Обоснование выбора конкретных современных образовательных технологий, используемых в практической деятельности, и описание способов их применения.
С первого дня работы в школе передо мной встал вопрос: «Как сделать так, чтобы составить урок ярко, красочно, образно раскрыть живые страницы математики? Чтобы дети, приходя ко мне на урок испытывали потребность узнать что-то новое, а, уходя с урока, ждали следующего? Чтобы ребята захотели бы найти продолжение услышанного в дополнительной литературе, а также с желанием и интересом садились за выполнение домашнего задания». Некоторые ответы на эти вопросы я нашла, изучая различные образовательные технологии, а затем начала применять элементы этих технологий при проведении своих уроков.
Наименование технологии | Обоснование выбора | Способы реализаци |
Игровые технологии | Моделирует различные жизненные ситуации, позволяет глубже понять изучаемые социальные явления и отношения с точки зрения управления этими отношениями. | -задачи-рисунки; -логические мини-задачи; -задачи-шутки; -задачи с неполным условием; -сюжетно-ролевые игры. |
Информационно – коммуникационные технологии | Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным. | Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; использование диагностических и контролирующих материалов; использование презентаций на уроках; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников. Формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников.
|
Здоровье сберегающие технологии | Обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения, сформировать необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать их в повседневной жизни. | - решение на уроке задач, в условиях которых говорится о правильном режиме дня, о вреде курения и т.д. - построение урока с учётом работоспособности учащихся; проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках. соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещённость, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; строгая дозировка учебной нагрузки; |
Технологии сотрудничества | Эта технология обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала учащимися, но и интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникативность. | - на этапе проверки письменного домашнего задания в группах из 4 человек организуется проверка домашних примеров «по вертушке». Допущенные ошибки исправляются, выполняется работа над ошибками. Затем все четыре тетради складываются вместе и сдаются на проверку. Проверяется только одна тетрадь из каждой группы. - при итоговом повторении темы учащиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает свое задание, например, прорекламировать математическое понятие или показать сценку, используя повторяемую тему. |
Технология развития критического мышления | Очень важно научить ребенка на уроке думать, а не выполнять задания по образцу. Ученик должен научится анализировать информацию с позиции логики, с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам, принимать независимые продуманные решения. | ээ - разгадывание софизмов; - Верные и неверные утверждения - мозговая атака |
Хочу остановится на некоторых фрагментах уроков, которые демонстрируют применение образовательных технологий.
Когда девятиклассники готовились к экзамену, и повторяли тему «Замечательные линии треугольника», в начале урока им было предложено выступить в роли продавцов и продать биссектрису на «рынке математических понятий». Выглядело это так:
Продавец: Купи биссектрису, ты посмотри, какая она красавица!
Покупатель: А что она умеет?
Продавец:
-Хочешь – лучом будет, хочешь – отрезком. Чудесница!
- А какая она добрая, какая добрая – угол пополам делит. Тебе половину и тебе половину. Всех помирит – всех поделит.
-А как встретится три биссектрисы в треугольнике – центр вписанной окружности образуется.
-А как встретится на пути у неё равнобедренный треугольник – она выйдет из его вершины и камнем падает на основание, да не просто так, а под прямым углом и разделит основание пополам. Чудо, а не биссектриса!
-А подруги у неё какие?! С одной стороны – медиана, с другой – высота, а она между ними, между ними.
-А как выйдет она из вершины треугольника, и на противолежащую сторону упадёт, и поделит её, да не просто так, а на пропорциональные отрезки! Ты представляешь, какая она красавица! Ну что, купишь?
Покупатель:
- Конечно!
Таким образом, удалось вспомнить все свойства биссектрисы, которые пригодились при решении задач.
2) Примерами игровых моментов могут служить: составление кроссвордов, разгадывание ребусов, сочинение стихов и т.д.

Очень интересный, на мой взгляд, вид деятельности на уроке – это разгадывание софизмов.
Софизмы – это такие суждения, в которых ложные предпосылки выдаются за истинные, в результате чего приходят к нелепым умозаключениям.
В математическом софизме заведомо допускается замаскированная ошибка, которая в процессе вывода приводит к абсурдному результату. Разобрать софизм – значит найти эту ошибку.
Например:
Дано: число а больше числа в в 1.5 раза
Доказать : 5=7
Доказательство:
а =
•4
4а = 6 в
14а – 10а = 21в – 15в
15в -10а = 21в – 14а
5 (3в – 2а) = 7 (3в – 2а) ⁄ (3в – 2а)
5 = 7
Ошибка заключается в том, что при а =
происходит деление на нуль, что невозможно.
Очень важно, что разбор софизмов помогает сознательному усвоению материала, развивает наблюдательность, вдумчивость, критическое отношение к тому, что изучается.
Рекламы математических понятий чаще всего проводятся либо в начале новой темы, либо при подготовке к контрольной работе, когда надо повторить большое количество материала.
Например, в 11классе, во время повторения темы «Уравнения», учащимся можно дать задание разрекламировать уравнение. Результаты могут быть следующие:
«Вам надо узнать, с какой скоростью должен идти корабль, чтобы вовремя прийти в порт?
Вы хотите рассчитать, за сколько дней семь гномов построят терем для Белоснежки?
Вам надо узнать, сколько удобрений необходимо внести, чтобы повысить урожайность поля?
Тогда дружите с уравнениями! Они помогут Вам решить множество практических задач!»
Кроссворд «Наоборот»
Такой готовый кроссворд выгодно предложить ребятам в 9 классе перед изучением темы «Квадратичная функция», с тем, чтобы они повторили весь теоретический материал по темам 7 и 8 классов.

При изучении противоположных чисел ребята познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми учащимися нового понятия я предлагаю во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, я даю задание, а ученики выполняют противоположное.
Физминутка для глаз:
Зажмуриться на пять секунд, а потом открыть...
Моргать глазами, как будто крыльями машет бабочка....
Посмотреть на переносицу, а затем прямо....
Ученики (по двое) садятся друг напротив друга, смотрят друг другу в глаза, и пытаются не моргать....
5.Закрыть ладошками глаза и выполнять повороты влево и вправо.
8) Экономит время на уроке и помогает продиагностировать знания учащихся вот такие карточки для зачета по теории:
1.Запишите формулу разности арифметической прогрессии. | Найдите разность арифметической прогрессии, если =3,2, =2,3. |
2.Запишите формулу суммы n-первых членов геометрической прогрессии. | Найдите сумму первых четырех членов геометрической прогрессии, если =5, а q=2. |
3.Арифметическая прогрессия - это | Какая из числовых последовательностей является арифметической прогрессией: А) 1 2 4 8 Б) 8 10 13 17 В) 2 4 6 8 Г) -8 8 -8 8 |
4.Запишите формулу n-го члена геометрической прогрессии. | Найдите , если =2, а q= |
5.Запишите формулу, которая выражает характеристическое свойство арифметической прогрессии | Запишите характеристическое свойство для  |
6.запишите формулы суммы n-первых членов арифметической прогрессии | Найдите сумму пяти первых членов, если, =1 , =11. |
Зачет по теории по теме: « Прогрессии»
Зачет по теории по теме : « Формулы сокращенного умножения»
Запишите формулу | Запишите название формулы | Примените данную формулу |
 | |  |
(а-ь) (а+ь)= | | (а+5) (5-а)= |
 | |  |
2) сумма кубов 5 и а________________________________________________
3) квадрат разности 4а и 2b___________________________________________
4) Запишите неполный квадрат разности выражений а и b
Данные фрагменты уроков иллюстрируют применение некоторых образовательных технологий, которые способствуют лучшему усвоению материала, повышению интереса ребят к математике и развитию их творческих способностей.