СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 30.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

I. Образовательные:

1)отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены

предложения;

2)закрепить навыки постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения

на письме и правильного чтения в устной речи.

II. Развивающие:

активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них.»

Тема: Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них.

Цели урока:

I. Образовательные:

1)отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены

предложения;

2)закрепить навыки постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения

на письме и правильного чтения в устной речи.

II. Развивающие:

активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции.


Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять условия обособления уточняющих членов предложения; опознавать уточняющие члены на основе семантико- интонационного анализа высказывания; сопоставлять и конструировать предложения с уточняющими членами предложения;

Метапредметные: создавать собственное аргументированное высказывание; Личностные: самостоятельно формулировать тему занятия, цель, задачи; работать в паре и согласовывать свою деятельность с деятельностью других; оценивать себя и других.

Тип урока: усвоение новых знаний

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний об условиях обособления и видах обособленных членов.

«Верные и неверные суждения»:

1.Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными.

2.Обособленные члены предложения не содержат элементы добавочного сообщения.

3. Обособленные члены предложения в устной речи выделяются с помощью интонации, а в письменной речи- запятыми.

4. Не обособляются фразеологизмы, в составе которых есть слова, имеющие форму деепричастий.

5. Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, всегда выделяются запятыми.

6. Обособляются определения и приложения, которые относятся к притяжательным местоимениям.

Взаимопроверка

3. Этап усвоения новых знаний

Цель этапа: уметь формулировать проблему, выдвигать аргументы и находить доказательства

Формулирование темы и задач учащимися.

Прочитайте и сравните пары предложений: (текст на экране)

1) Он проснулся (когда?) утром.

2) Он проснулся (когда?) утром, (а когда именно?) часов в шесть.


1)(Где?)Вдали стучали топоры.

2) (Где?)Вдали,(а где именно?) у самого леса, стучали топоры.


1) Грузовик подобрал нас (когда?) через три часа.

2) Грузовик подобрал нас (когда?) через три часа, (то есть когда?) то есть к вечеру.

– В чем сходство и различие предложений в парах?

– Какое слово или сочетание слов имеет значение уточнения?

– Что оно уточняет?

– Каким членом предложения является и как выделяется уточняющий член?

– Чем они отличаются?

– Где по отношению к уточняемому он стоит?

– Какой вид обособления мы будем рассмaтривать?

(Уточняющие члены предложения)

–Какие задачи будем решaть?

(Определить условия обособления уточняющих членов предложения; научиться опознавать уточняющие члены в предложении)


Работа над усвоением нового.

Самостоятельно прочитать I - III абзaц правила и заполнить таблицу.

Уточняющие члены

Способ связи с уточняемым членом

Примеры

1




2




3




4




4. Этап закрепления нового материала.

Цель этапа: уметь осознанно применять правило на практике, опознавать уточняющие члены на основе семантико- интонационного анализа высказывания; сопоставлять и конструировать предложения с уточняющими членами предложения;

-Какие члены предложения называются уточняющими?

-В чём их особенность? С какой интонацией произносят обособленные члены предложения?

Приступаем к выполнению задания.

Прочитайте предложения. Как вы думаете, какое задание я вам могу дать к ним?

Правильно, я попрошу вaс вставить пропущенные буквы, выделить запятыми и подчеркнуть обособленные уточняющие члены предложения.

1. Сегодня был день рождения Никиты одиннадцатое мая и назнач…но поднятие флага на пруду (А.Н. Толстой).

2. Далеко (далеко) в северной части Уральских гор в (не) непроглядной лесной глуши спряталась деревушка Тычки (Д. Мамин-Сибиряк).

3. Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюш…й в деревушк… Моховое у самого леса (К. Паустовский).

Проверочная работа

Укажите номера предложений, в которых употреблены уточняющие члены.

1. Услышат ли потомки наши

Тебя, певца земли родной?

2. Влетает жигулёнок прямо в осень

По новенькой, с иголочки, дороге,

По коридору меж берёз и сосен.

3. В другом краю, далёком, сердцу милом,

Я помню речку.

4. Друг во взлёте моём для себя разглядел

Униженье, беду и несчастье.

5.Я рано просыпаюсь, на заре,

Рассвет встречать влюблёнными глазами.

6. Ещё в сражении с зимою,

Неся с собой любовь, мечту,

Лиловой кандыка стрелою

Весна рванулась в высоту.

7.А внизу, меж таёжных завалов,

У подножья осин и берёз,

Племя юное путь пробивает

Под капель материнскую слёз.

8.Мальчик, спокойный и умный,

Тихий отличник, больной,

В школе начальной, не шумной,

В детстве учился со мной.

9.Маленький автобус на изломе дня,

Дребезжа на кочках, повезёт меня

Мимо шпилей ёлок и шатров осин.

10.Вдали от всех, на косогоре,

Поставил человек избу.

Взаимопроверка

5. Подведение итогов урока: - Закончите предложения.

1.Обстоятельство места уточняется 2.Обстоятельство времени уточняется … .

3.У.ч.присоединяются к уточняемым с помощью спец. союзов-… . 4.У.ч.присоединяются к уточняемым с помощью спец. слов- … .

(Варианты ответов)

1.Обстоятельство места уточняется обстоятельством места.

2.Обстоятельство времени уточняется обстоятельством времени.

3.У.ч.присоединяются к уточняемым с помощью спец. союзов- то есть, или( в значении то есть)

4.У.ч.присоединяются к уточняемым с помощью спец. слов- особенно, даже, главным образом, в частности, например и др.)


Лист самооценки

1. Правила обособления уточняющих членов предложения знаю / не знаю / знаю частично.

2. Правильно читать предложения с обособленными уточняющими членами

умею / не умею / не всегда.

3. Выполнять пунктуационный разбор предложений с обособленными членами (объяснять, комментировать) умею / не умею / не всегда.

4. Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными уточняющими членами умею / не умею/ не всегда.

5. Какие у меня трудности в освоении данной темы?


6. Домашняя работа на выбор

А) Написать советы однокласснику «Как найти уточняющие члены предложения»

Б) Составить 10 предложений с уточн.членами предложения

В) № упражнения …



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!