Математика – 5 класс
Тема урока: Обозначение натуральных чисел.
Цели урока: 1. Закрепить знания учащихся по теме урока и проверить умение
применять эти знания при решении заданий. Систематизировать
и обобщить сведения о натуральных числах.
2. Развивать логическое мышление учащихся, установить пробелы
в знаниях, совершенствовать письменную культуру.
3. Способствовать воспитанию трудолюбия, ответственности
за достигнутый результат.
Тип урока: закрепление и проверка изученного материала.
Оборудование: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка.
Наглядность: ДМ, карточки с тестовыми заданиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Проверить готовность к уроку.
2. Сообщить тему урока, сформулировать цели и план урока.
II. Проверка изученного материала. № 23, 24, 29, 30 а), б); собрать тетради.
1. Как называются числа, которые мы сейчас складывали, вычитали, умножали и делили?
2. Для чего используют натуральные числа?
3. Назовите самое маленькое натуральное число, самое большое натуральное число.
4. Ученые считают, что люди научились считать 10 тысяч лет тому назад. Но овладение людьми все большими числами в истории человечества происходило долго и медленно. До сих пор путешественники находят иногда отсталые племена, которые не знают чисел, больших 10.
5. Сколько цифр использует человек, чтобы записать любое натуральное число? Назовите их.
Как называют запись чисел? (Десятичной.)
7. Первобытный человек пользовался при счете предметов числом пальцев на двух руках – 10 пальцев. Отсюда и пошла десятичная система исчисления,
8. Рассмотрим числа: 234, 542, 471. Что обозначает цифра «4» в каждом числе?
9. Что обозначает каждая цифра в числе 537?
7 – разряд единиц, 3 – разряд десятков, 5 – разряд сотен.
10. Какая цифра означает отсутствие разряда?
Является ли нуль натуральным числом?
11. Прочитать число: 385 647 409 129; 43 621 015 000; 57241 346 189.
IV. Физкультминутка («истинно-ложно»).
Учитель: Я скажу несколько математических предложений. Если предположение верное, то вы сидите, если оно ложное, вы встаёте и кто-то из вас объясняет, почему ложное.
В записи числа «Одна тысяча» три нуля.
В записи числа «Один миллион» пять нулей.
Для записи натуральных чисел употребляются одиннадцать
цифр.
Последующее натуральное число отличается от предыдущего
на единицу.
В записи числа «Один миллиард» девять нулей.
Вам известно только три класса многозначных чисел.
III. Повторение. Единицы длины. Периметр.
Устно. Найти периметр прямоугольника, длина которого равна 15см, а ширина 10см; длина равна 35мм, а ширина 25мм.
Найти периметр квадрата, сторона которого равна 10см; 25мм.
3. Решить: № 4(устно), № 5(устно), № 9, № 12.
IV. Выполнение теста. Тест поможет выявить уровни усвоения материала учащимися.
Если вы испытываете трудность при выполнении заданий, то не торопитесь, решайте внимательно те задания, которые вам понятны.
Фамилия, имя ____________ Дата ______________
вариант I
1. Вычислите: 7324 – 2545=...
1)5889; 2)9869; 3)4779; 4)4889.
2. Вычислите: 318 · 32 =...
1)10076; 2)10176; 3)9176 4)9286.
3. Вычислите: 4824 : 36 =...
1)134; 2)404; 3)128; 4)224.
4. Какое действие выполняется последним: 540 – 82 : 2 + 13 · 3?
1) умножение; 2) деление; 3) сложение; 4) вычитание.
5. 3 м 4 см – это...
1) 34 см; 2) 304 см; 3) 340 см; 4) 3004 см.
6. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 13 см.
1)34 см²;
2) 17см²;
3)52 см; 4) 52 см2.
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Номер выбранного ответа | | | | | | |
7. Турист проехал на автомобиле 552 км за 6 часов. Какова скорость автомобиля?
1)92 км/ч; 2) 3312 км/ч; 3) 94 км/ч; 4) 84 км/ч.
8. У Пети было 32 марки, а у Коли – на 4 марки меньше. Сколько марок было у Коли?
1)34; 2)8; 3)120; 4)28.
9. Галя прочитала 42 страницы, а её сестра в 2 раза больше. Сколько страниц прочитала сестра?
1)44; 2)21; 3)84; 4)40.
10. Из двух пунктов одновременно выехали два мотоцикла, скорость одного 60 км/ч, скорость второго 70 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между пунктами 390 км?
1)12 ч; 2)2ч; 3)3ч; 4) 5 ч.
11. В четырёх больших и трёх маленьких, цистернах 136 т нефти. Сколько тонн нефти в маленькой цистерне, если в большой – 25 т?
1)36 т; 2) 100 т; 3) 5 т; 4) 12 т.
12. Найдите периметр квадрата, сторона которого равна 14 см.
1) 56 см; 2) 48 см; 3)28 см²; 4) 56 см².
Номер задания | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Номер выбранного ответа | | | | | | |
13. Не вычисляя, определите, сколько цифр должно быть в частном 19044 : 529?
1)3; 2)4; 3)5; 4)2.
14. Решите уравнение 54 : х = 6.
1)9; 2)7; 3)8; 4)4.
15. В автобусе можно разместить 35 детей. Сколько потребуется автобусов, чтобы перевезти 329 детей?
1)8; 2)11515; 3)9(4ост); 4)10.
16. Вычислите: 8 ч 16 мин – 4 ч 21 мин = ...
1)4 ч 35 мин; 2) 5 ч 47 мин; 3)3 ч 55 мин; 4) 12 ч 37 мин.
17. Из четырёх примеров только один решен верно. Не выполняя деления, найдите его.
1)417:5 = 81 (11 ост.); 2)149: 5 =29 (4 ост.);
3) 537 : 7 = 78 (9 ост.); 4) 235 : 4 = 85 (1 ост.).
18. Составьте выражение для решения задачи: «У Пети было 16 марок, а у Коли – на 48 марок больше. Во сколько раз у Коли больше марок, чем у Пети?»
1)48+16: 16; 2)48: 16;
3)(48+16): 16; 4) (48 – 16): 16.
Номер задания | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Номер выбранного ответа | | | | | | |
вариант II.
1. Вычислите: 9342 – 5465 =...
1)4807; 2)4887; 3)4877; 4)3877.
2. Вычислите: 263 · 21 =...
1) 10076; 2) 10176; 3)9176; 4) 9286.
3. Вычислите: 10836:43=. ..
1)207; 2)252; 3)243; 4)235.
4. Какое действие выполняется последним: 570 + 14 · 4 – 48 : 3?
1) сложение; 2) вычитание; 3) умножение; 4) деление.
5. 5 км 26 см – это...
1) 526 м; 2) 5260 м; 3) 5026 м; 4) 5206 м.
6. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 12.
1) 8 см²; 2) 36 см²; 3)72 см²; 4) 42 см.
Номер задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Номер выбранного ответа | | | | | | |
7. Всадник проскакал 144 км со скоростью 24 км/ч. Какое время он затратил на этот путь?
1)3456 ч; 2) 6 ч; 3)120 ч; 4) 168 ч.
8. В классе 14 мальчиков, а девочек на 2 больше, чем мальчиков. Сколько девочек в классе?
1)7; 2)28; 3)12; 4)16.
8. Рабочий изготовил 36 деталей, а его ученик – в 4 раза меньше. Сколько деталей изготовил ученик?
1)40; 2)32; 3)9; 4)45.
9. Из двух деревень, расстояние между которыми 24 км, одновременно навстречу друг- другу вышли два пешехода. Скорость первого 3 км/ч, а второго – 5 км/ч. Через сколько часов они встретятся?
1)3 ч: 2) 8 ч; 3) 12 ч; 4) 16 ч.
11 Туристы ехали два часа на поезде со скоростью 60 км/ч, затем 3 часа шли пешком. Весь путь равен 132 км. С какой скоростью туристы шли пешком?
1) 4 км/ч; 2) 5 км/ч; 3) 22 км/ч; 4) 8 км/ч.
12. Найдите периметр квадрата, сторона которого 12 см.
1) 144см;
2) 48 см;
3)36 см; 4) 48 см².
Номер задания | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Номер выбранного ответа | | | | | | |
13. Не вычисляя, определите, сколько цифр должно быть в частном 146454 : 231?
1) 3; 2) 4; 3) 6; 4) 5.
14. Решите уравнение 63 : х = 9.
1)4; 2)8; 3)7; 4) 6.
15. Сколько нужно машин грузоподъемностью 5 т, чтобы перевезти груз весом 54 т?
3)11;
4) 16.
1)10; 2)7270;
16. Вычислите: 6 ч 18 мин – 2 ч 41 мин
1) 3 ч 77 мин; 2) 3 ч 37 мин;
3) 4 ч 1 мин; 4) 2 ч 51 мин.
17. Из четырёх примеров только один решен верно. Не выполняя деления, найдите его.
1) 512 : 6 = 84 (8 ост.); 2) 156 : 5 = 31 (1 ост.);
3) 443 : 8 = 54 (1ост.); 4) 168 : 5 = 3 (4 ост.).
18. Составьте выражение для решения задачи: «На первой полке было 45 книг, на второй – на 30 книг меньше, чем на первой. Во сколько раз на первой полке больше книг, чем на второй?»
1) 45 : 30; 2) 45 : (45 + 30); 3) 45 : 15 – 30; 4) 45 : (45 – 30).
Номер задания | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Номер выбранного ответа | | | | | | |
ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ
Номер заданий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Вариант I | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 | 1 | 4 | 3 |
Вариант II | 4 | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 4 | 3 |
Номер заданий | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Вариант I | 1 | 4 | 2 | 1 | 3 | 4 | 3 | 2 | 3 |
Вариант II | 3 | 1 | 1 | 4 | 1 | 3 | 2 | 2 | 4 |
V. Итоги урока. Собрать тесты. Подвести итоги работы на уроке.
VI. Домашнее задание: п. 1, № 25, 27, 29. Для желающих № 1713.