СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний.

Просмотр содержимого документа
«Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.»

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г. Могоча, Могочинского района, Забайкальского края





















Открытый урок русского языка

в 11 классе на тему: «ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНИМИ ОБОРОТАМИ»











Разработан учителем русского языка и литературы

Сорокотягиной Е.А.





























Тема: «ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНИМИ ОБОРОТАМИ»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний в рамках темы «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами»

Цели урока:

Образовательные:

    • повторить отличительные признаки обособленных обстоятельств;

  • закрепить знания учащихся об условиях обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами;

  • формировать умение учащихся находить обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, в тексте;

  • отрабатывать навыки конструирования предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными обособленными деепричастиями и деепричастными оборотами;

  • отрабатывать и совершенствовать пунктуационные навыки на новом технологическом уровне;

  • формировать умения структурировать, систематизировать, обобщать материал, делать самостоятельно выводы на основе изучаемого лингвистического материала;

  • применять полученные знания в работе с тестами ЕГЭ по русскому языку

Развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы;

  • создать условия для реализации творческого потенциала ученика;

  • формировать навыки самооценки.



Воспитательные:

  • воспитание интереса к творчеству Игоря Эммануиловича Грабаря, любовь к родине краю и её природе;

  • создание условий для развития навыков общения и совместной деятельности;

  • воспитание чувства ответственности и взаимоподдержки.


ХОД УРОКА


    1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (Слайд 1)

Игорь Эммануилович Грабарь – один из великих русских пейзажистов, которые открыли для современников скромную красоту русской природы.Человек начал изображать природу ещё в далёкие времена. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета или какой-нибудь сцены. И только в 17 веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием. Наибольшим стимулом в живописи Игоря Грабаря стала любовь художника к зиме. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж для него становился менее привлекательным.

Сегодняшний урок русского языка мы посвятим этому великому художнику. (Слайд 2-3)

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ:

    • дома вам нужно было поработать с текстом о Грабаре и выявить в нем проблему, которую поднимает автор, а также позицию автора.

    • выразительное чтение текста подготовленным учеником:

1.Во двор дома художников на Масловке входил совершенно окоченевшим- и от славного утреннего московского мороза и от непреодолимой робости. 2.Что-то попытался спросить у складывавшего мольберт разрумянившегося старичка-крепыша в шубе дореволюционного покроя и в валенках, но сразу же, уловив на себе его суровый и вместе с тем - лукавый, колющий взгляд, проглотил свой вопрос, словно провинившийся мальчишка-сосульку. 3.Передо мной был сам Игорь Грабарь. 4.Не дождавшись моих дежурных, необязательных фраз, он сразу же отрубил:"Поздненько,молодой человек!У меня утро-до восьми. Если не затруднит-жду завтра. Утречком!"5.И ловко, даже молодцевато, скрылся в подъезде.

6.Надо ли говорить, что на следующий день, не менее морозный, вышагивал по Тверской в сторону "Динамо"уже с пяти часов, не надеясь на какой-либо транспорт и поеживаясь в своей потасканной фронтовой шинели. 7.В знакомом дворе было пусто и серовато, и лишь деревья на стадионе начинали светиться голубым предрассветным сполохом.8.Ровно в шесть из подъезда вышел Игорь Грабарь, ловко расставил мольберт, что-то поколдовал на палитре, водрузил на уже порозовевший крупный нос круглые очки и как бы исчез от меня в незримом диалоге с этюдом. 9.Шли долгие и долгие минуты моего постепенного окоченения и вместе с тем - восхищения от непосредственного созерцания великого таинства творчества. 10.Мазок за мазком, затем - острый, я бы даже сказал - колючий взгляд в сторону стадиона, где постепенно высвечивалось полюбившееся художнику одинокое заснеженное дерево и снова-выверенные броски от палитры - к холсту на подрамнике.11.На этом ровно в восемь и закончился наш странный диалог, и академик исчез в подъезде.

12.Так продолжалось около недели. 13.Но однажды, меня всё же пригласили посетить мастерскую художника. 14.В ней-то я отогрелся и в буквальном, и в переносном смысле слова, заслушиваясь четким, но эмоциональным монологом о его жизненном пути, о годах учения в Мюнхене, о влиянии на мастеров начала двадцатого века.

15.В конце разговора он неожиданно подарил мне бесценную реликвию-книгу "Вопросы реставрации"с его знаменитым трудом о Рублеве, завершив наши встречи вполне загадочной репликой:"Молчание-это ведь тоже творчество!".

16.Лишь через десятилетия я вспомнил, что за все встречи с живой историей и символом русской художественной культуры - Игорем Грабарем высказал лишь одну мысль, сжатую в двух-трех фразах. 17.А быть может, перед прекрасным всегда следует молчать, отдавая ему даньвосхищения?

В.А.Разумный



    • Пожалуйста, скажите, как вы поняли, о чём говорится в тексте, какова поднятая в нем проблема и позиция автора;



  • Теперь посмотрите на слайд, где вам предлагается модель ответа. Если данный вариант совпадает с вашим, значит, вы правильно поняли текст и выделили в нём проблему и позицию. Кто разошёлся с ответом, запишите данный вариант вариант. В рейтинговой таблице (см. Приложение.Рейтинговая оценка) за правильное понимание проблемы и позиции в первом задании поставьте себе 1 балл.

СЛАЙД 4.


Проблема: почему перед прекрасным следует молчать, отдавая ему дань восхищения? (понимание прекрасного лучше выражается не в словах, а в молчаливом восхищении);

Позиция: надо учиться видеть прекрасное и отдавать ему дань восхищения.

  • Обратите внимание на лист сдомашним заданием.

3. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ УРОКУ:

Написать сочинение по прочитанному тексту, выделив в нём проблему и позицию автора, а также, отразив собственное мнение. Аргументами к тексту могут быть материалы, которые мы будем использовали на уроке, также комментарий одного из высказываний Александра Николаевича Бенуа, русского художника (1870 – 1960)

4. СТАДИЯ ВЫЗОВА

Продолжая знакомство с творчеством Грабаря, обратимся к теме урока:

«ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНЫМИ ОБОРОТАМИ»

СЛАЙД 5.

Вы знаете, что в тестах ЕГЭ по русскому языку с этой темой мы встречаемся в частях А, В и в части С вам её не избежать. Подумайте, что вы должны повторить на уроке, чтобы восстановить знания по этой теме:

― повторить условия обособления данных обстоятельств;

― уметь видеть такие обособленные обстоятельства в тексте.

5. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

― Итак, какие обстоятельства обособляются? (Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами )

― Вспомните условия обособления вам помогут схемы на доске, но знаки препинания в них не расставлены (обособляются независимо от места, которое они занимают по отношению к глаголу-сказуемому, обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, близки по значению к сказуемому. Поэтому их можно заменить придаточными предложениями или самостоятельными сказуемыми.)

...[._._._._._]... ; [._._._._._]… ; …[._._._._._].


СЛАЙД 6.

Обособляются:

- деепричастные обороты независимо от места в предложении:

  • Я получаю истинное наслаждение, любуясь зимними пейзажами И.Грабаря.

  • Из леса выбежав, березка одна стояла на юру.

- одиночные деепричастия, сохраняющие значение глагольности:

  • Берёзки, распрямившись, стряхнули с себя тяжёлые охапки снега.

  • Синея, блещут небеса.


СЛАЙД 7. Правила обособления

Не обособляются:

- устойчивые обороты (фразеологизмы), близкие по значению к наречию:

  • Заметая следы промчался по поляне заяц.

  • Мороз принялся за работу засучив рукава.

- одиночные деепричастия, близкие по значению к наречиям:

  • Снег шёл вяло и нехотя.

  • Художник не торопясь раскрыл мольберт.

  • - одиночные деепричастия, тесно связанные со сказуемым:

  • Подружки-берёзки стоят подбоченясь.

  • Огромные сосны призадумались сгорбившись.

  • Задание: игра «Я учитель»: кто из вас желает побыть «учителем» и помочь классу вспомнить условия обособления обстоятельств, работая с предложениями из рабочей карты. Задание №1


  • Пока «учитель» готовится объяснять материал, мы вернёмся к творчеству И.Э.Грабаря(Учитель работает с заданием №1 из рабочей карты)


СЛОВО УЧИТЕЛЯ (слайд 8 – 14)

Долгое время считалось, что зимняя природа не способна вызвать восхищение и стать темой для серьезного произведения. Картины Грабаря опровергают это мнение.

СЛАЙД 8. Картины «Берёзовая аллея» и «Восход солнца»

Игорь Грабарь открыл для современников скромную красоту зимней русской природы. Он наполнил наш зимний пейзаж чувствами, красками и теперь уже никто не мог отвернуться - у нее появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование.

СЛАЙД 9. Картина «Зима»

СЛАЙД 10. Картина «Осенний снег»

По словам Грабаря, работа над инеем будила его «живописный задор». «Немного на свете таких потрясающих по красочности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок».


СЛАЙД 11. Картина «Иней»

СЛАЙД 12. Картина «Утро»

СЛАЙД 13. Картина «Мартовский снег»

СЛАЙД 14. Картина «Зимний день»


  • Слово «учителю». Класс вместе с «учителем» работает в картах (задание №1), расставляя знаки препинания и подчёркивая обособленные обстоятельства (некоторые предложения «учитель» объясняет сам, другие просит объяснить учеников, соглашается с ними или, наоборот, поправляет).

  • Разнося искристые снежинки, закружит февраль метелью по дорогам

  • Колючий, косматый, целыми сугробами раскидывает он снег, напевая свою весёлую песенку.

  • То засыплет избушку, разыгравшись на краю леса, так, что останется от неё только печная труба, дымящая и разбрасывающая искры.

  • То вдруг построит посреди дороги огромный снежный холм, невзирая на приближение весны.

Расставьте знаки препинания, составьте схемы и объясните классу условия обособления обстоятельств.


  • Оценка «учителю»


6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

    • обратимся к домашнему тексту, возьмём листы с рейтинговой оценкой. В задании втором поставьте номера предложений, в которых встречаются обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом. (5 минут)

    • РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА

Проверка (см. СЛАЙД 15), выставьте в рейтинговую таблицу по одному баллу за каждый правильный ответ.

  • ― Обратимся к картине «Зимний вечер» (СЛАЙД 16)

  • СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА

Зимний теплый вечер. Низкое уютное серое небо обволакивает деревушку, расположенную на высоком заснеженном холме. Окончены дневные заботы, и деревенские ребятишки высыпали на улицу, поиграть, покататься с горки. Глаз зрителя сразу же выделяет на картине группу ребят, весело катающихся на ледяном катке. Ликующий колорит первого плана картины по мере удаления в глубину все больше и больше смягчается и переходит в спокойную цветовую гамму. Там на горизонте дома в теплых белых шапках, деревья вдали почти сливаются с серым небом. В этом типичном для Грабаря композиционном «приглашении» зрителя в изображаемое пространство чувствуется желание художника заразить людей любовью к красоте мира, зажечь их сердца радость бытия.

ЗАДАНИЕ №2: (СЛАЙД 17), в карте те же предложения, что и на доске. Объясним условия постановки знаков препинания и начертим схемы. (один ученик у доски)

  1. Именно умение раскрыть глубину русской природы, отражая её скромную красоту и одухотворённость, принесло художнику известность.

  2. Считая главным в живописи не только красоту, но и поэзию, правду, душу, он удивительно тонко передавал это в своих картинах.

  3. Весело летят с горы на деревянных санках деревенские ребятишки, сметая всякого, кто подвернётся на пути.

  4. Подпоясав худенькие пальтишки, дети бегут на горку и бесстрашно катятся вниз.

  5. Падая, смеясь, толкаясь, устраивают они игры на льду.

  6. И нипочём им мороз, который, раскрасив щёки, уже щиплет за нос.

• Обратим внимание ещё на одну хорошо известную вам картину Грабаря «Февральская лазурь» (СЛАЙД 18).

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА

Игорь Эммануилович Грабарь так рассказывал историю создания этой картины: «Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно и мне посчастливилось писать несколько дней подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба, отчего на него не падали рефлексы от горячего под солнцем снега,  и он оставался в холодной тени, вынуждая меня утраивать силу цвета для передачи полноты впечатления.

        Я чувствовал, что удалось создать самое значительное произведение из всех до сих пор мною написанных. Наиболее свое, не заимствованное…»


7. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (дифференцированный подход, работа в парах).

  • Предлагаю описать картину, осложняя предложения обособленными обстоятельствами.

ЗАДАНИЕ №3 (в рабочей карте).

1 вариант

- Опишите картину, осложняя предложения обособленными обстоятельствами.


  1. Грабарь (как? что делая?)………………………............................., передаёт ликующее настроение природы.

  2. Художник изобразил среднерусскую природу, (как? что делая?)............................................................................................

- Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Оказавшись на природе

1)необходимо умение видеть прекрасное.

2)каждый наслаждается её красотой.

3)совершенствуется умение видеть прекрасное.

4)прекрасно дышится.


Рассматривая картины Грабаря

1)произведения автора интересны.

2)особенно восхитительны пейзажи с инеем.

3)удивляешься глубине его видения.

4)привлекают искания автора.



2 вариант

- опишите картину, осложняя предложения обособленными обстоятельствами.

1.Грабарь (изображать блики солнце) передаёт ликующее настроение природы.

2.Художник изобразил среднерусскую природу (передавать торжественность восход февральское солнце)

-Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Написав пейзажи

1)развивается зоркость.

2)создаются произведения удивительной красоты.

3)можно отразить всю прелесть и красоту природы.

4)отражаются удивительные краски природы.


Сравнивая зимние и летние пейзажи

1)они воспринимаются с одинаковым восторгом.

2)для нас кажется очевидным, что все они прекрасны.

3)это интересный приём исследования живописи

4)мы испытываем одинаковый восторг


7.ТЕСТ

1)Запятая ставится (СЛАЙД 19)

1. Дорога идет извиваясь между деревьями.

2. В темноте чьи-то глаза смотрели не мигая.

3. Спят журавли обыкновенно стоя.

4. Сгущаясь и темнея бежит по воде лиловая зыбь.

5. Волны шумят ударяясь о скалы.

6. Качаясь и поскрипывая пели деревья свою заунывную песню.

2)В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? (СЛАЙД 20)

Маленькая ёлочка (1) ловко примостившись (2) между деревьями-великанами (3) спокойно спит под снежным одеялом.

1)1, 3 – выделяется причастный оборот

2) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот

3) 1, 2 – выделяется причастный оборот

4) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот

3)На месте каких цифр в данном предложении должны стоять запятые? (СЛАЙД 21)

Это совсем не просто (1) стоя на морозе (2) и (3) держа замерзающими руками кисточку (4) создавать неповторимые шедевры.

1) 1

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 4

4) 4

4)На месте каких цифр в данном предложении должны стоять запятые? (СЛАЙД 22)

Сосна (1) обессилевшая от шквального ветра (2)

раскачивается (3) наклоняясь всё ниже и ниже к земле.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2, 3


ОТВЕТЫ (СЛАЙД 23)





9. РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА

За каждое правильно решённое задание поставьте себе по баллу, посчитайте общий результат.

«5» - 14 - 15 баллов

«4» - 11 – 13 баллов

«3» - 8 – 10 баллов

10.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Прочитайте высказывания А.И. Бенуа о И.Э.Грабаре и прокомментируйте его, используя наработки сегодняшнего урока (СЛАЙД 23).

«Грабарь «чувствовал в природе то, что живет и хвалит Создателя; слышал своим чутким ухом, как бьется сердце самой природы» (Бенуа).

«Один из немногих среди русских художников, Грабарь умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать. Все его картины сами по себе явления чисто живописного характера. Поэтому так трудно о них говорить, но зато так легко ими любоваться, отдаваться их необъяснимому очарованию» (Бенуа)

  1. РЕФЛЕКСИЯ (заполнить карточку эмоционального состояния).











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!