Курсовая работа «Обработка древесины и материалов из нее выпиливанием и выжиганием»
Слушатель группы: 4.8.1.
Доценко Виталий Анатольевич
учитель трудового обучения
Фантазии полёт и рук творенье С восторгом я держу в своих руках... Не знает, к счастью, красота старенья, Любовь к прекрасному живёт в веках .
Цель проекта:
Обоснование эффективности использования художественной обработки древесины в педагогической практике для развития творческих способностей.
Задачи проекта:
- Обеспечение необходимых организационных условий для развития креативности каждого ребёнка в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями;
- Расширить и углубить знания по истории и роли народного творчества, декоративно-прикладного искусства;
- способствовать развитию творческой активности учащихся.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой.
Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. То, что создает человек своими собственными руками - это ценное приобретение личности, выражение своей индивидуальности, удивительная возможность творить мир, открывать новые горизонты.
Столкнувшись с проблемой развития детского творчества на уроках трудового обучения, я заинтересовался декоративно-прикладным видом искусства, связанным с обработкой древесины и древесных материалов. Из всех видов данного ремесла мною выбраны выжигание по древесным материалам и художественное выпиливание.
Данные виды искусств позволяют:
- развивать у учащихся художественный вкус, их творческие способности;
- активизирует потенциальные творческие способности;
- помогает детям сосредоточить внимание на тонких операциях, приучает к аккуратности и точности, да и просто доставляет детям огромное удовольствие
- воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность в работе, ответственность при выполнении работы.
Выпиливание и выжигание по древесине не требуют наличия сложного оборудования, инструментов, приспособлений и материалов.
Предполагаемые результаты проекта:
В результате внедрения данного проекта я ожидаю, что мои дети научатся:
- планировать и организовывать рабочее место;
- рационально размещать инструменты и материалы;
- распределять рабочее время;
- контролировать ход деятельности;
- соотносить результаты деятельности с образцом;
- осуществлять сотрудничество при коллективной работе;
- соблюдать безопасные приемы труда при работе с различными инструментами, материалами;
- комбинировать материалы с целью улучшения дизайна и качества изделия;
- выбирать необходимые материалы и инструменты;
- оценивать процессы и результат своего труда;
- выполнять индивидуальные и коллективные творческие проекты.
Еще в далеком прошлом русские граверы и резчики создавали многие замечательные культурные ценности.
В нашей стране традиции художественной обработки древесины уходят корнями в глубокую древность. Наши предки, впитавшие красоту окружающей природы, стремились свой быт сделать более красивым, радостным. Издавна русский человек, «справив» избу и закончив полевые работы, принимался в бесконечные осенние и зимние вечера за художества. Древесина всегда была одним из любимых материалов.
Многовековая культура художественной работы по дереву имеет национальные традиции, которые передаются из поколения в поколение при создании бытовых, декоративных изделий, оформлении архитектурных сооружений. Дерево и в наши дни остается излюбленным материалом художников.
Выпиливание или сквозная резьба - старинный вид декоративно-прикладного искусства, традиции которого живы и в наше время. История художественного выпиливания берет истоки со II половины XIX века России, каждый раз совершенствуясь. Каждый, кто увлекается этим видом творчества, приносит в него что-то своё. Начинают же все одинаково – с азов ремесла.
Основные этапы работы
- Подготовка инструментов Подготовка материалов для выпиливания Перевод рисунка Работа лобзиком Отделка выпиленного изделия Соединение деталей Гигиена при выпиливании
- Подготовка инструментов Подготовка материалов для выпиливания Перевод рисунка Работа лобзиком Отделка выпиленного изделия Соединение деталей Гигиена при выпиливании
- Подготовка инструментов
- Подготовка материалов для выпиливания
- Перевод рисунка
- Работа лобзиком
- Отделка выпиленного изделия
- Соединение деталей
- Гигиена при выпиливании
Рабочее место и инструменты
1) Лобзик с металлической или деревянной рамкой, с набором пилок;
2) Ножовка или лучковая пила для грубой обрезки фанеры;
3) Коловорот или дрель с набором сверл для просверливания отверстий;
4) Три напильника (плоский, полукруглый и трехгранный);
5) Молоток весом 150 — 200 г для заколачивания мелких гвоздей;
6) Стамеска;
7) Плоскогубцы;
8) Кусачки;
9) Станок-подставка;
10) Перочинный или сапожный нож;
11) Отвертка;
12) Брусок мелкозернистый;
13) Комплект надфилей;
14) Линейка длиной 300 мм с делениями;
15) Угольник ученический;
16) Циркуль;
17) Кисть для клея;
18) Шило для прокалывания отверстий;
19) Клееварка;
20) Шкурки с мелкими и крупными зернами.
Подготовка материалов для выпиливания
Хорошим и доступным материалом для изготовления художественно оформленных изделий является обыкновенная двух - или трехслойная фанера. Для выпиливания необходимо подбирать здоровую и качественную фанеру: чистую и однородную по цвету, без сучков, трещин и отколов, хорошо высушенную и некоробленную; не имеющую на себе участков, пораженных гнилью или грибком. При подготовке фанеры к выпиливанию необходимо устранить все неровности на поверхности так, как они будут мешать плавному скольжению острия карандаша или ручки при нанесении рисунка
Перевод рисунка .
После устранения неровностей поверхность материала для выпиливания покрывают
копировальной бумагой, на которую накладывают рисунок и закрепляют канцелярскими кнопками или прищепками.
Далее рисунок обводят по контуру карандашом средней твердости или шариковой ручкой со стержнем без пасты
Работа лобзиком.
В рамке лобзика пилка закрепляется между концами дуги двумя зажимными винтами — верхним и нижним. Зубья пилки всегда должны быть обращены на внешнюю сторону рамки и направлены своими углами вниз к ручке.
Пилку необходимо закреплять с некоторым натяжением, так, чтобы при отводе ее в сторону прослушивался звон, в противном случае слабо натянутая пилка затрудняет выпиливание, произвольно уходит при работе от линии пропиливания (особенно при поворотах), оставляет нечеткий и извилистый пропил, что ухудшает внешний вид и качество изготовляемой вещи.
Отделка выпиленного изделия.
Выпиливающему надо помнить, что окончательную отделку изделия производят до сборки. Отделке подвергают каждую деталь вещи в отдельности. Края деталей и их внутренние контуры зачищаются более тщательно, так как оставшиеся неровности снижают внешний вид изделия, а в дальнейшем шероховатый пропил будет забиваться пылью. Изделие, изготовленное из дерева и хорошо отшлифованное, имеет приятный цвет, однако со временем он ухудшается, поэтому желательно его покрывать лаком. Это улучшает качество предмета и срок его использования.
Изготовленные изделия из дерева окончательно отделывают покраской, вощением, лакированием, полировкой поверхности.
Соединение деталей.
Соединение изделий, составленных из двух и более деталей, чаще всего производится на прямоугольных шипах, в виде выступов на внешних контурах деталей и соответствующих им вырезов и гнезд в смежных деталях. Все детали изделия собираются на клею, благодаря чему соединение получается прочным и внешне аккуратным, тем более, если шипы и их гнезда были выпилены без щелей, перекосов и отколов.
При склеивании деталей не следует обильно смазывать шипы и гнезда, чтобы избежать большого выжимания и подтеков клея. Если это случилось, то выжатый клей надо счистить щепочкой до его затвердения. Для сборки и скрепления отдельных деталей в одно целое применяют казеиновый или столярный клей.
Гигиена при выпиливании .
Рабочее место выпиливающего должно быть освещено таким образом, чтобы источник света находился спереди и слева, а в вечернее время лучше иметь большую электролампу на 100-150 ватт.
При работе необходимо сидеть прямо, не нагибаться и не наклонять корпус в стороны (вправо и влево). Инструменты при работе необходимо расположить таким образом, чтобы они находились под руками.
Во избежание попадания древесной пыли в организм надо дышать через нос. Образующаяся пыль при выпиливании застилает рисунок, поэтому ее необходимо сдувать.
Для предохранения одежды от пыли использовать фартук. Рисунок на материал надо переводить четко и ясно, чтобы его можно было рассматривать, не напрягая зрения.
Вначале работать продолжительное время лобзиком не рекомендуется, так как будут уставать руки, и особенно левая рука.
По окончании работы необходимо проветрить комнату и влажной тряпочкой протереть запылившиеся вещи. Лучше заниматься выпиливанием в летнее время на свежем воздухе.
Выводы
Творчество для любого человека – это вдохновение, замысел, логика, сопоставление, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем. Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый учащийся является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации.