СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособленные определения, обстоятельства

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по теме "Обособленные определения, обстоятельства"

Просмотр содержимого документа
«Обособленные определения, обстоятельства»

Обособленные определения, приложения и обстоятельства

Цели урока:

- углубить понятие об обособленных определениях, приложениях и обстоятельствах;

- формировать умение использовать в речи обособленные определения, приложения и обстоятельства, находить изученные конструкции в связном тексте;

- воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка.


Эпиграф

Люди, где родились и вскормлены,

к тому месту великую любовь имеют.

Франциск Скорина


Ход урока

        1. Оргмомент.

        2. Постановка целей и задач.

Учитель. Тема сегодняшнего урока «Обособленные определения, приложения и обстоятельства». Как вы думаете, какие задачи будут стоять перед нами?

Да. Сегодня на уроке мы будем углублять понятие об обособленных определениях, приложениях и обстоятельствах, использовать их в речи, а также находить изученные конструкции в тексте.

Учитель. Запишите число и тему урока в тетрадь.

        1. Обсуждение эпиграфа.

Учитель. Эпиграфом к уроку будут слова Ф. Скорины: Люди, где родились и вскормлены, к тому месту великую любовь имеют.

Как вы понимаете эти слова? Кто такой Ф. Скорина? Как вы думаете, почему именно они будут эпиграфом к уроку?

Учитель. Да. Сегодня мы будем говорить о нашей стране, о Республике Беларусь. Именно её богатства и достопримечательности помогут нам обобщить знания об обособленных определениях, приложениях и обстоятельствах. 15 марта – День Конституции РБ.

        1. Словарная работа.

Учитель. Сейчас мы вспомним правило написания слов со строчной и заглавной букв.

(К доске выходят 2 ученика и работают за доской, записывая слова под диктовку учителя. Остальные учащиеся пишут в тетрадях. Проверяют со слайда, обменявшись тетрадями с соседом. У тех, кто писал, проверяют 2 человека, которые отдают свои тетради писавшим на доске.)

Республика Беларусь, город-герой Минск, Беловежская пуща, река Свислочь, Минское море, гостиница «Планета», кинотеатр «Аврора», Полесье, станция метро «Октябрьская», кондитерская фабрика «Спартак».

        1. Групповая работа.

Учитель. Сейчас мы разделимся на группы и будем продолжать работать. 1-я группа – Определение, 2 группа – Приложение, 3 – Обстоятельство.

Каждый получает оценочный лист, на котором указаны задания и максимальное количество баллов за их выполнение.

  1. Составление опорного конспекта.

Каждая команда должна составить опорный конспект по своей теме.

У вас немного времени. (Проверка через документ-камеру, остальные группы дополняют).

Учитель.

Что такое определение? Приложение? Обстоятельство?

( Вопросы командам вначале ответа).

  1. Расстановка знаков препинания на карточках.

Карточка для команды «Определение»

  1. Всему миру известна героическая оборона легендарной Брестской крепости, расположенной на самой окраине страны.

  2. Немного ниже Полоцка, на берегу Двины, есть городок Новополоцк, небольшой и уютный.

  3. На таком болоте густые заросли травы образуют зыбкий ковер, бесконечный и опасный.

  4. На улицы Полоцка приходит весна, молодая, очаровательная.

  5. Он, серьёзный, хмурый, напряжённый, стоял перед партизанами, поправляя на плече ремень от старого рюкзака, затёртого до дыр.

  6. Понимающий опасность, подполковник Карват продолжал уводить горящий самолёт в сторону от деревни. 

  7. Мирский замок возведен в начале 16 века в Гродненской области, монументальный, величественный.

Карточка для команды «Приложение».

  1. Среди многих белорусов, участвующих в штурме рейхстага, был и младший сержант, Пётр Пятницкий. 

  2. К началу Великой Отечественной войны капитан Гастелло, командир эскадрильи, нанес мощный бомбовый удар по немцам

  3. Более 300 тысяч солдат и офицеров — уроженцев Беларуси — были награждены орденами и медалями.

  4. Вокруг него, Мирского замка, насыпаются земляные валы с бастионами по углам, вокруг которых проходил ров, наполненный водой.

  5. Окончив курсы медсестёр, ушла добровольцем на фронт девушка Зина, по фамилии Туснолобова. 

  6. Об их героизме и самоотверженности свидетельствуют надписи, подписи солдат, сохранившиеся на стенах крепости.

  7. в 1987 году Мирский замок был снова восстановлен и открыт как Национальный художественный музей Республики Беларусь.

Карточка для команды «Обстоятельство»

  1. Почти месяц, с 21 июня по 20 июля, гарнизон мужественно сражался с врагом, захватчиком.

  2. Даже когда крепость была захвачена, отдельные группы её защитников, засев в подвалах, не прекращали борьбы.

  3. Об их героизме и самоотверженности свидетельствуют надписи, сохранившиеся на стенах крепости, заставляя задуматься о тех тяжёлых днях.

  4. Выполняя долг по защите Отечества, воины вступают в бой с врагом, рискуя своей жизнью.

  5. У мастера меткого выстрела, несмотря на его юношеский возраст, появилась целая школа.

  6. Именно здесь, на Березине, в районе Борисова, в первые дни войны советские войска с тяжелыми боями удерживали переправы и, отступая, нанесли удар.

  7. На четвёртый день войны, 26 июня 1941 года, совершил героический подвиг со своим экипажем Николай Гастелло.

Учитель. Сейчас мы проверим, как вы справились с заданием.

(Команды проверяют со слайда и выставляют себе отметки в оценочный лист)

  1. Дополнение предложений обособленными членами.

Учитель. Следующее задание. Перед вами тексты. Ваша задача дополнить их обособленными членами. Первая команда дополняет текст обособленными определениями, вторая – приложениями, третья – обстоятельствами.

Карточка для команды «Определение»

Сейчас восхищают посетителей лесные беседки _____________________ на перекрестках некоторых дорог ____________________. Двух одинаковых беседок ___________________________ нигде нет. Тут и сказочная избушка _________________________________ и навес с крутой остроконечной крышей, и разветвленный ствол сосны _____________________________________ . Приятно отметить, что этот нестандартный стиль деревянных ___________________________ строений продолжается и поныне, свидетельством чему является прекрасный павильон ______________________________. Основу его составляет живая ель ___________________________________________________.

        1. Физкультминутка.

Карточка для команды «Приложение»

В стародавние времена ________________________ на месте Нарочанских озёр ________________________ произрастал дремучий лес, на окраине которого стояла избушка, где жил лесник с ___________________ дочерью Галиной. Был у Галины жених _________________ Василий, который подарил ей зеркальце. Галина выронила зеркало из рук, и серебристые осколки зеркала превратились в озёра Нарочанского края _______________________. Девушка приняла облик чайки. В ясную погоду она парит над гладью Нарочи __________________________ и зовёт своего Василька.

Озеро Нарочь является и историческим местом _____________________________.  Во время Первой Мировой войны в 1916 году на берегах озера проходила знаменитая Нарочанская наступательная операция __________________________________.

Карточка для команды «Обстоятельство»

Почти месяц____________________________ гарнизон Брестской крепости ___________________ мужественно сражался с врагом. Даже когда крепость была захвачена, отдельные группы её защитников не прекращали борьбы _______________________ . Большая часть защитников крепости пала смертью храбрых, некоторые ____________________________ стали партизанами. Там ________________________ за пограничной чертой слышался рокот множества моторов _____________________________________. Этот рокот быстро нарастал и увеличивался за сотни километров от фронта ______________________________ около города Бреста, в стенах старой русской крепости, стоящей на самой границе, в течение многих дней и недель героически сражались с врагом наши войска ____________________________________.

Учитель. Давайте проверим, как вы справились с заданием. (Команды зачитывают, а остальные слушают, исправляют.)

Назовите тему текста. Что изменилось, когда вы дополнили тексты обособленными членами предложения?

  1. Составление текста с обособленными членами.

Учитель. Сейчас для вас новое задание. Вам нужно составить текст из пяти предложений о Беларуси.

(Команды составляют собственные тексты, включая в них обособленные члены.)

  1. Устный журнал. (Подведение итогов)

Учитель. А сейчас подведём итоги и расскажем об обособленных определениях, приложениях и обстоятельствах.

(Представители команд рассказывают об обособленных членах предложения).

        1. Рефлексия.

Представьте, что вам нужно написать смс о том, что вы делали сегодня на уроке.

Начните словами: «Сегодня на уроке я…»

        1. Домашнее задание.

Составить текст из 6 предложений, 2 из которых содержат обособленные определения, 2 – обособленные приложения, 2 – обособленные обстоятельства.

        1. Выставление отметок.

Учитель. Посчитайте, пожалуйста, баллы в своих оценочных таблицах. Кто из вас хочет, чтобы я поставила отметку за урок?

Остальные сдайте выполненные вами упражнения и оценочные таблицы. Я перепроверю и поставлю всем отметки.