СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация - сопровождение к уроку "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом"»

Тема урока:  «ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНИМИ ОБОРОТАМИ»     Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Сорокотягина Е.А. Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Сорокотягина Е.А. Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Сорокотягина Е.А. Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Сорокотягина Е.А. Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Сорокотягина Е.А.

Тема урока:

«ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЯМИ И ДЕЕПРИЧАСТНИМИ ОБОРОТАМИ»

 

 

Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Сорокотягина Е.А.

  • Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Сорокотягина Е.А.
  • Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Сорокотягина Е.А.
  • Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Сорокотягина Е.А.
  • Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 Сорокотягина Е.А.
 Игорь Эммануилович  Грабарь  1871 - 1960 «Вся природа праздновала какой-то праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу» И.Грабарь

Игорь Эммануилович

Грабарь

1871 - 1960

«Вся природа праздновала какой-то праздник - праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу» И.Грабарь

1.Во двор дома художников на Масловке входил совершенно окоченевшим - и от славного утреннего московского мороза и от непреодолимой робости. 2.Что-то попытался спросить у складывавшего мольберт разрумянившегося старичка-крепыша в шубе дореволюционного покроя и в валенках, но сразу же, уловив на себе его суровый и вместе с тем - лукавый, колющий взгляд, проглотил свой вопрос, словно провинившийся мальчишка - сосульку. 3.Передо мной был сам Игорь Грабарь. 4.Не дождавшись моих дежурных, необязательных фраз, он сразу же отрубил: "Поздненько, молодой человек! У меня утро - до восьми. Если не затруднит - жду завтра. Утречком!" 5.И ловко, даже молодцевато, скрылся в подъезде.

6.Надо ли говорить, что на следующий день, не менее морозный, вышагивал по Тверской в сторону "Динамо" уже с пяти часов, не надеясь на какой-либо транспорт и поеживаясь в своей потасканной фронтовой шинели. 7.В знакомом дворе было пусто и серовато, и лишь деревья на стадионе начинали светиться голубым предрассветным сполохом. 8.Ровно в шесть из подъезда вышел Игорь Грабарь, ловко расставил мольберт, что-то поколдовал на палитре, водрузил на уже порозовевший крупный нос круглые очки и как бы исчез от меня в незримом диалоге с этюдом. 9.Шли долгие и долгие минуты моего постепенного окоченения и вместе с тем - восхищения от непосредственного созерцания великого таинства творчества. 10.Мазок за мазком, затем - острый, я бы даже сказал - колючий взгляд в сторону стадиона, где постепенно высвечивалось полюбившееся художнику одинокое заснеженное дерево и снова - выверенные броски от палитры - к холсту на подрамнике. 11.На этом ровно в восемь и закончился наш странный диалог, и академик исчез в подъезде.

12.Так продолжалось около недели. 13.Но однажды, меня всё же пригласили посетить мастерскую художника. 14.В ней-то я отогрелся и в буквальном, и в переносном смысле слова, заслушиваясь четким, но эмоциональным монологом о его своем жизненном пути, о годах учения в Мюнхене, о влиянии на мастеров начала двадцатого века. 15.В конце разговора он неожиданно подарил мне бесценную реликвию-книгу

12.Так продолжалось около недели. 13.Но однажды, меня всё же пригласили посетить мастерскую художника. 14.В ней-то я отогрелся и в буквальном, и в переносном смысле слова, заслушиваясь четким, но эмоциональным монологом о его своем жизненном пути, о годах учения в Мюнхене, о влиянии на мастеров начала двадцатого века.

15.В конце разговора он неожиданно подарил мне бесценную реликвию-книгу "Вопросы реставрации" с его знаменитым трудом о Рублеве, завершив наши встречи вполне загадочной репликой: "Молчание - это ведь тоже творчество!".

16.Лишь через десятилетия я вспомнил, что за все встречи с живой историей и символом русской художественной культуры - Игорем Грабарем высказал лишь одну мысль, сжатую в двух-трех фразах. 17.А быть может, перед прекрасным всегда следует молчать, отдавая ему дань восхищения?

В.А.Разумный

Проблема: почему перед прекрасным следует молчать, отдавая ему дань восхищения? (Понимание прекрасного чаще всего выражается не в словах, а в молчаливом восхищении);  Позиция : следует учиться видеть прекрасное и отдавать дань восхищения .

Проблема: почему перед прекрасным следует молчать, отдавая ему дань восхищения? (Понимание прекрасного чаще всего выражается не в словах, а в молчаливом восхищении);

Позиция : следует учиться видеть прекрасное и отдавать дань восхищения .

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ  И ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ, ВЫРАЖЕННЫХ ДЕЕПРИЧАСТИЕМ

И ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ.

Обособляются обстоятельства, выраженные:  - деепричастными оборотами, независимо от места в предложении : Я получаю истинное наслаждение, любуясь зимними пейзажами И.Грабаря. Из леса выбежав,  березка одна стояла  на юру. - одиночными деепричастиями, которые сохраняют значение глагольности : Берёзки, распрямившись, стряхнули с себя тяжёлые охапки снега . Синея ,  блещут  небеса.

Обособляются обстоятельства, выраженные:

- деепричастными оборотами, независимо от места в предложении :

  • Я получаю истинное наслаждение, любуясь зимними пейзажами И.Грабаря.
  • Из леса выбежав, березка одна стояла на юру.

- одиночными деепричастиями, которые сохраняют значение глагольности :

  • Берёзки, распрямившись, стряхнули с себя тяжёлые охапки снега .
  • Синея , блещут небеса.
Не обособляются:  - устойчивые обороты (фразеологизмы), близкие по значению к наречию: Заметая следы промчался по поляне заяц. Мороз трудился засучив рукава . - одиночные деепричастия, близкие по значению к наречиям : Снег шёл вяло и нехотя . Художник  не торопясь раскрыл мольберт. - одиночные деепричастия, тесно связанные со сказуемым: Берёзки-подружки стоят подбоченясь. Огромные сосны сгорбились призадумавшись .

Не обособляются:

- устойчивые обороты (фразеологизмы), близкие по значению к наречию:

  • Заметая следы промчался по поляне заяц.
  • Мороз трудился засучив рукава .

- одиночные деепричастия, близкие по значению к наречиям :

  • Снег шёл вяло и нехотя .
  • Художник не торопясь раскрыл мольберт.
  • - одиночные деепричастия, тесно связанные со сказуемым:
  • Берёзки-подружки стоят подбоченясь.
  • Огромные сосны сгорбились призадумавшись .
Восход солнца Берёзовая аллея

Восход солнца

Берёзовая аллея

Зима

Зима

Осенний снег

Осенний снег

Иней

Иней

Утро

Утро

Мартовский снег

Мартовский снег

Зимний день

Зимний день

Ответы к заданию №2 2 4 6 14 15 17

Ответы к заданию №2

  • 2
  • 4
  • 6
  • 14
  • 15
  • 17
Зимний вечер

Зимний вечер

Обособленные обстоятельства 1.Именно умение раскрыть глубину русской природы отражая её скромную красоту и одухотворённость принесло художнику известность. 2. Считая главным в живописи не только красоту но и поэзию правду душу он удивительно тонко передавал это в своих картинах. 3.  Весело летят с заснеженной горы на деревянных санках деревенские ребятишки сметая всякого кто подвернётся на пути. 4.Подпоясав худенькие пальтишки дети бегут на ледяную горку и катятся вниз так что только ветер свистит в ушах. 5. Падая смеясь толкаясь устраивают они игры на льду. 6. И нипочём им мороз который раскрасив щёки уже щиплет за нос!

Обособленные обстоятельства

1.Именно умение раскрыть глубину русской природы отражая её скромную красоту и одухотворённость принесло художнику известность. 2. Считая главным в живописи не только красоту но и поэзию правду душу он удивительно тонко передавал это в своих картинах. 3. Весело летят с заснеженной горы на деревянных санках деревенские ребятишки сметая всякого кто подвернётся на пути. 4.Подпоясав худенькие пальтишки дети бегут на ледяную горку и катятся вниз так что только ветер свистит в ушах. 5. Падая смеясь толкаясь устраивают они игры на льду. 6. И нипочём им мороз который раскрасив щёки уже щиплет за нос!

Февральская лазурь

Февральская лазурь

Тест  1) Запятая ставится 1. Дорога идет извиваясь между деревьями. 2. В темноте чьи-то глаза смотрели не мигая. 3. Спят журавли обыкновенно стоя. 4. Сгущаясь и темнея бежит по воде лиловая зыбь. 5. Волны шумят ударяясь о скалы. 6. Качаясь и поскрипывая пели деревья свою заунывную песню.

Тест

1) Запятая ставится

1. Дорога идет извиваясь между деревьями.

2. В темноте чьи-то глаза смотрели не мигая.

3. Спят журавли обыкновенно стоя.

4. Сгущаясь и темнея бежит по воде лиловая зыбь.

5. Волны шумят ударяясь о скалы.

6. Качаясь и поскрипывая пели деревья свою заунывную песню.

2) В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?  Маленькая ёлочка (1) ловко примостившись (2) между деревьями-великанами (3) спокойно спит под снежным одеялом.  1)1, 3 – выделяется причастный оборот  2) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот  3) 1, 2 – выделяется причастный оборот  4) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот

2) В каком варианте ответа правильно указаны и

объяснены все запятые?

Маленькая ёлочка (1) ловко примостившись (2) между деревьями-великанами (3) спокойно спит под снежным одеялом.

1)1, 3 – выделяется причастный оборот

2) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот

3) 1, 2 – выделяется причастный оборот

4) 1, 3 – выделяется деепричастный оборот

3) На месте каких цифр в данном предложении должны стоять запятые? Это совсем не просто (1) стоя на морозе (2) и (3) держа замерзающими руками кисточку (4) создавать неповторимые шедевры.  1) 1  2) 1, 2, 3, 4  3) 1, 4  4) 4

3) На месте каких цифр в данном предложении

должны стоять запятые?

Это совсем не просто (1) стоя на морозе (2) и (3) держа замерзающими руками кисточку (4) создавать неповторимые шедевры.

1) 1

2) 1, 2, 3, 4

3) 1, 4

4) 4

4) На месте каких цифр в данном предложении должны стоять запятые?  Сосна (1) обессилевшая от шквального ветра (2) раскачивается (3) наклоняясь всё ниже и ниже к земле.  1) 1, 2 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

4) На месте каких цифр в данном предложении

должны стоять запятые?

Сосна (1) обессилевшая от шквального ветра (2) раскачивается (3) наклоняясь всё ниже и ниже к земле.

1) 1, 2 2) 1, 3 3) 2, 3 4) 1, 2, 3

Ответы к тесту: 1,4,5,6 4 1,4 4

Ответы к тесту:

  • 1,4,5,6
  • 4
  • 1,4
  • 4
Всем удачи! Спасибо!

Всем удачи!

Спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!