СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка. 8 класс. "Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами". 

Просмотр содержимого документа
«Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.»

Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.


Цель урока:

Познакомить обучающихся с особенностями обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями.


Задачи:

дидактическая: создание условия для систематизации изученного материала об обособленных определениях и по усвоению новых знаний об обособленных  обстоятельствах, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности;

образовательная: систематизация сведений об обособленных  обстоятельствах;
развивающая: отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособлении обстоятельства, интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами  и использовать их в речи, графически выделять обособленные обстоятельства;  подготовка к ОГЭ;
воспитательная: воспитание у учащихся культуры речи и познавательного интереса, уважения к русскому языку  через образцы художественной речи, умения сплоченно и дружно работать в коллективе, внимательно слушать речь других.

Тип урока: урок - практикум (систематизации и обобщения ранее изученного материала, урок сообщения новых знаний, урок-исследование.)


Ход урока.

Этап урока

Учитель

Ученик

Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок, мы пригласили гостя из маленького царства. Кто он, что это за мини-царство, узнаете из моего рассказа.

… Жило-поживало обстоятельство. Оно как-то привыкло к тому, что вместе с определением, дополнением выполняло второстепенную роль. Так было долгое время, но, как говорят, ничто не стоит на месте. Вот и семейство обстоятельств разрасталось, крепло. Кроме обстоятельств, выраженных наречием, соединением имени существительного с предлогом, эта семья пополнилась еще одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами. Люди охотно пользовались ими, чтобы точно и полно изложить собственное мнение.

Обстоятельство вместе с определением и дополнением решили как-то подчеркнуть свою значимость, стали требовать, чтобы их начали выделять запятыми. Так возникло маленькое царство, которое назвало себя - Обособленные Члены Предложения. Именно они выражают дополнительное сообщение, дополняют основное утверждение в предложении, а при произношении их выделяют интонацией и паузами. Но не подумайте, что сюда попали, например, все обстоятельства. Нет! Чтобы стать обособленным членом предложения, следует отвечать определенным требованиям. Именно с этими требованиями-правилами мы познакомимся на сегодняшнем уроке.

Следовательно, тема нашего урока – «Обособленные обстоятельства».


  • Давайте определим цель нашего урока (научиться находить обособленные обстоятельства, правильно их интонировать, употреблять обособленные обстоятельства в речи).


Актуализация

знаний.

Орфографическая работа.

Не отыскав в бумагах, растаяв на солнце, претворив в жизнь мечту о преобразовании края, не рассчитывая на беспрекословное подчинение, пребывая в хорошем расположении духа в течение всего отпуска, не стихая ни на минуту, желая извлечь выгоду.


Изучение нового материала.

- Слова какой части речи встретились нам в словосочетаниях?

- А что такое деепричастие?





- На какие вопросы отвечает деепричастие?


Анализ предложений.

Петляя, трава спускалась вниз.

Петляя между камней, тропа спускалась вниз.


Учащиеся вспоминают, что деепричастие обозначает добавочное к глаголу действие, его можно заменить глаголом (петляла и спускалась); деепричастный оборот — деепричастие с зависимыми словами, в предложении является обстоятельством.

Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания.

1) Благоухая, сохли травы, дымясь, курились облака. (И. Бунин.)

2) Туман, редея, ползет вверх. Шум, удаляясь, затихал. (Г. Федосеев.)


Работа с учебником.

Чтение параграфа 40 (стр. 188)

- Деепричастие.

- Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,  обозначающая в предложении  добавочное (второстепенное по характеру)  
действие.

- отвечающая на вопросы что делая? что сделав?  





Закрепление изученного материала.

I) Перестройте предложения так, чтобы в предложении было обособленное обстоятельство:

1.Шум удалялся и затихал.

2.Тропа петляла и спускалась вниз.


II) ЗАДАНИЕ: внимательно прочитать текст. Расставить знаки препинания, объяснить их, начертить схемы.


  1. Прочитав все словари мы не спали до зари.

  2. Простираясь перед нами равнина манила цветами.

  3. Проживая в районе парка я вижу как звёзды горят ярко.

  4. Пловец пловчиху угощая пойти на танцы приглашает.

  5. Росток пробившись сквозь плиту теперь всем виден за версту.

  6. Касаясь этого звонка слышу трель издалека.

  7. Обмакнув перо в чернила я восемь линий прочертила.


III) Работа с текстом.

Незнакомая усадьба.

                Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли, как две сплошные стены, образуя мрачную красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты пахло хвоей. На миг на меня навеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве.(111 слов)                        (По А.Чехову)




Самостоятельная работа.

Выберите грамматически правильное продолжение предложения

  1. Пользуясь толковым словарём,

а) сначала читается вступительная статья.

б) меня поразило богатство нашего языка.

в) обратите внимание на иллюстративный материал.

г) многие слова окажутся вам неизвестными.

 

  1. Обдумав план сочинения,

а) я стал подбирать эпиграф.

б) композиция не должна быть нарушена.

в) много было распределено время.

г) требуется знание художественного произведения.

  1. Работая над рецензией,

а) главная мысль определяется не сразу.

б) была дана оценка тексту.

в) определите сначала главную мысль текста.

г) анализируются языковые средства выразительности текста.

  1. Анализируя творчество Пушкина,

а) литературоведов ждёт ещё много открытий.

б) обнаруживаются черты многих жанров и направлений.

в) невольно поражаешься разносторонности его таланта.

г) талант его вызывает восхищение.

  1.  Решая задачу,

а) прочитайте внимательно условие.

б) используются справочники.

в) нельзя пользоваться калькулятором.

г) может быть несколько ответов.



Рефлексия

  1. На уроке работал (а) (активно/пассивно).

  2. Своей работой на уроке я (доволен/не доволен).

  3. Урок для меня показался (коротким/длинным).

  4. За урок я (не устал (а)/ устал (а)).

  5. Материал урока мне был (понятен/не понятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен).

  6. Что было трудно для меня?



Задание на дом.

параграф 40, выписать 7 предложений с обособленными обстоятельствами из художественной литературы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!