СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обозначение чисел римскими цифрами

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия нового знания. «МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Просмотр содержимого документа
«Обозначение чисел римскими цифрами»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»







«МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ



ТЕМА: ОБОЗНАЧЕНИЕ ЧИСЕЛ РИМСКИМИ ЦИФРАМИ

















Выполнила: Логунова Е.С., учитель начальных классов МОУ СОШ №4 г. Луги


г. Луга

20_17_

КОНСПЕКТ УРОКА по математике

Обозначение чисел римскими цифрами

(Тема урока)

ФИО (полностью )Логунова Елена Серафимовна

Место работы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №4»

Должность учитель

Предмет математика

Класс 3

Тема: числа от 1 до 1000. Нумерация. (13 ч.)

Номер урока в теме: №8 Обозначение чисел римскими цифрами; задачи-расчеты /«Странички для любознательных»

Источники: Математика. 3 класс ( II часть ) М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова, система «Школа России». М., «Просвещение», 2012 г.. ( с.52-53)

Оборудование: компьютер с мультимедиа установкой, листы с заданиями для каждой группы по каждому этапу урока, чистые листы по математике ( по 3 штуки – каждому), оценочные листы, памятки – подсказки на каждого ученика, колокольчик, презентация, шариковые ручки, цветные карандаши – красный, жёлтый, зелёный, синий; карточки с фамилиями учеников каждой группы – 3 штуки.

Цель урока.

Дидактическая: познакомить с римскими цифрами и их применением для простейших математических расчётов

Предметная: обеспечить понимание содержания учебного материала и выявить уровень его усвоения классом в целом и отдельными обучающимися, обеспечить применение полученных знаний на практике в стандартной, нестандартной и творческой ситуациях.

Задачи, направленные на формирование:

  • предметных знаний, умений и способов деятельности: познакомить обучающихся с римскими цифрами и их написанием, дать представление об использовании их на практике

  • универсальных учебных действий (личностных, метапредметных).

Личностных: формировать интерес к математике, расширять математический кругозор, творческие способности.

Метапредметных: использовать новые знания для уроков окружающего мира ( чтение исторических дат, эпох…), находить применение накопленному опыту для самостоятельного применения на других учебных занятиях и в повседневной жизни.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Необходимое техническое оборудование: компьютер с интерактивной доской, мультимедиа, презентация.

Структура и ход урока:



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Время

1

Самоопределение к деятельности.


Создание ситуации для включения в деятельность; создание положительной эмоциональной направленности.

Концентрируют внимание. Проверяют подготовленность к уроку.


Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и новым способам решения задач.

Регулятивные: планировать своё действие с учётом появляющихся задач и условиями их реализации.

Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

2 мин.

2

Актуализация опорных знаний и мотивация.


Использование групповой формы работы.

Повторяют именованные единиц, устную нумерацию чисел в пределах тысячи, разрядные слагаемые трёхзначных чисел.

Личностные: ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности, формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу на основе полученных ранее знаний.

Регулятивные: формировать способность выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

3 мин.

3

Постановка учебной задачи.


Создание ситуации для постановки проблемы.

Логические цепочки с продолжением.

Личностные: формирование учебно-познавательного интереса и способности понять и осмыслить поставленную задачу.

Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с учётом существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: учиться правильно формулировать своё мнение и задавать вопросы.

10 мин.

4

Открытие нового знания.


Организация поисковой деятельности.

Побуждающий к открытию нового знания рассказ о римской системе исчисления.

Личностные: формирование умений получать и применять знания на практике с учётом принятой задачи.

Регулятивные: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, учитывая выделенные учителем ориентиры и действия.

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать деятельность партнёра.

10 мин.

5

Первичное закрепление.


Организация работы в группах.

Решают логические цепочки, которые вызвали затруднение на этапе создания проблемной ситуации.

Личностные: формировать способность к самооценке с учётом критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: формировать способность оценивать свои действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленных задач.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать деятельность партнёра.

5 мин.

6

Физкультминутка.


Чтение стихотворения.

Выполнение упражнений под музыку.

Личностные: формировать способность быстро переключаться с одного вида работы на другой.

Регулятивные: осуществлять пошаговый алгоритм выполнения действий.

Познавательные: устанавливать аналогии.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия.

1 мин.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.


Организация индивидуальной самостоятельной письменной работы в рамках группы.

Выполняют письменную работу с выбором заданий, доступных для понимания.

Личностные: формировать способность к самооценке с учётом критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: формировать способность оценивать свои действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; формировать способность вносить необходимые коррективы в свою дальнейшую работу на основе оценки своей деятельности и с учётом характера сделанных ошибок.

Познавательные: осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и синтеза.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать деятельность партнёра, строить монологическое высказывание.

7 мин.

8

Рефлексия деятельности.


Что нового мы узнали на уроке? Сколько цифр вы запомнили? Где используются римские цифры?

Оценивают свою работу.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: формировать способность к самооценке с учётом критериев успешности учебной деятельности; ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные: формировать способность вносить необходимые коррективы в свою дальнейшую работу на основе оценки своей деятельности и с учётом характера сделанных ошибок.

Познавательные: осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для правильного построения монологической и диалогической речи.

2 мин.





Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности.

Уч.: Ребята у нас сегодня много гостей. Давайте их поприветствуем ( поворот, кивок головы) . А также подарим им свою лучшую улыбку (выполняют).

Молодцы! А теперь запомните свою улыбку и нарисуйте её в своих оценочных листах, которые лежат перед вами на партах. (рисуют). Пусть эта улыбка будет символом нашего урока и вдохновляет вас на открытие знаний.

А девиз нашего урока следующий:

СЛАЙД 1 : Мир построен на силе чисел! Пифагор.



2. Актуализация знаний и мотивация.

Уч.: Сегодня вы будете работать в группах. У каждой группы своё задание. Время на выполнение заданий ограничено, всё надо делать быстро. Об окончании работы я буду сообщать звонком колокольчика. Но прежде чем мы вместе откроем новую математическую тайну, сделаем «гимнастику для ума». И как подсказывает наш девиз, попробуем испытать волшебную силу изученных чисел.

1 группа:

Задания:

1. Посмотрите на числа: 357, 682, 803, 438, 999, 581. Мы их называем: _______________________________.

2. Почему? ____________________________________________________________



3. Какое число будет лишним, потому что в нём отсутствуют цифры, обозначающей разряд десятков? ______________________________________

4. Сколько всего десятков в «лишнем» числе? _________________________

5. Назовите самое маленькое число___________________________________

6. Представьте самое маленькое число в виде суммы разрядных слагаемых:

_____ + _______ + ________

7. Запишите предыдущее число для числа 581: ______________

8. Запишите последующее число для числа 999 : _____________

9. Сколько всего десятков в числе 999? ______________________

2 группа:

Задания:

1. Год, час, секунда, месяц, сутки, минута, век, литр. Какое слово лишнее?

Запишите: ______________________________

2. Почему? _____________________________________________________

3. 7 дней составляют единицу времени, которая называется: ________________

4. Какая самая большая единица времени из записанных выше: _______________

5. Запишите единицы времени в порядке убывания:

_________, ___________, __________, ___________, ___________, ___________, ____________ .

6. 60 минут - это 1 ___________

7. 60 секунд – это 1 ___________

8. 28 или (29, 30, 31) день – это 1 __________

9. 100 лет – это 1 ___________





3 группа.

Задания:

1. Сосчитайте десятками от 10 до 100. Запишите.

_________.______,________,_________,__________,__________,__________,

_________,_________,___________

2. Сосчитайте сотнями от 100 до 1000. Запишите.

________,_________,________,__________,__________,__________,__________,

__________,___________,____________

3. Сколько единиц, десятков и сотен в числе 345: _____ ед.______дес. _____.сот.

4. Сколько единиц, десятков и сотен в числе 608: _____ ед.______дес. _____.сот.

5. Сколько единиц, десятков и сотен в числе 560: _____ ед.______дес. _____.сот.

6.Разделите с остатком 42 на 10: ____ (ост._____)

7. Разделите с остатком 0 на 10: ____ (ост._____)

8. Разделите с остатком 61 на 6: ____ (ост._____)

9. Какие остатки могут быть при делении на 8 ? Запишите их в порядке возрастания: _____,______,_______,______,______,_______,_______



Звенит колокольчик.



Уч.: Давайте проверим выполнение заданий по слайду 2. ( на одном слайде – 3 варианта выполненных заданий). Обсудите результаты своей совместной работы и своего личного вклада в общий труд в своих оценочных листах по следующей схеме: если выполнено правильно и вы считаете, что работали хорошо – красный кружок, если допущена 1-2 ошибки, но вы работали хорошо – жёлтый кружок, если допущено 3-4 ошибки, вашу работу оцениваете, как среднюю – зелёный кружок, если допущено более 5 ошибок и вам было не интересно и вы не работали – синий кружок.

На доске на ватмане иллюстрация кругов



3. Постановка учебной задачи:

1. Учитель раздаёт группам новое задание:

1 группа:

Задание:

Установите закономерность и продолжите ряд чисел:

1 группа:

1) 356, 357, …., …..

2) 671, 670, …., ….

3) 501, 601, …..,…..

4) СLIV, CLV, …., ….





2 группа:

Задание:

Установите закономерность и продолжите ряд чисел:

1) 254, 255, …., …..

2) 561, 560, …., ….

3) 402, 503, …..,…..

4) LIII, LIV, …., ….







3 группа:

Задание:

Установите закономерность и продолжите ряд чисел:

1) 563, 564, …., …..

2) 181, 180, …., ….

3) 400, 402, …..,…..

4) СLV, CLVI, ….,…



Звенит колокольчик.



Уч: (проверяем задания) Слайд 3 ( правильные ответы) У вас так?

Об: Недоумения по поводу последнего задания.

Уч.: Почему вы не смогли выполнить последнее задание?

Об.: Не знаем, какими цифрами записаны числа.

Что же нужно сделать, чтобы преодолеть эту трудность и выполнить задание?

Об.: Узнать, что это за числа и познакомиться с их строением.

Уч.: Давайте отложим выполнение этого задание на потом, вернёмся к нему чуть позже. Его мы сейчас оценивать не будем. В своём оценочном листе зафиксируйте результаты вашей работы без последнего задания (обращение к кругам на ватмане)



4. Открытие нового знания.

Уч.: Сегодня мы познакомимся с римскими цифрами, научимся считать и записывать их. Но сначала немного истории. У каждой группы есть листок с выписками из википедии, энциклопедий и научных статей, которые я отобрала из ваших работ по теме: кто как считает и дополнила новым материалом. Прочитайте и подготовьте устное сообщение для других групп.

Задания группам:

1 группа: Как считали древние люди, которые не знали цифр?

Первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Обучение шло медленно. Наблюдая окружающую природу, от которой зависела жизнь, наш далёкий предок из множества предметов научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из колоса с зёрнами – одно зерно. Это соотношение определяли как «один» и «много». Видел двух уток и сравнивал с парой глаз. Учиться считать требовала жизнь. Так как названий чисел тогда ещё не было, древний человек показывал число на пальцах. Одна пятерня обозначала – 5, две – 10. Так пальцы сыграли немалую роль в истории счёта.

2 группа: Как люди научились записывать цифры?

В разных странах в разные времена это делалось по-разному. Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных, в виде узелков, в виде отложенных камешков.

Сейчас нам, привыкшим к начертанию цифр, даже не верится, что была какая-то другая форма записи. Очень разные и порой забавные были эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывались соответствующим количеством палочек. А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать число «пятнадцать», ставили 5 палочек в подкову. Сотня – крючок, тысяча – значок вроде цветка. Но такие числа трудно было складывать, вычитать, умножать и делить.

3 группа: Римские цифры очень похожи на ручной палочный счёт, но в отличие от него они используются и в наши дни. Римские цифры появились намного раньше арабских (тех, которыми мы привыкли считать).

Мы умеем записывать числа I, II, III. Число V легко записать, если посмотреть на свою руку. Как же записать число 4?

Оказывается, запись числа основывается на математическом действии вычитании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой пять. Получалось? (IV)

Цифры «шесть», «семь», «восемь», « тоже основаны на математическом действии –сложении: V + I = VI



Уч.: У меня есть к каждой группе вопросы. Они сейчас появятся на слайде 4 . Записать надо на листке в клеточку, который есть у каждого на парте.

1 группа:

1) Как в Древнем Египте обозначалась цифра 10?

2) На что похожи римские цифры?

2 группа:

1) Кто учил первобытных людей считать?

2) Что появилось раньше: арабское исчисление или римское?

3 группа:

1) На чём показывал первобытный человек число, ведь он ещё не умел писать?

2) На что в Древнем Египте была похожа тысяча?



Звенит колокольчик.

Уч. : проверьте правильность своей работы на слайде слайд 5. Оцените свои достижения с помощью кружков.





5. Первичное закрепление.

Уч.: Возьмите в руки памятки – подсказки ( раздаются по количеству учеников в классе).

Памятка – подсказка.

Число

Римское обозначение

Число

Римское обозначение

1

I

8

VIII

2

II

9

IX

3

III

10

X

4

IV

11, 12, 13 …

XI, XII, XIII

5

V

50

L

6

VI

100

C

7

VII

500, 1000

D, M



Уч.: Давайте вернёмся в начало нашего урока и попробуем решить то задание, которое вам не удалось. Возвращение к карточкам.

1 группа:

Задание:

Установите закономерность и продолжите ряд чисел:

1) 356, 357, …., …..

2) 671, 670, …., ….

3) 501, 601, …..,…..

4) СLIV, CLV, …., ….



2 группа:

Задание:

Установите закономерность и продолжите ряд чисел:

1) 254, 255, …., …..

2) 561, 560, …., ….

3) 402, 503, …..,…..

4) LIII, LIV, …., ….









3 группа:

Задание:

Установите закономерность и продолжите ряд чисел:

1) 563, 564, …., …..

2) 181, 180, …., ….

3) 400, 402, …..,…..

4) СLV, CLVI, ….,…



Звенит колокольчик.

Уч.: давайте проверим по слайду 6 и оценим вашу работу в оценочных листах.



6. Физкультминутка.

Уч.: Мы много работали и устали. Давайте отдохнём.

Поднимайся дружно класс, это – раз!

Покрутилась голова – это два!

Руки вверх, вперёд смотри, это три!

Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!

С силой их к плечам прижать, это пять !

Всем ребятам тихо сесть, это шесть!

Слайд 7 ( ребята двигаются под музыку)



7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Уч.: А теперь мы будем работать самостоятельно. Каждый за себя. У вас есть чистые листы в клетку, подпишите их.

Распределите задания в группах по два на человека. Одинаковые задания выполнять нельзя. Если вас в группе меньше, чем 5 человек (4), то два любых лишних задания выполнять не нужно. Задания появляются на слайде 8, а также даны по одному экземпляру в распечатанном виде.

1. Сравни: III * V IX * VIII XII * VII

VI * IV XI * IX IV * IX

2. Сосчитай: III + I = IV – II = XII – III =

IX + II = IV + III = III + III =

3. Найди ошибку: VI + I = V X + III = XI IX – I = X

Переложи по одной палочке в каждом равенстве и исправь ошибку.

4. Расположи числа L, C, D, X в порядке их увеличения.

5. Расположи числа CX, DC, LXX в порядке их уменьшения.

6. Замени привычными тебе цифрами римские числа, запиши в скобках.

Света взяла с полки VI (___) том книги. Мама взяла в библиотеке IV(___) том сочинений А.С. Пушкина. Юрий Гагарин облетел землю за CVIII (___) минут. Мы живём в XXI (___) веке.

7. Реши задания, записав ответы римскими цифрами:

- Сколько будет, если 18 : 6?

- Чему равно произведение 5 и 2?

- Сколько ног у двух петухов?

- Какой ответ будет, если число разделить само на себя?

8. Запишите римскими цифрами: 22, 8, 12, 505

9. Запишите римскими цифрами время: 2 часа дня, 2 часа ночи, 12 часов дня, 12 часов ночи.

10. Какие числа получились, если 2 раза записать I , 3 раза записать I , 2 раза записать X , 3 раза записать X . Запишите привычными вам цифрами.



Звенит колокольчик.

Уч.: Проверим свою работу по слайду 9 и оценим с помощью кружков в своих листах.





8. Рефлексия деятельности.

Уч.: Что нового мы узнали на уроке? Сколько цифр вы запомнили? Где используются римские цифры? ( в часах, для обозначения вершин геометрических фигур…) Узнайте об этом поподробнее дома или в библиотеке.

Закончите фразу: самым трудным для меня было…

В оценочных листах осталась последняя графа. Давайте заполним её. Посмотрите на свои кружки и нарисуйте лесенку. Если у вас больше всего красных кружков, то вы на уроке поднялись на самую высокую ступеньку и отлично усвоили материал, нарисуем. Если у вас больше всего жёлтых кружков – вы находитесь на четвёртой ступеньке, нарисуйте. Это тоже хорошо. Если у вас преобладают зелёные круги – ваша ступенька третья. Здесь надо работать и стараться. Если у вас много синих кругов, не огорчайтесь. Вы на второй ступеньке и у вас ещё всё впереди.

И в самом конце на свободном месте листа нарисуйте ту улыбку, которая у вас осталась в конце урока. Можете изобразить её в виде смайлика.

Благодарю за работу. Молодцы! Сдайте мне оценочные листы. Урок окончен.

Слайд 10.



Дополнительно: разбор домашнего задания.

№ 5 с.52, № 8 с.53 . * - узнать, что в окружающей нас жизни чаще всего обозначают при помощи римских цифр.



ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Оценочный лист – 16 штук.

2. Задания для актуализации знаний – 3 экземпляра.

3. Логические цепочки – 6 экземпляров.

4. Доклады – 3 экземпляра.

5. Памятки – подсказки – 16 штук (4 листа)

6. Задания для самостоятельной работы – 16 штук (8 листов) + доп.задания с ответами – 16 шт.

7. Карточки с указанием фамилий учеников – 3 штуки/



























Оценочный лист.

Фамилия: _________________________. Имя: ________________________ .



№ п/п

Учебный материал с указанием задания.

Управление обучением.

1

Приветствие.

Нарисуй улыбку.




2

Повторение.

Нарисуй кружок (красный, жёлтый, зелёный или синий).


3

Логические цепочки.

Нарисуй кружок (красный, жёлтый, зелёный или синий).


4

Ответы на вопросы в докладах.

Нарисуй кружок (красный, жёлтый, зелёный или синий).


5

Логические цепочки

(исправления работ).

Нарисуй кружок (красный, жёлтый, зелёный или синий).


6

Самостоятельная работа.

(Каждый сам за себя!)

Нарисуй кружок (красный, жёлтый, зелёный или синий).


7

Лесенка.

Нарисуй 2,3,4,5 ступенек. Оцени свои достижения.





Урок окончен!

Твоя улыбка или смайлик:











Задания для актуализации знаний.



1 группа:

Задания:

1. Посмотрите на числа: 357, 682, 803, 438, 999, 581. Мы их называем: _______________________________.

2. Почему? ____________________________________________________________



3. Какое число будет лишним, потому что в нём отсутствуют цифры, обозначающей разряд десятков? ______________________________________

4. Сколько всего десятков в «лишнем» числе? _________________________

5. Назовите самое маленькое число. ___________________________________

6. Представьте самое маленькое число в виде суммы разрядных слагаемых:

_____ + _______ + ________

7. Запишите предыдущее число для числа 581: ______________

8. Запишите последующее число для числа 999 : _____________

9. Сколько всего десятков в числе 999? ______________________



2 группа:



Задания:

1. Год, час, секунда, месяц, сутки, минута, век, литр. Какое слово лишнее?

Запишите: ______________________________

2. Почему? _____________________________________________________

3. 7 дней составляют единицу времени, которая называется: ________________

4. Какая самая большая единица времени из записанных выше: _______________

5. Запишите единицы времени в порядке убывания:

_________, ___________, __________, ___________, ___________, ___________, ____________ .

6. 60 минут - это 1 ___________

7. 60 секунд – это 1 ___________

8. 28 или (29, 30, 31) день – это 1 __________

9. 100 лет – это 1 ___________


















3 группа.



Задания:

1. Сосчитайте десятками от 10 до 100. Запишите.

_________.______,________,_________,__________,__________,__________,

_________,_________,___________

2. Сосчитайте сотнями от 100 до 1000. Запишите.

________,_________,________,__________,__________,__________,__________,

__________,___________,____________

3. Сколько единиц, десятков и сотен в числе 345: _____ ед.______дес. _____.сот.

4. Сколько единиц, десятков и сотен в числе 608: _____ ед.______дес. _____.сот.

5. Сколько единиц, десятков и сотен в числе 560: _____ ед.______дес. _____.сот.

6.Разделите с остатком 42 на 10: ____ (ост._____)

7. Разделите с остатком 0 на 10: ____ (ост._____)

8. Разделите с остатком 61 на 6: ____ (ост._____)

9. Какие остатки могут быть при делении на 8 ? Запишите их в порядке возрастания: _____,______,_______,______,______,_______,_______


Логические цепочки

1 группа:

1) 356, 357, …., …..

2) 671, 670, …., ….

3) 501, 601, …..,…..

4) СLIV, CLV, …., ….



2 группа:

Задание:

Установите закономерность и продолжите ряд чисел:

1) 254, 255, …., …..

2) 561, 560, …., ….

3) 402, 503, …..,…..

4) LIII, LIV, …., ….



3 группа:

Задание:

Установите закономерность и продолжите ряд чисел:

1) 563, 564, …., …..

2) 181, 180, …., ….

3) 400, 402, …..,…..

4) СLV, CLVI, ….,…





1 группа: Как считали древние люди, которые не знали цифр?

Первобытным людям не у кого было учиться. Их учителем была сама жизнь. Обучение шло медленно. Наблюдая окружающую природу, от которой зависела жизнь, наш далёкий предок из множества предметов научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из колоса с зёрнами – одно зерно. Это соотношение определяли как «один» и «много». Видел двух уток и сравнивал с парой глаз. Учиться считать требовала жизнь. Так как названий чисел тогда ещё не было, древний человек показывал число на пальцах. Одна пятерня обозначала – 5, две – 10. Так пальцы сыграли немалую роль в истории счёта.







2 группа: Как люди научились записывать цифры?

В разных странах в разные времена это делалось по-разному. Записи делались в виде зарубок на палках или костях животных, в виде узелков, в виде отложенных камешков.

Сейчас нам, привыкшим к начертанию цифр, даже не верится, что была какая-то другая форма записи. Очень разные и порой забавные были эти «цифры» у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывались соответствующим количеством палочек. А «десять» обозначалось скобочкой в виде подковы. Чтобы записать число «пятнадцать», ставили 5 палочек в подкову. Сотня – крючок, тысяча – значок вроде цветка. Но такие числа трудно было складывать, вычитать, умножать и делить.

3 группа: Римские цифры очень похожи на ручной палочный счёт, но в отличие от него они используются и в наши дни. Римские цифры появились намного раньше арабских (тех, которыми мы привыкли считать).

Мы умеем записывать числа I, II, III. Число V легко записать, если посмотреть на свою руку. Как же записать число 4?

Оказывается, запись числа основывается на математическом действии вычитании. От пяти отнимали один и ставили перед цифрой пять. Получалось? (IV)

Цифры «шесть», «семь», «восемь», « тоже основаны на математическом действии – сложении: V + I = VI



Памятка – подсказка.

Число

Римское обозначение

Число

Римское обозначение

1

I

8

VIII

2

II

9

IX

3

III

10

X

4

IV

11, 12, 13 …

XI, XII, XIII

5

V

50

L

6

VI

100

C

7

VII

500, 1000

D, M



1. Сравни: III * V IX * VIII XII * VII

VI * IV XI * IX IV * IX

2. Сосчитай: III + I = IV – II = XII – III =

IX + II = IV + III = III + III =

3. Найди ошибку: VI + I = V X + III = XI IX – I = X

Переложи по одной палочке в каждом равенстве и исправь ошибку.

4. Расположи числа L, C, D, X в порядке их увеличения.

5. Расположи числа CX, DC, LXX в порядке их уменьшения.

6. Замени привычными тебе цифрами римские числа, запиши в скобках.

Света взяла с полки VI (___) том книги. Мама взяла в библиотеке IV(___) том сочинений А.С. Пушкина. Юрий Гагарин облетел землю за CVIII (___) минут. Мы живём в XXI (___) веке.

7. Реши задания, записав ответы римскими цифрами:

- Сколько будет, если 18 : 6?

- Чему равно произведение 5 и 2?

- Сколько ног у двух петухов?

- Какой ответ будет, если число разделить само на себя?

8. Запишите римскими цифрами: 22, 8, 12, 505

9. Запишите римскими цифрами время: 2 часа дня, 2 часа ночи, 12 часов дня, 12 часов ночи.

10. Какие числа получились, если 2 раза записать I , 3 раза записать I , 2 раза записать X , 3 раза записать X . Запишите привычными вам цифрами.

1. Сравни: III * V IX * VIII XII * VII

VI * IV XI * IX IV * IX

2. Сосчитай: III + I = IV – II = XII – III =

IX + II = IV + III = III + III =

3. Найди ошибку: VI + I = V X + III = XI IX – I = X

Переложи по одной палочке в каждом равенстве и исправь ошибку.

4. Расположи числа L, C, D, X в порядке их увеличения.

5. Расположи числа CX, DC, LXX в порядке их уменьшения.

6. Замени привычными тебе цифрами римские числа, запиши в скобках.

Света взяла с полки VI(___) том книги. Мама взяла в библиотеке IV (___) том сочинений А.С. Пушкина. Юрий Гагарин облетел землю за CVIII (___) минут. Мы живём в XXI (___) веке.

7. Реши задания, записав ответы римскими цифрами:

- Сколько будет, если 18 : 6?

- Чему равно произведение 5 и 2?

- Сколько ног у двух петухов?

- Какой ответ будет, если число разделить само на себя?

8. Запишите римскими цифрами: 22, 8, 12, 505

9. Запишите римскими цифрами время: 2 часа дня, 2 часа ночи, 12 часов дня, 12 часов ночи.

10. Какие числа получились, если 2 раза записать I , 3 раза записать I , 2 раза записать X , 3 раза записать X . Запишите привычными вам цифрами.



Самостоятельная работа ( задание на 4 варианта)

Дополнительная работа.



I вариант





1. Сравни: II * VI XI * VII XIII * VIII

I V* V I X * IX V I* IX

2. Сосчитай: III + II = V – II = XI – III =

XI + II = V + III = III + IV =

3. Cравни: VI + I *V X + III * XI IX – I * X

4. Расположи числа L, М, D, ММ в порядке их увеличения.

5. Расположи числа CМ, DCМ, МXX в порядке их уменьшения.

6. Замени привычными тебе цифрами римские числа, запиши в скобках.

Городу Луге CCXXXVII (____) лет. Серебряным веком в истории считается XIX (___). В часу ( ___) минут. Предыдущий XX ( ___)

7. - Сколько будут варится 2 яйца, если одно яйцо варится 10 минут? Запиши римскими цифрами.

- Какой самое большое двузначное число? Запиши римскими цифрами.

8. Запишите римскими цифрами: 23, 6, 13, 605

9. Запишите римскими цифрами время: 3 часа утра, 3 часа ночи, 11 часов дня, 11 часов ночи.

10. Какие числа получились, если 2 раза записать V , 3 раза записать IV, 2 раза записать IX , 3 раза записать XI . Запишите привычными вам цифрами.



II вариант





1. Сравни: I * VI XI V* VII XIV * VIII

I V* I X СX * XV V* IX

2. Сосчитай: III + VI = VI – II = XIII – III =

X + II = V + III = IIV + IV =

3. Cравни: VI + I * X X + V * XI X – I * XI

4. Расположи числа L, IМ, X, М I в порядке их уменьшения.

5. Расположи числа МC, МD, МX в порядке их увеличения.

6. Замени привычными тебе цифрами римские числа, запиши в скобках. Я учусь в школе III (___) год. В марте XXXI (___)день. В часу MММDC (___) секунд. Следующий за нашим век XXII(___) .

7.- Чему равна разность 15 и 5? Запиши римскими цифрами.

- Сколько километров проскачет тройка лошадей, если одна из них пробежит 8 км? Запиши римскими цифрами.

- Какое самое маленькое двузначное число? Запиши римскими цифрами.

8. Запишите римскими цифрами: 43, 2, 11, 444.

9. Запишите римскими цифрами время: 4 часа утра, 4 часа ночи, 10 часов дня, 10 часов вечера.

10. Какие числа получились, если 2 раза записать С , 3 раза записать D, 2 раза записать XII , 3 раза записать IX . Запишите привычными вам цифрами.





III вариант





1. Сравни: XII * VI XI V* VII MIV * VIII

VIII * X СL * CV DV* DIX

2. Сосчитай: VI - IV = VI + II = XIII + III =

XV + II = V - III = V + V =

3. Cравни: VI - I *VI XI - V * XI X+ I * XI

4. Расположи числа CL, CМ, DX, М в порядке их увеличения .

5. Расположи числа CМI, DC, XXI в порядке их уменьшения.

6. Замени привычными тебе цифрами римские числа, запиши в скобках. В одном квадратном дециметре C (___) квадратных сантиметров . В високосном году CCCLXVI (___) дней. В двух метрах CC (___) сантиметров. Я задумала число. Если из него вычесть один, то получится V(___). Что за число я задумала?

7.- Чему равна сумма 16 и 6? Запиши римскими цифрами.

- Сколько маме лет, если дочь младше на 20 лет, а дочери 2 года? Запиши римскими цифрами.

- Какое самое маленькое трёхзначное число? Запиши римскими цифрами.

8. Запишите римскими цифрами: 33, 3, 13, 344.

9. Запишите римскими цифрами время: 5 часов утра, 5 часов ночи, 9 часов дня, 9 часов вечера.

10. Какие числа получились, если 3 раза записать С , 2 раза записать D, 3 раза записать XII , 2 раза записать IX . Запишите привычными вам цифрами.

























IV вариант





1. Сравни: XIV * VII XV* СVII СIV * LVIII

VII * VI МL * CV DIV* DIX

2. Сосчитай: V - IV = VII + II = XIX + III =

XVII + II = X - III = V + VI =

3. Cравни: VI - I *VI XI - V * XI X+ II * XII

4. Расположи числа C, М, DX, V в порядке их увеличения .

5. Расположи числа CI, D, XX в порядке их уменьшения.

6. Замени привычными тебе цифрами римские числа, запиши в скобках. В одном метре С( __) сантиметров . В этом году CCCLXV(___) дней. В трех сутках LXXII(___) часа. Я задумала число. Если его умножить на один, то получится V(___). Что за число я задумала?

7.- Чему равна сумма 15 и 6? Запиши римскими цифрами.

- Средний возраст жизни черепахи 152 года. Запиши римскими цифрами

- Какое самое большое трёхзначное число? Запиши римскими цифрами.

8. Запишите римскими цифрами: 77, 37, 7, 347.

9. Запишите римскими цифрами время: 6 часов вечера, 6 часов утра, 8 часов вечера, 8 часов утра.

10. Какие числа получились, если 3 раза записать CV , 2 раза записать DI, 3 раза записать M , 2 раза записать X . Запишите привычными вам цифрами.























Ответы:

1. Задания для актуализации знаний.

1 группа:

1. трёхзначные

2. в записи используются 3 цифры

3. 803

4. 80

5. 357

6. 300+50+7

7. 580

8. 1000

9. 99



2 группа:

1. литр

2.это не единица времени

3. неделя

4. век

5. век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда

6. час

7. минута

8. месяц

9. век



3 группа:

1. 10,20,30,40,50,60,70,80,90,100

2. 100,200,300,400,500,600,700,800,900,1000

3. 5 ед. 4 дес. 3 сот.

4. 8 ед. 0 дес. 6 сот.

5. 0 ед. 6 дес. 5 сот.

6. 4 (ост.2)

7. 0 (ост.10)

8. 10 (ост.1)

9. 1,2,3,4,5,6,7









Логические цепочки:

1 группа:

1) 358, 359

2) 669, 668

3) 701, 801

4) CLVI, CLVII



2 группа:

1) 256, 257

2) 559, 558

3) 604, 705

4) LV, LVI



3 группа:

1) 565, 566

2) 179, 178

3) 404, 406

4) CLVII, CLVIII



Задания для самостоятельной работы:

1. III меньше V IX больше VIII XII больше VII

VI больше IV XI больше IX IV меньше IX

2. III + I = IV IV – II = II XII – III = IX

IX + II = XI IV + III = V II III + III = VI

3.:IV + I = V X + II = XII XI – I = X

4. X, L, C, D

5. DC, CX, LXX

6. Света взяла с полки VI(6) том книги. Мама взяла в библиотеке IV(4) том сочинений А.С. Пушкина. Юрий Гагарин облетел землю за CVIII (108) минут. Мы живём в XXI (21) веке.

7. - III

- X

- IV

- I

8. XXII, VIII, XII, DV

9. XIV, II, XII, XXIV

10. 2, 3, 20,30







Дополнительное задание (самостоятельная работа)

I вариант

1. II меньше VI XI меньше VII XIII больше VIII

I V меньше V I X больше IX V I меньше IX

2. III + II = V V – II = III XI – III = VIII

XI + II = XIII V + III = VIII III + IV =VII

3. VI + I = V X + III больше XI IX – I меньше X

4. L, D, М, ММ

5. МXX, CМ, DCМ

6. Городу Луге CCXXXVII (237) лет. Серебряным веком в истории считается XIX (19). В часу ( 60) минут. Предыдущий XX ( 20).

7.- IX

- X

- XCIX

8. XXIII, VI, XIII, DCVI

9. XV, III, IX, XXIII

10. 10, 12, 18, 33



II вариант





1. I меньше VI XI V больше VII XIVбольше VIII

I Vменьше IX СX больше XV Vменьше IX

2. III + VI = IX VI – II = II XIII – III =X

X + II = XII V + III = VIII IIV + IV =XI

3. VI + I меньше X X + V больше XI X – I меньше XI

4. МI, IМ, L, X

5. МX, МC, МD

6. Я учусь в школе III(3) год. В марте XXXI (31)день. В часу MММDC (3600) секунд. Следующий за нашим век XXII (22).

7.- X

- VIII

- X

8. XLIII, II, XI, CXLIV

9. XVI, IV, X, XXII

10. 100, 1500, 24, 27







III вариант





1. XII больше VI XIV больше VII MIV больше VIII

VIII меньше X СL больше CV DVменьше DIX

2. VI - IV = II VI + II = VIII XIII + III =XVI

XV + II = XVII V - III = II V + V =X

3. VI - I меньшеVI XI - V меньше XI X+ I = XI

4. CL, DX,CМ, М

5. CМI, DC, XXI

6. Замени привычными тебе цифрами римские числа, запиши в скобках. В одном квадратном дециметре C (100) квадратных сантиметров . В високосном году CCCLXVI (366)дней. В двух метрах CC(200) сантиметров. Я задумала число. Если из него вычесть один, то получится V. Что за число я задумала?( 6)

7.- XXII

- XXII

- С

8. XXXIII, III, XIII, CCCXLIV

9. XVII, V, IX, XXI

10. 300, 1000, 36, 18



IV вариант





1. XIV больше VII XV меньше СVII СIV больше LVIII

VII больше VI МL больше CV DIVменьше DIX

2. V - IV = I VII + II = IX XIX + III = XXI

XVII + II =XIX X - III = VII V + VI =XI

3. VI - I меньше VI XI - V меньше XI X+ II = XII

4. V, C, DX, М

5. D,CI, XX

6. Замени привычными тебе цифрами римские числа, запиши в скобках. В одном метре С( 100) сантиметров . В этом году CCCLXV дней (365). В трех сутках LXXII (72) часа. Я задумала число. Если его умножить на один, то получится V. Что за число я задумала? (5)

7.- XXI

- CLII

- IM

8. LXXVII, XXXVII, VII , CCCXLVII.

9.XVIII, VI , VIII, XX.

10. 315,1002, 3000, 20



Самоанализ урока.

1. Тема урока: обозначение чисел римскими цифрами; задачи-расчеты /«Странички для любознательных»

2. Используемые технологии:

 - игровая технология

- технология проблемного обучения;

 - технология обучения в сотрудничестве;

 - информационно-коммуникационная технология.

3. Урок плановый, осуществляется с опорой на учебник, презентация по теме разработана с учётом знаний обучающихся, их мотивационной активности и умения быстро реагировать на меняющийся темп деятельности и виды заданий, дополнительный материал на карточках предложен для групп обучающихся и для индивидуального изучения материала с учётом корректировки оставшегося времени на разных этапах данного урока.

4. Краткая характеристика класса: уровень обученности высокий, мотивационная сфера ярко выражена, есть обучающиеся, занимающиеся дополнительно в математических кружках, компьютерном центре. Низкий уровень знаний у 5 обучающихся, но эти дети стремятся к его повышению, активно втягиваются в инновационную деятельность.

5. Цель урока.

Дидактическая: познакомить с римскими цифрами и их применением для простейших математических расчётов

Предметная: обеспечить понимание содержания учебного материала и выявить уровень его усвоения классом в целом и отдельными обучающимися, обеспечить применение полученных знаний на практике в стандартной, нестандартной и творческой ситуациях.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • познакомить обучающихся с римскими цифрами и их написанием, дать представление об использовании их на практике (решалась на 3,4,5,7 этапах урока)

  • формировать интерес к математике, расширять математический кругозор, творческие способности;(решалась на 1,2,3,4,5, 7 этапах урока)

  • использовать новые знания для уроков окружающего мира ( чтение исторических дат, эпох…), находить применение накопленному опыту для самостоятельного применения на других учебных занятиях и в повседневной жизни (4,5,6,7,8)

6. На протяжении всего урока использовался метод непрерывности полученных знаний, аналитико-синтетический метод работы. Приемы ознакомительной работы основывались на алгебраических вычислениях с привлечением графических построений и виртуальных моделей схематического характера.

7. Уровень активности обучающихся на уроке был достаточно высоким, что обусловлено продуманной сменой видов деятельности на протяжении всей деятельности; занимательным материалом, связанным с реальной жизнью; сформированностью эмоционально-волевой сферы основной рабочей группы класса. Самостоятельность обучающихся при решении задач направлялась при помощи учителя (корректирующая и консультативная помощь), поддерживалась при помощи продуманной работы в группах, индивидуальной творческой деятельности с учётом интересов класса и отдельных обучающихся, углублённо изучающих математику.

8. Объём материала достаточно обширный. Результаты на выходе соответствуют поставленным задачам и успешному уровню усвоения новых знаний в рамках заявленных требований программы.

9.Затруднения возникали в коммуникативной сфере (не всегда групповые вопросы решались мирным путём, иногда спор между детьми был очень активным и учителю приходилось вмешиваться для купирования назревающего конфликта; рефлексия требует большего времени, которого на данном уроке оказалось недостаточно).

10. Результативность урока высокая, что подтверждается анализом результатов самостоятельной работы, рефлексией урока. Затруднения, возникшие на уроке, приняты к сведению, планируется работа по их устранению на ближайших уроках при формировании коммуникативных УУД.

11, Вывод: общий результат урока (успеваемость – 100%, качество знаний -82%, СОУ – 0,87). Цель урока достигнута. Поставленные задачи выполнены в полном объёме. Оценка урока: удовлетворяет требованиям ФГООС НОО. Психологическая комфортность на уроке достаточно хорошая для успешной работы. Коллектив сплочённый, не было робости при ответах, не высмеивались ошибочные суждения, дети с удовольствием высказывали своё мнение, чувствовали себя уверенно. Требования СанПина соблюдались: класс проветрен перед уроком, освещённость достаточная, здоровьесберегающие технологии использовались ( работа с мультимедиа не более 15 мин, смена видов деятельности на уроке, активная физкультминутка).









1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 4 секунд
Комплекты для работы учителя