МБОУ ТСОШ №1
Методическая разработка
урока по информатике и ИКТ
Тема: Обработка числовой информации
в MS EXCEL
Разработала:
преподаватель информатики Юфтайкина Е.В.
Торбеево 2020
Аннотация
В основе урока по теме: «Обработка числовой информации в Microsoft Excel» лежит системно-деятельностный подход с применением проблемно-исследовательского метода обучения, технологии ситуативного обучения, что обеспечивает развитие познавательной деятельности студентов. Интерес к изучению дисциплины подкреплен нестандартными заданиями и реальными ситуациями из жизни.
Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL
Цель урока: систематизация знаний, умений и практических навыков выполнения простейших расчетов в электронной таблице MS Excel.
Задачи:
Оборудование урока: компьютеры с ОС MS Windows, программа Microsoft Excel, компьютерная презентация, раздаточный материал, принтер, мультимедийный проектор.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
План урока
Орг. момент – 1 мин.
Постановка темы и целей урока. Мотивация. – 5 мин.
Актуализация знаний – 10 мин.
Физкультминутка - 1мин
Закрепление знаний и способов действий – 19 мин.
Подведение итогов. Рефлексия – 3 мин.
Задание на дом – 1 мин.
Ход урока
I. Орг. Момент
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте, дети, не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели.
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Мы урок начнём сейчас.
II. Формулировка темы урока с помощью ребусов и определение целей урока. Мотивация.
- Начать сегодняшний урок мне бы хотелось со слов одного из самых знаменитых людей в истории человечества Блеза Паскаля (Приложение 1), слайд №2):
«Человек, несомненно, сотворен,
чтобы мыслить: в этом главное его
достоинство и главное дело жизни…»
Действительно, только мыслящий и думающий человек может верно, обработать данную ему информацию. Ведь информатика, как известно, - это не только «про компьютер», так же как арифметика – не «про калькулятора», а музыка – не «про пианино».
- А о чем сегодня пойдет речь на уроке, определите именно вы, разгадав несложные ребусы. Слайды №3-5
(с помощью ребусов можно активизировать деятельность студентов, актуализировать знания студентов. Но, прежде всего, они могут быть использованы для мотивации студентов при введении того или иного понятия).
Правильные ответы (Слайд №6)
1 | Формула | 4 | Столбец |
2 | Диаграмма | 5 | Строка |
3 | Ячейка | 6 | Данные |
б)
- Как вы думаете с каким процессором все зашифрованные понятия связаны.
(Все понятия связаны с табличным процессором Excel). И речь на уроке пойдет об обработке числовой информации в Excel (
Слайд №7).
Постановка целей (совместно со студентами). Сформулируем цели нашей деятельности сегодня на уроке, по схеме: Я сегодня на уроке повторю ..., закреплю …, буду уметь …, смогу … (Слайд №8)
Цель (Слайд №9).
- А урок давайте начнем со следующих слов (Слайд №10):
Да будь я старушкой преклонных годов,
И то, без унынья и лени,
Программу Excel изучу я за то,
Что очень люблю вычисленья!
III. Актуализация опорных знаний и способов действий ( 10 мин).
Области применения электронных таблиц весьма разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист. Это: наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, проектирование, моделирование. Слайд №11
Сегодня на уроке мы попробуем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач. Но вначале проверим знания принципов работы табличного процессора, правил записи формул и вспомним некоторые математические факты.
Выполнение заданий осуществляется дифференцированно по группам:
1 группа. Три ученика выполняют интерактивный тест на ПК в сети Интернет (правильность выполнения студент проверяет самостоятельно, пользуясь критериями оценки, выставляет оценку).
Критерии оценок: 19-20 баллов – «5»; 15-18 баллов – «4»; 10-14 баллов – «3».
2 группа. Два ученика работают у доски, решают задание 5 на странице 144
3 группа. Оставшиеся ученики отвечают на вопросы письменно, затем обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга. Студенты за правильный ответ ставят себе в лист контроля 1 балл. (Слайды 11-15)
Каково главное назначение электронных таблиц? (Выполнение расчетов) – 1 балл
Файл, с каким расширением является документом электронной таблицы? (xls) - 1 балл
Что является основным элементом электронной таблицы? (Ячейка) – 1 балл
Как называется группа ячеек, представленных на рисунке? (Диапазон, блок ячеек) – 1
Что будет результатом вычислений в ячейке С1? (Число 15) -1 балл
6. Укажите правильную запись формулы в ячейке С2 математического выражения x + 3y и предскажите результат. (=A2+3*B2, 25) -2 балла
Ответы: (Слайд №16)
Критерии оценки: максимум -6 баллов; 5-6 баллов – «5»; 3-4 баллов – «4»; 2 балла – «3» (указаны на листе контроля Приложение 4).
Проверка работ, выполненных на доске (Слайд №17)
Физминутка (1 минута)
Мы ладонь к глазам приставим,
И немного помечтаем.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
IV. Закрепление знаний и способов действий (15 минут)
(Слайд №18 )
В 2020 году в России будет отмечаться 75-летие Победы в Великой Отечественной войне — самой разрушительной и кровопролитной не только в истории нашей страны, но и всего человечества. Она предопределила итоги Второй мировой войны и принесла миру Победу над нацизмом. За эту Победу наши предки заплатили огромную цену, проявив неимоверное мужество и массовый и героизм.
(Слайд №19 )Сегодня на уроке мы еще раз прикоснемся к истории, вспомним основные события Великой Отечественной войны, но сделаем это не только с помощью истории и литературы. Наша задача… языком математики и при помощи средств информатики увидеть все ужасы войны. Показать, что цифры говорят порой больше, чем слова
Чтобы работа была успешной, вам необходим минимум знаний по математике и информатике.(Слайд №20 )
Великая Отечественная война длилась долгих четыре года. Сколько дорог должны были пройти, проползти, проплыть наши солдаты, чтобы достичь победы. Одной из главных дорог к победе – является дорога от Бреста до Москвы, от Москвы до Берлина. Первой группе предстоит выполнить задание по теме «Дороги войны. Брест – Москва – Берлин».
Задание для 1 группы:
1.Прочитайте внимательно задание вашей группы:
От Бреста до Москвы 1000 км. От Москвы до Берлина 1600 км. Всего? Это если по прямой.
Вычислить время пути из Бреста до Берлина (округляем до целого в большую сторону), если:
а) если добираться поездом, средняя скорость поезда 60 км/час. (3 суток)
б) самолетом, средняя скорость самолета 600 км/час. (4 часа)
в) пешком, средняя скорость человека 5 км/час. (около 22 суток)
Скорость Расстояние Время
Поезд
Самолет
Пешком
А советский солдат прошел этот путь за 4 года (1418 дней, за 34 000 часов)
Сколько у вас получилось? Сделайте вывод.
2. На рабочем столе найдите папку ;
3. Откройте файл ;
4. Заполните таблицы, выполните расчеты
5. Сделайте вывод, подготовьте текстовую защиту слайда;
6. Отправьте файл по локальной сети на компьютер учителя.
Проходя нелегкий путь от Москвы до Берлина войска советской армии несли огромные потери. Сколько матерей не дождались своих сыновей, жены – мужей, дети – отцов. Вторая группа учащихся будет выполнять задание по теме: «Оценка потерь Советского Союза и Германии во время войны 1941 – 1945 гг».
Задание для 2 группы:
1. Прочитайте внимательно задание вашей группы:
20 миллионов погибших в ВОВ. Вдумайтесь в эту цифру 20 миллионов на 2600 км. Вычислите сколько убитых :
а) на 1 км.
б) на каждые 2 метра земли.
в) сколько убитых за 1 день, за 1 час, за 1 мин если война длилась 1418 дней (14 000 ежедневно, 600 чел. в час, 10 человек в каждую минуту)
Потери Кол-во человек
на 1 км
на 2 м
за 1 день
за 1 час
2. На рабочем столе найдите папку ;
3. Откройте файл ;
4. Заполните таблицы, выполните расчеты, постройте диаграмму
5. Сделайте вывод, подготовьте текстовую защиту слайда;
6. Отправьте файл по локальной сети на компьютер учителя.
Одним из ключевых моментов войны стало сражение на Курской дуге. Огромные потери понесли наши и вражеские войска. Третьей группе предстоит проанализировать их, и выполнить сравнительный анализ.
Задание для 3 группы:
1. Прочитайте внимательно задание вашей группы:
1 задание: Курская оборонительная операция была одним из наиболее важных поворотных событий Великой Отечественной войны. Потери наших войск составили:
1. Всего людские потери – 73 892.
2. Танков и самоходных артиллерийских установок – 1 614
3. Орудий и минометов – 3 229
4. Самолетов — 459.
По данным советского Генштаба противник в период своего наступления потерял:
1. 70.000 убитыми и ранеными безвозвратно
2. Танка и самоходных артиллерийских установок 3 147
3. 844 орудий
4. 1 392 самолета.
Составить диаграмму потерь.
Заполните таблицу, по данным таблицы постройте диаграмму оценки потерь Советского Союза и Германии во время войны 1941 – 1945 гг.
2. На рабочем столе найдите папку ;
3. Откройте файл ;
4. Заполните таблицы, выполните расчеты
7. Сделайте вывод, подготовьте текстовую защиту слайда;
8. Отправьте файл по локальной сети на компьютер учителя.
Во время работы над заданиями не громко звучит музыка, идет слайдовая презентация военных фотографий
Выступление 1 группы, слова учителя:
От Бреста до Москвы 1000 км. От Москвы до Берлина 1600 км. Всего 2600? Это если по прямой. Поездом преодолеть это расстояние можно за 3 суток, самолетом вы пролетите за 4 часа, даже пешком вы потратите на этот путь около 22 суток. Кажется, мало, правда? А вот наши солдаты двигались перебежками и по-пластунский, неся невероятные потери, прилагая огромные усилия – четыре года, 1418 дней.
Какую же цену заплатили наши солдаты, чтобы достичь конечной цели, чтобы победить в этой страшной войне. Давайте послушаем выступление второй группы учащихся.
2 группа.
Слова учителя:
• 20 миллионов погибших вдумайтесь в эту цифру.
• 20 миллионов погибших за 1418 дней – это 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в каждую минуту.
• 20 миллионов погибших по отношению ко всему населению Советского Союза тех лет – это каждый 8. Каждый 8-ой житель нашей страны погиб, убит, замучен, уничтожен. Вот что такое 20 миллионов, вот что такое война.
3 группа.
Слова учителя:
Курская оборонительная операция была одним из наиболее важных поворотных событий Великой Отечественной войны. Не смотря на огромные потери, вопреки всему советские солдаты смогли оказать противнику достойное сопротивление, но какой ценой? На этом не большом клочке земли погибло более 140 000 солдат с одной и с другой стороны. Огромное число – сто сорок тысяч ….
Вся страна поднялась на защиту Родины не исключением были и наши земляки
1.
2.
3.
4.
5.
Заключение:
Слайд: горит свеча
Конечно, в рамках одного урока невозможно охватить то огромное количество информации (дат, чисел, событий) о Великой Отечественной войне, но вы сегодня взглянули на это событие с другой стороны. Задумывались ли вы когда-нибудь о войне с этой позиции.
Говорят «сухие расчеты», «черствые цифры», а сколько за ними скрывается горя, страданий, сколько убитых, пропавших без вести, сколько не родившихся детей, покалеченных судеб.
Мы сегодня, выполняли не сложные математические операции и построения доступные даже 7 класснику, но ваша работа подняла на поверхность страшную правду: буквально каждый клочок земли от Бреста до Берлина обагрен человеческой кровью. На каждые 2 метра земли приходится 15 убитых. Каждую минуту умирали 10 человек, причем не только в результате военных действий, умирали от голода и холода дети, старики, женщины.
Наши земляки, ценой своей собственной жизни освободили Родину от фашистских захватчиков и внесли свой вклад в победу. Нам есть о чем задуматься и есть чем гордиться.
Прошу всех встать. Прошу почтить память павших российских воинов минутой молчания. (Звучит метроном, на экране слайд) Прошу садиться.
Играет музыка, дальше идут слайды с военными фотографиями…
V. Подведение итогов.
Рефлексия.
Давайте вспомним поставленную в начале урока цель (слайд № 5). Как вы думаете, достигли ли мы этой цели, все ли получилось?
Ответь мне, пожалуйста, на следующие вопросы:
Что я сегодня на уроке делал(а)?
С какой целью?
Какой результат я получил(а)?
Теперь я могу
Я приобрел(а) (навыки, знания ….)
Я научился (ась) …
Выберите фразеологизм или пословицу, которые характеризуют вашу работу сегодня (слайд 19):
Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами
Выставление оценок.
VI .Задание на дом.
Составить кроссворд по теме «MS Excel»
Литература:
Гейн А.Г. Информатика. 10-11 кл. - М: Просвещение, 2000;
С.В. Киселев Оператор ЭВМ. Учебник для НПО, М. И.Ц. «Академия». 2008;
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 9 класса М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011;
Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие, составитель М. Н. Бородин.
Электронные ресурсы:
http://www.niro.nnov.ru/
НИРО Кафедра теории и методики обучения информатики
http://www.niro.nnov.ru/?id=608
http://www.ktimoi.edusite.ru/
методические рекомендации о преподавании образовательной области «Информатика и ИКТ» в 2011-2012 гг
Федеральные стандарты образования http://standart.edu.ru/
Сетевые образовательные сообщества «Открытый класс» http://www.openclass.ru/
Методическая копилка учителя информатики http://infojournal.ru/journal/school/
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
Интернет-педсовет http://pedsovet.org/
Сообщество взаимопомощи учителей http://pedsovet.su/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/subjects/11
Журналы
Образование и информатика (сайт журнала http://infojournal.ru/)
Информатика в школе (http://infojournal.ru/journal/school/)
Задание для 1 группы:
1.Прочитайте внимательно задание вашей группы:
От Бреста до Москвы 1000 км. От Москвы до Берлина 1600 км. Всего? Это если по прямой.
Вычислить время пути из Бреста до Берлина (округляем до целого в большую сторону), если:
а) если добираться поездом, средняя скорость поезда 60 км/час.
б) самолетом, средняя скорость самолета 600 км/час.
в) пешком, средняя скорость человека 5 км/час.
А советский солдат прошел этот путь за 4 года
Сколько у вас получилось? Сделайте вывод.
2. На рабочем столе найдите папку ;
3. Откройте файл ;
4. Заполните таблицы, выполните расчеты
5. Сделайте вывод, подготовьте текстовую защиту слайда;
6. Отправьте файл по локальной сети на компьютер учителя.
_________________________________________________________________________
Задание для 2 группы:
1. Прочитайте внимательно задание вашей группы:
20 миллионов погибших в ВОВ. Вдумайтесь в эту цифру 20 миллионов на 2600 км. Вычислите сколько убитых :
а) на 1 км.
б) на каждые 2 метра земли.
в) сколько убитых за 1 день, за 1 час, за 1 мин если война длилась 1418 дней
Потери Кол-во человек
на 1 км
на 2 м
за 1 день
за 1 час
2. На рабочем столе найдите папку ;
3. Откройте файл ;
4. Заполните таблицы, выполните расчеты, постройте диаграмму
5. Сделайте вывод, подготовьте текстовую защиту слайда;
6. Отправьте файл по локальной сети на компьютер учителя.
Задание для 3 группы:
1. Прочитайте внимательно задание вашей группы:
1 задание: Курская оборонительная операция была одним из наиболее важных поворотных событий Великой Отечественной войны. Потери наших войск составили:
1. Всего людские потери – 73 892.
2. Танков и самоходных артиллерийских установок – 1 614
3. Орудий и минометов – 3 229
4. Самолетов — 459.
По данным советского Генштаба противник в период своего наступления потерял:
1. 70.000 убитыми и ранеными безвозвратно
2. Танка и самоходных артиллерийских установок 3 147
3. 844 орудий
4. 1 392 самолета.
Составить диаграмму потерь.
Заполните таблицу, по данным таблицы постройте диаграмму оценки потерь Советского Союза и Германии во время войны 1941 – 1945 гг.
2. На рабочем столе найдите папку ;
3. Откройте файл ;
4. Заполните таблицы, выполните расчеты
7. Сделайте вывод, подготовьте текстовую защиту слайда;
8. Отправьте файл по локальной сети на компьютер учителя.
2