.П. 4 Г. Реутов 2013

а

а

а

а

а

Зимние забавы

а

а

а

Тема урока:

Безударные падежные окончания

имен прилагательных

Работу выполнила:

учитель нач.классов

Глазунова В.П.

4

Г. Реутов

2013

Цель:  а  Закрепить знания об имени  прилагательном как части речи;  а  умение распознавать имена  прилагательные в тексте,  определять их род, число, падеж;  а  умение правильно писать окончания  имён прилагательных и  существительных;  а  Развивать орфографическую  зоркость, устную и письменную  речь, навыки самоконтроля и  взаимопроверки. а 4

Цель:

а Закрепить знания об имени

прилагательном как части речи;

а умение распознавать имена

прилагательные в тексте,

определять их род, число, падеж;

а умение правильно писать окончания

имён прилагательных и

существительных;

а Развивать орфографическую

зоркость, устную и письменную

речь, навыки самоконтроля и

взаимопроверки.

а

4

а а а а а а а а Береги нос в большой мороз. В зимней шубке и морозы - шутка. Хороший снежок урожай сбережёт. 4

а

а

а

а

а

а

а

а

Береги нос в большой мороз.

В зимней шубке и морозы - шутка.

Хороший снежок урожай сбережёт.

4

С.Р. Ж.Р. М.Р. ( как ая ? ) ( как ое ? ) ( как ой ? ) - ая ,- яя - ой ,- ый ,- ий - ое, - ее - ой ,- ый ,- ий а 4

С.Р.

Ж.Р.

М.Р.

( как ая ? )

( как ое ? )

( как ой ? )

- ая ,- яя

- ой ,- ый ,- ий

- ое, - ее

- ой ,- ый ,- ий

а

4

род и на  п о года  м е тель  к о ньки  м о роз  н а род  обл а ко  йн е й  кал о ша  ул и ца

род и на

п о года

м е тель

к о ньки

м о роз

н а род

обл а ко

йн е й

кал о ша

ул и ца

ОПРЕДЕЛИ ПАДЕЖИ У КОЛЮЧЕГО ЕЖА Им.п . Р. П. . БУРЫЙ МЕДВЕДЬ РОГАТОГО ЛОСЯ Д. п . Т. п . К ПУШИСТОЙ БЕЛКЕ НА ГЛУПОМ ВОЛКЕ В. п. а БЕЛЫМ ЗАЙЦЕМ П. п.

ОПРЕДЕЛИ ПАДЕЖИ

У КОЛЮЧЕГО ЕЖА

Им.п .

Р. П. .

БУРЫЙ МЕДВЕДЬ

РОГАТОГО ЛОСЯ

Д. п .

Т. п .

К ПУШИСТОЙ БЕЛКЕ

НА ГЛУПОМ ВОЛКЕ

В. п.

а

БЕЛЫМ ЗАЙЦЕМ

П. п.

ледяной  (домик, гора, поле) зимний  ( день, ночь, утро) холодный ( ветер, зима, лето )

ледяной

(домик, гора, поле)

зимний

( день, ночь, утро)

холодный

( ветер, зима, лето )

физминутка Мы на лыжах в лес идем, Вдруг поднялся сильный ветер, Мы взбираемся на холм. Он деревья крутит, вертит Палки нам идти помогут, И среди ветвей шумит. Будет нам легка дорога. Снег летит, летит, летит.

физминутка

Мы на лыжах в лес идем, Вдруг поднялся сильный ветер,

Мы взбираемся на холм. Он деревья крутит, вертит

Палки нам идти помогут, И среди ветвей шумит.

Будет нам легка дорога. Снег летит, летит, летит.

Снежинки падают на нас с неба, следовательно,  снеговик - посланник небес, через которого можно было общаться с Богом и передавать ему свои  просьбы. Для этого раньше маленького снеговичка лепили из самого свежего первого снега и нашёптывали ему своё заветное желание. Считалось, что как только белый снеговичок  растает, желание достигнет небес и исполнится. Р. п Р. п В. п В. п а 4

Снежинки падают на нас с неба, следовательно, 

снеговик - посланник небес, через которого можно было общаться с Богом и

передавать ему свои  просьбы. Для этого раньше маленького снеговичка лепили из

самого свежего первого снега

и нашёптывали ему своё заветное желание. Считалось, что как только белый снеговичок  растает, желание достигнет небес и исполнится.

Р. п

Р. п

В. п

В. п

а

4

Играли в «клюшки», используя деревянный шар и «клюки»  из изогнутых корней деревьев. По правилам надо было загнать  шар в ледяную лунку или же отправить его за линию  на территории противника. Ну, чем не хоккей с мячом?! Большим поклонником  «клюшкования» был Пётр I. В его царствование на «ледовые турниры» собирались сотни зрителей. При этом в руках у доморощенных хоккеистов были клюшки  из гибкого можжевельника, а на ногах — деревянные, с железными вставками коньки. Играли же теперь мячом каучуковым. В. п В. п Т. п Р. п Т. п а 4 7

Играли в «клюшки», используя

деревянный шар и «клюки»

из изогнутых корней деревьев.

По правилам надо было загнать

шар в ледяную лунку или же

отправить его за линию

на территории противника.

Ну, чем не хоккей с мячом?!

Большим поклонником

«клюшкования» был Пётр I.

В его царствование на

«ледовые турниры»

собирались сотни зрителей.

При этом в руках у доморощенных хоккеистов были клюшки

из гибкого можжевельника, а на ногах — деревянные,

с железными вставками коньки.

Играли же теперь мячом каучуковым.

В. п

В. п

Т. п

Р. п

Т. п

а

4

7

В. п А вы знаете, что интересное изображение лыжников нашли среди наскальных рисунков? Это значит, что уже 12 тысяч лет назад лыжи помогали людям передвигаться по рыхлому и глубокому снегу! Лыжи остаются добрым помощником для человека и сегодня. Они по-прежнему выручают в снежном районе. А лыжные виды спорта дарят людям радость и крепкое здоровье. Д. п Д. п Т. п П. п В. п а 4 7

В. п

А вы знаете, что интересное изображение лыжников нашли среди наскальных рисунков?

Это значит, что уже 12 тысяч лет назад лыжи помогали людям передвигаться по рыхлому и глубокому снегу! Лыжи остаются добрым помощником для человека и сегодня. Они по-прежнему выручают в снежном районе.

А лыжные виды спорта дарят людям радость и крепкое здоровье.

Д. п

Д. п

Т. п

П. п

В. п

а

4

7

КАК СКОЛЬЗЯТ КОНЬКИ? Умеешь ли ты кататься на коньках? Это гораздо труднее, чем кататься на лыжах. Лыжи - длинные и довольно широкие, а лезвия коньков - довольно короткие и очень узкие. Человек на коньках давит всем своим весом на совсем маленький кусочек льда, и поэтому это давление очень большое. Так что лыжи придуманы, чтобы уменьшить давление, а коньки сделаны так, чтобы как можно больше увеличить давление. А зачем? А чтобы легче скользить! а 4

КАК СКОЛЬЗЯТ КОНЬКИ?

Умеешь ли ты кататься на коньках? Это гораздо труднее, чем кататься на лыжах.

Лыжи - длинные и довольно широкие, а лезвия коньков - довольно короткие и

очень узкие. Человек на коньках давит всем своим весом на совсем маленький

кусочек льда, и поэтому это давление очень большое. Так что лыжи придуманы,

чтобы уменьшить давление, а коньки сделаны так, чтобы как можно больше

увеличить давление. А зачем? А чтобы легче скользить!

а

4

Взятие снежной крепости гигантский огромный большой маленький крохотный Микроскопический а а а Микроскопический большой маленький огромный гигантский крохотный Расположите синонимы по возрастающей  или убывающей степени признака . 4

Взятие снежной крепости

гигантский

огромный

большой

маленький

крохотный

Микроскопический

а

а

а

Микроскопический

большой

маленький

огромный

гигантский

крохотный

Расположите синонимы по возрастающей

или убывающей степени признака .

4

Рядом с искусственными Катками нередко устраивались ледяные и деревянные горки. Катались на дровнях, на дощечках, на салазках и ладейках. Часто составляли  из саней целые  «санные поезда», устремляясь с кручины с хохотом и визгом. а 4 7

Рядом с искусственными

Катками нередко устраивались

ледяные и деревянные горки.

Катались на дровнях,

на дощечках, на салазках

и ладейках. Часто составляли

из саней целые

«санные поезда», устремляясь

с кручины с хохотом и визгом.

а

4

7

Нельзя играть на дороге! а 4 7

Нельзя играть на дороге!

а

4

7

Существовал и весьма опасный «зимний спорт»: бои без правил, стенка на стенку.  В драках стенка на стенку нельзя было бить лежачего, ставить подножки, класть в рукавицу заначку, бить ногами и по затылку. Взрослые не могли биться с юношами. При этом всякий мог в любой момент оставить поле боя, пойти отдышаться. Эти зимние развлечения издавна приносят радость и взрослым, и в особенности детям.  а 4

Существовал и весьма опасный «зимний спорт»: бои без правил, стенка на стенку.

В драках стенка на стенку нельзя было бить лежачего, ставить подножки, класть

в рукавицу заначку, бить ногами и по затылку. Взрослые не могли биться с юношами. При этом всякий мог в любой момент оставить поле боя, пойти отдышаться. Эти зимние развлечения издавна приносят радость и взрослым, и в особенности детям.

а

4

Снежки - одна из самых веселых  и популярных зимних забав на Руси. Как только первый снежок прикрывал землю, - лепили комочки и с радостью запускали их в спину друзьям. Игра в снежки весьма демократична, поскольку в ней можно обходиться без всяких правил. Однако, если придумывали определенные условия, метание снежков от этого только выигрывало. а 4

Снежки - одна из самых веселых

и популярных зимних забав на Руси. Как только первый снежок прикрывал землю, - лепили комочки и с радостью запускали

их в спину друзьям. Игра в снежки весьма демократична, поскольку

в ней можно обходиться без всяких правил. Однако, если придумывали определенные условия,

метание снежков от этого только выигрывало.

а

4

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО 1 Радос..ный, чудес..ный, грус..ный, мес..ный. 2 Сколь..кий, ле..кий, кре..кий, горо..ской. 3 А..уратный, а..етитный, дли..ый, ко..ективный. Ночной, солнечный, сказочный, яблочный. 4 М..лодой, зд..ровый, д..лекий, х..лодный. 5

НАЙДИ

ЛИШНЕЕ СЛОВО

1

Радос..ный, чудес..ный, грус..ный, мес..ный.

2

Сколь..кий, ле..кий, кре..кий, горо..ской.

3

А..уратный, а..етитный, дли..ый, ко..ективный.

Ночной, солнечный, сказочный, яблочный.

4

М..лодой, зд..ровый, д..лекий, х..лодный.

5

Использованные ресурсы:

Использованные ресурсы:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!