СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособленные определения.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку. "Обособленные определения". 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«Обособленные определения.»


Технологическая карта урока «Обособление определений» 8 класс


Предмет

Русский язык

Класс

8 класс

Тип урока

Урок усвоения нового знания (открытия нового знания)

Технология урока

Проблемная технология

Тема

Обособление определений

Цель

Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.


Предметные результаты:

расширить знания обучающихся об условиях обособления определений в предложении, включить в известное правило новое знание;

учиться создавать устное высказывание;

учиться соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;


Метапредметные результаты:

Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому, устанавливать связь между деятельностью и ее результатом, использовать приобретённые знания, применяя их на практике;


Регулятивные УУД: определять тему урока, искать информацию для достижения поставленной цели, сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью, развитие навыков самооценки;


Познавательные УУД: умение находить нужную информацию, составление схем-опор для структурирования информации, работа с параграфом учебника;


Коммуникативные УУД: работать в группе, слушать товарища, оценивать ответ, обосновывать своё мнение, выражать свои мысли и идеи

Структура урока

Этапы урока

Предметные, метапредметные и личностные результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент


Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность.


(Вводный этап)

Этап мотивации























Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:

определять тему урока

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к расширению знаний














Сообщает, что сегодня урок будет посвящен правилу пунктуации, которое помогает нам выразить мысль более точно, красочно.

Задание. Восстановите определение.

(Обособление) – это намеренное ритмико-интонационное и смысловое вычленение в составе конкретного предложения второстепенных членов для придания им большей самостоятельности в сравнении с остальными членами. Цель (обособления) – выражение с помощью выделяемого члена некоего добавочного сообщения по поводу одного из слов или всего предложения. На письме этот член предложения выделяется знаками препинания.

Мозговой штурм»

- Что такое обособление?

- Назовите разряды обособленных членов предложений?

- Что обозначают обстоятельства?

- Какие члены предложения они поясняют?

- Какими частями речи выражаются?

- Какие значения имеют обстоятельства и на какие вопросы отвечают?

- Какие обстоятельства обособляются?

- Что вы можете сказать об обособленных дополнениях?

- Что мы знаем об обособленных определениях?

- Что такое причастие? Какие бывают причастия?

Вспоминают, что такое обособление, определение, способы его выражения, обособленное определение.



Учащиеся вспоминают, что им уже известно о правиле обособления определений.


Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД:

определять тему урока

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к расширению знаний


Подводит учащихся к формулированию темы урока с помощью задания.

Из данных предложений выпишите те, в которых есть обособленное определение (знаки препинания расставить самостоятельно), необходимо пояснить свой выбор.

  1. Офицер ехавший верхом натянул поводья, остановился на секунду и обернулся вправо. (Поводья – прикреплённый к удилам ремень узды, которым правят лошадью.)

  2. Ничем не управляемый изнутри я был бессилен перед соблазнами жизни.

  3. Отрезанные от всего мира уральцы с честью выдержали казачью осаду.

  4. Вдаль по земле таинственной и строгой лучатся тысячи тропинок и дорог.


3.Предлагает учащимся сформулировать тему урока и сказать, что они знают об обособлении определений.


4.Предлагает учащимся проблемный вопрос: были ли среди предложений те, в которых они не нашли обособленные определения? Почему?


-Исходя из записанной темы, скажите, что нам предстоит выяснить сегодня на уроке, чему научиться?

Предлагает обучающимся сформулировать и записать для себя цель урока (произвольная формулировка).

Учащиеся узнают о допущенных ошибках в задании и отмечают недостаточность знаний, т.к. правило обособления определений «выросло» в размерах.




Необходимо узнать дополнение к правилу, чтобы не допускать ошибок. Кто-то, возможно, отметит, что необходимо повторить изученное ранее правило, чтобы быть увереннее. Нужно обратиться к учебнику.

Основной этап. Осмысление.

(Открытие новых знаний)


Метапредметные результаты:


Познавательные УУД:

- умение находить информацию

- составление схем-опор

- работа с параграфом учебника

- составление схем для структурирования информации


Коммуникативные УУД:

-анализировать эффективность сотрудничества в группе

-уметь работать в группе

- выражать свои мысли и идеи


Личностные УУД:

-умение использовать приобретённые знания


Регулятивные УУД:

-умение оценивать ответ одноклассника


Предметные результаты:

- знать случаи обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений, несогласованных распространённых определений, уметь правильно ставить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями


1.Работа с учебником.

Пользуясь параграфом(п.39) учебника, материалом параграфа, расскажите об обособленных определениях.


2.Предлагает учащимся распределиться по группам.

Организует работу в группах. Напоминает правила работы в группе.

(Памятка организации работы в группе:

-Кто читает?

-Кто записывает?

-Кто выбирает информацию?

-Кто оформляет ответ?

-Кто отвечает?)

Даёт задание и сообщает критерии оценивания его выполнения

(Оценивание работы группы – правило «4П+Т»: правильно, понятно, полно, пример + Темп, т.е. подготовленность ответа, примера)

1 группа изучает случаи обособления причастного оборота

2группа изучает случаи обособления несогласованных распространённых определений

3 группа изучает случаи обособления одиночных определений

4 группа изучает случаи обособления приложения


3. Предлагает группам представить свой проект.

Напоминает обучающимся о задании начала урока, в котором были допущены ошибки. После представления каждой группой своей части правила это задание будет снова выведено на доску, для того чтобы обучающиеся объяснили пунктуацию в этих предложениях, воспользовавшись новым знанием.


4.На доску выводится задание (кроме тех предложений, в которых обучающиеся правильно поставили знаки препинания).


Из данных предложений выпишите те, в которых есть обособленное определение (знаки препинания расставить самостоятельно), необходимо пояснить свой выбор.

2) Ничем не управляемый изнутри я был бессилен перед соблазнами жизни.

3)Отрезанные от всего мира уральцы с честью выдержали казачью осаду.

4)Вдаль по земле таинственной и строгой лучатся тысячи тропинок и дорог.


5.Учитель проверяет усвоение знаний.

Проверочный диктант с обязательным графическим комментированием изученной пунктограммы.


1.Запах белой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны. 2. Дом, довольно большой, когда-то белёный, с блестящей мокрой крышей, стоял на совершенно голом месте. 3.Разрозненная усталостью, огромная колонна нестройно растягивалась. 4.А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зелёных и радужных. 5. Шабашкин, с картузом на голове, стоял подбочась и гордо взирал около себя. 6. Обидно мне, старику, слушать такие речи. 7. Волнуемый воспоминаниями, я забылся.


6. Укажите, нужно ли обособлять выделенные определения. Дайте объяснение.

А) нужно Б) не нужно

1)Летняя жара после холодов близких к заморозкам сбила с толку всё растущее на земле.

2)Вспыхнувшую на востоке зарю тотчас опять заволокли тучи.

3)Разбитый сном добрался Григорий до конюшни и вывел коня на проулок.

4)Звон колокольчика чистый и нежный доносился до нас.

5)Длинные облака красные и лиловые сторожили его покой. 6)Убаюканный сладкими надеждами он крепко спал.

7) В небе тают облака, и лучистая на зное в искрах катится река.

8) Проснулся он бодрым, отдохнувшим.


1.Работают с учебником (п.39), выделяют ключевые понятия.




2.Работают с учебником (п.39, стр.171-172). Выполняют задание в группах:


1)знакомятся с информацией

2)отображают информацию графически (схема предложения, кластер, алгоритм)

3) распределяют обязанности в группе



















3. Слушают одноклассников (отчёт групп). Делают необходимые записи. Оценивают ответы по предложенному плану. Задают вопросы. Делают замечания.


4.Обучающиеся, используя новые знания, объясняют пунктуацию в предложениях.














5.Пишут проверочный диктант с последующей самопроверкой по эталону.

Тест.


Мини-тест «Результат»

1.Укажите способ выражения определения в предложении:

На воде всплескивали фонтаны, похожие на сахарные головы. (В.Тренев)

а) Обособленное нераспространённое определение

б) Обособленное определение, выраженное прилагательным

в) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

г) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

2.Укажите способ выражения определения в предложении:

Из репродуктора, установленного над капитанским мостиком, доносились прощальные звуки вальса. (И.Гребенюк)

а) Обособленное нераспространённое определение

б) Обособленное определение, выраженное прилагательным

в) Обособленное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

г) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

3.Укажите тип определения в предложении:

Разговоры наши любил слушать внук лесника Ваня Малявин, мальчик лет пятнадцати. (К.Паустовский)

а) Обособленное распространённое определение

б) Обособленное распространённое приложение

в) Обособленное определение, выраженное прилагательным

г) Необособленное нераспространённое приложение

4. Укажите способ выражения определения в предложении:

Трава, сочная, свежая, пестрела крупными золотисто-жёлтыми цветами. (З.Сорокин)

а) Обособленное определение

б) Обособленные определения, выраженные причастиями

в) Обособленные нераспространённые определение, выраженные прилагательными

г) Обособленные приложения

5. Укажите тип определения в предложении:

Витютень, обычный гость наших лесов средней полосы, вдвое больше обыкновенного голубя. (Е.Дубровский)

а) Обособленное распространённое приложения

б) Обособленное несогласованное определение

в) Обособленное определение, выраженное прилагательным

г) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

6. Укажите способ выражения определения в предложении:

В Березовке один лукавый татарин продавал редкого, знаменитых кровей, жеребца.

а) Обособленное определение, выраженное причастным оборотом

б) Обособленное несогласованное определение

в) Обособленное согласованное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами

г) Обособленное определение, выраженное прилагательным


Задание на дом

Регулятивные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом


Личностные УУД:

-оценивание качества усваиваемого материала

Параграф 39, упражнение 294

Учащиеся выбирают задание, обдумывая вопрос о полезности и успешности работы.

Рефлексия

Регулятивные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом


Личностные УУД:

-оценивание качества усваиваемого материала

Учитель предлагает соотнести цели, которые обучающиеся ставили в начале урока, и результаты своей деятельности (формулируют записывают в свободной форме мысль о том, чему они научились).

Задание: ответьте на вопрос: Согласны ли вы, что...

Да - А) член предложения, выделяемый по смыслу и интонацией, называется обособленным?

Да - Б) на письме обособленные члены выделяются запятыми, реже тире?

Да - В) обособляются определения, приложения, стоящие после определяемого существительного?

Нет - Г) любое согласованное определение, стоящее после определяемого слова, обособляется?

Да - Д) всегда обособляются определения, относящиеся к личному местоимению?

Проверка

Учащиеся соотносят цели, которые ставили в начале урока, и результаты, которых они достигли, оценивают продуктивность своей работы на уроке.

Выставление оценок






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!